Принципы построения предметно-развивающей
К 7-1.104 1171
Предисловие
INHN S K9814-332-7 |
В сборник вошли методические рекомендации посвященные теме организации и рационального использования предметно - пространственной среды в различных группах детского сада. Представлено содержание и назначение развивающих центров групповых помещений всех возрастных групп ДОУ общего типа, а также логопедических
Для сотрудников ДОУ, логопедов.
ББК 74.104
© Коллектив авторов, 2006
© Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности — вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и
поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Конечно, педагогам приходится постоянно проявлять творчество, потому что в условиях импровизации работа по готовому рецепту невозможна. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у младшего школьника, а от умения самостоятельно их находить и применять.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Р. А. Кирьянова
Предметно-пространственная среда в ДОУ
Как стимул интеллектуального, художественного
Рисование
Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили. Фоны разного цвета, размера и формы (5x7, 17x30, 45x30 см, прямоугольник, овал, круг). Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом).
Кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые. Подставки для кисточек. Стаканчики для воды. Салфетки для кисточек. Палитры для смешивания красок.
Подносы, на которые ставятся стаканчики для воды, стаканчик для кистей, салфетки для рук, палитры для организации рабочего места.
Вага для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому».
Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка
- Глина (влажная в закрытом контейнере — готовая для работы).
· Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.
· Холст, скалка для раскатывания глины.
· Стеки.
- Стаканчики для воды. Салфетки для рук.
- Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
- Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).
Аппликация
o Иллюстративный материал по ближайшей теме.
o Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).
o Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.
o Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.
o Подставки для кистей, кисти.
o Клееночки.
o Салфетки для разглаживания деталей и для рук.
o Ножницы на подставке.
o Ведро или тазик для обрезков.
o Клей в закрытой баночке.
o Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок,
o швабра или веник (детские).
o Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.
Центр науки (природы)является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде
зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве инте-рьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.
Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами — беспроигрышный прием современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет. Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию. Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за происходящим в соседнем уголке. В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.
Клетку с птицами лучше поместить на полку (стеллаж) рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нем содержится. Не следует забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данного центра. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.
Примерный набор оборудования центра наук
■/ Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
•/ Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.
•/ Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
S Литература природоведческого содержания (по тучагмои
и изученной темам).
S Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (ни формация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).
•/ Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
S Природный материал, материал для составления икебаны. V Информация по валеологии.
В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.
Центр ручного труда.Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определенное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к порядку.
Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки (совместно с родителями). Главное, чтобы у ребенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку.
Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно
21)
находилось оборудование для работы с тканью, кожей, деревом, природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т.д. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, национальных, половых особенностей детей.
Примерный набор оборудования центра ручного труда
Работа с канцелярским ножом
o Иллюстративный материал, образцы.
o Пооперационные карты с алгоритмом действия.
o Канцелярский нож.
o Плотная подкладка.
o Контейнер с цветной бумагой, картоном.
o Скрепки для соединения деталей.
o Карандаши для нанесения рисунка.
o Двусторонняя плотная бумага.
o Нитки, бусины.
o Клей, кисти, подставки, стаканчик, тряпочки.
o Емкость для обрезков
o Инвентарь для уборки.
Создавая развивающую среду в группе, педагоги порой не учитывают психологические особенности и интересы мальчиков, — ориентируясь при создании зон главным образом на девочек. Однако известно, что маленьким мужчинам нужна специфическая деятельность, обеспечивающая развитие их интеллектуальных способностей и ручных умений. Так, работа с деревом является привлекательным и доступным для мальчиков видом труда. Изготовление поделок из дерева с использованием простейших столярных инструментов способствует развитию руки ребенка, глазомера, наблюдательности, умения анализировать и представлять конструкцию в целом, выделять в ней составные части, устанавливать их соотношение по величине, размерам, положению. В то же время ручной труд развивает целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели.
Важно, чтобы в группе имелось специальное приспособление для данного вида деятельности. Это может быть детский специальный верстак с тисками для закрепления обрабатываемого материала. Могут также использоваться и обычные столы, но с более тяжелой крышкой — толстая крышка заглушает шум, возникающий в процессе работы с молотком, пилой.
Рядом с верстаком на укрепленном в стене щите хранятся столярные инструменты: молоток столярный, клещи, пила лучковая, пила лучковая в распиловочной коробке, пила-ножовка, пила-ножовка в распиловочной коробке, напильник, шило, деревянный молоток или киянка, тисочки, гвозди (ко-сариком и ножом пользуется воспитатель). Чтобы ребенку было легче ориентироваться при уборке, силуэт каждого инструмента (пила, молоток, клещи и т.д.) обозначается на щите с помощью прибора для выжигания. Здесь же в ящиках, на полочках, модулях на колесах находятся деревянные заготовки, гвозди, пооперационные карты с алгоритмом действий, образцы, готовые изделия, выполненные руками детей. Материал, который дается дошкольникам, должен быть по
возможности хорошо выструган, чтобы ребенок не оцарапался и при соединениях деталей не получалось щелей. Используются бруски, дощечки, строганные и пиленые рейки, кругляки (преимущественно из мягких пород дерева). Подсобный материал: катушки, проволока, обрезки ткани, кожи, пенопласт и т.д.
Во время занятий воспитатель формирует у детей способность самостоятельно поддерживать порядок на верстаке в процессе работы и по ее завершении, следит за тем, чтобы во время работы соблюдались гигиенические требования, правила техники безопасности, правильное применение исправного инструмента, хранение материалов, достаточное проветривание, правила противопожарной безопасности и охраны труда. Рабочее место дети убирают сами, пользуясь щеткой, совком, веником, небольшим ведерком для мусора.
Педагоги постоянно говорят о том, что ребенок является субъектом воспитания, что он — хозяин в группе, и в то же время продолжают прятать от него карандаши, кисточки, ножницы, стеки, иголки, забывая о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, и развивать пальцы — прямая обязанность взрослых. Необходимо повернуться лицом к ребенку, оказать ему доверие, не обеднять и не тормозить его развитие скудным оборудованием зоны самостоятельной деятельности. В домашней обстановке ребенка окружают стеклянные журнальные столики, витрины сервантов, дорогая техника. Он знает, где у мамы хранятся ножницы, иголки, спицы, а у папы — молотки и гвозди, которыми он, не нарушая правил, часто пользуется. Что же препятствует воспользоваться этими предметами не по назначению или испортить их? Наверное, чувство ответственности и самоконтроль, которые ограничивают свободу ребенка и в то же время раздвигают рамки для проявления самостоятельности в деятельности.
Конечно, в группе дошкольного учреждения нельзя раскладывать предметы повышенной опасности без предварительного ознакомления детей с ними. Каждый инструмент необходимо детально рассмотреть с детьми, познакомить детей с его качествами, свойствами, правилами обращения с ним.
Если начинать с младшего дошкольного возраста постепенно формировать у ребенка представление о правилах использования того или иного инструмента, то ребенок будет применять инструменты по прямому назначению.
Педагогу необходимо создавать условия для работы ребенка с различными инструментами, что сформирует у него опыт адекватного пользования ими в соответствии с их функциональным назначением, воспитает ответственное отношение к труду, разовьет самоконтроль, умение с удовольствием заниматься любимой деятельностью.
Центр занимательной математики.Удобное рабочее место может состоять из одного или нескольких столов на роликовых опорах, оборудованных выкатными секциями (тумбами) для хранения дидактического материала, навесными полками, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф.
Модульный принцип фланелеграфа (поле, состоящее из нескольких небольших квадратов) позволяет создавать всевозможные эффектные комбинации, а функциональные и компактные части (сектора) обеспечивают их комфортное использование. Такой фланелеграф можно сделать из коврового покрытия, подобранного по цвету в тон мебели или мебельного канта.
Примерное оборудование центра занимательной математики
o Счетные палочки, счетный материал (матрешки, грибочки,
рыбки и т.д.).
o Лабиринт.
- Пособия для нахождения сходства и различия.
- Головоломки.
- Составление целого из частей.
- Занимательные примеры.
- Задачи-шутки.
- Карты по мнемотехнике.
- Коллажи.
- «Танграм», «Колумбово яйцо», «волшебные круги» и т.д.
- Геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
- Веревочки разной длины, толщины.
- Ленты широкие и узкие.
- Линейки.
- Модели: года, дней недели, частей суток, часы.
Литературно-театральный центр.Принимая решение о том, где будет располагаться литературный центр, обратите внимание на окна. Если естественного освещения недостаточно, используйте дополнительные осветительные приборы. Это может быть торшер, создающий уют домашней обстановки, настенное бра, бра-«прищепка». Литературно-театральный центр может располагаться в спальне, вдали от мест активных игр детей. Мобильный столик, стулья, кресла или мягкие пуфики помогут создать комфорт и придать привлекательность этому уголку. Штора из бамбука или соломки поможет зрительно отделить литературный центр от других зон. Уединившись за такой шторой, ребенок чувствует себя защищенным; испытывая чувство комфорта, он отдыхает с любимой книжкой в руках. В то же время педагог видит уединившихся через ажурную занавеску. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к литературному центру.
Примерное оборудование литературно-художественного центра
- Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, в том числе юмористические, фольклор, энциклопедическая литература, детские журналы и т.д.).
- Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.
- Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сеюмы, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие) и т.д. S Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры).
- Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, буквы из наждачной бумаги, крупы, кожи и т.д.
- Литературные игры, игры с грамматическим содержанием. </ Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики.
- Оборудование для театрализации: ширмы, фланелеграф, маски, костюмы и детали одежды для ряженья, разные виды театров (настольный, пальчиковый, бибабо, перчаточный, теневой и т.д.).
- Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов. •/ Пособия по краеведению (символика родного города, страны): книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка, мнемотаблицы, рабочие тетради, поделки и т. д. •J Портреты поэтов, писателей.
Строительный центр.Благодаря встроенной мебели, изготовленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал (мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки: машинки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал хранятся в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.
Физкультурно-оздоровительный центр.Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.
При наличии места в групповых комнатах, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструкции из металлических труб или оборудование из дерева. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия: гимнастическая стенка, канат, веревочная лестница, трапеция, кольца, качели и другие приспособления. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор матов.
Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, металлические основы) должны быть прочно и надежно закреплены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологическим и гигиеническим требованиям.
Существенное значение имеет цветовое решение спортивно-игровых комплексов. Нежелательно использование слишком ярких, насыщенных тонов для спортивных снарядов. При выборе окраски физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок. Таким образом посредством решения задач эстетического оформления у воспитанников формируется художественный вкус.
К сожалению, не всегда есть возможность приобрести и установить спортивный комплекс. Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретатель-
ность, фантазию и «золотые руки» воспитателя. Коврики для массажа стоп можно сделать, наклеив на основу вырезанные из кожи, меха, резины и т.д. стельки, можно нашить на кон рик пуговицы разного диаметра или разноцветные полиэтиленовые пробки от пластиковых бутылок, установить контейнеры с наполнителем из фасоли, гороха, гречи. Для оздоровительной дорожки используются ребристые коврики, гимнастические палки, веревки разной толщины, диск «Здоровье» и другие приспособления.
Мелкий спортивный инвентарь, фрагменты оздоровительной дорожки хранятся в настенных карманах, выполненных из моющихся материалов, в ящиках на колесах, в пластмассовых или металлических сетчатых модулях (этажерках) на колесах, которые могут передвигаться за своим маленьким хозяином в любой конец комнаты.
Центр шашек и шахмат. Каждый профессиональный педагог знает, что хорошо развитое планирующее пространственное мышление и воображение определяет успех умственного развития ребенка и волевых качеств ребенка.
Формирование коры головного мозга, и главным образом ее лобных отделов, продолжается как минимум до 12—14 лет, а ведь еще Ч. Дарвин говорил, что всякий орган от тренировки развивается. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть-чуть, но выше их сегодняшних возможностей и способностей. Лучшего стимула к личностному росту никто еще не придумал.
Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию пространства и ориентации в нем. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что существенно повышает эффективность развития ребенка. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости.
Для данного вида деятельности лучше выбрать тихий уголок в группе (возможно, в спальне). Небольшой стол, л.на
уютных кресла или стульчика, скромная подсветка создадут атмосферу покоя и помогут играющим сосредоточиться. На стене можно укрепить поле из черно-белых клеток (по принципу фланелеграфа) для обыгрывания разнообразных вариантов ходов — дети смогут проводить шахматные партии не только на горизонтальной, но и на вертикальной плоскости.
Центр отдыха.Создавая развивающую среду, следует позаботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто по7 мечтать. Педагог организует такое место, отделив его от играющих детей стационарной или переносной ширмой из бамбуках или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребенку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.
Для оформления физкультурного заластоит выработать концепцию дизайн-проекта, т.е. определить алгоритм действий. Созданию особой атмосферы зала способствует порядок, согласованность всех деталей, их подчиненность главному — цели, к которой надо стремиться, и единая цветовая гамма предметов и элементов интерьера (ковровое покрытие, цвет стен, мебельного канта и т.д.).
Крупный спортивный инвентарь — шведские лестницы, стационарные тренажеры, щиты для метания — прочно крепится к стенам. Если имеются веревочные или «чудо-лестницы», канаты, их крепят к потолку. Желательно, чтобы это оборудование при необходимости задвигалось, перемещаясь по монорельсам для рационального использования помещений. «Чудо-лестница», имеющаяся в продаже, — достаточно дорогое оборудование. Но подобное приспособление можно изготовить способом макраме из толстой веревки. Родители окажут помощь в изготовлении и монтаже конструкции, позволяющей лестнице крепиться к потолку, а прочным карабинам — двигать это чудо как шторы на окнах. Специалисты по
охране труда ценят надежность конструкции для использова ния в дошкольном учреждении.
Окна защищаются разными способами. Традиционный способ — деревянные рейки. Более эстетично и стильно выглядит сетка (пластмассовая или металлическая в пластмассовой оплетке), которая продается в магазинах для садоводов. Сетка — приспособление многофункциональное и служит не только страховкой, но и основой для крюков, вешалок, кронштейнов, бумажных масок, скакалок и другого легкого инвентаря.
Удобная, встроенная и очень практичная стенка займет достойное место в зале. На закрытых полках разместится мелкое спортивное оборудование, в специальной секции — обручи разного диаметра. Выкатные тумбы хороши не только для хранения мячей разной величины, но и в качестве горизонтальной цели для метания. Шкаф для одежды и секретер предназначены для педагога.
В последнее время все большее распространение в практике работы дошкольных учреждений получило использование мячей-фитболов. В зале они занимают много места. А может быть, стоит их расположить на вертикальной опоре с помощью небольших крепежных карабинов? Основой послужит или защитная оконная сетка, или толстая веревка с петлями. Ее пропускают через вбитый в потолок крюк. С помощью несложного движения веревка опускается (как лифт), мячи снимаются с карабинов, а после использования крепятся обратно и с помощью веревки-лифта поднимаются к потолку. Приспособление смотрится эффектно, как гроздь разноцветного винограда, и удобно в эксплуатации.
Для зрительной гимнастики на потолке имеется специальный рисунок, позволяющий снимать зрительное напряжение.
Расписание занятий, различные графики, инструкции можно представить в виде «книжки», в которой каждая стра ница закрыта прозрачным моющимся материалом, и закрепить на стене. Такая конструкция не занимает много места и отвечает эстетическим требованиям.
Перечень оборудования для физкультурных залов наиболее полно представлен в книге Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевич,
М.А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ».
Вариативность дошкольного образования, современные программные комплекты и новые образовательные технологии предъявляют требования и побуждают к созданию определенных условий для формирования личности дошкольника.
Каким же образом следует действовать специалисту для реализации своей цели? Можно обратиться за помощью к профессиональным дизайнерам, но они вряд ли смогут учесть все методические тонкости при организации условий самостоятельной деятельности воспитанников. Есть возможность воспользоваться услугами организаций, которые пытаются помочь в оснащении современного образовательного пространства. Предлагаемые ими мебельные модули функциональны, эстетичны, но подчас не учитывают особенностей помещения. Имеется еще и такой вариант: последовать нашему опыту оснащения учреждения встроенной мебелью, спроектированной в соответствии с конфигурацией стен, ниш, оконных проемов.
М. Н. Полякова
Старший дошкольный возраст
Центры «Песок — вода» и «Наука и природа»:банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека
опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, формочки для печенья.
Центр «Искусство»:акварельные и гуашевые краски; баночки, миски, палитры; бумага различного размера; восковые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щетки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы, яичная скорлупа; ножницы; обводки; оберточная бумага; пенопласт; пластилин, игровое тесто; пооперационные карты; пуговицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО; цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.
Центр «Кулинария»:блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатки, поварешка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вилки, ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; рецепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, терки, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печенья; электрическая духовка.
Манипулятивный центр:балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.
Центр «Литература»:алфавит буквы; бумага, ручки, прописи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотеки чистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражнения для пальцев рук; книжки-самоделки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; различные виды театра.
Н. В. Нищева
Младшая группа
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей логопедической группы нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные измене-
ния обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, в связи с чем не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. В группе должны быть 2—3 больших надувных мяча, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка-кольцеброс. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия), в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих, игрушек и предметов-заместителей.
Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Для этой цели рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.
У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патологией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается центр экспериментирования «Мы познаем мир» — место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов:
«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в аквариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.
Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.
Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить», оснащенный наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза, наборами игрушек для проведения артикуляционной и ритмической гимнастики, подборками предметных картинок по из