По обучению СБО детей дошкольного возраста с нарушенным зрением
СБО относится к числу специальных, коррекционных занятий, которые проводятся с учётом индивидуальных, специфических, возрастных возможностей и особенностей дошкольников с нарушенным зрением.
Знание возрастных и специфических особенностей развития детей с нарушенным зрением позволяет предотвратить опасность диспропорционального развития у них психических функций, тесно связанных со зрением и определяющих чувственное познание. Полноценное развитие и компенсация вторичных отклонений при нарушенном зрении невозможны без проведения работы по СБО.
Обучение СБО слепых и слабовидящих детей требует создания адекватных условий обучения и воспитания.
Роль занятий по СБО, введение их в режим дня обусловлены трудностями детей в ориентировке, а также характером вторичных нарушений в развитии.
Проведение занятий по СБО в СДОУ должно строиться с учётом того, что в условиях зрительной депривации у детей отмечается недостаточность конкретной информации об окружающей реальности; неверное понимание взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире; трудности в классификации и дифференциации предметов по их общим, отличительным или функциональным свойствам. Указанные трудности объясняются наличием у детей бессистемных, нерасчленённых данных об объектах действительности.
Нарушение дистантности восприятия пространства, отсутствие возможности видения признаков предметов на расстоянии сказывается на понимании и осмыслении детьми действительности, на их СБО.
Дети с нарушенным зрением плохо видят глобально удалённые объекты, не различают многих признаков и свойств. Так проявляется зрительная обеднённость предметных представлений, а иногда незнание этих предметов и явлений вообще. Птицы, высотные здания, деревья, мир насекомых и многое др. не попадает в поле зрения детей со зрительной депривацией.
Наряду с трудностями восприятия удалённых объектов снижение остроты зрения ведёт к усложнению процесса восприятия графических изображений, ориентировки в пространстве. Благодаря занятиям по СБО, их коррекционной направленности происходит преодоление разрыва между практическими действиями и их словесным описанием; устранение чисто вербальных представлений о пространстве.
Отсутствие необходимых условий при обучении и воспитании детей с нарушенным зрением обуславливает появление у дошкольников неуверенности в своих силах, снижение стремления довести начатое до конца.
Таким образом, благодаря занятиям по СБО в СДОУ
1) у дошкольников с нарушенным зрением формируются предметные представления.
2) происходит приобщение детей к труду взрослых.
3) формируются представления о местности, в которой проживает ребёнок (за счёт наблюдений на улице, за счёт экскурсий вокруг ДОУ, по улицам города или посёлка. Дети целенаправленно учатся движению на улице).
4) формируются представления ребёнка о самом себе (ребёнок усваивает личную портретную характеристику, знает Ф.И.О.).
5) формируются представления об окружающих людях (за счёт того, что дети овладевают навыками культурного общения, социально приемлемыми нормами поведения). Это особенно важно, т.к. без специального обучения СБО при составлении словесных портретов, выделении элементов внешности дошкольники дают субъекту неполную и неточную характеристику. Так, например, из-за неточности зрительного восприятия дети не могут точно описать своих сверстников в группе, что тормозит общение, формирование коммуникативных навыков. В то же время формирование перцептивного образа другого человека является одним из исходных и принципиально важных моментов, обуславливающих развитие познания окружающего мира ребёнком и осознание самого себя.
6) формируются некоторые (доступные по возрасту) представления о явлениях общественной жизни (с 4 года обучения в СДОУ).
Ценность занятий по СБО, имеющих по преимуществу практическую направленность, заключена также в том, что благодаря им облегчается социально-психологическая адаптация слепых и слабовидящих детей к современным условиям жизни.
Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости