С1авя1ся ю по одну, то но другую сюрону ог линии и.1и

натянутой перевки.

Прыжковые упражнения.

♦ Прыжки на месте;

- чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например, мяч, лежит на иолу между стопами ног) и нош вмеае (предмет -то у носков, то у пяток но1);

- чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно -поочередно правая и левая нога впереди (предмеи например, гимнастическая палка лежит между стопами ног).

♦ Прыжки с продвижением, испольчуя в качестве ориентира линии (ориентировочная линия между стопами ног);

- чередование прыжков ноги врозь и ноги скрои но (поочередно впереди то правая, то левая Нога); то же, но с аналогичным движением рук вытянутых прямо перед собой -сверху рука, одноименная стоящей впереди ноге*.

- чередование прыжков но1И врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг друг>:

- чередование прыжков с поворотом и <эез! негр: прыжок с поворотом на 180 градусов, два прыжка вперед без поворота, прыжок с поворотом на 180 градусов, прыжок назад и т.д.

♦ Прыжки через предметы (набивные мячи, гимнастические палки и др.), уложенные по одной линии: на одной и двух ногах, попеременно - то на правой, ю на левой ноге;

- то же. но с гимнастическими палками, уложенными под углом^ друг к другу в виде ломаной линии.

♦ Прыжки по ориентирам (нарисованные мелом круги, разложенные определенным образом кольца и т.д.) на двух и на одной ноге.

Упражнения с мячом.

♦ Круги мячом вокруг туловища в горизон I альной плоское ги (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади - в правую руку). Затем сменить направление.

59То же во фронтальной плоскости (руки вверх -перекладываем мяч в -левую руку, руки вниз и назад -перекладываем мяч в правую руку).

♦ Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (по кругу; описывая восьмерку - вправо, влево).

♦ Подбрасывание мяча и его ловля, правой рукой, левой рукой, попеременно, перекидывая мяч с руки на руку - на месте и с продвижением; то же действие, но тыльной стороной кисти; то же действие с ловлей мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на 90, на 180 градусов.

♦ Дриблинг мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попеременно правой и левой рукой - на месте и с продвижением; то же с двумя мячами; ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры.

♦ Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рукой - поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног.

♦ Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем -разноименные. В виде варианта можно использовать это упражнение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками.

Упражнения с гимнастической палкой.

♦ Перехваты палки в вертикальном положении снизу вверх и сверху вниз; в горизонтальном положении - слева направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

♦ «Мельница» - вращение палки двумя руками на уровне пояса.

♦ «Вертоле!» - присесть, палка в руках, вытянутых вверх; врашая палку в горизонтальной плоскости, медленно выпрямляем ноги и поднимаемся на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в исходное положение.

602.7. Развитие внимания.

Упражнения на развитие внимания строятся по следующем) принципу: задастся условный симгал и соответствующая ем\ реакция. В ходе шры ребенок должен как можно быспрес реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражисниях необходимо поддерживав эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например, «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?»

♦ «Стоп - упражнения». Ребенку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав коюрый. ребенок должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит продолжить движение. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется». «Замри - отомри» и др.

♦ «Условный сигнал». Этот прием можно применять как на двшак'льных, так и на когнитивных заняшях. Выполняя какое-либо ' действие (;ши1 ательные упражнения. рисование, обсуждение и т.д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), дети должны (на каждом занятии выбирается что-то' одно) прислушаться к тому, мю происходит вокр\г: посмотреть по сторонам; почувствовать свое состояние и т.д.

♦ «Запомни фигуру». Дети бегают по комнате иод музыку. Как только наступает пауза, каждый ребенок должен воспроизвести фигуру, показанную до начала музыкальною фрагмент.

♦ «Зеваки». Дети идут но кру|у. По сигнал) иедакма (звонок, хлопок, свисток, колокольчик п т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

♦ Задается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или действия (перекрестные и односторонние движения), или упражнения («кошка» и «кобра»). Каждый раз, услышав си1нал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем со второго на первое и т.д.Развитию внимания способствуют также упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается два - три условных сигнала и соответствующие им -реакции, которые ребенок должен запомнить.

♦ «Хлопки». Дечи свободно передвигаются по комнате, на один хлопок педагога каждый ребенок должен присесть на корточки, на два - сделать «ласточку», на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками.

♦ «Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Педагог договаривается с ними, чго, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (и присесть), если слово «вода» -вытянуть руки вперед (и наклониться вперед), слово «воздух» -поднять руки вверх (и встать на носочки), слово «огонь» -произвести вращение рук в лучезалястпых и локтевых суставах (и повернуться кругом).

♦ Перед занятием педагог задает условные сигналы: один хлопок - посмотреть вверх - вниз, направо - налево и прямо; два хлопка - прислушаться к звукам вне комнаты; три хлопка -закрыть глаза и почувствовать свое состояние. Во время занятия, услышав один из условных сигналов, ребенок выполняет соответствующее ему задание (около 10 секунд).

♦ «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из перечисленных выше сигналов, первый ребенок поднимает вверх правую руку, на второй - второй и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке поднимать левую руку и т.д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

♦ «Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху нал головой, второй третьему - снизу между ногами и т.д.-Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед, становясь первым, и начпнас! игру с начала.

62///. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующеп функции психомоторных процессов.

Уровень 111 - уровень предметных и символических действий. Он обеспечивает нрофаммнрованпс. регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управляя работой нижележащих уровней.

Центральным здесь является налмодальный синтез, базирующийся на взаимодействии всей совокупности афферентаций от I и II уровней, а ведущим мошвом - смысловая сторона действия. Движения данного уровня включены в состав предметных или символических действий.

Дисфункциями данного уровня являются:

несформированноегь произвольной саморсмуляшш; трудности произвольной регуляции на этапе соиания программы и/или на этапе се реализации; упрощение программы, персеверации; снижение самоконтроля;

- трудности перекодировки вербальной и пространственной информации;

полевое поведение; тенденция к инакшвностн. аспонтанности;

- отсутствие навыков совместных действий, эмоционально-личностная неадекватное! ь.

Решение задач III уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, т.к. программирование, регуляция и контроль являются непременными условиями успешного выполнения любой деятельности.

Именно на III уровне речь идет о качественно новом этапе в развитии предметной (ручной) ловкости, т.к. оценивается конечный результат смысловой цепи движений, результат всего действия в целом.

В произвольном действии можно выделить три основные черты:

631. побудительной силой его является принятое человеком решение:

Наши рекомендации