Работа с мышечными зажимами.

Следующим планом являемся направленная работ с локальным мышечным напряжением. Этиупражнения могут быть включены в разминку в начале занятия. кома последовательно сверху вниз разминаются определенные группы мышц. Они же позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в ее управлении, тем самым дополняя и развивая схему тела. Каждое изупражнений выполняется 3-5 раз. Подчеркнем, что педагог обязан вначале помочь ребенку понять то или иное упражнение, т.е. буквально зафиксировать руками каждую часть, тела ребенка и все изменения, которые с ними происходят во время упражнения.

I) Упражнения лежа на спине.

• Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на солнечном сплетении, другая - на пупке. На вдохе прогибаем спину вверх с опорой на плечи и копчик; на выдохе - вернуться в исходное положение, при этом руки надавливают вниз, помогая пояснице коснуться пола.

• Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем спину с опорой на плечи и копчик, па выдохе поясничный отдел позвоночника опускается, а голова и плечи приподнимаются так, чтобы ребенок мог увидеть свои колени.

• Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь другой руки, согнутой в локте - под головой. На вдохе спина прогибается вверх с опорой на плечи и копчик, на выдохе - локоть руки, которая находится под головой, касается противоположного (или одноименного) колена, при этом поднимается верхняя часть туловища и подтягивается колено.

• Согнутые в коленях ноги слоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги - с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

• Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем - аналогично работают обе ноги одновременно.

• Ноги лежат на полу. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая нога вытягивается вместе с носочком.

• Поднять ноги, делать ими движения, имитирующие езду на велосипеде.

• Лечь на спину (прямые ноги слегка развести; прямые, слегка разведенные руки лежат на полу над головой), изображая всем телом букву «X». Оттягивается пятка правой ноги и левая рука - по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Так же выполняется по другой диагонали.

• И.п. - прижать колени к груди и обхватить их руками. Качаться па спине, прокатываясь по полу. Другой вариант - перекаты то на правый, то на левый бок.

• Из положения на спине (прямые руки лежат на полу нал головой, ноги вытянуты) несколько раз перекатиться всем туловищем направо, затем налево как «бревнышко».

• Ползание на спине вперед и назад (при помощи рук и плеч).

2) Упражнения лежа на животе.

• И.п. - голова лежа на кисти согнутой в ломе руке (другая рука вытянута вдоль т вдоль гы г яму ла, ногггела) и «смофпг» в сторону локтя.

- Приподнимаем локоть, не меняя исходного положения головы. Смена рук.

- Голова поднимается так. чюбы ребенок мо1 увидеть свои пятки. Смена рук.

- Голова вместе с локтем поднимайся гак. чгобы ребенок мог увидеть свои пятки. Смена рук.

- Поднимается противоположная нога. Смена рук и по!.

'- Поднимаются вместе голова с локтем и противоположная нога. Смена рук и ног.

• И.н. -обе руки сошуты в лок1я\. лоблежш на ладонях.

- Одновременно поднимаются оба ломя. Вочвра! в п.п.

- Поднимается голова вмееме с локтями, при этом гла.ы смотрят вверх. Возврат в ни.

- Поднимаются обе ноги. Вошра! в п.п.

- Поднимаются вмесю голова с локтями н ноги. |.кпа смотрят вверх. Возврат в и.п.

• И.и. - руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч. Представьте, как будто Вы кобра: медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот. приподнимите верхнюю часп. фювиша. прогните спит. Ягодины и ноги при тгом должны быть расе /аблены и лежа п. на полу. Вернигесь в исходное положение и раселабыеск не задерживай гс дыхания.» Лежа на животе с подогнутыми стопами (пальцы лог сюяг на полу), положить ладони под плечи, затем, сгибаясь в пояснице, поднять бедра и таз как можно выше, опираясь на стопы и ладони, пока верхняя часть туловища, руки и плечи не будут на одной линии, расположенной под углом 90 градусов к выпрямленным ногам. Вес гелл должегг быть равномерно распределен между стопами и кистями рук, ия1ки стоять на полу, спина и руки смо1рсть вперед. Стопы на ширине плеч, ноги прямые. Дети пробуют двигаться в такой позе (вперед, назад, вправо, влево), при этом им следует пыхтеть и громко топать.

• Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая газ, выгибаем туловище вверх; ноги «подходят» к рукам, затем руки двигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног все время кои тактируют с полом.

• Руки вдоль тела, ноги прямые. Схватить согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаемся на животе вперед - назад.

• Из положения лежа па животе встать, опираясь на колени и ладони, бедра и руки перпендикулярно полу. С вдохом откиньте 1 олову назад и прогните позвоночник вниз. С выдохом подбородок - к груди, спина вьпибается вверх как у кошки.

• Ползать, изображая, как ползают различные животные.

• Ходить на четвереньках, изображая, как ходят различные животные.

3) Упражнения сиди па полу.

• Ссс1Ь на полу, скрестив ноги, спина прямая. Схватитесь руками за голени. Вдыхая через рот, выгнитесь вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустите нижнюю челюсть на грудь, выгните спину назад. Голова при этом но возможности остается па чэдном уровне.

• Сесть со стопами, сложенными вместе; захватить сложенные стопы руками, сплетенными в замок, колени в сюроны. Пя1ки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер по возможности расслаблены (поза «бабочки»). Движение бедрами нот, подобно взмахам крыльев бабочки.

18• (_СС1Ь С 11Ы1ЯИу11.1\1М ВПСрСД НОШММ. 11<1К1ОНМ1Ы.Я ВПСрС1 С

прямой спином и захват п> большие на.п,им ног. При пом ука «цельный и средний пальцы обхшпын;)юг большой п» юн ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку Обячаю.м.но ко ют! держан, прямыми (сели не получаеи-я схвашться за пальцы тн, возьми 1ссь >а тиколткп пли 1а икры).

• Сидя на коленях и пяжах. пемпою иаклоншесь внере |. опираясь па руки Широко о1крыи. рок максимально вмемпп. язык наружу и издан» |ромкпй и счрашный «львиный рык»

• Сидя, скрести» нош, спина прямая; принесIи р\ки к плечам (чс!ыре пальца направлены к шее. большой па чем и,нал. плечи параллельны полу) Выполняем свободные покором налево - направо. Желт ел ыю по во.можносш максима и»мо скручипа!Ь потопочиик; гопона 1акже поворачивается па юно и направо, сначала в одну сюрону с 1слом. ,«пем - в противоположную

• Сссп> на ЯК1Д1ШЫ 1ак. чюбы на колено правой ноги км м левая ия1ка. упор на пальцы юной руки Правая р\ка держикя за левое плечо. Смофим >а некое плечо, ра шорачиваясь всем

туловищем. То же - в дру| ую сюрону.

• Сидя, скрести, нот; взмачивай, руками по юбне крыльям птиы (сирость у ребенка, какую тип> он изображает). Важно держа и. спину прямой.

• Сидя на коленях и на пя1ках. схватиться *а гоченоеюнные суставы или пяжи, подай, ни ниерел и вверх. Iолова свобо ню

откидывается назад. Облемкмшыи вар«гаш, с ко юрою можно начинать'но упражнение, слоя на кочечях (кочени па шпрнне плеч). посмавы с ладони на поясницу и постепенно откидывай к*сь назад, поднимая кп как можно выше вперед и вверх.

• Сесть на колени и на шпкп (а не между ними), наклони 1ссь вперед, пока лоб не будег :1еж.пь па полу Р\кн вдоль (уловшца. кист рук рядом со сюпамн. ладони смо»ря|

вверх. Другой вариант положения рук: руки вьнянуты вперед, ладони вместе.

• Сидя на коленях и на пятках, постепенно отешгься

назад, сначала опираясь на локш. а шем на гоюву. Р\ки свободно лежат вдоль 1уловшца. Выходи п. из позы ьчкже постепенно, в обратом порядке.

• Сесть на корючки, опираясь на пальмы ног и р\ь. р\кп

между коленей - как лжушка. Иодпрьпнуть высоко вверх иоиусшться обраию на корточки. Другой вариант прыжков -вперед (чем дальше, тем лучше). ,

• Сидя на ягодицах, слегка наклонитесь назад и обопритесь на сошутые в локтях руки, приподнимите согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачиваясь вперед - назад, крутитесь вокру| своей осн.

4) Упражнения стоя.

• Потягивание. Вста1ь прямо, нош на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка сошутымн. и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.

• Перекаты головы. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание сосредоточено па мышцах шеи с намерением как можно более их расслабить. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сторону.

• Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание сосредоточено на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления:

- выполнить контрастное напряжение и расслабление 'мышц плечевого пояса;

- поднять и опустить, отвести назад, затем вперед плечевые суставы - одновременно и попеременно;

- врашать плечами вперед и назад, прогибая спину назад и вперед;

- поднять вверх правое плечо и повернув голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватите правую надостную мышцу и на выдохе опустите плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же - с левым плечом.

• Разминка и расслабление рук:

- встряхнуть руки, как будто Вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растере гь руки от плеча к кисти и обратно, как будто Вы

20чамерчлп; последний юный) рачмятьплечи. 11 (•с'ГТТТттс'ПТТг^гТ^^Ттг^ рук. Выполни!ь кои IрасI нос напряжение н расслаб 1снис рук.

- прошение рук и плечевом. ломевом и .тучодшясшом суставах (нперед и начал; обе руки в одну строну, в рашыс стороны); псе внимание должно бы п. обращено на ощущения в разминаемых суставах:

- расшранис и рачмннка пальцев рук: вращение в пальцевых суставах - последовакмьпо каждый палец изображает «змснк\» (если не получас 1ся нужное движение, помочь дру| ой рукой):

- "подними 1С правую руку вверх; разминайте правую рук\. двигая се в чоырех направлениях (вперед, назад. о| себя и к себе), левая рука при тюм придерживает плечо правой руки и оказываем сопротивление се движению (на выдохе): ю же - с левой рукой.

• Одна нога впереди, согнута в коленном суенже. пальцы смофяг прямо вперед. Другая нош вытяну 1а начал, стопа повернута иод углом 90 градусов вовне. Вес юла должен быть смещен на выставленную вперед но1у. Рука, одноименная с ногой, стоящей впереди, вытянув вперед, как - будто держит лук, другая рука - максимально отведена назад, как бы натямшасг тетиву лука. Руки расчятвакл воображаемый лук так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить в другую сторону.

• Встать прямо, ноги тирс плеч; полням> прямые р\ки в стороны па уровне плеч ладонями тип:

- медленно наклони 1ься влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и.п. Не сгибать но1 и рук при наклоне вниз и подъеме из него. Тоже выполнить для правой руки и ноги;

- медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Осииься в пом положении пя!ь сскхпл и вернуться в и.п. Не а ибгпь ног и рук при наклоне вниз и но.тьеме из него. То же выполнить для левой руки и правой но1 п.

• Повороты в стороны. Ноги на ширине плеч, новоро! влево - левая рука движется назад, правая рука лежит на облает сердца: поворот вправо - правая рука назад, левая на сердце и т д. Движения свободные и рпзмашиеше Голова шкжс поворачивается вместе с туловищем.

• Скручивание корпуса. Ноги на ширине плеч, слежа согнуты в коленях, сюпы параллельны друг др>ту. Руки

мполноеп»ю расслаблены. Скручинаи> (ело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Следите ча тем, чтобы подошвы ступней всей плоскостью касались пола и не отрывались от него при поворотах; поддерживайте позвоночник вер шкальным, представляя его неподвижной осью вращения, и максимально расслабляй 1С мышцы корпуса.

1.5. Повышение устойчивости.

Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, г.е. «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь -является привлечение внимания к контакту тела с полом Необходимо расслабшь брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

• Для того, чюбы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе: перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения; приподнять левую йогу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле.

• Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

• Упражнения па развитие устойчивости и раскрепощение суставов (внимание направлено на ощущения в разминаемом суставе):

- и.п. - встать на одну ногу, согнув другую в тазобедренном и коленном суставах так, чтобы бедро было параллельно полу. Врашать бедром сначала по часовой стрелке, потом против (голень и стопа при этом расслаблены). Сменить но1 у;

- и.п. - то же. Жестко фиксируя положение бедра и колена, описывать стопой горизонтальные круги, вращая I олень сначала по часовой стрелке, потом против (стопа при этом расслаблена). Сменить Н017;

- встать па одну йогу."согнув другую п колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда.

22Описан 3-5 крути, сменим» напраи юте на прошвоио питч' Сменим* но1 у и выполним» ю же движение лрчюп нотн:

- перенесМ1 нес юла па правую но1у (нот немноюсош) ы в колене), а левую слегка прпполням» нал иолом (тиа прямая), руки он) тепы. Вратам, сюпу в тленоеюнном сусчаве. описывая носком ноги вер шкальный кру|. Пекле 3-5 вращений поменян» направление вращения на прогивопо.южное. 'Заюм сменить но1у.

• Ноги на ширине плеч, колени слежа согнуты, спина прямая. Выполняем перекаты с мыска на ня«ку и обра I но, кием перекаты с наружной на вну|рентою поверхность стопы и обра мю.

• Сесть на корточки, полошвы ног полностью с?ои| ни полу, руки свободно лежат па коленях Более лежни вариант упражнения - приседаем до тех пор. пока тмки не начнут отрыва м»ся о г пола.

• И.п. - ноги шире плеч, руки рассрочены Разверните правую ногу на 90 1радусов вправо, левая нога стоит прямо. На выдохе согните правое колено, чувствуя напряжение в левом бедре. На вдохе выпрямите кочено. Повторите 3 раза. Вернитесь в исходное положение и ю же сделай гс для левой но! и.

• Ноги вместе, делаем широкий шаг вперед правой ногой, оставляя ее согнутой в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы параллельны друг другу: персноси\гвсс 1С 1а на правую ногу. На выдохе приседаем на правой ноге и одновременно опускаем пятку левой нош на иол. ч\вств\я напряжение в икре и амиловом сухожичин. 11.1 вдохе приподнимаемся на правой 1101с и одновременно Офыпаем левую пяжу от пола. Повторить 3 раза. Помсшмь но1 п.

• ДНкми шире плеч, немноюсоппчы в коленях, носки слегка развернуты внутрь. Руки не касаююя юла. слечка окрумены. опушены вниз, ладони разверну!ы на им. Спина прямая. Г.ина закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, предаавляя как напряжение «стскасг» по юлу вниз.1.6. Работа с патологическими ригидными телесными установками.

Особое внимание елсдуел уделить рабою с 1сми патологическими ригидными юлеснмми упапопкам. которые ограничивают и обедняют движения ребенка.

«Развязка» синкинемй является, может быть, наиболее трудоемкой и сложной задачей как дли ребенка, так и для педагога, т.к. непременное условие этого _- перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных с точки зрения энергетики и иннервации формул движения.

Если выполнение движений на одном из уровней - глаза, язык, руки, диафрагма, ноги - вызывае) непроизвольное оживление на других уровнях, ю мы будем говорить об имеющихся синкинезиях, т.е. о информированности авюномных движений по уровням. Например, при письме у ребенка двигается язык и напрягаются ноги или при чтении он принимает неестественную, вычурную позу, или при слежении тазами за предметом задерживает дыхание с последующей остановкой взора, или одновременно с .движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживлениия и \.д.

Оснрвной методический прием «развязки» синкипезий заключается в фиксации одного (или нескольких) из паюлогически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно кошролируемой (без внешней опоры) самим ребенком, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. После этого в -активность включаются оба уровня одновременно: задаются разные движения для каждого уровня.

Например, стоя на одной ноге и выполняя вращательные движения в голеностопном суставе другой ноги, ребенок одновременно непроизвольно вращает пальцами или кистью на одной или па двух руках. Развязка этой синкинезии (руки - ноги) проходит в три этапа: сначала ребенок стоит на двух слегка согнутых в коленях но1ах, педагог привлекает его внимание к контакту с полом (чувство опоры), а на руки дастся определенная нагрузка (например, вращение в кистях или вращение пальцев). Следующим этапом рабочы будет закрепление рук и кистей (на

24поясе, на каком-чибо иредчече и I и ) с одновременной н«мр\ »к«>Г| на нош (например, выполнение исходного упражнения) Закпючшельиьш май - ребенок стоит на левой ною е вытяну! ычи кперел руками и выполняс! врапшельпые движения в 10ЛСНОС10ННОМ сусшпс правой нош с олнопремспным подниманием правой кист и опусканием левой кист

Другим примером ивчянися обильные мимические, в г.ч. оральные комплексы оживления, возникающие одновременно с движением р\кн. В лом случае рекомендускя.

- маркировка у1яжели1счем руки, дейепше ко юрой выбываем наиболее яркие синкниелт с лру| ими частями тела.

- перенесение проичволыю! о внимания ребенка, например, па нош: -в этом случае ему преллагасюя. проговаривая какие-нибудь слова или скоро!оворки, О!стукипи1!> ритм иоюи:

- удержание в этой руке длительною екпическою напряжения (например, вьпянутые руки с сильно сжатыми кулаками): ребенок при эюм может петь песни, ироюваривать скоро!оворки, вращать ногами «педали». ироде пивать дыхательные или гла ю-двша 1сльныс упражнения.

Иногда Вам придется в буквальном смысле «чансмеигировать» ребенка: руками он крепко обхв.нывасг себя, ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты - и тлько посче этого приступагь, например, к выполнению глаюлписисльныу упражнений. Не исключено, чю при этом Вы сами вынуждены будете фиксировать голову и плечи ребенка.

Формирование автономных движений но уровням логично начина>ь с «рачвязки» синкннечин «глаза - язык». |.к. во-первых, иаюлсмическля связь этих уровней довольно часто вотумеюя при анализе имеющихся синкппезпи у большинства дегеп. во-шорых. она является очень энергоемкой лтя ор!;иипх1а в целом, в-трстьих. оптимальное взаимодействие именно этих \ровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и г.л

• Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой Нлчинаекя отработка движений 1лаз по четырем основным (ввер.х, шип, направо, палево) и четырем яспомот тельным направлениям (по лилюпалям): сведение глаз к центру. Каждое из движений дспается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на рассюянш: лок!я и, наконец, около переносицы. О»к> совсршаси'я в медленном темпе (о) 3 до 7 сскун 0 с фнк'сакпен вкрайних положениях; Причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений - ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем - передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой, а затем обеими руками вместе. Все упражнения выполняются последовательно в положении лежа на спине, сидя и стоя.

• После того, как эти упражнения усвоены, можно копыта 1ься совместить их с дыхательными упражнениями: движение - на фазе глубокою вдоха, удержание в крайнем латеральном положении - на фазе задержки вдоха. Возврат в исходное положение сопровождается в начале тренировки и усвоения упражнений пассивным выдохом. Успешным результатом считаеюя тот, при котором каждое направление движения глаз согласуется с равными отношениями фаз дыхания (см. 1.1.).

• Голова фиксирована. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, фсугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и'т.д.: па расстоянии вытянутой руки, на расе юя ни и лок1Я и около переносицы. Упражнение выполняется последовательно в положении лежа на спине, сидя и стоя. ч

Педагог здесь следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

• ПсДагог «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и 1.Д., коюрые ребенок должен опознать и назвать.

• Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз (по четырем основным и четырем вспомогательным направлениям).

• Упражнения для губ и языка широко применяются в логопедической практике, поэтому мы перечислим лишь некоторые из них:

26.- удержание губ п улыбке (передние верхние и нижние 1уС>ы обнажены); вытягивание губ вперед трубочкой; череловаиис положении губ: в улыбке - трубочкой: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

- язык широкий; я ник узкий: чередование положении языка: широкий - узкий;

- подъем языка за верхние «убы; чередование движений языка вверх - вниз, в глубь рта - приближать к передним нижним резцам;

- приоткрыть рот и кончиком языка «почиет ть» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны - делая движения языком сначала из стороны в сторону, ноюм ситу вверх: облизать губы: переводить язык из стороны в сюроиу. сверху вниз.

Следующие упражнения, займем нова иные из актерской практики, иомоииот бороться с вялостью речевою аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяют репертуар соответствующих КИПСС1СТПЧССКПЧ (аршкуляцнонных) и кинетических син 1езов.

• Тренировка нижней челюсти.

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно обрывать рот. Эю связано с работой нижней челюсти.

- И.и. - голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкпуп»!. На сче1 «одни» челпчмь ошскаося на расстояние ширины двух пальцев^ (среднею и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних ре шов: губы сохраняю» округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем. чюбы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании мелкими. На счет «два» фиксируем огкрыюс положение ры: на счс! <'три>» рог закрыт (счет ведется про себя). Упражнение иовюряскя шесть раз подряд.

- И.п. то же. Па счем «один* челюсн» он>скае1ся: ни счет «два» челюсп. двшаемся пира по (реп раскрьи): на счс1 »гри» челюсть снова опускается; на счем «чемыре» челюсп. лишается влево; на счи «пяп.» челичль снова оникаемся: па счет «шесть» челюсть выдвп1ае1ся вперед; на счс1 «семь» чоносп. возвращаемся и исходное положение. Упражнение ионюржмея 2-3 ра»а. Дс.тать его нужно медленно и осторожно, тбоая речких движений.

• Тренировка губных мышц.

- И.и. - зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном сосюянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их движение вперед). Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.

- И.п. то же. На счет «один» губы собираются в «пятачок»: на счет «два» «пятачок» двигается вправо: на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет «четыре» «пятачок» двигается вперед, затем все движения в той же последовательное! и повторяются 3-4 раза.

- И.п. то же. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а за1ем. стараясь не разжимать «пятачок», делать круговые движения: вправо, вниз, Влево, вверх: повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.

- И.п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» губа возвращается в исходное положение.

- И.п. то же. На счет «один» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счет «два» губа опускается. Упражнение повторяется 3-4 раза. ч

- Нижние зубы касаюгся верхней губы и легко почесывают ее, затем го же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется 3-4 раза.

- И.и. - губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опушена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко раскрывается. Упражнение повторяется 3-4 раза.

• Тренировка мыши языка.

Подвижность и точносгь работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, сю передняя часть, спинка, корень.

- И.п. - рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка

28полПнмаеки * верхним не^Л1Н1и'''1у<МЧ|. та"сиУ^йщ*ятт-онускается и М.11. (копчик языка у нижних ре шоп): мл счс1 <чрн» кончик языка поднимасгся к альвсочам: на счо «чсиирс» и(мк и ил'.; на счет «пяти» кончик языка за альвеолами; ни сам «ннчмь» о н.п. Упражнение повторяется 3-4 раза.

- М.п. ю же. На счет «один» осIрым копчиком языка коснутьея внутренней стороны левой щеки: на счет «дна» -ннутренней стороны правой теки. Эти движения иовторяюкя 3-4 раза бе» перерыва: при чгом необходимо елслшь. чтобы нижняя челюсть не двигалась.

- И.и. го же. Положить язык нгюско. чтобы была видна задняя оенка глотки (пому помогает глубокий вдох через роО. Упражнение тренирует и небную занавеску, коюрая поднимается кверху при |дубоком вдохе через рок

- И.п. то же. Па счс| «один» высунуть язык тик. чтобы почувствован, напряжение и уздечке, затем верим ь ею к исходному положению. Упражнение повторить 3-4 раза.

- И.п. то же. Копчик ячыка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и нанравляекя вперед ю.шком от корпя.

- 1*от открыт, кончик языка прижат к внутренней* стороне зубов. При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуемся щелчок. Следить за тем. чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубам.

- Копчик языка плотно нрпж;и к нижним передним пбам. между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько миллиме!ров). Одновременно с выдохом через рог язык про1 ибистся в передней част, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним. ославляя небольнпю щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель между языком и верхними резцами. Упражнение повторяется 3-4 раза. Необходимо следить за тем. чтобы язык не выходил за черту ".'л бе».

- Кончик языка высовывается наружу и двшастся между Iуоамн сначала но вертикали, и затем по юризоша.ш. при этом чуиств>стся напряжение в уысчке >пыка. При выключении юлоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

- ')ю упражнение дастся лчя феннровки небной <ана вески икорня языка. Губы сомкнут ы, язык лежит плоско, кончик - у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос. опускать нижнюю челюсть, по возможности глубоко, при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоюрос время задержав это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат работы мыши, раскрой 1е губы и посмотрите в рабочее зеркальце. Вы увидите, что маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя с (емка глотки.

Проделайте упражнение 4-5 раз, стараясь увеличить время, при котором небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти - сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка, как при сомкнутых, так и при открытых губах.

• Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются движения глаз, описанные выше, в сочетании с фиксацией или движениями мышц языка и челюсти:

а) сильно сжатые челюсти; '

б) максимально открытый рот, язык спрятан;

в) максимально открытый рот, максимально высунутый язык;

г) движения языка направлены в ту же. сторону, что и взор;

д) движения языка направлены в противоположную от взора сторону.

Очевидно, что все перечисленные упражнения с глазами и языком постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя, стоя.

По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног. они также включаются в эти блоки упражнений.У. 7. Нашитые целостного Фраза те.ш.

Ра житие «чувствования» сносго |сча стюсобсг»>С1 обогащению и дифференциации ссисоркР" информации ш самого тела. Необходимым щесь является чиакомсгво реСчнка с я М.1КОМ выразительных движений.

Выразительные движения являют» неотъемлемым компонентом эмоционально!!, чувственной сферы чс.ювека. 1.к. нет такой эмоции, переживания, которые М |1е выражались в телесном движении. В роулмагс дети «У'пнс чуисшуин и осошикч свое тело, свои чувсша и псрсж1»««»»я. могут оо.тсе адекватно их вырашть; понимание себя лисч и понимание телесной жспрсссии друтх. т.е. развитие выразительных двнже1*ий ребенка как средства самовы^жсиия и общения влияет также и на ею общие коммуникативные навыки, соиавая дополни дельные условия для ранипия.

Занятия но развитию невербальной коч1МУ"||качич дслякя на три лапа:

\< Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление кошама с собственным телом, невербальное выра>'С1П|С сосюянин и оиюшений (рассмо1ре11ы в уровне 1).

2 Парные упражнении сиособегзуют расширению «открыюстп» но отношению к паршГРУ - способщкш чувствовгпь. понимаиэ н принимал» его (расемофеиы в у)ч>вне

И)-

.?. Групповые уирамешни» чепс» ор1а*"'-»"чи«» совмеанои

ЛСЯТСЛЫ10СШ дают ребенку навыки вчанмод<"С1т1я в клмскшве (рассмотрены в уровне III).

Прсдлгиасмые »десь упражнения направлены на •знакомство с возможное 1ями и свойствами своею собс1вснною тела. Оаювиая «адача при их выполнении - Кьт> внимательным к вочникающим ощущениям и чувствам.

_• Дс1 ям предлагается:

- свобЧ^дмо двигаться но комнате, не кленясь друг др\1а с разной скоростью (медленно, быстро, мякси4111-11'110 быецмч чуть медленнее и макснмалино медленно); с рачшчным угх>вне\»напряжения (максимально напряженно» поочередно нанря1ам и расслабляя разные I рупны мышц, максимально расслабленно);

- попробовать вспомнить и воспроизвести различные ощущения (холод, тепло, вкусовые ощущения и запахи);

двигаться самыми ' разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.

Все эти и аналогичные упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные; мягкие - жесткие; сильные - слабые; тяжелые - лс1кие; непрерывные - отрывистые; свободные - с сопротивлением.

-• Игры со сменой ролей «Рыбки и водоросли» (плавные, легкие движения водорослей - па месте.и рыб - с передвижением в «воде») и «Облако и камень» (движения тяжелые, законченные -камень и легкие, плавные, непрерывные - облако).

• «Ртуть». Дети стоят в кругу. Педагог предлагает представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например, ртутью. Педагог: «Я ввожу ртуть (или масло) в твой указательный палец. Ты должны заполнить жидкостью все суставы твоего тела. Упражнение выполняется медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки».

• «Страна кукол». Дети оказываются в волшебной стране, где живут все игрушки. «Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, ччо были детьми. Игрушки, которые мы гак любили в детстве не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну. И мы, став большими, встречаемся с ними в своих снах, воспоминаниях. Сегодня мы отправляемся в эту страну. И мы сами немного побудем разными куклами».

- «Гуттаперчевая кукла». Движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). Дети осознают напряженные места в теле, учатся чувствовать, понимать ограничения и возможности своего гела, управлять им.

- «Пластмассовая кукла». Напряженное тело. Законченные движения (с точками).. Дети развивают способность сохранять равновесие, запоминать и удерживать позу.

- «Марионетка» (кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям

32ее толп). Упражнение направлено па осожаванпс капрон движения.

- «Сноболная кукла». Индивидуальный ганец и гом образе, который выберет ребенок.

• «Насос и налуниая кукла». Деги рачбивакнея на пары. Один - надувная кукла, нч ко горой выпушен воздух, лежш совсрп1снно расслабленно па полу. Другой - «накачивает» кукл\ воздухом с' помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и проичнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняйся вочдухом. се част распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно - кукла напрягается. дсрсвснсо. может лопнуть. 'Закачивание необходимо вовремя закончи 1Ь. ')ю время окончания надувания ребенок с «насосом» определяет по состоянию напряжения 1сла куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нес насос. Воздух постепенно выходит ич куклы, она «опадае!». Эго прекрасное упражнение на расслабление - напряжение, а шкас первый опыт парного взаимодействия на уровне ошлшенпя определенных свойств. 1ела другою человека ;цч обоих участников.

После выполнения каждою упражнения проводи кя обсуждение в кругу дс!сй с получением обратной связи от каждого ребенка но принципу «Мое тело может быть...».

В заключении описания упражнений I уровня хотелось бы отмсти, необходимоен> >чега вчиянпя му»ыкп. цвета и китов па соматическое и психическое сосюянне человека. Известно, чю сочетание перечисленных выше факюров может оказывай, различное воздействие - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее. веке 1 а на вливающее. успокаивающее,

расслабляющее и т.д. По >тому продуманное применение музыки, цвет и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополни тельный потенциал для ралммия ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, ор

Наши рекомендации