Семантическая модель архетипа

Удобной формой описания архетипической информации являются семантические модели. Позволяя отобразить только часть свойств архетипа, они все же дают минимальный набор знаний о его свойствах и взаимодействии с другими архетипическими образами. Ну а дополняя эту информацию опытом переживания архетипа в ИСС, вы сможете существенно обогатить и расширить свои представления о нем.

Основой семантических моделей служат представления о смыслах, качествах архетипического объекта, упорядоченные в семантическом пространстве. При этом каждый такой смысл, качество в свою очередь является архетипом. Иными словами, каждый архетипический образ описывается как комбинация свойств других архетипов. Т.е. множество архетипов является своеобразным алфавитом, словарем для своего собственного описания.

Как мы уже говорили, в принципе все архетипы являются проекциями, "тенями" некоего бесконечно сложного объекта (архетипа Бога), однако в реальной практике работы в ИСС можно выделить три важных класса архетипов:

· Архетипы миров (пространства - времени);

· Архетипы сущностей или в более широком смысле объектов (включающих живую и неживую природу);

· Архетипические смыслы, образы, качества.

В более широком смысле все три вышеперечисленных класса являются смыслами, однако на практике такая классификация оказывается очень полезной.

Естественно реально одновременно работать со всеми архетипами сразу не возможно, поэтому выделяются отдельные классы архетипических свойств, качеств, на языке которых описываются соответствующие особенности архетипа. Используя геометрическую аналогию можно сказать, что каждый класс образует многомерную поверхность, на которую проецируется соответствующее качество архетипа. Естественно, что для разных классов архетипов будет разным и набор таких проективных поверхностей, описывающих наиболее существенные качества.

Так для архетипа мира (пространства - времени) можно выделить следующие наиболее существенные классы качеств:

· размерность пространства - времени;

· особенности прохода и выхода из этого мира, траектория перехода;

· естественный ландшафт, география;

· обитатели, облик и повадки;

· особенности технико-магической цивилизации (если она есть);

· возможные опасности, способы их преодоления и профилактики;

Естественно при дальнейшей детализации каждый из таких классов (проективных поверхностей) будет распадаться на подклассы и т.д.

Аналогично для архетипа сущности тонкоматериального мира можно выделить следующие существенные качества:

· включенность в тонкоматериальную иерархию Богов и Духов, место в верованиях, мифологических системах и религиях народов земли;

· тайное имя (имена), родословная;

· места обитания (миры, области миров);

· облик (основные разновидности внешности, в которых она обычно появляется, характерные геометрические образы);

· цикл развития (продолжительность жизни, посмертный цикл);

· поведение (образ жизни, повадки, питание, секс-размножение, социальные отношения);

· возможности перемещения между мирами (в плотном или тонком теле, трансформация внешности и поведения при переходе);

· магические возможности;

· правила поведения при контакте (что любит, чего не любит, боится, способы установления доброжелательных отношений, получения поддержки или помощи);

· методы защиты при возможной агрессии.

Подобные знания о сущностях, духах и образуют багаж опытного шамана и мага. Хотя конечно весь спектр вышеперечисленных качеств известен далеко не всегда. Особенно сложно узнать настоящее имя духа, т.к. это дает власть над ним.

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное рассмотрим пример с архетипом Бога Меркурия, очень популярного в античной мифологии и средневековой алхимии. Меркурий (греческое имя Гермес) очень сложный бог, олицетворяющий в себе противоположные начала, его основной архетип связан с превращением, трансформацией. Соответственно он олицетворяет первозданный хаос, в котором перемешаны все виды материи, все силы, присутствует гигантская энергия жизненная энергия, творческая мощь. Эта первичная субстанция носит название aqua vitae - вода жизни. Если эта гигантская энергия вырывается на волю, над ней утрачивается контроль, она превращается в страшную разрушительную силу, джинна, вырвавшегося из бутылки. Эту демоническую ипостась Меркурия часто символизируют буревестником (вестником беды), драконом, разъяренным львом. Ее называют неистовым Меркурием, Эраносом. Овладев человеческим воображением, она толкает на безудержное разрушение, упоение битвой, кровожадное исступление (как, например, у берсерков или во время революций, бунтов).

Об этом говорил К.Юнг в своей знаменитой лекции "Дух Меркурия", прочитанной в 1942 г во время второй мировой войны, когда кровавая страсть к разрушению охватила миллионы людей. Он обсуждал двойственную природу воображения, способного пробудить творческие способности, любовь, создание прекрасного. Но с другой стороны проявиться в разгуле ненависти, жестокости, жажде убийства.

Двойственность Меркурия проявляется в его вероломстве, коварстве. Будучи связан с трансформацией, превращением, переходом он покровительствует тем, кто находится в пути и сам выступает в роли посредника между материальным миром и тонкоматериальной реальностью. В частности, он провожает души умерших в потусторонний мир.

Будучи укрощен, поставлен по контроль, он превращается в созидательную силу, дух, запечатанный в бутылке, яд, который в малых дозах служит лекарством. Отсюда и атрибуты жезла Гермеса (две перевитые змеи) на чаше со змеями - символе современной медицины.

Другой символ Меркурия - кролик, казалось бы, мало соответствует его архетипу. Однако он встречается в самых разных не связанных между собой традициях, даже в Сибирском шаманизме. Все это говорит о его архетипическом, не случайном характере. И действительно в своем аспекте, связанном с водой жизни aqua vitae он символизирует либидо, сексуальную силу, энергию, плодовитость. А кролик во многих культурах воспринимается как символ сексуальной неутомимости, плодовитости. Это общее качество, по-видимому, и сделало его одним из олицетворений Меркурия.

Как такие ассоциативные связи описываются в семантическом пространстве показано на рис. 10. Каждый из архетипических образов (Меркурий, кролик, буревестник и т.д.) проецируются на множество архетипических качеств. Причем каждая "проекция" задается функциями распределения, описывающими, как сильно то или иное качество представлено в соответствующем архетипе. В принципе эти функции задаются на всем многомерном семантическом пространстве, но реально рассматриваются только те части, где их значения достаточно велики. Соответственно там, где возникают пересечения функций распределения разных архетипов, особенно имеющих достаточно большие значения, появляются ассоциативные связи типа: архетип - его символ.

Семантическая модель архетипа - student2.ru

Интересно, что такая архетипическая символика проявляется даже в художественных произведениях. Например, в книге Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" проводником и спутником Алисы является белый кролик. Вспомним, что в одном из своих аспектов Меркурий выступает в качестве посредника, проводника между материальным миром и тонкоматериальной реальностью.

Образ Меркурия символизирует еще одно характерное качество архетипа - одновременное присутствие темного и светлого начала. В каком аспекте проявится архетип, зависит от ситуации, конкретного контекста. Поэтому в разных культурах один тот же архетип может выступать в диаметрально противоположных качествах. Например, в современной Европе змей (дракон) предстает как символ зла, демонических сил (в Библейской традиции Сатаны). В странах Востока этот же архетип воспринимается двояко, кроме негативного, с ним связывается и мощный позитивный аспект. В Индии это Кундалини мощнейшая творческая энергия, дремлющая в человеке. В Китае, Японии дракон символ защиты, созидательной мощи, творческого потока энергии, пронизывающего пространство-время (линии дракона). В Тибетской культуре, особенно добуддистской (Бон) змеи очень важный символ, в основном с позитивным значением (наги).

Похожая картина и с числовой, нумерологической символикой. В Христианской традиции негативное значение связывается с числом 13 и 666 (число зверя), а на Востоке эти числа не ассоциируются с чем-то негативным. В то же время для Японца число 4 олицетворяет смерть, 9 - мучение, а числа 3,5,7 считаются счастливыми. Правда, в числе 4 можно проследить общее с Европейской символикой. Это нумерологический эквивалент креста, распятия - символа мученической смерти, сумма цифр 13 так же дает 4.

Можно сказать, что культуральный контекст, конкретная ситуация выступают как своеобразный фильтр, вырезающий в функции распределения архетипа ту или иную часть. На рис. 11 это иллюстрируется архетипом дракона и его двумя "профильтрованными" проекциями: в Европейскую культуру (олицетворение зла, сил хаоса), и в Китайскую традицию (символизирует, так же, и творческую созидательную энергию, если находится под контролем).

Семантическая модель архетипа - student2.ru

Знание всего разнообразия значений архетипа позволяет трансформировать его негативный аспект в позитивный. Так человек европейской культуры увидев во сне змею, может зафиксироваться на ней как на негативном, зловещем символе. Подавленный страх усилит концентрацию внимания на отрицательном аспекте архетипа и сможет проявить его в реальности. Человек же знакомый с восточной традицией или с европейской эзотерикой и мистицизмом, концентрируя внимание на положительном аспекте архетипа, сможет сделать реальным именно его (в данном случае возможно восприятие змеи как символа скрытой мудрости, огромной энергии бессознательного, нуждающейся в контроле). То же самое остается справедливым и для архетипических образов встреченных в тонкоматериальных странствиях.

Наши рекомендации