Особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП
Для успешного формирования пространственных представлений необходимо, чтобы все органы чувств или анализаторы полноценно функционировали. При взаимодействии друг с другом они образуют сложный системный механизм. Двигательно-кинестетический анализатор является важнейшим органом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды и соответственно принимает основное участие в образовании и преобразовании системного механизма восприятия пространства [26].
Сложный системный механизм восприятия пространства постоянно развивается, так как в процессе становления находится структура высшей деятельности человека. Основной причиной такого становления является взаимное функционирование двух сигнальных систем и плавный переход к доминированию второй, которая является основой речи и логического мышления [26].
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП нарушено и имеет свои особенности, связанные с повреждением головного мозга и особенностями общего развития этих детей [23].
У детей с детским церебральным параличом важную роль в отклонениях психического развития играют двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Например, недоразвитие опорно-двигательного аппарата, проявляющееся в нарушении важных двигательных функций (удержание головы, ее повороты) и глазодвигательные патологии способствуют ограничению поля зрения, что так же способствует недостаточному восприятию окружающего, снижению произвольного внимания и познавательных процессов в общем.
Нарушения двигательных способностей делают предметно-практическую деятельность неполноценной. Что в свою очередь влечет за собой недостаточное развитие предметного восприятия. Недостаточная двигательная активность усложняет манипуляции с предметами, их восприятие на ощупь. Совокупность данных нарушений с недостаточным развитием зрительно-моторной координации и речевых возможностей могут быть причинами недостаточности функций коры больших полушарий, в первую очередь несформированных представлений о пространстве [27].
Явно проявляющаяся патология анализатора отвечающего за движения в совокупности с различными сенсорными расстройствами и повреждением системы межанализаторных взаимосвязей у детей с ДЦП обосновывает нарушения различных видов перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание и т.д.), тактильного восприятия, нарушение восприятия пространства и времени [27].
В работах И. Ю. Левченко выделяется недостаточность представлений о пространстве у детей с детским церебральным параличом, которые проявляются в нарушении схемы тела. То есть представления о ведущей руке, о частях лица и тела формируются значительно позже, чем у здоровых сверстников, также выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Только в ходе специального обучения формируются и усваиваются такие пространственные понятия, как спереди, сзади, между, вверху, внизу. Детям с ДЦП не просто определить пространственную удаленность, то есть они заменяют понятия «далеко», «близко» словами «тут» и «там». У них возникают затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) [27]. Таким детям сложно воспринимать целостный образ предметов, то есть у них вызывают сложность задания, связанные со сбором пазлов или со строительством из мелких деталей какой-либо конструкции. Нередко у детей с ДЦП выявляются оптико-пространственные нарушения, при этом им сложно рисовать, писать, воспроизводить геометрические фигуры. В рисунках наблюдается неправильное восприятие пространственных отношений между отдельными предметами и их элементами, также можно увидеть смещение рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении. Выявляется очевидная зависимость между тяжестью двигательных нарушений и степенью выраженности нарушений о пространстве [28].
Дети с атонически-астатической формой церебрального паралича с трудом узнают перевернутые, перечеркнутые изображения и заштрихованные, бывает, что они испытывают трудности при выделении фигуры из фона и при выделении основой фигуры на сюжетной картине Об избирательном характере этих расстройств и невозможности их объяснения за счет нарушений общего интеллектуального развития свидетельствует относительная сохранность выполнения вербальных заданий, отмечающаяся как зарубежными, так и отечественными авторами[28].
Нарушения двигательно-кинестетического анализатора могут сопровождаться патологиями зрительного анализатора, например нарушается плавность движения глаз, возникает снижение остроты зрения, нистагм, трудности при переключении взора с одного предмета на другой и др.
Ж. Пиаже утверждает, что лишь при совместной работе зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов возникает полноценное восприятие о пространстве, которое формируется в течение первого года жизни посредствам активной практической деятельности ребенка (осматривания, ощупывания, поворотов головы, глаз и тела). К сожалению, у детей с ДЦП этот процесс отстает в развитии. Именно поэтому при нарушении работы одного из трех анализаторов происходит изменение ориентировки в целом, а при ДЦП зачастую отмечается нарушение работы сразу нескольких анализаторов, что соответственно ведет к более сильному повреждению представлений о пространстве.
. Двигательная патология детей с церебральным параличом затрудняет развитие не только тактильного, кинестетического, зрительного восприятия, но и зрительно-моторных связей, которые являются центром сенсорной организации человека [18].
Формирование пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом является одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы, так как правильное осознания пространства способствует изучению и закреплению новых навыков в разнообразных видах деятельности.
Однако, чтобы достигнуть каких-либо результатов в данной практике, необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, нельзя работать со всеми детьми с ДЦП по одной программе, чтобы сдвинуться с мертвой точки [29].
Так как движение является основной и исходной формой активности, определяющей познание ребенком мира, соответственно чувственная основа пространственной ориентировки формируется благодаря сигналам, поступающим от мышечно-суставного аппарата. Под влиянием проприоцептивного, кинестетического контроля ребенок начинает ощущать себя, свои позы, происходит становление произвольных движений, направленных на окружающий его мир. С развитием самостоятельного передвижения происходит совершенствование мышечного чувства.
Дети с ДЦП слабо осознают собственный двигательный опыт, так как у них сильно поражен двигательный анализатор, так же у них нарушается произвольная регуляция движений, и не формируется полное представление о собственных движениях. Они недостаточно осознают собственное "я" в пространстве, испытывают затруднения при ориентировки в системе координат, в которой точкой отчета является сам ребенок [10].
Таким образом, рассмотрев особенности зрительно-пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом, можно сделать вывод, что формирование представлений о пространстве играет значимую роль в жизни таких детей и нуждается в качественной профессиональной помощи.