Глава i. особенности развития детей с дцп

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, несмотря на все более улучшающуюся базу научных исследований разного рода заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение, одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы детей всё чаще является детский церебральный паралич, или ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. По статистике, из 1000 новорожденных церебральным параличом страдают 6 детей [3].

Детский церебральный паралич возникает на стадии раннего онтогенеза в результате недоразвития или повреждения мозга. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые контролируют произвольные движения, речь и другие функции коры больших полушарий [5]. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, пcихических и речевых нарушений ребенка, основными в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием – с возрастом и под действием cвоевременного и правильного лечения состояние ребенка, как правило, улучшается. Однако число больных детей не сокращается, потому данный факт по сей день включает в себя множество открытых вопросов для исследования, не теряющих своей актуальности [7].

Если отталкиваться от анализа научной литературы, то он показывает, что у детей с церебральным параличом формирование пространственных представлений нарушено, и имеются особенности, связанные c поражением головного мозга и особенностями развития этих детей – ребенок тяжело воспринимает и запоминает такие понятия, как «cправа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и т. п. [7].

Формирование пространственных представлений зависит от полноценной работы опорно-двигательного аппарата, что является главным нарушенным звеном при ДЦП. Соответственно значительный недостаток представлений о пространстве у таких детей приводит к трудностям в обучении, а так же в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом затрудняет ориентацию в окружающем их пространстве, препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций [6].

Другими словами, теоретического материала, который продолжает активно пополняться, по данному вопросу достаточно, но все же эта тема ещё не до конца освещена, что подтверждает теоретическую и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

В цели данной курсовой работы входит проведение теоретического анализа особенностей развития проcтранственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также изучение ранее разработанных методических рекомендаций, направленных на их формирование.

В совокупности с целями поставлены для решения следующие задачи:

1. исследовать клинические особенности ДЦП, а именно: определить их понятие, этиологию и патогенез, формы ДЦП;

2. рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП;

3. выявить особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП;

4. предложить методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений.

Для проведения данного исследования использовались теоретические методы, позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: анализ научной литературы, изучение публикаций и статей, а также метод системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы детально рассмотрена и исследована, по итогам предложены методы коррекции зрительно-пространственных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, на основе чего можно сделать следующие выводы.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, приводящее к инвалидности ребенка. В связи с распространенностью данного заболевания проблема сформированности пространственных представлений ребенка младшего школьного возраста в настоящее время должна теоретически и методически продолжать разрабатываться.

Важно отметить, что одной из причин, усложняющих формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является умственная отсталость.

Проблема пространственных представлений является одной из ключевых в современной психологии и коррекционной педагогике. Пространственные представления являются одной из основных составляющих познавательной деятельности человека, и уровень их сформированности имеет большое значение для психического развития, усвоения знаний и навыков. Развивая пространственные представления, возможность человека управлять своим телом, мы развиваем мозг.

Ведущими в клинике ДЦП являются двигательные нарушения, которые препятствуют нормальному развитию пространственных представлений ребенка. Многочисленные исследования, проведенные в рамках этого вопроса, указывают на недоразвитие пространственных представлений у детей с ДЦП, и возможность их формирования только в условиях целенаправленного обучения.

Цели данной курсовой работы, а именно: проведение теоретического анализа особенностей развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, разработка методических рекомендаций, направленные на их формирование были достигнуты путем решения следующих задач: были исследованы клинические особенности ДЦП, определены их понятия, этиология и патогенез, формы ДЦП; рассмотрены психологические особенности детей с ДЦП; выявлены особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП; предложены методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений, включающие в себя комплексную программу формирования данных представлений у детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Галкина О.И. Развитие пространственных – представлений у детей в начальной школе. – М.,1965.

2. Еременко И.Н. Особенности двигательных действий с мячами у дошкольников с церебральным параличом. – Дефектология,1986,№ 5.

3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

4. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию зрительно- пространственного восприятия у детей с церебральными параличами. – М..1976.

5. Кулакова Н.С. Развитие пространственных представлений школьников // Школьные технологии. – 2003. – №5.

6. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1999. – №1

7. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1996. – №4

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.- М., 2001.

9. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно – педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. В кн.: Медико – социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП./ Под ред.К.А. Семеновой.- М.: ЦНИИТЭТИН, 1991.

10. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.

11. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. М.:Просвещение, 1991

12. Методические рекомендации по коррекции затруднений формирования пространственно – временных представлений у детей с церебральным параличом. Составитель Н.В.Симонова. – К.,1982.

13. Мусейбова Т. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Дошкольное вопитание.-1987.-№4

14. Мухина B.C. Возрастная психология. 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия".

15. Микфельд Я.О. Система коррекционно – развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников // Логопедия. – 2004. №4(6).

16. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- 2-е изд., дораб.- М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

18. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост.Е.С. Рапацевич. -Мн.: "Современное слово",2005.С.478 20.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: 1998.

19. Развитие пространственных функций у детей с церебральным параличом с помощью компьютерных и настольных игр // Школа здоровья. – 2004. – №4.

20. Специальная психология: Учебное пособие / Ред. В.И. Лубовский. -М.: Академия, 2003.

21. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. -1981.-№4.

22. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. -М.: – 2005.

23. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей школьного и дошкольного возраста: практ. пособие / Н.Я. Семаго. – М: Айрис – Пресс, 2007.

24. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000.-№1

25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка. // Школьный психолог. – 2000. – №34

26. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология.- 2000. – №1.

27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностика пространственных представлений ребенка // Школьный психолог. -2000. – №35, №36

28. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание,- 2006.- №1

29. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Изд. Центр "Академия", 2002.

30. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. – М., 1998

31. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М.: "ГНОМ и Д", 2004.

32. Титова О.В. К проблеме формирования пространственных представлений у детей с ДЦП // Коррекционная педагогика. 2005 №2.

33. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2ОО5.-№1

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, несмотря на все более улучшающуюся базу научных исследований разного рода заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение, одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы детей всё чаще является детский церебральный паралич, или ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. По статистике, из 1000 новорожденных церебральным параличом страдают 6 детей [3].

Детский церебральный паралич возникает на стадии раннего онтогенеза в результате недоразвития или повреждения мозга. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые контролируют произвольные движения, речь и другие функции коры больших полушарий [5]. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, пcихических и речевых нарушений ребенка, основными в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием – с возрастом и под действием cвоевременного и правильного лечения состояние ребенка, как правило, улучшается. Однако число больных детей не сокращается, потому данный факт по сей день включает в себя множество открытых вопросов для исследования, не теряющих своей актуальности [7].

Если отталкиваться от анализа научной литературы, то он показывает, что у детей с церебральным параличом формирование пространственных представлений нарушено, и имеются особенности, связанные c поражением головного мозга и особенностями развития этих детей – ребенок тяжело воспринимает и запоминает такие понятия, как «cправа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и т. п. [7].

Формирование пространственных представлений зависит от полноценной работы опорно-двигательного аппарата, что является главным нарушенным звеном при ДЦП. Соответственно значительный недостаток представлений о пространстве у таких детей приводит к трудностям в обучении, а так же в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом затрудняет ориентацию в окружающем их пространстве, препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций [6].

Другими словами, теоретического материала, который продолжает активно пополняться, по данному вопросу достаточно, но все же эта тема ещё не до конца освещена, что подтверждает теоретическую и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

В цели данной курсовой работы входит проведение теоретического анализа особенностей развития проcтранственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также изучение ранее разработанных методических рекомендаций, направленных на их формирование.

В совокупности с целями поставлены для решения следующие задачи:

1. исследовать клинические особенности ДЦП, а именно: определить их понятие, этиологию и патогенез, формы ДЦП;

2. рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП;

3. выявить особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП;

4. предложить методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений.

Для проведения данного исследования использовались теоретические методы, позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: анализ научной литературы, изучение публикаций и статей, а также метод системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Наши рекомендации