Формирование квазипространственных
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
IV этап. Этот этап посвящен формированию, в первую очередь, числовых, временных и через них иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким образом, именно на этом этапе формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.
На подэтапе 4А чрезвычайно важной является возможность закрепления (или овладения) числовым рядом через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направлении (слева-направо). Например: первым (в крайне левой позиции) изображается яблоко, вторым — груша, третьим — банан и так до десяти изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано до какого-либо из изображений и, соответственно, после него.
По аналогии и одновременно с этим анализируется число перед каким-либо (то есть предшествующее число) и число
после какого-либо или за каким-либо (то есть последующее число). Понятно, что каждому из нарисованных изображений присваивается номер, соответствующий порядку изображения. При этом акцент делается на том, что, определяя число «за каким-либо», мы движемся по ходу вектора (стрелки), а определяя число «перед каким-либо», — против него. Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» — справа от него в числовом ряду.
После отработки этой темы детьми школьного возраста необходимо «опредмечивание» перехода через десяток, то есть работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Удобно использовать для этого схему в виде спирали,
каждое кольцо которой представляет собой соответствующий
десяток, то есть разряд числа. Особое внимание в данном
случае должно уделяться «направлению» движения по век
тору увеличения числа: точно так же, как и в предыдущей
схеме, число за будет находиться по ходу стрелки, а число
перед, соответственно, — против направления вектора. Опыт
показывает, что такое «опредмечивание» разряда гораздо
проще и адекватнее для понимания сущности разрядности
числа, чем используемые в настоящее время «лесенки» или
«линейки». ,.
Подэтап 4Б целесообразно начинать с анализа временного распорядка дня ребенка. Предварительно дается схема суток с опорой на вектор движения времени. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее.
После этого схематичным образом описывается распорядок дня, дается четкое направление хода времени. Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материале распорядка дня.
После чего на аналогичной схеме прописываются последовательности:
• времен года. Здесь анализируется, какое время года было до, какое — после, какое — между;
• дней недели;
• месяцев в году.
Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например, понимание конструкций:
после какого времени года наступает
перед каким временем суток бывает ... и т. п.
V этап. На этом этапе формируются навыки ориентировки
и анализа времени на циферблате стрелочныхчасов. Анализи
руются представления что было раньше, что позже, что до ...
что после ..., то есть что произошло вначале, что потом. В пос'
леднюю очередь, после сформированного анализа по этим пози
циям, отрабатывается узнавание времени на всем циферблате.
VI этаппосвящен формированию сравнительных степеней
прилагательных. Формируется понимание и анализ континуу
мов качества (в рамках работы с антонимами).
На этом этапе прорабатывается пространство качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных понятий, таких как: высокий-низкий, широкий-узкий, тонкий-толстый и т. п.
Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах понятий: добрый-злой, хороший-плохой через все пространство (континуум) заданного качества.
Аналогичным образом проводится работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий (маленький; лутъ больше, чем...; еще больше, чем ...; большой и т. п.).
VIIэтап является завершающей частью программы и представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование и формирование ребенком сложных речевых конструкций. Предполагается работа с инвертированными или пассивными речевыми конструкциями.
Далее в зависимости от возраста ребенка и задач поставленных психологом возможно продолжение работы с языковыми конструкциями уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составления рассказов, сказок, как совместно (то есть каждый ребенок добавляет одно предложение с использованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так и самостоятельно.
В дидактических материалах темы занятий распределены по сериям следующим образом.Работа начинается с уровня тела (формирование схемы лица и тела: серия 1), переходя куровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве (серия 2). Работа над овладением пространственными представлениями в речи (серия 3) и квазипространственными (языковыми) представлениями (серии 4, 5) должна осуществляться только при условии овладения и свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях пространственных представлений.
Целесообразно проводить так называемое «Вводное занятие». На этом занятии сначала дети знакомятся друг с другом (если это не дети, воспитывающиеся или обучающиеся в одном коллективе) и с окружающей обстановкой. Затем им предлагается оценить, где они находятся и как можно словами объяснить, определить то место, где каждый из них в данный момент находится. Подобное введение в работу можно провести в виде игры «Кто где находится», «Где я спрятался». Таким образом, дети знакомятся с понятием место в пространстве, оценивают, как это можно объяснить с помощью слов.
Раздел I ^