А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара
В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:
через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;
через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.
Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.
Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.
При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.
Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.
Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.
Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).
При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.
Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.
Эвакуация инвалида производится:
через тамбур тормозного конца вагона на носилках;
через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.
А.9 В вагоне-ресторане
При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).
Сторож (во время его отдыха официант) обязан:
- подготовить пути эвакуации;
- оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);
- после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).
Рабочий по кухне:
- подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;
- оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);
- после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).
Повар:
- после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).
Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия - официант) обязан:
- оповестить посетителей о необходимости эвакуации;
- обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;
- руководить эвакуацией посетителей;
- после эвакуации принять посильные меры к тушению пожара.
Официант:
- помогает эвакуации посетителей;
- после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара.
В нерабочее время:
Сторож вагона-ресторана:
- останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);
- обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;
- оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);
- перекрывает торцевую дверь и открывает боковые тамбурные двери;
- принимает посильные меры к тушению пожара.