Инструкционно-технологическая карта
на разборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402
№№ ПП | Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. | Кол-во точек воздействия | Инструмент и приспособления |
Отвернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел. Инструктивные указания Отворачивать болты равномерно – от середины к краям – крест -накрест. | Ключ гаечный торцовый 10 мм. | ||
Снять крышку 8 коромысел с уплотнительной прокладкой 9 в сборе (рис.1). Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Отвернуть гайки 5 с шайбами крепления боковых стоек 4 оси 10 с коромыслами (рис.1). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот. | ||
Отвернуть гайки 6 с шайбами крепления средних стоек 3 оси 10 с коромыслами (рис.1). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно – от середины к краям. | Головка сменная 17 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот. | ||
Снять ось 10 со стойками и коромыслами в сборе (рис.1). Инструктивные указания Снимать осторожно. | |||
Вынуть штанги 2 из толкателей 1 (рис.1). Инструктивные указания Вынимать осторожно. Штанги укладывать в верстак в соответствии с порядком цилиндров двигателя. | |||
Отвернуть гайки 31 с шайбами крепления головки 30 блока цилиндров (рис.2). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно – от середины к краям – крест-накрест. | Головка сменная 19 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот. | ||
Снять головку 30 блока цилиндров с впускным 14 и выпускным 15 газопроводами в сборе (рис.1). Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку 29. | |||
Снять уплотнительную прокладку 29 головки блока цилиндров (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить втулки-прижимы на гильзы 28 цилиндров и зафиксировать их двумя гайками (рис.2). Инструктивные указания Установить втулки-прижимы на каждую пару гильз. Заворачивать гайки равномерно. | Втулки-прижимы, головка сменная 19 мм, ключ-коловорот. | ||
Отвернуть гайки 19 с шайбами крепления привода 20 датчика-распределителя (рис.1). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Вынуть привод 20 датчика-распределителя из блока 39 цилиндров (рис.1). Инструктивные указания Вынимать осторожно. | |||
Отвернуть верхний штуцер 18 с уплотнительными шайбами 17 в сборе крепления нагнетательной трубки 22 к масляному фильтру 16 (рис.1). Инструктивные указания Отворачивать осторожно, не допуская падения уплотнительных шайб. | Ключ гаечный 24 мм. | ||
Отвернуть и снять нижний штуцер 24 с уплотнительными шайбами 25, с редукционным клапаном 23 и с нагнетательной трубкой 22 в сборе (рис.2). Инструктивные указания При отворачивании нижнего штуцера, придерживать нагнетательную трубку рукой. | Ключ гаечный 24 мм. | ||
Вынуть нижний штуцер 24 с уплотнительными шайбами 25 и с редукционным клапаном 23 в сборе из нагнетательной трубки 22 (рис.1). Инструктивные указания Вынимать штуцер осторожно, не допуская падения уплотнительных шайб. | |||
Отвернуть гайки 26 с шайбами крепления корпуса 16 масляного фильтра (рис.1). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно – крест-накрест. | Головка сменная 13 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот с удлинителем. | ||
Снять корпус 16 масляного фильтра (рис.1). Инструктивные указания Снимать осторожно. | |||
Отвернуть гайки 32 с шайбами крепления крышки 33 коробки толкателей (рис.2). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот. | ||
Снять крышку 32 коробки толкателей с уплотнительной прокладкой 34 в сборе (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Вынуть толкатели 1 из блока 39 цилиндров (рис.1). Инструктивные указания
| |||
Отвернуть гайки 44 с шайбами крепления масляного картера 43 (рис.2). Инструктивные указания
| Головка сменная 13 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот с удлинителем. | ||
Снять масляный картер 43 (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Снять уплотнительную прокладку 42 масляного картера (рис.2) Инструктивные указания Снимать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Отвернуть гайки 41 с шайбами крепления масляного насоса 40 (рис.2). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Снять масляный насос 40 (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно. | |||
Отвернуть гайки 65 крепления крышки 66 нижней головки шатуна первого цилиндра (рис.2). Инструктивные указания
| Головка сменная 15 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот, лопатка монтажная, мел. | ||
Снять крышку 66 нижней головки шатуна с шатуна 48 первого цилиндра (рис.2). Инструктивные указания
| Молоток 500 гр, бородок слесарный О 2 мм. | ||
Вынуть поршень 47 с шатуном 48 в сборе из гильзы 28 первого цилиндра (рис.2). Инструктивные указания Установить выколотку на шатун и выталкивать поршень с шатуном в сборе осторожно, придерживая поршень руками снизу блока цилиндров, не допуская падения поршня с шатуном. | Выколотка деревянная. | ||
Вынуть вкладыши 64 из крышки 66 нижней головки шатуна и шатуна 48 первого цилиндра (рис.2). Инструктивные указания Вынимать осторожно. | |||
Установить крышку 66 нижней головки шатуна на шатун 48 первого цилиндра (рис.2). | |||
Завернуть предварительно гайки 65 крепления крышки 66 нижней головки шатуна первого цилиндра (рис.2). Завернуть гайки на 2 – 3 оборота. | |||
Повторить операции с 26 по 31 для снятия поршня с шатуном четвертого цилиндра. | |||
Отвернуть болты 58 с шайбами крепления шкива 55 коленчатого вала (рис.2).
| Головка сменная 12 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот, упор деревянный. | ||
Снять шкив 55 с коленчатого вала 68 (рис.2). | |||
Отвернуть храповик 56 с упорной шайбой 57 в сборе (рис.2). Инструктивные указания Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. | Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный. | ||
Спрессовать ступицу 53 с коленчатого вала 68 (рис.2). Инструктивные указания Установить оправку под винт съемника. | Съемник универсальный, оправка О 30 мм. | ||
Отвернуть гайки 36 с шайбами крепления крышки 35 привода механизма газораспределения (рис.2). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно – крест-накрест. | Головка сменная 13 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот. | ||
Снять крышку 35 привода механизма газораспределения (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно. | |||
Выпрессовать призматическую шпонку 54 из передней части коленчатого вала 68 (рис.2). Инструктивные указания Выпрессовывать осторожно. | Молоток 500 гр, бородок слесарный О 2 мм. | ||
Снять маслоотражательную шайбу 52 с передней части коленчатого вала 68 (рис.2). Инструктивные указания Снимать осторожно. | |||
Отвернуть гайки 69 крепления держателя 70 заднего сальника коленчатого вала (рис.2). Инструктивные указания Отворачивать гайки равномерно, придерживая их рукой и не допуская падения гаек. | Ключ шестигранный 8 мм. | ||
Вынуть держатель 70 заднего сальника коленчатого вала из блока 39 цилиндров (рис.2). Инструктивные указания Вынимать осторожно. | Плоскогубцы раздвижные (или отвертка шлицевая 8 мм). | ||
Отвернуть гайки 63 с шайбами крепления крышки 62 первого коренного подшипника коленчатого вала (рис.2). Инструктивные указания Проверить наличие порядкового номера на крышке, при его отсутствии – нанести номер на крышку мелом. | Головка сменная 19 мм, вороток с удлинителем, ключ-коловорот, мел. | ||
Снять крышку 62 первого коренного подшипника коленчатого вала (рис.2). Инструктивные указания Снимать крышку осторожно. | Съемник специальный, ключ гаечный 17 мм. |
Предварительная оценка состояния сопряжения КШМ по давлению масла и стукам
Предварительную оценку состояния сопряжений КШМ можно получить по величине давлении масла в главной магистрали и характеру стуков в определенных зонах двигателя.
Давление масла проверяют устройством КИ-5472 ГОСНИТИ, которое состоит из манометра, соединительного рукава с ниппелем и накидной гайкой, демпфера для сглаживания пульсации масла при измерении давления и сменных штуцеров. Чтобы измерить давление в главной магистрали дизеля, устройство подключают к корпусу масляного фильтра, отсоединив трубку штатного манометра.
Для проверки давления выполните следующие операции:
- подсоедините к корпусу масляного фильтра КИ-5472
- запустите и прогрейте до нормального теплового состояния двигатель
- зафиксируйте давление масла в магистрали при номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу
Стуки в сопряжениях КШМ прослушивают при неработающем двигателе электронным автостетоскопом ТУ 14 МО.082.017, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-4912 ГОСНИТИ или КИ-13907 ГОСНИТИ. Прослушивают стуки в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец, поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, шейка коленчатого вала — шатунный механизм.
Если давление масла ниже допустимых значений, при наличии стуков в сопряжениях коленчатого вала проверяют зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков проверяют регулировку сливного клапана смазочной системы. Если это не даст положительных результатов, проверяют подачу масла насосом и состояние редукционного клапана смазочной системы на стенде.