Определение состояния КШМ по зазорам в его сопряжениях

Заключение о состоянии КШМ можно сделать по величине зазоров в его сопряжениях. Суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике замеряют устройством КИ-11140 ГОСНИТИ.

Для измерения зазоров необходимо:

  • установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и застопорить коленчатый вал
  • закрепить устройство в головке цилиндров вместо форсунки, ослабив стопорный винт и приподняв направляющую с индикатором и штоком вверх
  • опустить направляющую до упора штока в днище поршня (натягом) и зафиксировать ее винтом
  • присоединить распределительный трубопровод компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического приемника
  • включить установку и довести давление и разрежение в ее ресиверах соответственно до 0,06—0,1 МПа и 0,06—0,07 МПа
  • выполнить два-три цикла подачи в надпоршневое пространство давления и разрежения переключением распределительного крана до получения стабильных показаний индикатора
  • соединить краном ресивер сжатого воздуха с надпоршневым пространством и настроить индикатор на нуль
  • плавно соединить ресивер разреженного воздуха с надпоршневым пространством и зафиксировать по индикатору сначала зазор в соединении поршневой палец — верхняя головка шатуна, затем суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике

Зазоры в КШМ измеряют 3-кратно и принимают среднее значение.

Если зазоры хотя бы у одного шатуна превышают допустимые значения, двигатель

Определение технического состояния деталей

Кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402

Техническое состояние кривошипно-шатунного меха­низма оценивают различными способами. Качественную оценку проводят по результатам визуального наблюдения за работой двигателя и субъективных суждений, в част­ности по снижению тяговых свойств, уменьшению скорости движения, повышенному расходу топлива и масла, падению давления в системе смазки, цвету отработавших газов, дымлению из маслоналивного патрубка, шумам и стукам в двигателе и т. п.

Качественная оценка состояния кривошипно-шатунного механизма весьма проста и доступна, однако ее достовер­ность во многом зависит от уровня квалификации и опыт­ности работника.

При количественной оценке определяют максимальную мощность двигателя, часовой расход топлива, угар (рас­ход) масла, степень потери компрессии двигателя, величину прорыва газов в картер и др. Для этого вида оценки необ­ходим комплекс приборов и устройств.

Оценку технического состояния кривошипно-шатунного механизма начинают с наблюдения за работой двигателя под нагрузкой. Затем в результате внешнего осмотра выяв­ляют места подтекания жидкостей, трещины головок и блока цилиндров. Прослушиванием двигателя на разных скоростных режимах определяют стуки поршней и паль­цев, стуки в шатунных и коренных подшипниках колен­чатого вала.

Определение состояния КШМ по зазорам в его сопряжениях - student2.ru

Технологический процесс сборки кривошипно-шатунного

Механизма двигателя ЗМЗ-402

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на сборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402

№№ ПП Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. Кол-во точек воздействия Инструмент и приспособления
Проверить установку фаз газораспределения. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал совместив метку на ведущей шестерне привода механизма газораспределения на коленчатом валу с меткой на шестерне привода распределительного вала.  
Установить крышку первого коренного подшипника коленчатого вала. Инструктивные указания.
  • Смазать коренную шейку коленчатого вала и вкладыш.
  • При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в блоке цилиндров – на одной стороне.
  • При установке, совместить крышку с пазом в передней и усиком на задней упорными шайбами коленчатого вала.
Масло моторное, кисть волосяная.  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки первого коренного подшипника коленчатого вала Инструктивные указания.
  • Заворачивать гайки равномерно.
  • После затяжки гаек провернуть коленчатый полный оборот, вал должен вращаться без заеданий.
Технические условия. Момент затяжки гаек – 100 -110 Н- м.
Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Повторить операции 2-3 для крышек 2,3,4 и 5 коренных подшипников коленчатого вала    
  Установить держатель заднего сальника коленчатого вала в блок цилиндров  
Завернуть гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ шестигранный 8 мм.  
Установить маслоотражательную шайбу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. При установке – сферическая часть шайбы – к передней части коленчатого вала.  
Запрессовать призматическую шпонку в переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. Запрессовывать осторожно. Молоток 500 гр.  
Установить крышку привода механизма газораспределения  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки привода механизма газораспределения Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – «крест-накрест». Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.  
Запрессовать ступицу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания.
  • Смазать переднюю часть коленчатого вала.
  • Запрессовывать осторожно.
Молоток 500 гр, выколотка бронзовая Ǿ30мм, масло моторное, кисть волосяная.  
Завернуть храповик с упорной шайбой в сборе Инструктивные указания. Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный.  
Установить шкив на коленчатый вал Инструктивные указания. При установке, совместить отверстия в шкиве с отверстиями в ступице.  
Завернуть винты с шайбами крепления шкива коленчатого вала Головка сменная 12 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.
Установить вкладыши в крышку нижней головки шатуна и шатун первого цилиндра Инструктивные указания. Смазать вкладыши. Масло моторное, кисть волосяная.  
Установить на поршне замки компрессионных и маслосъемного колец под углом 180 град. относительно друг к другу. Инструктивные указания. Для установки замков - проворачивать поршневые кольца вокруг своей оси.    
Установить поршень с шатуном в сборе в гильзу первого цилиндра Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 90 град. (цилиндры должны находиться в горизонтальном положении).
  • Провернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра была в нижней мертвой точке.
  • Смазать шатунную шейку коленчатого вала, юбку поршня и кольца.
Технические условия. Поршень при установке в гильзу цилиндра меткой «ПЕРЕД» - на шкив коленчатого вала.
  Приспособление для сжатия поршневых колец, ключ торцовый 55мм, выколотка деревянная, масло моторное, кисть волосяная.  
Установить крышку нижней головки шатуна с вкладышем в сборе на шатун первого цилиндра Инструктивные указания. При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в шатуне – на одной стороне.  
Завернуть предварительно гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно до упора. Головка сменная 15 мм, ключ-коловорот.  
Повторить16-17 операции для установки поршня с шатуном 2,3 и 4 цилиндра.    
Завернуть окончательно гайки крепления крышек нижних головок шатунов первого и четвертого цилиндров Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 90 град (коленчатый вал - вверху).
  • Заворачивать гайки равномерно.
  • После затяжки гаек каждого шатуна провернуть коленчатый полный оборот, вал должен вращаться без заеданий.
Технические условия. Момент затяжки– 68-75 Н м.
Головка сменная 15 мм, ключ динамометрический с удлинителем.  
Установить масляный насос  
Завернуть гайки с шайбами крепления масляного насоса Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ гаечный накидной 13 мм.  
  Установить уплотнительную прокладку масляного картера Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Установить масляный картер Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.    
Завернуть гайкис шайбами крепления масляного картера Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – отсередины к краям «крест-накрест». Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот с удлинителем, вороток с удлинителем.  
Установить толкатели в блок цилиндров Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 180 град (коленчатый вал - внизу).
  • Смазать толкатели.
  • Устанавливать толкатели в блок цилиндров осторожно, в соответствии с порядком цилиндров двигателя.
  Масло моторное, кисть волосяная  
Установить крышку коробки толкателей с уплотнительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. При установке – крышка выпуклой сферической частью – к маховику.  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки коробки толкателей Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно.   Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот.  
Отвернуть гайки и снять втулки-прижимы с гильз цилиндров Инструктивные указания. Отворачивать гайки равномерно. Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот.  
Установить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Установить головку блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Завернуть гайки с шайбами крепления головки блока цилиндров Технические условия. Момент затяжки– 85-90 Н м. (Последовательность затяжки приложение 1, рис. 1). Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Установить штангив толкатели Инструктивные указания.
  • Смазать наконечники штанг.
  • Устанавливать штанги осторожно.
  • Штанги устанавливать в блок цилиндров в соответствии с порядком цилиндров двигателя
Масло моторное, кисть волосяная.
Установить ось со стойками и коромыслами в сборе Инструктивные указания. При установке – совместить наконечники штанг с регулировочными винтами.  
Завернуть гайки с шайбами крепления средних стоек оси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – от середины к краям. Технические условия. Момент затяжки гаек – 35-40 Н м. Головка сменная 17 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Завернуть гайки с шайбами крепления боковых стоекоси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.  
Установить конец такта сжатия в первом цилиндре. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал (по часовой стрелке) за маховик лопаткой монтажной на два оборота, совместив вторую метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода механизма газораспределения.    
Установить привод датчика-распределителя в блок цилиндров Инструктивные указания. Схема установки привода - приложение Отвертка шлицевая 8 мм.  
Завернуть гайки с шайбами крепления привода датчика-распределителя Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ гаечный накидной 13 мм.  
Установить крышку коромысел с уплот-нительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Завернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел Инструктивные указания. Заворачивать болты равномерно – от середины к краям – «крест-накрест». Ключ гаечный торцовый 10 мм.  


Требования охраны труда и пожарной безопасности.

Наши рекомендации