Избавиться от пристрастия к желанию

Итак, мы разобрались, как образы (поступающие от наших чувственных органов, или сформированные мыслями) порождают в памяти активность, которая, в свою очередь, порождает желание. Затем желание создает чувства и мысли, побуждающие нас к действию. Чувства, мысли и действия открывают ум для получения новых образов — и цикл начинается заново. Мысли и действия нацелены на то, чтобы утолить желание. Но этого не происходит.

Ум, практикующий автомыслие, — это мастерская эго.

В таком уме образы, поступая в память, сразу попадают иод влияние эго. Словно злой волшебник, эго образами в памяти мастерски создает иллюзию — новое желание. Эти желания (например, «Хочу больше денег» или «Хочу, чтобы меня любили») усиливают я и ослабляют Я. Каждое желание подтачивает нашу способность пребывать в гармонии с миром.

А сейчас отвлечемся на минутку, чтобы сформулироват ь различие между желанием и предпочтением. Предпочтение — это то, что ты предпочитаешь. Допустим, что из двух цветов — синего и зеленого — ты предпочитаешь синий.

А желание — это эмоция, движимая эго. Это то, что кажется тебе необходимым, чтобы некая часть тебя стала более завершенной. Желания происходят из воспоминаний и несут с собой целый сонм вспомогательных мыслей и эмоций.

Если ты когда-нибудь покупал ненужную или непомерно дорогую для тебя вещь, то хорошо знаешь разницу между предпочтением и желанием. Предпочтение чисто и просто.

Желание запутанно и туманно. От предмета предпочтения легко отказаться. Желание подразумевает томление и сильную тягу.

Образы не обязательно порождаются чувственными ощущениями или являются результатом действия. Они могут быть сформированы самим желанием. Если желание не исполняется, оно создает образы, к реализации которых ты будешь стремиться в будущем. Если желание исполняется, оно создает новые образы, которые порождают более смелые и сильные желания. Независимо от того, можешь ли ты удовлетворить желание, автомыслие продолжает создавать новые желания.

Мы оказались в замкнутом круге, который нельзя разорвать, воздействуя на какую-то одну его часть. Попытки взять под контроль свои желания, или образы, или то, как на них реагирует память, — все это тщетно. Оставленный без наблюдения ум находится во власти эго. Эго больное, но не глупое. Эго заставляет тебя отождествиться со своим я и внушает, что у тебя есть совершенно отдельная и независимая от всего мира личность. Однако если ты ставишь знак равенства между собой и своим прошлым опытом, то ты и эго — одно. Я увидел врага, и он — это я*. Это блестяще.

И это безумно.

* Вариация на тему крылатого «высказывания» опоссума Пого (герой серии американских комиксов) по поводу войны во Вьетнаме: «Мы встретили врагов, и они — это мы».

Нам нужно контролировать вовсе не желание. Желание — это всего лишь симптом автомыслия. Желание возникает тогда, когда мы не удовлетворены тем, что имеем.

Ощущение беспокойства во всех его бесконечных проявлениях побуждает ум искать успокоения где-то. Твой ум может отправиться в прошлое — во времена, когда дела обстояли лучше. Он может вспомнить, сколь прекрасна была жизнь, когда ты впервые влюбился, или как много денег ты зарабатывал в такой-то компании до того, как тебя «сократили».

Или же твой ум может устремить взгляд в будущее, когда гы надеешься найти более внимательную и преданную возлюбленную или лучше оплачиваемую работу.

Как там говорят? «Любовь за деньги не купишь». За деньги не купишь необусловленную любовь. Необусловленная любовь — это эйфо-чувство, неподвластное ни деньгам, ни другим средствам манипуляции. Однако обусловленные любовные взаимоотношения очень часто вращаются вокруг денег. Самая распространенная причина проблем в любовных взаимоотношениях — именно деньги. (Подробнее об этом в главе тринадцатой «Совершенные взаимоотношения».) Почему нас одолевает чувство, будто в жизни чего-то не хватает? Что гонит наш ум в будущее или заставляет его беспомощно соскальзывать в прошлое? В момент своего зарождения эго отделяется от Истинного Я и сразу же утрачивает поддержку творческого сострадания со стороны этой всеобъемлющей целостности. Оно глубоко переживает свою утрату и пытается обрести завершенность при помощи накопления вещей — машин, домов, идей и людей. Эго набирает все больше и больше в надежде обрести Наибольшее — то, что оно утратило в самом начале, когда отделилось от Истинного Я.

Из расщепленного сердца эго прорастает желание. В поисках целостности эго напрягает ум и так, и этак. «Так» эго затрачивает энергию на то, чтобы собрать побольше вещей и усилить свою власть. А «этак» оно затрачивает огромное количество энергии на попытки защититься от иллюзорных монстров, которых оно же само и создало.

Эго нуждается в обретении завершенности. Но у него есть проблемы. Единственный путь к целостности для него лежит через самоуничтожение. Оно не хочет отказываться от своего трона власти, но в то же время ощущает позыв склониться перед Истинным Я. Не удивительно, что самое распространенное слово для описания нашего времени — «стресс». Сонмы индивидуальных эго толкают друг друга локтями, борясь за место на вершине кучи, состоящей из них же, — в результате образовалась такая давка, что мы оказались на грани спонтанного самовозгорания. Теперь ты видишь, в чем дилемма эго. Оно одержимо неутолимым желанием. Когда ты отождествляешь себя с эго, эта проблема становится и твоей.

Отождествляя себя с эго, мы испытываем смутную неудовлетворенность из-за отделенности от своего внутреннего источника. Это может проявляться как общее ощущение беспокойства, нетерпеливости, скуки или тревоги. Мы упорно пытаемся избавиться от этого неприятного чувства, занимая себя разными делами. Это как фоновый шум, который мы стараемся заглушить более громкими шумами — изнурительной работой, наркотиками, сексом и т. п.

Даже «полезная» деятельность порождает стресс, если мы осуществляем ее, не наблюдая за собой со стороны.

Если ты присутствуешь в Сейчас, тебе удается соскочить с крючка эго. В такие периоды спокойного внимания, когда ты «следишь за мышиной норкой», ты достигаешь цели, стоящей за всеми желаниями. Каждое желание порождено потребностью эго в завершенности. Во время наблюдения ты завершен. Мысли, и чувства, и действия — вторичны.

Каждый твой жизненный выбор отражает предпочтение, а не желание. Поскольку ты осознаешь целое, у тебя нет желания обрести часть. Части находятся в твоем распоряжении и становятся источником творчества и радости. Нет нужды отчаянно стремиться к мимолет ному счастью. Твои желания исполняются в тот самый миг, когда возникают.

Починить испорченный ум

Если в моторе твоего автомобиля что-то ломается, ты заменяешь испорченную деталь на новую. Испорченная деталь символизирует нарушение порядка. А новая восстанавливает порядок в замкнутой системе, которую ты называешь мотором. Едва на место старой детали попадает новая, вся система становится более упорядоченной и твой мотор урчит, словно котенок. Когда ты пошел в местный магазин запчастей и вернулся оттуда с новой деталью, ты, фактически, вышел за пределы испорченной замкнутой системы, чтобы починить ее. Ты не мог наладить систему, просто изъяв поломанную деталь, а потом вставив ее же снова. Не было бы никакого толка и в том случае, если бы ты заменил ее другой поломанной. Мотор не заработал бы, да и соседи начали бы тебя сторониться. Так мотор не чинят.

А если кто-то и чинит, то ты скажешь, что у него не все дома.

И все же именно так ты поступаешь со своим умом, когда «улаживаешь» какую-нибудь проблему.

Ладно,я понимаю, не существует магазинов, где продают запчасти для ума. Или все же что-то подобное есть? Можем ли мы отправиться за пределы ума и вернуться с какой-то заменой для эго? В некотором смысле — да.

Внутримыслие и есть выход за пределы ума, который при этом продолжает работать. Ты как бы включаешь барахлящий мотор, чтобы выяснить, в чем проблема. И на этом аналогия прекращает действовать. Мы можем выйти за пределы ума и пронаблюдать его работу. Однако нам негде брать новые запчасти. Ты ничего не можешь сделать, чтобы починить поломанный ум. На самом деле, поломанный ум чинится не-деланием. Простое наблюдение за поломанным умом его исправляет! Вот в чем соль. Мы исправляем положение не при помощи действий. А вернее, благодаря наблюдению ты осознаешь, что все уже исправлено. Когда мы наблюдаем за дьявольскими проделками эго, мы тем самым обеспечиваем, чтобы все эти безобразия больше не сходили ему с рук. Эго действует тайно между теней твоего ума. Эго и само — тень.

Наблюдение портит ему всю игру. Направляя внимание на действия эго, ты как будто постепенно включаешь лампочку при помощи реостата. Чем ярче загорается лампочка, тем меньше остается сумрачных мест, и наконец все оказывается залито ярким светом. Чинить больше нечего. Просто усиливай бодрствующее осознание, и ты поймешь, что на самом деле представляют собой все тени: отсутствие света.

Твой ум — это лампа. Электричество, создающее в лампе свет, — осознание. Ответы приходят не из ума. Они приходят из сферы осознания. Осознание — чистое проявление творчества и порядка. Если ты думаешь, что твои ответы приходят из ума, значит, эго выиграло у тебя еще одно очко.

Ум превращает осознание в мысль, как лампочка превращает электричество в свет. Свет возникает из-за того, что электричество протекает в лампе. Мысли возникают из-за того, что осознание протекает в уме. Проблемы, стоящие перед человечеством, будут решены при помощи внутримыслия, которое представляет собой просто наблюдение чистого осознания, протекающего через ум.

Меню не тождественно блюду

Когда мы направляем автомыслие на камень, нам кажется, будто мы знаем, что это такое. Мы вешаем на него ярлык «камень» и помещаем его образ в особую папочку с подписью «камни». Снабдив предмет ярлыком, мы считаем, что отныне владеем им. У нас возникает ощущение власти над объектом. Это напоминает мне о представителях некоторых первобытных племен, которые считают, что фотограф отнимает у них душу и заключает ее в плен на фотоснимке.

Чем старше мы становимся, тем больше разрастается наша коллекция вещей, снабженных ярлыками. Очень скоро ум начинает скакать по поверхности жизни, как плоский камешек по воде. Ум думает, что знает те вещи, на которых висят ярлыки, а потому не проявляет к ним никакого интереса.

Он говорит: «Это я уже знаю. Нет смысла смотреть снова».

Эту позицию отлично передает расхожая фраза: «Ну-у-у,это мы уже проходили»... Верить в то, что мы завладели душой предмета, когда поместили в уме его фотографию, — проявление автомыслия.

Как только объект снабжен ярлыком и сохранен в памяти, он сразу же устаревает и обрастает ложными домыслами, состряпанными в той же памяти. Живя по ярлыкам, ты упускаешь праздник момента Сейчас.

Представь себе, что в ресторане тебе подают роскошное блюдо. Блюдо стоит прямо перед тобой, но ты поглощен тем, что сравниваешь его с меню. «Выглядит не так хорошо, как № 7, — заявляешь ты, — но, несомненно, намного лучше, чем № 14. А в следующий раз я попробую № 43. Просто слюнки текут, когда гляжу на этот номер». Тем временем тебе совсем расхотелось есть настоящую еду, которая стоит на столе.

Блюдо остыло и утратило аромат. Холодная пища не сравнится с ментальными фантазиями из меню.

Когда мы практикуем внутримыслие, ярлыки остаются на месте, но они не влияют на то, что мы ощущаем в текущий момент. Иными словами, ярлыки из прошлого не уменьшают радость от наблюдения предмета, как он есть Сейчас.

Посмотри на ребенка, еще не приучившегося навешивать ярлыки. Его ум интересуется всем. Внутримыслие ставит память на паузу, чтобы можно было наблюдать свой ум и объект так, как будто ты видишь их впервые.

Почти к каждой мысли привязано то или иное чувство и наоборот. Отыскав эмоцию, связанную с мыслью, ты обнаружишь мотивы, стоящие за логическими построениями.

Я рассказываю тебе все это не для того, чтобы ты лучше контролировал свою жизнь, но для того, чтобы ты мог наблюдать гений своего Истинного Я, как он отражен в уме.

Это воистину замечательный опыт.

Гнев как вещь

Замечал ли ты такую штуку: стоит подумать о чем-то, что тебя разозлило, и ты снова начинаешь злиться? Событие кануло в лету, возможно, прошли годы, но ты все равно злишься, когда о нем вспоминаешь. Как это получается? То же самое касается и других чувств: вины, ревности, страха и желания отомстить. Почему тебя клинит на этих чувствах?

И как от них избавиться?

Проблема в том, что мы думаем о чувствах. Когда мы думаем о предмете, мы его воплощаем. Мысли о гневе отделяют его от нас и внушают нам, будто мы можем разобраться с ним примерно так же, как ремонтировали бы мотор автомобиля. Нам кажется, что нужно просто изменить свое поведение, или устранить источник гнева, или нейтрализовать гневные мысли кроткими. Во всех этих случаях мы просто меняем одну поломанную деталь на другую такую же. Все это не помогает. Возможно, нам удастся взять под контроль или подавить гнев (или сожаление, или ужас) — но такой подход не устраняет причину вредоносных эмоций.

Бом предлагает нам думать гнев, вместо того чтобы думать о гневе. Думая о гневе, мы лишь мысленно возвращаемся к эмоциям, присутствующим в нас. По существу, думая о предмете, мы обращаемся к хранящимся в памяти ярлыкам. Мы убеждены, что получаем новую ценную информацию о человеке, вещи или событии. На самом же деле то, что кажется нам новым, представляет собой всего лишь перетасовку хранящихся в уме карточек.

С другой стороны, думая гнев, мы можем заново пережить случай, чтобы пронаблюдать весь его механизм в действии.

Наблюдая, мы естественным образом втягиваемся в переживание. Мы испытываем те же чувства, которые испытали изначально, и наши тела реагируют на гнев точно так же. Все негативные эмоции возбуждают ум и тело. Обычно, пережив негативное событие, вызывавшее в нас гнев, или страх, или горе, мы склонны снова и снова оживлять его в своем уме.

Это жизненная сила для эго. Событие может не давать нам покоя, даже если мы не хотим думать о нем. Мы не в силах остановить эти мысли. Самый распространенный способ борьбы с нежелательными эмоциями — попытки заглушить их наркотиками, или сном, или бездумными видеоиграми, или телевидением, или «активной деятельностью». Таким способом мы пытаемся убежать от своего ума. Мы пытаемся отключить ту часть ума, которая причиняет боль. Пытаемся отделить я от я. А это невозможно. Вообще-то отделение от ума — верная идея, но делать это следует другими способами. А теперь скажи мне, как отделиться от ума, пы гающегося властвовать над нами? Правильно: это делается посредством внутримыслия — когда ты становишься наблюдателем и тем самым выходишь за пределы ума.

Когда гнев пробуждается впервые, он очень стремителен.

Он завладевает нами, и мы начинаем плясать под его дудку прежде, чем успеваем что-то сообразить. Где-то посередине эпизода или сразу после его окончания мы осознаем, что злимся. Думая гнев, мы получаем возможность пересмотреть событие во второй раз, только теперь в замедленном режиме. Когда вентилятор вертится быстро, мы видим на месте лопастей один сплошной круг. Если же отключить ток и продолжать смотреть на вентилятор, мы скоро увидим, что на самом деле сплошного диска нет, а есть отдельные лопасти. Когда мы думаем гнев, это, по существу, внутримыслие, чьим объектом становится машина гнева, работающая в замедленном режиме.

Наблюдая машину гнева, делай это без вмешательства и осуждения. Просто смотри, как она функционирует. Не проявляй намерения избавиться от гнева. Если ты попытаешься «исправить» эту конкретную ситуацию, то тебе будет нечего наблюдать. Каждая отдельная ситуация порождается некими общими глубоко скрытыми эмоциями.

Коррекция одного события не устранит причину гнева.

Изменится только твое отношение к этому отдельному случаю. Желание анализировать и удалять гнев хирургическим путем — результат влияния эго; если ты пойдешь у него на поводу, то так и будешь выковыривать симптомы до своего последнего вздоха.

Или же ты можешь ощутить потребность понять, почему в тебе возник гнев. Если ты займешься этим, то тоже будешь играть на руку эго и интеллектуальная составляющая ума вовлечет тебя обратно в иллюзию. Но если бесполезно исправлять такое чувство, как гнев, и бесполезно изучать, как оно функционирует, тогда что еще можно сделать? Наблюдать. Это просто и это — единственное, что нужно.

Когда ты невинно наблюдаешь гнев, происходит нечто волшебное.

Вращающиеся лопасти гнева замедляются и наконец останавливаются! Регулярное наблюдение воспоминаний о гневе, или страхе, или вине вскоре приводит к способности наблюдать подобного рода эмоционально заряженные события в тот момент, когда они происходят. И тогда, став воспоминанием, гнев сразу же утрачивает свою напряженность. Хотя ты и помнишь о событии, но оно не несет в себе столько болезненных эмоций, которые истощают твою конструктивную жизненную энергию. Это как исчезающий буквально на глазах конденсат на зеркале в ванной... очень скоро, не прилагая никаких усилий, ты видишь отчетливое отражение своего Истинного Я.

Наши рекомендации