Общие принципы Саморегуляции
(Из доклада «Использование 16-значного кода для
формирования дифференцированных функциональных состояний»)
Все знают об аутогенной тренировке (AT) или хотя бы слышали о ней. Странная вещь с ней происходит. Сеансы AT проводятся во многих местах. Людей пытаются обучить в домах отдыха и санаториях, но тех, кто делает это самостоятельно, единицы. Существует множество увлекательных книг на эту тему. Несмотря на это людей которые постоянно практиковали AT, очень мало. Преимущественно это те, кому такая практика необходима сугубо для функциональных, служебных дел.
Вполне вероятно, что так обстоит дело с любой, самой совершенной методикой, поскольку это общее правило человеческой активности: что-либо новое человек делает только в том случае, если не срабатывает привычный набор средств.Привычный набор средств — это те средства, которые человек получает в процессе социализации, образования, обучения профессиональным навыкам, при общении с людьми. Ими он пользуется не задумываясь, и это, конечно, не специальные средства, а то, что является привычным.
Например, для человека в ситуациях информационной неопределенности может быть привычным принимать решения, подбрасывая монетку, — «орел» или «решка». Выясняется, что это не столь и бессмысленно. Однажды был проделан интересный эксперимент: в сезон рыбной ловли капитанам рыболовных сейнеров было предложено, в случае если они не смогут принять однозначного решения для выбора района рыбного лова, опираясь на свои профессиональные знания и интуицию, загадывать «орел» или «решка» и подбрасывать монету. В этот сезон улов увеличился на 15 %. Оказалось, что такой пустячок играет очень большую роль.
Существует система самовнушения в классической народной форме: на шелковой ниточке подвешивается обручальное кольцо, и таким образом происходит гадание. Результат гадания, его значение воспринимаются в зависимости от того, как будет качаться кольцо, — вдоль, поперек или как-то еще. Этакий «говорящий маятник». Существует и «усовершенствованное» обручальное кольцо — лоза. С ней связано лозоходство. Сейчас появились рамочки.
В одной лаборатории отдела теоретических проблем АН СССР проводили испытания, в которых выяснили, что все эти вещи действуют как некий усилитель по отношению к той информации, которую человек получает на подпороговом уровне, то есть усиливается не информационный вход, а выход (человек не получает больше информации через рамочку, а способен таким образом выдать больше информации уже имеющейся, но не имеющей выхода). Правильно или неправильно ответит маятник, зависит от того, какая неучтенная информация есть в человеке, который прибегает к такому способу.
Маятник усиливает этот слабый сигнал до 10 раз, рамочка — до 100-200. Иногда у тренированного, специально обученного человека, который этим занимается профессионально, — до 1000 раз. А визуализация, если ее использовать сознательно, — до 10 тысяч раз. Таким образом, человек может во сне увидеть нечто, что поможет ему решить какую-то сложную проблему за счет того, что визуализация является очень эффективным способом усиления слабых сигналов. Таким образом, можно сказать, что саморегуляция — это весьма обширная область деятельности, направленная на самого себя.
Это может быть деятельность по самоуправлению в соответствии с заданной программой, это может быть деятельность по самоформированию в соответствии с конечным продуктом, это может быть деятельность по управлению какими-то своими функциями в соответствии с техническими или функциональными требованиями. Короче говоря, в каждом случае мы имеем перед собой три рабочих момента:
1) обнаружение в себе самом уже имеющегося, но еще не осознаваемого;
2) формирование в самом себе того, что хотелось бы иметь;
3) совершенствование навыков управления своим внутренним миром.
Это все совершенно разная деятельность. Значит, думая о саморегуляции, мы имеем в виду две большие и разные области деятельности. Деятельность по изменению себя в соответствии с какой-либо моделью и деятельность по активизации в себе возможностей самоуправления, скажем, функциональных возможностей, которые потенциально присутствуют, но не активизированы. В соответствии с этим дальнейшая логика построения какой-либо методики саморегуляции должна вести к тому или иному варианту.
Приложение 2.
Принципы методики ДФС
Методика дифференцированных функциональных состояний(ДФС), или, проще говоря, методика психоэнергетического резонанса, построена на структурировании тех смутных, вначале мало ощущаемых элементов восприятия, которые связаны с такими понятиями, как энергия, субсенсорная чувствительность, эмоциональная сфера.
Каким образом формируется эта методика? Наше глубокое убеждение состоит в том, что конечным продуктом любой системы саморегуляции являются изменения, происходящие в Я-концепции, и с достаточно большой вероятностью по анализу этих изменений можно сказать, по методике какого типа вы занимались. Поэтому мы сознательно идем от такой задачи: что нужно ввести в Я-концепцию, чтобы получить возможность управлять структурой эмоционально-чувственного, психоэнергетического восприятия?
Решение этой задачи потребовало использовать идею инструментальной составляющей Я-концепции. Эта идея, выраженная через различные описания, родилась тысячи лет назад. Понятие триединства «тело — душа — дух» или древнекитайская система «трех котлов», деление энергии по принципу «земля, человек, небо». Трехчленное деление существует во всех культурах издревле,
везде выделяются три основные формы, по которым можно классифицировать человеческую активность:
1) активность в основном мышечная, физическая, витальная;
2) активность в основном эмоциональная, чувственная;
3) активность в основном когнитивная, ментальная.
Для того чтобы решить свои задачи именно в области психоэнергетики, прежде всего следует ввести так называемую инструментальную составляющую, то есть ввести в свою «Я»-концепцию понятие об инструменте, об отношении: тело как инструмент, психоэмоциональная сфера как инструмент, сознание как инструмент. Имея в виду ту часть общих отношений с телом, с психоэмоциональной сферой, с сознанием, о которой можно сказать: «Этим я умею делать то и то».
Допустим, я умею думать тремя способами, или я умею активизировать память в таком-то объеме, или я умею считать со скоростью компьютера — это все характеристики моего сознания как инструмента. То есть инструментальные характеристики, сведенные воедино. Почему это важно? Потому что, когда мы говорим о трех основных видах активности, это не то же самое, что говорить об инструментах.
Все три формы активности (доминирование витальной, чувственной или ментальной активности) могут быть присущи каждому из трех инструментов.
Такой подход давно существует в духовных традициях. Достаточно похоже он описан у Успенского в рассказах о системе Гурджиева как психотехнической традиции. Тут ничего нового нет. Речь идет о том, что с помощью специальных упражнений и осознавания создается инструментальная установка, выясняется, к примеру, что человек может делать с помощью психоэнергетики. Есть ли у него что-нибудь инструментальное в этой области? Это исходная позиция, наш изначальный подход.
Далее мы предлагаем специальный язык. В данном случае именно язык является ключевым моментом, потому что для того, чтобы оформить все свои смутные переживания типа: «что-то ощущаю», «жжет», «покалывает», «кажется», «чувствую что-то», «чудится» — в области психоэнергетической сферы нужен специальный язык. Язык этот очень простой. Доминирование той или иной формы активности обозначается словом «уровень» и закодирован следующим образом.
Уровень 1— это активность с доминированием витального начала.
Уровень 2— это активность с доминированием психоэмоционального начала.
Уровень 3— это активность с доминированием когнитивной, интеллектуальной сферы.
Уровень4 — это такая работа психоэнергетического инструмента, при котором все эти уровни активности представлены равнозначно и в «унисон».
Далее вводятся понятия о ритмах. Что имеется в виду под ритмом? Под ритмом имеется в виду характеристика восприятия среды, на которую направлена активность. Это главный отличительный момент этой методики. Здесь в языке учтено, что состояние — функциональное, психоэмоциональное, психоэнергетическое — формируется не только в зависимости от форм активности, но и в зависимости от того, на какую среду направлена эта активность и как эта среда воспринимается.
Происхождение этого понятия берет начало от понятия «темпоритм», имеющегося в актерской профессии. В понятии «ритм» закодировано определенное восприятие среды, доминирование определенного восприятия и переживание чувства включенности в эту среду, потому что активность обязательно сопровождается чувством включенности в среду.
Таким образом, у нас получилось четыре ритма или четыре способа резонирования.
Ритм А— восприятие среды как континуальной, расширяющейся сферы, ритм бесконечного.
Ритм В— ритм живого, волна, поток.
Ритм С— восприятие среды как дискретной, множество дискретных объектов, символ — импульс.
Ритм D— восприятие среды как деструктивной разрушающейся, хаотической.
Вот такие четыре варианта. Соответственно возможны шестнадцать сочетаний, шестнадцать слов, шестнадцать кодовых обозначений для шестнадцати функциональных состояний. Вокруг этого во время учебных занятий постепенно формируется семантическое поле, которое позволяет потом это восприятие активизировать.
Практика, а мы уже обучили несколько тысяч человек, показывает, что язык этот осваивается легко, что код краткий, семантическое поле образуется достаточно прочно, но только языка не достаточно. Почему? Потому что для того, чтобы пользоваться инструментом, он должен иметь какую-то форму.
Значит, следующая проблема — проблема формы, конструкции инструмента, тем более такого не совсем обычного инструмента, как психоэнергетика. Для этого необходимо использовать некий архетипический образ.
Образ обязательно должен быть архетипическим, то есть непроизвольно пробуждать определенный объем глубинных ассоциативных рядов, глубинных семантических полей, чтобы человек вовлекался как можно более полно. Мы используем архетипический образ огненного цветка.Подобная конструкция под названием «Золотой цветок» используется в одной китайской психотехнической системе. Она преследует несколько иные цели, чем наша, но аналогия такая имеется.
Почему цветок огненный? Это очень сложно объяснить коротко, к этому архетипу нас привел долгий путь постижения. Но поскольку на сегодняшний день это прошло экспериментальную и практическую проверку, то можно просто сказать, что именно такой образ, как огонь, огненная энергия, позволяет решить две задачи:
1) управлять психоэмоциональной сферой, психоэнергетическим тонусом;
2) не усиливать при этом местного кровообращения, в отличие от аутогенной тренировки, где, как известно, рабочим моментом является чувство тепла (просто горячо, тепло, мои мышцы расслабляются) и при этом происходит прилив крови в то место, на которое направлено внушение.
Процесс горения не чужд человеческому организму, поскольку в нем происходит окисление, а ведь окисление — это и есть горение в определенном смысле. Есть и другие ассоциации, благодаря которым образуется большое смысловое поле. Что может создать представление о необходимых ощущениях? Помогает перцовый пластырь и вообще то жжение, которое вызывает перец на коже. Но лучше всего солнечный свет. Жжение, которое дает интенсивный солнечный свет, — это абсолютно точное ощущение. Собственно говоря, реальность физических ощущений — это одна из главных проблем в процессе обучения.
Точная формула, которую мы используем в инструкции, — огненная энергия.
Нужно уметь сосредоточиться на инструкции. Инструкция к упражнению и схемы, подробно изображающие это, есть в моей книге «Наедине с Миром». Но выполнение таких упражнений без инструкторов, имеющих специальную подготовку, рискованно, так как всегда требуется индивидуальная коррекция. У каждого практикующего процесс идет индивидуально, и могут возникнуть побочные ощущения, тогда нужно уметь грамотно объяснить их природу, что и как делать с этим.