Комплекс базовых упражнений с позиции МКС
— Но погодите, какой комплекс, если вы сами только что сказали, что «Огненный цветок», который мы всегда считали главным базовым упражнением, оказывается частью другого целого, психоэнергетики?
Ну вот, опять это привычное — «главный». Если уж мы вступили на дорогу освоения МКС, придется от привычки выяснять, кто главный, постепенно отказываться.
А «Огненный цветок» — это функциональная система, которую мы строим в теле в процессе освоения ДФС для создания уровня организации психоэнергетического инструмента (см. схему «Психоэнергетика как инструмент с позиции МКС»). Вот почему процесс освоения методики начинается с построениения «Огненного цветка».
А комплекс базовых упражнений с точки зрения МКС выглядит следующим образом.
Схема 2. Комплекс базовых упражнений с точки зрения МКС
Аспект координации — «Ноль-концентрация».
Аспект организации — «Полет белой птицы».
Аспект функционирования — «Созерцание».
Аспект связи — «Кино».
И, как всегда, предстоит ответить на один простой вопрос: будем ли мы от этого «лучше прыгать»?
Будем, вне всякого сомнения, потому что простая с виду схема квадрата МКС вполне может навести на открытие, почему именно на вас так или иначе влияет то или иное упражнение. Почему вам какое-то из них кажется «главнее» других? Почему упражнения изучаются именно в этой последовательности? Почему у вас с ходу получается одно и совсем не получается другое? В чем проблемы? И на что нужно обратить внимание. А главное, почему это все работает?
А мы пока продолжим нашу пресс-конференцию...
МИХАИЛ, очень деловой человек.По-нашему, по-простому, как видится мне изнутри меня и пережито мной самим честно перед самим собой.
Мы уже много говорим о целом, но понять глубину каждого из этих упражнений можно, только углубившись в каждое из них. Буду говорить простыми словами и начну с техники, которая для меня была самой сложной и непонятной, — это «Созерцание». Расскажу, какие были осознавания или, говоря по-простому, что мне дало открытие этой технологии на уровне переживаний.
Пришли на занятие, сели, поставили перед нами предмет. Сидим пялимся на него, и я не понимаю, зачем. Пришел домой, открутил назад, как потом понял, — «Кино» пользовался. Так что я делал? Сидел и тупо пялился. Захотелось с этим разобраться поглубже, свое видение, что такое созерцание, обнаружить. Захотелось понять, что такое созерцание в деталях.
И что вышло... Вот оно — нечто, поставленное перед тобой, названное тобой как-то. Пускай это будет шар. И кто вот этот вот, который назвал это нечто шаром? Откуда понятие «шар»? И случилось со мной такое глубокое осознавание, что это навязанный образ. Что вообще существует некая база данных обо всех предметах, имеющихся вокруг нас, все их как-то назвали, обозвали, приклеили ярлык. Когда первый раз я сел 'перед предметом, вот думал: ну что тупо пялюсь на этот шар? А когда произошло погружение, возникла мысль: а кто сказал, что это шар? И возникло ощущение, что я-то вижу не шар. Я видел картинку, ведь мне когда-то объяснили, что это шар. А сам предмет я не видел. И произошло наложение моей базы данных на в данный момент существующий предмет.
Когда я это осознал, произошло отделение моего сознания от обычного способа объяснения внешнего мира. Есть какой-то предмет. Я на него гляжу и его называю. Называю в соответствии с тем, как был когда-то научен. Но не вижу самого предмета.
Многие задавали вопрос: как это поместить внутрь себя? И у меня сложилось такое совершенно четкое объяснение, что созерцая предмет, ты берешь знания о нем не из картотеки, а помещаешь этот предмет в эту картотеку как нечто новое. Соответственно было такое глубинное переживание, что нельзя и к людям относиться, как будто ты их давно знаешь. Потому что пройдет мгновение — и человек изменится. Чувствовать будет по-другому, дышать по-другому. Таким образом, созерцание есть некая возможность отделить свое сознание от обычного описания мира и воспринимать то, что есть сейчас.
«Кино». Сначала воспринял как интеллектуальную игрушку, которая позволяет заново рассмотреть события дня. Если честно, то мне нравится погружаться в детали. Но часто возникало ощущение, что части дня вырваны из общего, что я пробежался по суткам скачками. А доработав до такого состояния, что «Кино» действительно стало как непрерывный поток, я действительно увидел такие детали, которые позволили то, что я для себя обозначил, как работу над ошибками. Я увидел, что делал, что привело к ситуации, что можно с этим делать и как этим управлять. Что-то было неуправляемо, не было хозяина. Например, я дал себе задание постоянно быть «в четверке», а состояние ушло. Как ушло? Куда ушло? Когда открутил «Кино», стало видно, что именно выключилось, что оказалось сильнее, куда увело — и в следующий раз это уже можно поймать.
«Кино» позволяет каким-то краешком включить механизм стабильного самосознания, оно приводит к тому, что появляется тот, кто смотрит, видит, что происходит «в сейчас», и потом вернуться, если надо, и пережить это в полном объеме. Упражнение дает возможность сделать все, что прожил, по-настоящему пережитым. И ты тогда действительно начинаешь всю свою жизнь переживать полностью.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
(Б. Пастернак)
Опыт, которым делится с нами Михаил, — это даже не опыт освоения упражнений. Это опыт более масштабной практики, о которой мы уже говорили. Человек принимает решение не быть куклой. Человек принимает решение сделаться хозяином. Человек принимает решение провести инвентаризацию своего хозяйства, чтобы вступить во владение, стать не бездумным наследником кем-то накопленного, а высококлассным продвинутым пользователем доставшегося ему агрегата. Не сомневаюсь, когда мы заговорили о том, что, переселившись с плоскости в пространство, вы будете просто вынуждены постепенно избавляться от жизни «куклы», от закрепленных, неизвестно как появившихся, но таких удобных автоматических реакций, вы задали себе или мысленно мне естественный вопрос: «Ну хорошо, я не спорю и даже вижу в этом личную корысть и пользу, но как? С чего и как начинать?»
Вот вам совсем неплохой вариант ответа. Чем сейчас заняты, с того и начинайте. У вас получится.
АЛЕКСАНДР, инженер-логистик.Для меня главным событием в комплексном освоении упражнений был переход от оценочного мышления и сравнения к восприятию окружающего и себя, как ситуации и пространства, благодаря инструментальному подходу к себе. Теперь об упражнениях.
«Созерцание» убирает оценочное мышление и позволяет видеть предметы, людей, ситуации без оценки и воспринимать их как целое. Открытием для меня было «распределенное внимание», что тоже очень неплохо тренируется. В этом я вижу еще и возможность тренировки не только психоэнергетики, но и сознания как инструмента.
Благодаря «Полету белой птицы» мне наконец удалось пережить пространство внутри. И только после этого в ходе «Огненного цветка» получилось соединить внутреннее и внешнее, воспринять как пространство все вокруг и пережить как пространство себя самого.
Все четыре упражнения существуют для постоянной работы со своими инструментами. И, имея амбицию именовать тело, сознание и психоэнергетику инструментами, несомненно, необходимо выращивать, воспитывать хозяина.
Вы никогда не задумывались, как происходят открытия? Откуда берутся новые изобретения? Из незнания невозможности задуманного и из жажды знать и мочь. Забыли сказать человеку, что это невозможно и так не бывает. Прогулял он этот урок. И получилось нечто совершенно новое, невозможное.
Есть такая история. Говорят, что, когда приступают к разработке нового небывалого прибора, его никак не называют, а именуют «штуковиной». Единственное, что очень четко формируют, — это задачу, которую эта еще не существующая «штуковина» должна решать. Так придумывают нечто, чего раньше не было. Вот о чем говорит Александр, когда главным следствием усвоения базовых упражнений методики выделяет навык безоценочного мышления, способность к распределенному вниманию и способность воспринимать себя и окружающий мир как пространство.
ОЛЬГА, дизайнер-архитектор.Когда я размышляла на тему комплексности базовых упражнений, мне пришло в голову сравнение со спортом. Предположим, мы решили поставить определенные задачи по совершенствованию возможностей нашего тела. Приходим к специалисту, и тренер говорит: «Есть определенная группа упражнений. Выполняя их в комплексе, вы достигнете нужного вам результата». В ДФС в принципе происходит то же самое. Все четыре упражнения «на разные группы мышц», и при этом в комплексе дают целостный результат, позволяющий нам реализовывать то, что мы задумали. Именно поэтому они во многом пересекаются.
«Огненный цветок» позволяет работать с огненной энергией, создает конструкцию, на базе которой делается все остальное. Но «Огненный цветок» тоже включает в себя созерцание, потому что мы ставим задачу восприятия «Огненного цветка» в целостности. Ставим задачу отделить точку самосознания от сознания, что ведет к растождествлению с сознанием, хотя самый большой эффект в решении этой задачи дает упражнение «Кино».
В процессе выполнения «Огненного цветка» мы взаимодействуем с довольно большим объемом, и это умение пересекается и укрепляется в процессе выполнения упражнения «Полет белой птицы», где пространственное взаимодействие очень расширяется от неба до моря. Тоже можно сказать про все упражнения. В «Созерцании» мы осваиваем белое светящееся пространство, которое не что иное, как огонь, и необходимость осознанной включенности. «Кино», как и «Созерцание», требует включенности, внутренней активности, а «Полет белой птицы» требует пространственного ощущения, как и «Кино».
Все упражнения работают на разные группы мышц, но в комплексе именно это дает возможность целостного и гармоничного развития всего инструмента. Продолжая аналогию со спортом. Нельзя, накачивая только руки, ждать, что и мышцы ног разовьются. Так и здесь, делая только «Огненный цветок», нельзя ждать, что произойдет развитие навыка практического взаимодействия с пространством, или делая только «Созерцание» не стоит ждать появления структуры для управления состоянием.
Обратите внимание, как сочетаются в размышлениях Ольги о комплексе базовых упражнений ее опыт пространственных взаимодействий с миром и профессия. Кто, как не архитектор, прежде всего увидит необходимость прочных связок и стяжек, надежных соединений, которые лежат в основе самого изящного и головокружительной красоты здания, пусть они не заметны невооруженным глазом, но являются обязательным условием и гармонии, и долговечности, и надежности. Целое можно создать только на основе и с помощью другого целого.
А еще очень бы хотелось подхватить и продолжить предложенную параллель со спортом. Очень часто приходится слышать жалобы: «Вот я "Огненный цветок" сколько лет делаю, все получается и чувствую себя после него хорошо, бодро, но больше ничего особенного не происходит». А что, собственно, может произойти? Каких физических достижений можно ожидать от спортсмена, который не готовит тело для какой-то конкретной деятельности: быстрее или дальше бегать, выше прыгать, выполнять все более сложные гимнастические упражнения или разучивать новые танцы, а просто тренирует и тренирует мышцы, видя в них свою единственную цель. Есть такая категория, «качки» называется — такие большие раздутые пупсы. Так и носят свои мышцы не для чего не предназначенные, но им нравится, что они такие, они же не собирались прыгать, бегать, танцевать. Они хотели мышцы — функциональную систему саму по себе. Так получается и у тех, кто так и не увидел, что без выполнения всего комплекса базовых упражнений результаты, которые гарантирует человеку методика ДФС, недостижимы.
ОЛЕСЯ, детский психолог.Для меня эти упражнения существуют как бы по отдельности, но в принципе все они работают на «Огненный цветок». Самая большая польза, которую может принести ДФС, — это как раз обретение хозяина, самосознания, зоны покоя и осознанности, если говорить об упражнении «Кино». Потом для меня, как человека, который занимается психологией, очень важно, что базовые упражнения снимают тревожность в плане того, что «ничего не получается».
«Огненный цветок» — это долгосрочный проект. Результат он дает не сразу. Мне повезло, у меня «Цветок» включился на первом же занятии, но потом исчез. Однако я уже знала, как это бывает, и не сомневалась. А у кого-то результаты более отсроченные. Но если человек выполняет все базовые упражнения, то получает подтверждение, что все-таки все это реально. Здесь получилось, значит, и там, пусть позже, но получится.
«Созерцание» далось мне очень трудно и стало получаться только после освоения «Ноль-концентрации», а ведь у кого-то может получиться наоборот. А когда я впервые услышала про «Кино», и мы сделали его в сокращенном варианте, очень удивилась. Потому что, когда отмотала пленку и «проходила» мимо стенки в собственной гостиной, вдруг поняла, что там нет диска моего любимого и нет его давно, года два-три. Я еще не докрутила до места, где можно увидеть, кто его взял и куда он исчез. Но даже первый опыт меня очень впечатлил. И я хочу сказать, когда есть такие результаты, это особенно помогает психологически. Даже если по «Цветку» их еще нет, успехи в базовых упражнениях моментально снимают тревогу. Например, после «Кино» осознанность и чувствительность повышаются. Забавно и полезно увидеть выражение своего собственного лица, какие-то странные жесты и позы в разных ситуациях. Потом как-то включаешься и становишься более внимательным. Именно в этом смысле для меня все упражнения работают на «Огненный цветок».
Кто бы мог подумать, что рассказ об истории освоения технологии может вылиться в очень полезную для всех психологическую консультацию.
Олеся перечислила практически все психологические сложности, которые возникают в начале освоения ДФС. Это же так понятно. Новый, еще плохо изведанный мир, новые ощущения, новые принципы поведения и общения — не удивительно, что возникает тревожность или неуверенность в своих силах. И как помогает нам в таких ситуациях знание о том, что это не мы такие неумелые, неловкие, а просто идет закономерный процесс, через который проходят многие, пусть и каждый по-своему.
А что помогает человеку не отступить, не бросить начатое? Конечно же, радость положительного результата, первые успехи.
Вот тут-то и проявляется такой загадочный для многих эффект целого. Успех в освоении одного из аспектов обязательно подкрепляет наши усилия в освоении остальных.
МАРИЯ, лекарь и психолог.Акцент на одно упражнение не просто не позволяет достичь намеченного результата, но и искажает состояние. «Огненный цветок» дает возможность иметь необходимое количество энергии для любого момента деятельности, то есть количество энергии у человека резко возрастает. Но если освоение «Огненного цветка» не будет сочетаться с «Созерцанием», то энергия просто принесет перевозбуждение и тревожность, которые совсем не могут считаться требуемым результатом.
«Созерцание» же создает чувство внутреннего покоя и стабильности. Оно тренирует появление более или менее стабильного самосознания, чтобы вместе с увеличением количества энергии укреплялся и хозяин, который будет этой энергией управлять, и возросшая восприимчивость к окружающему пространству давала возможность восприятия без искажений.
Однажды трое незрячих были приведены к радже во дворец. На потеху себе и радже слуги вывели на площадь перед дворцом слона, к которому и подвели слепых. Никто из этих троих никогда в жизни не сталкивался со слоном и, разумеется, никогда не видел его. Раджа приказал им потрогать слона, а потом рассказать всем, что же они трогали. Слепых подвели к слону. Один потрогал хобот, другой — ногу, а третий — ухо. Первый, когда ему приказали говорить, сказал, что он только что держал в руках большую и сильную змею, которая, если разозлится, то может запросто задушить человека. Второй сказал, что хоть это действительно живое существо, но не змея, а очень могучее животное, огромное, как дерево, которое нельзя обхватить руками. Третий же сказал, что он касался крыльев огромной бабочки, которая, должно быть, может летать высоко-высоко.
Вы, конечно, помните эту старую мудрую историю.
Она вам ничего не напоминает?
ГУЛЬНАРА, врач (совсем недавний житель пространства).Я еще новичок и не довела упражнения «Кино» и «Созерцание» до конца. Но я могу сказать, что для меня все эти упражнения — это пространственное видение. Я понимаю сейчас, что это такое — видение целого в этом пространстве, то есть я как целое, целое то, что я наблюдаю, и находится это в большом целом. Это дает уникальное ощущение и не только ощущение, но видение тонких вещей, о которых я раньше вроде бы и знала, теперь я их реально ощущаю.
АНДРЕЙ, художник, дизайнер.Когда человек осваивает ДФС, то происходит смена системы энергоснабжения. Человек учится брать энергию из пространства в тех количествах, которые ему необходимы-, и использовать ее так, как ему требуется. Чтобы эта. большая задача была выполнена, придется произвести большую перестройку в устройстве человека в целом. Нужно, чтобы был тот, кто это делает, чтобы самосознание было стабильным. И нужно, чтобы у этого кого-то были инструменты и чтобы между этими инструментами были гармоничные отношения, чтобы они были сбалансированы.
«Кино» тренирует самосознание, «Полет белой птицы» учит тело расслаблению, приучает к пространственному существованию и снимает страх бесконечного. «Созерцание» тренирует внутреннюю тишину и расчищает внутреннее пространство для восприятия тонких взаимодействий. Все вместе это действует, как целостная система по тюнингу человеческого устройства под эту задачу.
Вот и еще одна задача, для решения которой очень пригодилась методика: максимально возможная гармонизация формы и содержания — замысел равен форме, форма равна замыслу. А разве мы имеем в виду что-то иное, когда говорим, видя картину, читая книгу, слушая музыку, рассматривая новую машину, знакомясь с историей человеческой жизни: «Это произведение искусства». Естественно было художнику обратить внимание на такую дополнительную возможность, которую дает целостное освоение методики, — приближаться к искусству в реализации любой своей задачи.
ПЕТР, простой сомелье1 с тремя высшими образованиями.А я вот подумал, как это, если по-простому.
Предположим, есть такое образование — психоэнергетика и про него мы знаем только одно, что оно действует в пространстве, и больше ничего мы про него не знаем. И вот если чисто логически подумать, что надо, чтобы оно начало работать? Как сделать из него инструмент? Вот оно живет как-то у нас, некое образование, нечто такое, что назвали психоэнергетика. Радуется, волнуется, печалится, вступает в какие-то взаимодействия, но о том, как это происходит, мы по большей части ничего не знаем. А как ею начать действовать, работать?
Первое, наверное, что надо, — это придать ей какую-то форму. У любого инструмента есть заданная определенная форма: у микроскопа есть форма и у топора.
Значит, нам нужна форма для этого нового для нас инструмента, для психоэнергетики, под задачу, которую ею будут выполнять. Для того чтобы придать психоэнергетике форму, есть «Огненный цветок». Эта методика предполагает придание этому инструменту именно такой формы.
Теперь предположим инструмент есть, а кто им будет работать, кто рабочий? Есть какие варианты? Первый, работать будет сознание. Можно отдать этот инструмент сознанию. На вот тебе еще одну штуковину, делай что хочешь. Развлекайся, деньги зарабатывай. Или можно телу отдать. Но что получится? И сознание и тело явно будут этот инструмент в своих интересах эксплуатировать. Если отдать сознанию, то телу ничего не достанется, если телу — ничего не достанется сознанию. Приходит в голову мысль, что, может быть, это не совсем правильно, не для того инструментик-то создавали. Явно нужно что-то, что и не тело, и не сознание, и не сам предмет торга — психоэнергетика. Нужно что-то еще, чтобы всех их между собой примирить. Назвали это что-то самосознанием. Не буду углубляться в то, что это такое, просто запомним — это нечто, что может всеми инструментами — телом, сознанием, психоэнергетикой — управлять.
Психоэнергетика — штука, которая живет и действует в пространстве. Для того чтобы действовать, она должна как-то воспринимать, а что там вообще в пространстве происходит, какое оно? Какие есть возможности, какие методы восприятия у этой штуковины? Ведь она не может взять методы восприятия, которые есть, например, у сознания: слова, категории, тексты — то есть нечто концептуальное. Не может взять она и методы восприятия от тела: ощущения, движения — так как это будет привнесенное в нее извне, чужое. Как же выработать ее собственный способ восприятия, ей органичный? Мне кажется, что упражнение «Созерцание» в идеале должно привести к возможности такого чистого восприятия, в котором отсутствует слово, концепция, текст — вещи присущие сознанию, а также ощущения — некие вещи, присущие телу. То есть должен настроиться какой-то другой вид восприятия. Что-то чужое, вернее сказать, здесь больше подойдет просто Другое. А «Кино» и «Полет белой птицы» организуют первоначальный опыт, чтобы обвыкнуться жить с этим Другим, не воюя, не боясь и под себя не переделывая.
__________________________________________________________________________
1 Сомелье — работник ресторана, ответственный за приобретение, хранение вин и представление их клиенту. — Примеч. ред.
Действительно, как же формируется из этой невнятной, почти бесформенной штуковины рабочий инструмент, который мы назвали психоэнергетикой? Как превращается он в то целое, о котором мы уже говорили? Давайте вспомним это еще раз.
Для того чтобы нечто превратилось в рабочий инструмент, ему необходимо обрести устойчивость, некоторую жесткость, то есть конструкцию. Таковой в нашем случае и выступает телесно ощущаемая функциональная система «Огненный цветок». В процессе освоения методики мы встраиваем в тело функциональную систему, используя для этого огненную энергию. Чтобы иметь возможность с помощью этого инструмента вступать в отношения с пространством, что, собственно, в самом широком смысле и является нашей основной задачей в данной практике, мы используем навыки резонанса.
Но реально действующим любой инструмент можно назвать только тогда, когда мы можем обнаружить продукт деятельности с его помощью выполненной. В данном случае продуктом деятельности психоэнергетики, как инструмента, несомненно, является диапазон звучания человека, управляемое многообразие психоэнергетических состояний. Качественную определенность, выделяющую этот инструмент как целое, и результат освоения практики ДФС, естественно, придает этому инструменту язык состояний — 16-значный язык, о котором мы уже не раз упоминали. У нас даже состоялось первоначальное с ним знакомство, а вот подробным описанием его содержания, а также практикой освоения мы займемся в ближайшее время.
Вот такой неожиданной и творческой оказалась наша пресс-конференция. Я понимаю, что для тех, кто впервые знакомится с методикой дифференцированных функциональных состояний, значимость события, которое породила эта ситуация, не видна. Вам просто очень повезло, вы сразу знакомитесь с технологией, вышедшей на новый уровень своего развития. Что же, собственно, произошло?
Новый этап. ДФС как целое
Наверное, чтобы ответить на этот вопрос обстоятельно, стоит вернуться на некоторое время назад. Вернее, на достаточно большое время. Итак, прошлый век, прошлое тысячелетие. Небольшой город в стране, которой уже тоже довольно давно не существует. Компания молодых, азартных и талантливых, вдохновленная идеей, объединив свои силы и таланты, создать небывалый прежде театр, удивить и восхитить мир, оставив все, что кто смог оставить, и взяв с собой, кто что посчитал нужным, с головой ушла в творческий процесс. У них неплохо получалось. Рождался спектакль, они творили и учились одновременно, вкладывая в свое творчество все, чему только успевали научиться. И неизвестно, кому первому пришла в голову мысль, что для того, чтобы создать нечто небывалое, надо и самим отличаться от того, что уже было, и знать и уметь что-то такое, что не знает и не умеет никто.
Так родилась идея театра состояний. Театра, в котором было все, как обычно: пьеса, роли, тексты, сюжет, но держалось все это на сложной партитуре переживаний, которые создавались с помощью управляемых эмоциональных состояний. Как бы невидимая и неслышимая энергетика заполняла помещение, создавая заданное пространство, атмосферу, не давая зрителям оставаться сторонними наблюдателями того, что происходило на сцене и в пространстве зала.
До сих пор есть люди, которые помнят, как на одном из спектаклей зрители входили в зал, где, сначала оставаясь незамеченными, по периметру стояли неподвижные, как статуи, актеры. И каждый входящий ощущал, как, несмотря на то что спектакль еще не начался, занавес закрыт, а зрители только занимают места, в самом зрительном зале уже что-то происходит, и это «что-то» часть спектакля, который давно идет.
Что же такое произошло, что было найдено, открыто тогда? И какое все это отношение имеет к тому, о чем мы тут все время беседуем?
А произошло вот что: в процессе поиска новых выразительных средств в искусстве были созданы первые приемы технологии осознанного управления психоэмоциональным состоянием и обнаружены способы построения отношений с пространством. Такая вот дорога от, казалось бы, просто еще одной системы саморегуляции к технологии еще одного способа жизни, жизни в пространстве.
А так как начальным и необходимым условием овладения этой технологией стало упражнение «Огненный цветок», то долгое время так называли и саму методику — «Огненный цветок», и упражнение по построению функциональной системы видели как «главное». Научишься «Огненный цветок» делать, и все сразу получится. Такое искажение восприятия вполне простительно, так как думать в иерархическом порядке — от более важного к менее важному — для большинства из нас привычно.
Естественно, что вначале трудно было увидеть, насколько эффективна, глубока и многофункциональна эта технология. Сосредоточенность на конкретной театральной задаче не давала повода и возможности увидеть весь широчайший спектр задач и разнообразие деятельности, для которой она может применяться. Но с течением времени и под влиянием жизненных обстоятельств актеры того самого легендарного театра стали замечать, что умения, которые, как им казалось, нужны только для совершенствования актерского мастерства, прекрасно работают и в обычной жизни. Их эмоциональная устойчивость повышается, эффективность реализации жизненных задач растет, совершенствуются способы построения отношений как с окружающими людьми, так и с окружающим миром в целом. Методика вышла за рамки узкопрофессионального применения и была востребована в самых разных социальных слоях, у людей самых разных профессий.
Серьезным экзаменом для проверки реальной эффективности методики стало применение ее в процессе подготовки спортсменов самой высокой квалификации и достижений. Спорт с его четкой направленностью на результат не оставляет сомнений в действительной эффективности той или иной практики. Он ставит простой конкретный вопрос: будем ли мы от этого выше прыгать? И результаты, а также медицинские и психофизиологические исследования показали: и выше прыгать, и быстрее бегать, и дальше метать и толкать.
В скором времени после доклада о методике на конференции в Институте биофизики МЗ СССР «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний» (см. приложение 1) она перестала быть только практической наработкой и получила глубокое научное обоснование. Тогда же методика получила и свое, ставшее сегодня уже привычным и широко известным название — методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС или ДФС). Основы ее опубликованы в монографии «Наедине с миром», кроме того, было издано «Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний». За прошедшие годы обучено немалое количество инструкторов по преподаванию МДФС и создана возможность для регулярного повышения их профессиональной квалификации. Растет и расширяется число желающих овладеть этой практикой. Казалось бы, все, что могло и должно было произойти, произошло.
Но дело в том, что чем шире становились задачи, для решения которых использовалась методика, чем разнообразнее была деятельность, эффективность которой росла благодаря освоенным навыкам, тем очевиднее становилось, что ДФС — это не просто методика саморегуляции, пусть очень эффективная и современная, а технология, которая дает возможность построения целостных пространственных отношений как на уровне любого из инструментов, так и на уровне человека как целого с пространством как целым.
Вот тут-то и стало очевидным, что дальнейшее углубление в тонкости и нюансы самой методики и технологии ее освоения невозможны без использования МКС (метода качественных структур) как способа думания о целом. Соединение этих двух подходов дало замечательные результаты.
Дело в том, что время от времени среди тех, кто осваивает методику, звучит довольно однотипная жалоба, о которой уже упоминалось: «Вот я столько лет делаю "Цветок", все в принципе очень неплохо, но точного желаемого результата все-таки нет».
Естественно, это не могло не встревожить. И вот что открылось при более углубленном взгляде на методику как целое через призму МКС.
На поверхности оказалось смешение аспектов, имеющих отношение к разным целостным системам. Прежде всего восприятие функциональной системы «Огненный цветок» и системы базовых упражнений методики. А так как эта ошибка вкралась и в более ранние издания о методике, то хочется еще раз обратить ваше внимание на следующий очень важный момент.
«Огненный цветок» является функциональной системой, которая в данной практике служит конструкцией, уровнем организации такого целого, как психоэнергетический инструмент, и, естественно, никоим образом не может быть частью какого-либо другого целого, в том числе и такого целого, как базовые упражнения методики.
Система базовых упражнений состоит из «Полета белой птицы», «Созерцания», «Кино» и «Ноль-концентрации».
Построение функциональной системы является обязательным, но недостаточным условием достижения ожидаемых от практики результатов. Только сочетание безупречного навыка в выполнении базовых упражнений и качественно построенной функциональной системы дает возможность как достижения гарантированного результата, так и проникновения во всю полноту содержания методики ДФС.
Вот почему именно сейчас можно говорить о методике в полном объеме и наконец представить ее не просто как систему саморегуляции, но как технологию построения пространственных отношений.
Схема 3. Методика ДФС как система отношений с пространством
Аспект координации — состояния.
Аспект организации — витальные отношения, функции (ощущения).
Аспект функционирования — интеллектуальные отношения, дифференцирование (классификация).
Аспект связи — энергетические отношения, резонанс (переживания).
И еще одна очень поучительная история от жителя пространства.
ПРОДВИНУТЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Технология ДФС ввела меня в новый мир. Вывод в сознание нового измерения, помимо уже существующих представлений, позволил увидеть относительность своей картины мира и сместил акцент с концепций на пространство. Это расчистило поле для деятельности. Теперь передо мной не стоит глухой стеной какое-нибудь умозрительное «нельзя» или тем более усталость, у меня энергии море! Смешно вспоминать тусклый мир плоских инсинуаций интеллекта, когда летишь белой птицей, когда ты можешь каждый момент выпить до дна, если только этого хочешь! И всю эту музыку пространства начинаешь слышать, сперва удивляясь и не доверяя, а потом все больше и больше отодвигая умозрение в сторону, впускаешь в себя звучание Другого.
Созерцание дает мне возможность видеть многое, недоступное раньше, исчезают фильтры на входящую информацию, и я начинаю что-то просто знать. Опираться на такое знание — недоступное ранее удовольствие, а источником его является творческое взаимодействие меня и мира! Интеллект в этом ясном положении начинает играть роль помощника, а не контролера. Становится возможным не думать, и поговорка «дуракам везет» довольно серьезно меняет смысл.
Возможность управления своими состояниями дает огромный бонус в любой деятельности. Тебя невозможно обидеть, ввести в состояние фрустрации, если тебе это не надо. Избыток энергии и эмпатия всегда позволяют вступить в диалог с тем, с кем нужно, и наладить сотрудничество. В это нелегко поначалу поверить, но никакие внешние обстоятельства не помешают человеку, который владеет техникой ДФС, сделать то, что он хочет, практически в любой ситуации, для него это лишь вопрос его квалификации и мощности инструментов. И это произойдет без всякого насилия к всеобщему удовольствию. Просто за счет обретенного навыка более полного использования коммуникативного канала или, говоря языком автора методики ДФС, за счет резонансного взаимодействия вас как пространства с пространством Другого.
Основной проблемой при освоении методики для меня было и остается усвоенная в предыдущем периоде жизни картина мира и связанные с ней автоматизмы поведения. Лекарством от этого «подарка судьбы» является только объективация полученных навыков, то есть выполнение действий, которые раньше казались невозможными. Сам тренинг дает большое количество таких объективаций в игровой форме. Но этого мне оказалось недостаточно. Самым серьезным и реально трансформирующим действием стало применение навыков в своей жизни, в целевой деятельности. Добрые гаишники, милые работники ЖЭУ, прохождение без очереди в посольство, пронос колюще-режущих предметов в самолет, заплетенный в затейливые косички зеленый лук на окне и многое-многое другое - все это постепенно преображает мой внутренний и внешний мир.
Да, наша пресс-конференция неожиданно оказалась очень продуктивной, но, кроме огромной познавательной пользы, она, несомненно, очень полезна и для практического знакомства с местными жителями. Люди, как вы сами увидели, разные. Живут по-разному, задачи решают каждый свою, разные книжки читают, разному радуются, о разном печалятся, но общий третий голос нашли.
Не раз уже говорилось, что успех и смысл новых знаний и умений проявляется только в практическом их применении. Вот еще один прекрасный повод попрактиковаться. Помните принципы построения Диалога: Я, Другой и