Практика ритмов. Настраиваем скрипку

Сядьте удобно. Закройте глаза. Внутри вас — пустое белое светящееся пространство. В этом пустом белом светящем­ся пространстве напишите слово «жизнь» и, не называя и не оценивая, слушайте пространство. Потом сотрите это слово из своего пустого белого светящегося пространства и от­кройте глаза. Потратьте на это не менее пяти минут.

Проделайте то же самое, по очереди используя все ос­тальные ключевые слова: «точка», «распад», «космос» — для активизации каждого из четырех аспектов звучания про­странства. Выбор последовательности этих включений со­вершенно произвольный, он будет зависеть только от ваших предпочтений и любопытства. И пусть каждое включение займет у вас не менее пяти минут. Вслушайтесь в каждое из звучаний. Сравните их между собой.

Несомненно, вы обнаружите состояния вам более прият­ные и более знакомые и те, с которыми вы предпочли бы не взаимодействовать. Но вспомним старую мудрость — если мы не можем изменить ситуацию, то ничто не мешает нам изменить к ней отношение.

Теперь, когда у вас есть собственное переживание этой части языка состояний, можно посмотреть вокруг себя.

Попробуйте определить, как звучит ваша квартира.

У вас есть любимая картина? Попробуйте войти в ее пространство и услышать, как она звучит. Вот вам пер­вая информация о ваших пространственных предпочте­ниях.

У вас конфликт, оттого что вам не нравится, как ваши дети оформили свою комнату? Вас нервирует и раздража­ет музыка, которую они слушают? А они не принимают ваш выбор? Вы обожаете большие, шумные рестораны и кафе, где голоса посетителей, музыка, пестрота оформле­ния сливаются в единое энергичное, приятное для вас пространство. А ваша подруга всегда тянет вас в неболь­шие полутемные, несколько мрачноватые места, которые ей кажутся уютными и располагающими к интимному об­щению?

У вас появилась возможность понять и аргументиро­вать. Что можно сказать? У вас разные пространствен­ные предпочтения. Но самое главное — что можно и нуж­но знать, чтобы преодолеть барьер непонимания: вы используете музыку, предметы интерьера, места, кото­рые предпочитаете выбирать для решения совершенно разных задач.

Помните, при первом упоминании о ДФС мы узнали, что речь пойдет о технологии управления функциональ­ными, то есть для каких-то конкретных задач используемыми состояниями. Даже при том, что мы еще не начали учиться ими управлять, мы уже сделали первый шаг к функциональному использованию тех состояний, с кото­рыми сталкиваемся в жизни. Главное помните, решение какой задачи вам предстоит. Тогда можно озаботиться правильной организацией пространства, нужного для ра­боты над ней.

И еще немного практики.

Опыт показывает, что самым надежным помощником в освоении языка пространства, самым лучшим камерто­ном для отстройки и утончения своего восприятия звуча­ния ритмов всегда служит музыка. Предлагаю небольшой перечень музыкальных произведений, которые звучат оп­ределенно в разных ритмах. Найдите время и послушайте. Попробуйте, сделав маленькое усилие, послушать эти произведения не так, как вы привыкли, а входя в их про­странство. Уверяю, вам предстоит несколько важных от­крытий. Позволю себе слегка переделать известную пого­ворку и сказать: лучше один раз услышать, чем несколько раз прочитать. А еще лучше, услышать не один раз.

Для начала четыре отрывка из великих музыкальных произведений.

♦ С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Часть I.

♦ М. Равель. «Болеро».

♦ В. Моцарт. Реквием. Часть I.

♦ В. Моцарт. Симфония № 40. Часть I.

Расположитесь поудобнее, пусть рядом лежит лист бума­ги и ручка. Послушайте каждое из этих произведений, ощу­тив себя в их пространстве. После каждого отрывка коротко запишите, какое настроение он вам навевает, какие всплы­вают образы.

Сделайте это для себя, не для кого-нибудь. И это будет ваше собственное, не рассказанное вам, а самостоятельно прочувствованное первое открытие — вы услышали, что го­ворит вам пространство этих произведений, и теперь може­те это сообщение опознать.

Вы услышите стремительный поток рахманиновской музыки и теперь будете знать — вот так звучит любое проявление живого, неважно, плоти ли, чувства ли или мысли, потому что в данном пространстве все это присутствует одновременно (ритм В, ритм живого).

Вы войдете в пространство равелевского «Болеро» и ощу­тите завораживающую, магическую красоту четкого, согла­сованного действия, силу, которую дает ясность и организо­ванность. Это равно относится и к физическим действиям, и к чувствам, и к мыслям (ритм С, ритм дискретного мира).

Вы соберетесь с силами и войдете в пространство мо-цартовского «Реквиема» и получите реальную возмож­ность, может быть, впервые пережить, что боль, печаль, по­тери и страдания — это необходимая часть жизни. Потому что разрушение того, чему суждено уйти и остаться в про­шлом, в памяти, в опыте, дает возможность освободить пространство для нового: новых действий, новых чувств и новых мыслей. И тогда переживание распада становится не таким невыносимым (ритм D, ритм распада).

Без сомнения пространство Симфонии №40 Моцарта от­кроет вам двери в мир радости, полета и бесконечной свобо­ды для свершения всего, что бы вы ни задумали, что бы вы ни почувствовали и что бы ни захотели сделать (ритм А, ритм бесконечного).

Приведу еще несколько музыкальных произведений. Если вы найдете время послушать их, то узнаете, что зву­чание одного и того же ритма пространства может иметь разные оттенки, разную мощность и глубину. Вы обнаружите, что звучание пространства в одном и том же ритме отличается, подобно тому, как отличаются по тембру го­лоса певцов, исполняющих одно и то же музыкальное произведение, безукоризненно соблюдая записанную но­тами мелодию, как отличаются варианты оркестровой интерпретации в зависимости от дирижера и от каждого музыканта. Но, окрашиваясь нюансами и тембрами, му­зыкальное произведение остается одним и тем же, так и звучание пространства, свидетельствуя об одном и том же пространственном аспекте, может иметь разные от­тенки и нюансы.

РИТМ В-------------------------------------------------------------------

♦ Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь.

РИТМ С-------------------------------------------------------------------

♦ Д. Шостакович. Тема нашествия в Седьмой (Ленинград­ской) симфонии.

♦ «Родина» (ДДТ).

♦ Победный хит группы «Серебро».

♦ «Money, money» (ABBA).

♦ В. Моцарт. Маленькая ночная серенада.

♦ А. Вивальди. «Зима» из «Времен года».

РИТМ D-------------------------------------------------------------------

♦ Ф. Шопен. «Траурный марш».

♦ Группа «Dors».

♦ А. Шнитке. Кончерто гроссо, часть I.

♦ Раннее творчество П. Мамонова («Звуки МУ»).

РИТМ А------------------------------------------------------------------

♦ И. Бах. «Токатта» и Фуга си минор.

♦ А. Сен-Санс. «Лебедь».

♦ «Нет, никогда» (Эдит Пиаф).

♦ «Кони привередливые» (В. Высоцкий).

А теперь даже не практика, а небольшое проверочное упражнение на усвоение материала.

Чувство включенности в пространство мы с вами на­звали словом «ритм». Разнообразие звучаний простран­ства может быть описано как пространство деятельно­сти.Разнообразие деятельности и отграничивает один аспект звучания пространства от другого. Мы выделили четыре вида такой деятельности: процессуальная, дис­кретная, направленная на распад и на взаимодействие с бесконечностью.

Вспомните своих знакомых, друзей, родственников.

Эх, хочется тихий, спокойный вечерок провести после трудов праведных, поесть вкусно, посидеть тихо, в шахма­ты поиграть. Пойду-ка я к Ивановым.

***

Так, завтра всем с утра быть бодрыми, веселыми, не ныть, не копаться, смотреть браво, заботами не грузить. Бабушка с дедушкой в гости придут. Все должно быть бодро, друж­но. Стариков не расстраивать.

***

Может, ты одна сходишь к своей сестре на день рождения, поздравишь ее от меня. Не могу. Каждый раз одно и то же. Выпьет глоток, и начнется... На работе ее не ценят, этот ду­рак, тот подлец. Бывший муж, сволочь, со своей новой, что б ему... А вот я... Дети неблагодарные, так и норовят из дома, смыться. Ну не могу я это терпеть. Твоя сестра — тебе и му­читься.

Почувствуйте, в каком ритме звучат они чаще всего, ка­кой тип активности для них наиболее характерен, какое пространство они создают и в каком чувствуют себя наи­более комфортно.

Как всю жизнь отдыхаем?

Мне бы только до пляжа добраться. Так бы и лежала, пока живот сквозь спину не загорит. А он никак не уго­монится. То он на экскурсию, то на дельтаплане летает, то на водных лыжах катается. Только за ужином и встре­чаемся. Так и там покоя нет: пойдем потанцуем, пойдем погуляем. И это отдых?

Знакомые переживания? Ожидаемое привычное недо­вольство, и это несмотря на то, что мечты о совместном отдыхе согревали вас всю зиму? Разочарования? Обиды? А то и ссоры? Не драматизируйте.

Вспомните себя, как вы можете охарактеризовать себя с точки зрения включенности в пространство? А человека рядом с вами? Почувствовали разницу? Скорее всего, вы различаетесь по доминирующему типу активности. Тут и причины многих конфликтов, непониманий и глупых обид, симпатий и антипатий, тут и возможности понять, сблизиться, увидеть другого в давно знакомом человеке.

Вот он, момент, чтобы вспомнить о волшебной силе ре­зонанса. Привычный или даже доминирующий тип актив­ности — не приговор. Хотите быть вместе? Хотите быть рядом? Хотите, чтобы это приносило вам радость? Вспом­ните про возможности, которые открывает перед нами ре­зонансное взаимодействие. Войдите в пространство дру­гого человека, объедините ваши пространства в одном ритме. И... получите удовольствие...

Поразмышляйте об этом. Чувствуете, какие огромные горизонты открываются, какие реальные возможности увеличить свою эффективность. А ведь это только пер­вые шаги в постижении искусства жить в пространстве.

Наши рекомендации