Которые уже находятся в благости таким образом возникают религиозные
принципы".
(Ш.Б.-11.13.2)
Кришна здесь говорит как можно остаться в благости. Он говорит, что
Можно усилить гуну благости, развивая те вещи, которые уже находятся в бла-
Гости и практически автоматически возникают религиозные принципы. Другими
Словами человек естественным образом будет склонен к дхарме.
Затем Кришна говорит,
ДХАРМО РАДЖАС ТАМО ХАНЙАТ САТТВА-ВРИДДХИР АНУТТАМАХ
АШУ НАСЙАТИ ТАН-МУЛО ХЙ АДХАРМА УБХАЙЕ ХАТЕ
ДХАРМАХ-религиозные принципы, основанные на преданном служении;
РАДЖАХ-гуна страсти; ТАМАХ-гуна невежества; ХАНЙАТ-разрушают;
САТТВА-благость; ВРИДДХИХ-увеличивая; АНУТТАМАХ-величайший; АШУ-быс-
тро; НАСЙАТИ-разрушается; ТАТ-страсти и невежества; МУЛАХ-корень;
ХИ-несомненно; АДХАРМАХ-безбожие; УБХАЙЕ ХАТЕ-когда оба разрушаются.
"Религиозные принципы, усиленные гуной благости, разрушают влияние
Страсти и невежества. Когда страсть и невежество преодолены, их изна-
чальная причина, безбожие, быстро уничтожается".
(Ш.Б.-11.13.3)
Здесь благость приравнивается к религии, а страсть и невежество к без-
Божию. Итак когда мы практикуем принципы религии, усиленные благостью,
Страсть и невежество разрушаются.
АГАМО,ПАХ ПРАДЖА ДЕШАХ КАЛАХ КАРМА ЧА ДЖАМНА ЧА
ДХЙАНАМ МАНТРО,ТХА САМСКАРО ДАШАЙТЕ ГУНА-ХЕТАВАХ
АГАМАХ-религиозные писания; АПАХ-вода; ПРАДЖАХ-общение в основном с
Людьми или собственными детьми; ДЕШАХ-место; КАЛАХ-время; КАРМА-дей-
твия; ЧА-также; ДЖАНМА-рождение; ЧА-также; ДХЙАНАМ-медитация;
МАНТРАХ-воспевание мантр; АТХА-и; САМСКАРАХ-очистительные ретуалы;
ДАША-десять; ЕТЕ-эти; ГУНА-гуны природы; ХЕТАВАХ-вызывает.
"Согласно виду религиозных писаний, воды, общения с детьми или в ос-
Новном с людьми, конкретного места, времени, деятельности, рождения,
Медитации, воспевания мантр и очистительным ретуалам, три гуны приро-
ды поразному проявляются".
(Ш.Б.-11.13.4)
Это очень важно, так как имеет отношение к нашему физическому состоя-
Нию и духовной практике. Кришна говорит, что на все эти вещи влияют гуны
Природы. Существуют разные пураны или шастры, предназначенные для людей в
Разных гунах. Писания в гуне невежества дают наставления как идти в эту
Сторону. Писания в гуне страсти возвышают человека из невежества в страсть.
Само писание не находится в какой-либо гуне, оно предназначено для людей в
Соответствующей гуне. Также и религии. Прабхупада сказал, что не все рели-
Гии возвышают человека до трансц. положения. Некоторые религии предназначе-
ны для возвышения человека от низших гун в высшие. Например заповедь "не
убей" относится скорей к цивилизованной жизни, чем к жизни духовной.
Существуют разные виды воды. Самая лучшая вода - речной поток, она
Очищает и несет здоровье. Хуже вода колодезная или из пруда. Водопроводная
Вода очень ужасная - это вода в гуне невежества. Лучше пить воду высшего
Качества.
Время, самое лучшее для духовной практики - это брахма-мухурта. Итак,
Мы все должны выбирать в гуне благости. Далее Кришна подтверждает это,
ТАТ ТАТ САТТВИКАМ ЭВАЙШАМ ЙАД ЙАД ВРИДДХАМ ПРАЧАКШАТЕ
НИНДАНТИ ТАМАСАМ ТАТ ТАД РАДЖАСАМ ТАД-УПЕКШИТАМ
ТАТ ТАТ-те вещи; САТТВИКАМ-в гуне благости; ЭВА-несомненно; ЭШАМ-сре-
Ди десяти тем; ЙАТ ЙАТ-любой; ВРИДДХАХ-мудрецы прошлого, такие как
Вйасадева, большие знатоки Ведической мудрости; ПРАЧАКШАТЕ-они прос-
Лавляют; НИНДАНТИ-презирают; ТАМАСАХ-в гуне невежества; ТАТ ТАТ-те ве-
Щи; РАДЖАСАМ-в гуне страсти; ТАТ-мудрецами; УПЕКШИТАМ-не прославляют и
Не критикуют.
"Среди десяти тем, которые Я только-что упоменул, великие мудрецы, ко-
Торые понимают ведическое знание, прославляют и рекомендуют те, кото-
Рые находятся в гуне благости, критикуют и отвергают те, которые на-
Ходятся в гуне невежества, и выказывают безразличие к вещам в гуне
страсти".
(Ш.Б.-11.13.5)
Итак, здесь дается ответ на вопрос нужно ли нам подниматься до гуны
Благости. Да это необходимо, поскольку мы получаем те результаты, которые
Сами выбираем. Следующий момент.
Гуны проявляют качество, но это обратимая реакция, то есть если мы
Проявляем определенные качество, то соответственно этому изменятся и гуны.
ГУНЫ------>ОПРЕДЕЛЕННЫЕ
ПРИРОДЫ<------КАЧЕСТВА
Например если мы находимся в гуне страсти, то соответственно занимаем-
Ся кармической деятельностью, но также верно и обратное если мы будем стре-