Лучше взять какой-то один пункт и работать над ним.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
Тама-гуна - когда мы что-то делаем и это вообще не имеет никакого
Смысла.
Раджас - деятельность ради наслаждения плодами.
Саттва - деятельность ради очищения.
"Можно преодолеть влияние гун матер. природы просто правильно поняв их
и услышав об этом от реализованных душ..."
(Прабхупада)
Подняться на трансц. уровень можно только поняв эту науку. При изуче-
нии гун мы хотим достичь три вещи:
Увидеть как гуны влияют на других людей (особенно важно для пропо-
ведника).
Как гуны влияют на нас самих
Отличать гуны природы от трансц. уровня.
КАК ГУНЫ СВЯЗЫВАЮТ.
Откуда происходят дживы. В 4 стихе 14 главы "Бхагават-гиты" Кришна
Сказал, что живое существо принимает рождение в соответствии со своей прош-
лой деятельностью. Это означает, что джива может придти из двух мест:
Непосредственно из духовного мира.
С прошлого цикла творения (душа с кармой прибывает в Маха-Вишну).
ИЧЧХА-ДВЕША-САМУТТХЕНА ДВАНДВА-МОХЕНА БХАРАТА
САРВА-БХУТАНИ САММОХАМ САРГЕ ЙАНТИ ПАРАНТАПА
ИЧЧХА-желание; ДВЕША-и ненависть; САМУТТХЕНА-рожденная из;
ДВАНДВА-двойственность; МОХЕНА-посредством иллюзии; БХАРАТА-о потомок
Бхараты; САРВА-все; БХУТАНИ-живые существа; САММОХАМ-в заблуждении;
САРГЕ-принимая рождение; ЙАНТИ-идут; ПАРАНТАПА-о покоритель врагов.
"О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа рождаются
В неведении, сбитые с толку двойственностями, проистекающими из жела-
ния и ненависти".
(Б.Г.-7.27)
В любом случае, когда живое существо попадает в махат-таттву, оно
Обуславливается гунами. Это описывается следующим образом,
САТТВАМ РАДЖАС ТАМА ИТИ ГУНАХ ПРАКРИТИ-САМБХАВАХ
НИБАДХНАНТИ МАХА-БАХО ДЕХЕ ДЕХИНАМ АВЙАЙАМ
САТТВАМ-гуна благости; РАДЖАХ-гуна страсти; ТАМАХ-гуна невежества;
ИТИ-таким образом; ГУНАХ-качества; ПРАКРИТИ-материальная природа;
САММБХАВАХ-произведенные из; НИБАДХНАНТИ-обуславливают; МАХА-БАХО-о
Сильнорукий; ДЕХЕ-в этом теле; ДЕХИНАМ-живое существо; АВЙАЙАМ-вечное.
"Материальная природа состоит из трех гун: благости, страсти и неве-
Жества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с при-
Родой, о сильнорукий Арджуна, оно становится обусловленным тремя гу-
нами".
(Б.Г.-14.5)
Слова обусловленность и соприкосновение с матер. природой являются си-
Нонимами. Кришна объяснил как связаны обусловленность и соприкосновение,
ПУРУШАХ ПРАКРИТИ-СТХО ХИ БХУНКТЕ ПРАКРИТИ-ДЖАН ГУНАН
КАРАНАМ ГУНА-САНГА,СЙА САД-АСАД-ЙОНИ-ДЖАНМАСУ
"Живое существо в материальной природе таким образом следует путями
Жизни, наслаждаясь тремя гунами матер. природы. Это происходит вслед-
Ствии его общения с материальной природой. Таким образом оно встре-
чается с хорошим и плохим среди различных видов жизни".
(Б.Г.-13.22)
Это очень важный стих! Преданным очень часто задают вопрос о свободе
Воли и предопределенности. Здесь Кришна говорит, что человек принимает ка-
Чества гун матер. природы, соприкасаясь с матер. природой. Другими словами,
Соприкасаясь с какой-то гуной, человек приобретает качества данной гуны.
Это как хамилион. Соприкасаясь с каким-то предметом, хамилион приобретает
его цвет. С нами происходит тоже самое. Например, среди стада лошадей был
Один верблюд, и когда лошади бежали куда-то, то этот верблюд бежал тоже,
Когда лошади ели траву, то верблюд тоже ел траву. В этот момент он считал
Себя лошадью, так как общался с лошадьми. Соприкасаясь с материей, мы ве-
Дем себя как материя, хотя между нами и материей такая же разница как меж-
Ду лошадью и верблюдом. Мы уже забыли какой наш настоящий цвет. Это не
Только относится к грубым вещам. Когда мы общаемся с людми с определенной
верой, то мы принимаем соответствующую веру. В университете мы имеем дело
Со знанием в гуне страсти и невежества, и мы отождествляем себя с этим и
Попадаем в гуну страсти и невежества. Все находится под влиянием гун, и
Поскольку гуны вездесущи, то соприкасаясь с чем-либо, мы оскверняемся гуна-
Ми и приобретаем качества этого обЪекта.
Обусловленность происходит определенным образом (см. табл. N 2),
ШРИ БХАГАВАН УВАЧА
САТТВАМ РАДЖАС ТАМА ИТИ ГУНА БУДДХЕР НА ЧАТМАНАХ
САТТВЕНАНЙАТАМАУ ХАНЙАТ САТТВАМ САТТВЕНА ЧАЙВА ХИ
САТТВАМ-благость; РАДЖАХ-страсть; ТАМАХ-невежество; ИТИ-таким образом
Зная; ГУНАХ-гуны матер. природы; БУДДХЕХ-имеют отношение к матер. ра-