Опиши мне, пожалуйста, все Свои божественные совершенства, обладая которыми, Ты пронизываешь эти миры и пребываешь в них.

Бхаванувада

"Понять Твою таттву необычайно трудно. Сейчас я горю желанием узнать о Твоих вибхути. Если Ты считаешь, что их невозможно описать полностью, опиши мне, пожалуйста, хотя бы главные из них".

Текст 17

k-Qa& ivÛaMah& YaaeiGa&STva& Sada PairicNTaYaNa( )

ke-zu ke-zu c >aavezu icNTYaae_iSa >aGavNMaYaa )) 17 ))

катхаv видйfм ахаv йогиvс / твfv садf паричинтайан

кешу кешу ча бхfвешу / чинтйо ’си бхагаван майf

йогин – о владеющий сверхъестественными силами; катхам – как; ахам видйfм – мне познать; (и) садf – всегда; паричинтайан –мысленно созерцать; твfм – Тебя; бхагаван – о всесовершенная Личность; ча – и; кешу кешу – в каких различных; бхfвешу – состояниях бытия; аси – Ты; чинтйаx – должен быть созерцаем; майf – мной.

О Верховный Мистик, владыка йогамайя-шакти, как мне познать Тебя и всегда о Тебе размышлять? О Бхагаван, в каком из Твоих образов я должен созерцать Тебя в мыслях и с каким настроением?

Бхаванувада

Арджуна говорит: "О Йогин, с помощью какого метода я смогу непрестанно сознавать Тебя в глубокой медитации? В "Гите" (18.55) Ты говоришь: "Познать истину о Моём величии и Моей сварупе можно только с помощью бхакти". Поэтому я хотел бы знать, на каком из Твоих образов мне следует с преданностью сосредоточить мысли и как его воспринимать". [Слово йогин (вместилище йогамайи) здесь приравнивается к слову ванамfлb (тот, кто носит гирлянду из лесных цветов), которое указывает только на Кришну. Этот эпитет применим лишь к особой личности. Именем ванамали нельзя называть любого, кто носит лесную гирлянду. Точно так же того, кто обладает йогамайя-шакти, называют йогин, и это относится только к Кришне.]

Пракашика-вритти

Попросив в предыдущем стихе, чтобы Верховный Господь описал Свои совершенства, Арджуна теперь молит Его объяснить, в чём и в каких образах эти совершенства проявляются. Йогамайя, способная невозможное делать возможным, всегда пребывает со Шри Кришной. Поэтому Арджуна обращается к Кришне, называя Его йогином, вместилищем йогамайи. Только Кришна может описать Свои вибхути. Об этом здесь и говорится.

Текст 18

ivSTare<aaTMaNaae YaaeGa& iv>aUiTa& c JaNaadRNa )

>aUYa" k-QaYa Ta*iáihR é*<vTaae NaaiSTa Mae_Ma*TaMa( )) 18 ))

вистареtfтмано йогаv / вибхeтиv ча джанfрдана

бхeйаx катхайа тhптир хи / ihtвато нfсти ме ’мhтам

джанардана – о вдохновитель людей; катхайа – говори; бхeйаx – дальше; вистареtа – подробно; fтманаx – о Своих собственных; йогам – мистических силах; ча – и; вибхeтим – совершенствах; хи – несомненно; ме – для меня; на асти – не существует; тhптиx – предела насыщения; ihtватаx – в слушании; (этого) амhтам – нектара.

О Джанардана, прошу, говори мне вновь и вновь обо всех Твоих мистических силах и совершенствах. Я никогда не устану внимать Твоим нектарным речам.

Бхаванувада

"В "Гите" (10.8) Ты говоришь: ахаv сарвасйа прабхаво маттаx сарваv правартате — "Я – источник всех миров, и материальных, и духовных. Всё сущее исходит из Меня", а также ити матвf бхаджанте мfм — "Зная эту истину обо Мне, мудрецы, которые постигли суть Вед, посвящают себя любовному служению Мне". Ты сказал, что все состояния бытия порождены Твоими дивными божественными энергиями и что мудрецы поклоняются Тебе, занимаясь бхакти-йогой. О Джанардана, сладость Твоих благотворных речей пробудила во мне жажду услышать более подробные разъяснения (вистарена). Что же мне теперь делать? Отведав нектара Твоих сладостных слов, я не чувствую больше насыщения. Поэтому прошу Тебя, поведай мне о Своих вибхути во всех подробностях".

Текст 19

é[q>aGavaNauvac

hNTa Tae k-QaiYaZYaaiMa idVYaa ùaTMaiv>aUTaYa" )

Pa[aDaaNYaTa" ku-åé[eï NaaSTYaNTaae ivSTarSYa Mae )) 19 ))

iрb-бхагавfн увfча

ханта те катхайишйfми / дивйf хй fтма-вибхeтайаx

прfдхfнйатаx куру-iрешnха / нfстй анто вистарасйа ме

iрb-бхагавfн – сияющий и всесовершенный Господь; увfча – сказал; куру-iрешnха – о лучший из Куру; ханта – да; хи катхайишйfми – Я, конечно же, поведаю; те – тебе; дивйfx – о Моих божественных; fтма-вибхeтайаx – собственных совершенствах; прfдхfнйатаx – отбирая главные из них; (ибо) на асти – не существует; антаx – предела; ме – Моим; вистарасйа – обширным (достояниям).

Верховный Господь сказал: О лучший из Куру, Я, конечно же, поведаю тебе о Своих божественных совершенствах, но только о главных из них, ибо величию Моему нет границ.

Бхаванувада

Слово ханта в этом стихе указывает на сострадание Господа. Он говорит: "Я расскажу лишь о самых главных из Моих совершенств, потому что их разнообразию нет предела". Вибхeтайаx означает "множество вибхути". А слово дивйf заключает в себе такой смысл: "Я буду говорить только о главных Моих достояниях, не упоминая прочие, менее значительные, такие, как травы и тому подобное". Здесь слово вибхути указывает как на материальные, так и на духовные предметы. Все они порождены энергией Бхагавана, и размышлять о них следует в связи с Ним и в соответствии с их различным положением (уровнем бытия).

Пракашика-вритти

Услышав просьбу Арджуны рассказать ему о вибхути-йоге, Господь отвечает словом ханта, указывающим на великое сострадание Господа к Своему преданному. Но, поскольку невозможно описать все бесчисленные совершенства Господа, Он говорит, что ради блага Арджуны поведает лишь о самых главных из них. Все эти совершенства происходят из энергии Бхагавана, поэтому их нужно воспринимать в связи с Ним. Он вечно существует в образе двурукого Шьямасундары и является источником всех вибхути, хотя и отличен от них. Завершая описание Своих совершенств, Шри Кришна говорит: "Всю эту вселенную, населённую движущимися и неподвижными существами, Я пронизываю лишь одной Своей частью (амшей), а не Собой целиком". Всё сущее в этом мире исходит из Его шакти. Именно так следует воспринимать окружающий мир.

Из сказанных Кришной слов становится ясно, что сварупа Бхагавана существует независимо от Его вибхути, и это значит, что Его сварупа – Враджендра-нандана Шри Кришна.

Текст 20

AhMaaTMaa Gau@ake-Xa SavR>aUTaaXaYaiSQaTa" )

AhMaaidê MaDYa& c >aUTaaNaaMaNTa Wv c )) 20 ))

ахам fтмf гуlfкеiа / сарва-бхeтfiайа-стхитаx

ахам fдиi ча мадхйаv ча / бхeтfнfм анта эва ча

гуlfка-biа – о совладавший со сном; ахам – Я; fтмf – Сверхдуша; стхитаx – пребывающая; fiайа – в сердцах; сарва-бхeта – всех существ; эва – несомненно; ахам – Я; ча – также; fдиx – начало; мадхйам – середина; ча – и; антаx – конец; бхeтfнfм – всех существ.

Наши рекомендации