Да, это значит, что до определенной степени Бог постижим разумом.
Если нам дан разум, то для чего он нам дан? Не только для постижения каких-то простых вещей, не только для приобретения повседневного опыта.
Из своей жизни мы видим, что мы не удовлетворяемся этим. Нам нужно понять что-то более высокое. И мы все время ищем раскрытия этой загадки, это высокое, эту тайну.
Именно для этого и дан нам разум.
В «Источнике Вечного наслаждения», гл. «Молитвы олицетворенных Вед» говориться, -
«…человеку следует употреблять свой разум в большей степени, чем ум и чувства. Когда ум и чувства очищаются, благодаря правильному использованию разума, тогда обусловленная душа освобождена. В противном случае, если разум не употребляется на то, чтобы управлять чувством и умом, обусловленная душа продолжает переселяться из одного тела в другое только ради чувственного удовлетворения». стр.700
***
Как Веды определяют Самого Бога?
Русское слово «бог» происходит от санскритского «бхога» - то, чем можно наслаждаться.
И Веды определяют Бога через две Его функции:
1-я функция – обозначена термином «Ишвара», т.е. управляющий, распоряжающийся;
2-я функция –«Пуруша», т.е. тот, кто наслаждается.
И так, Бог это Тот, кто всем управляет, повелевает, всем наслаждается и обладает всем тем, чем можно наслаждаться.
Также Веды говорят, что само понятие «Бог» включает в себя 3 аспекта. Это сказано в Бхагавата Пуране –
« Ученые мудрецы, которые познали Абсолютную Истину, называют эту неделимую субстанцию –
БРАХМАНОМ,
ПАРАМАТМОЙ и БХОГАВАНОМ».
Это три аспекта Абсолютной Истины.
1.Брахман – это безличный Свет, сияние.
Для многих людей Бог это просто какое-то свечение, сияние, море, океан блаженного Света.
Да, у Бога есть такой безличный аспект, никто этого не отрицает. И многие, в своём познании Бога, останавливаются именно на нем.
2.Параматма – это Сверхсознание.
Это тот аспект, который пребывает в сердце каждого живого существа, это то, что находится в каждом атоме.
Функция этого аспекта – Знание. Через это Бог знает ВСЕ.
И поэтому Он связывает нас узами причинно-следственных отношений – Кармы. Т.е. - я воздействую на материю, и ко мне приходит соответствующая реакция. Кто это знал, никто казалось бы не видел, но реакция за содеянное приходит.
Именно в аспекте всепроникающей Параматмы эта Великая Личность и воздает за содеянное.
3. Бхогаван - это есть Личность - Верховная Божественная Личность. Это и есть БОГ.
Как соотносятся между собой эти аспекты?
В Ведах приводится такая история:
Однажды в Индии, в начале этого века пустили первый поезд. Проложили рельсы и сказали людям – сегодня смотрите, по этим рельсам проедет поезд.
Но это было только название, неизвестное им до этого времени слово – «поезд». Поезда никто из них никогда не видел и люди решили посмотреть – что же ЭТО такое.
Они ждали этот поезд долго. В Индии поезд ходит как обычно с опозданием часов на 10. И вот, когда уже стало темно, вдалеке послышался звук и показался свет. Они увидели сначала просто свет в темноте.
Кто-то сказал – я понял, что такое поезд – ЭТО СВЕТ, и ушел спать.
Другие, более любопытные, еще подождали, и увидели ПОЕЗД, когда он приехал.
И когда он остановился на платформе, они увидели не только свет, но и сам локомотив, из которого исходил этот свет, вагоны, колеса. И их понимание поезда было более глубоким.
Но, более пытливые зашли внутрь и увидели внутри локомотива МАШИНИСТА и познакомились с ним.
Т.е. их понимание поезда было наиболее глубинным.
И совершенно очевидно, что те, кто удовлетворился пониманием поезда только на уровне света или локомотива, получили поверхностное понимание что это такое.
Это уровни осознания. Есть здесь и Свет и Форма и сама Личность .
Тоже самое, когда мы говорим о Личности Бога.
Так соотносятся эти аспекты – как Свет, Форма и сама Личность. Это соотношение личного и безличного.
В настоящее время действительно существует спор по вопросу личное - безличное. Но это особый разговор.
Ещё приводится пример с Солнцем – свет, планета и сама личность, которая находится там внутри - Сурья Нарайяна, тот из кого этот свет и исходит.
Это высший аспект Абсолютной Истины.
Шридхар Махарадж в книге «Шри Гуру и Его Милость» во «Вступлении» говорит -
«Наше человеческое общество с высочайшими проявлениями его культуры есть не более, чем бесконечно малая частица Динамичного Абсолюта».
Т.е. Абсолют являясь динамичным – РАЗВИВАЕТСЯ, и это подтверждает информацию от Учителей –
«Бог познает Себя через нас и объекты, которые Он создает»
***
Каждая личность определяется 4 параметрами, эти параметры есть и у каждого объекта этой материальной Вселенной.
Первый параметр – это имя – всё как то называется.
Второй параметр – форма.
У всего есть какие –то определенные качества.
И у всего есть какие-то функции или деяния.
Например: карандаш - это имя
- удлиненный – форма
- сверху прозрачный, колпачек синий - качество
- пишет – его функция
Так можно охарактеризовать любой объект.
6 достояний Бога –
Также следует заметить, что Сама Верховная Личность Бога обладает 6 достояниями – БХОГА = Бхогаван. Отсюда происходит слово Бог .
«Ван» на санскрите означает - обладающий, властитель, владелец, а «бхога», то чем можно наслаждаться.
И поэтому ещё один термин, который вы встретите в ведической литературе и определяющий Бога – Бхогаван, т.е. обладающий всеми достояниями.
Чем же обычно стремятся наслаждаться люди.
Веды говорят – 6 достояний -
- Богатство
- Сила
- Знание
- Красота
- Слава
- Отречение
Это 6 вещей, к которым стремятся люди.
Все мы ищем людей сильных, красивых, умных, славных, богатых, отреченных Но, к сожалению, в материальном мире, в нашем обществе, мы такую личность не находим.
Человек может быть богат, но некрасив.
Человек может быть красив, но глуп, и т.д.
Все мы в разной степени обладаем этими достоинствами, и только в полной мере этим обладает Бог.
По определению Вед - Бог это Тот, кто обладает 6 достояниями в полной, абсолютной мере.
Это и есть та самая совершенная Личность, которую люди интуитивно ищут в материальном мире, к которой всегда стремятся, но не находят. И поэтому в их жизни присутствует разочарование.
«Среди Вед Я - их изначальный Учитель, Господь Брахма, и из всех мантр Я - трехбуквенная омкара. Среди букв Я - первая буква, "а", и среди священных (стихотворных) ритмов Я - Гайатри мантра».«Нет Истины выше, чем Я» – говорит Кришна в «Бхагавад-гите.