Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа.

.

Издание третье, переработанное и дополненное

-



-------- Ответственный редактор —

заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

В. В. Ковалев

Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org

JL

•ПРОСПЕКТ-

Москва 2012

Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru УДК 336(075.8) ББК 65.21я73 Ф59

Учебник подготовлен коллективом преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета в составе: С. А. Белозеров,д-р экон. наук. проф. - гл. 20, 21; Г. М. Бродский, д-рэкон. наук, доц. — н.4.1 (совм. с В. В. Ивановым); С Г. Горбушина,канд. экоп. паук, дон --гл. 7, 8, 10 (кроме п. 10.1); В. В. Иванов,д-р .жоп. наук, проф. - гл. 1 (кроме п. 1.4), 2, 3, 4 (п. 4.1 — совм. с Г. М. Бродским, пп. 4.3, 4.7), 9, 11; Г. В. Кальварскнй,канд. экон. паук, доц. — гл. 6; В. В. Ковалев,д-р экон. наук, проф. введение, гл. 12, 1.3, 14, 15 (кроме и. 15.5), 16, 27, заключение, список аббревиа гур; Вит. В. Ковалев,д-р экон. наук — гл. 15 (п. 15.5), 17; А. Н. Космачев,канд. экон. наук, доц. — ни. 22.2, 22.3.1, 22.3.2, 23.2 (пп. 22.2.2 и 23.2.5 - совм. с Б. М. Лебедевым); Б. М. Лебедев, канд. экон. наук, доц. - пп. 22.1, 22.3.3, 23.1. 23.3 (пп. 22.2.2 и 23.2.5 - совм. с А. II. Космачевым); И. II. Люкевич,канд. экон. наук, доц. — гл. 24, 25; А. И. Погор-лецкий,д-р экон. наук, проф. - гл. 26, Н. В. Салина,ассистент — гл. 4 (пн. i.2, 4.4. 4.5, 4.6). 5 (использованы разработки проф. В. Л. Салонано главам 4, 5 на второго издания учебника); Б. И. Соколов,д-р экон. наук, проф. — гл. 1 (п. 1.4), 10 (п. 10.1), 18, 19 (совм. с С. В. Соколовой): С. В. Соколова,д-р экон. наук. проф. гл. 19 (совм. с Б. И.Соколовым).

Ответственный редактор — заслуженный деятель науки РФ. доктор экономиче­ских наук, профессор В. В. Ковалев.

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор М. В. Романовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов); ка­федра '«Финансы и банковское дело<■ (Санкт-Петербургский государственный ин­женерно-экономический университет).

Финансы; учебник / С. А. Белозеров, Г. М. Бродский, Ф59 С. Г. Горбушина [и др.]; отв. ред. В. В. Ковалев. 3-е изд., нере-раб. и доп. — М. : Проспект. 2012. — 928 с.

ISBN 978-5-392-03313-3

Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного образова­тельного стандарта но специальности «Финансы и кредит» и охватывает основные разделы типового учебного курса «Финансы». В учебнике также представлены ма­териалы, слабо освещенные в отечественной литературе: финансы домашних хо­зяйств, финансы некоммерческих организации, меры по борьбе с. легализацией «грязных* денег, эволюция классической и неоклассической теорий финансов и др. Материал хорошо структурирован и дает комплексное представление о финансовой системе страны и ее базовых элементах.

Книга разработана в соответствии с новыми подходами к подготовке качест­венной университетской учебной литературы и позиционируется авторами как мо­нографический учебник.

Книга предназначена для студентов н преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, специализирующихся в области финансов и бухгалтерского учета.

© Коллектив авторов, 2012 © ООО«Проспект--. 2012

УДК .336(075.8) ББК 65.21я73

Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа.

И. Шилль

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия реше­ний экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке прежде всего экономической це­лесообразности подобных решений. Иными словами, имевший место в системе {политика — экономика) очевидный перекос в сторону перво­го элемента, подразумевавший его неоспоримую доминанту, постепен­но нивелируется.

Происходит реструктуризация экономики, все большее число пред­приятий становятся реально самостоятельными, финансовые результа­ты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступа­ют основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Этим обусловливается стремительный рост значимости прикладных экономических наук — бухгалтерского учета, корпоративных финансов, менеджмента, маркетинга и др. Одновремен­но происходит и определенная переоценка ценностей в фундаменталь­ных экономических науках, проявляющаяся прежде всего в принятии и адаптации ключевых положений микро- и макроэкономики, неоклас­сической теории финансов, теории современного институционализма.

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в на­шей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма су­щественные отклонения от общемировой тенденции. Если в так назы­ваемом западном мире в послевоенные годы окончательно сформирова­лась и получила исключительно мощное развитие неоклассическая тео­рия финансов, то СССР на многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы — классической теории финансов, кото­рая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизо­ванного управления экономикой. Напомним, что эта теория, сформиро­вавшаяся во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства.



Введение

Введение




Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совер­шенно оправданным.

Тем временем в мировой экономике происходило неуклонное сме­щение приоритетов в сторону финансов частного сектора, которое стре­мительно ускорилось во второй половине XX в. и в научном плане оформилось в так называемую неоклассическую теорию финансов, де­лающую упор на финансы частного сектора, в частности на такую их ор­ганизацию, которая позволяла бы с помощью рыночных механизмов осуществлять свободные переливы капитала из одной сферы экономи­ки в другую.

Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполне­ния блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах. Уход от государственного монополиз­ма и единоначалия в финансовой сфере привел по крайней мере к двум существенным переменам. Во-первых, коренным образом изменилось содержание дисциплины «Финансы» — если ранее она понималась ис­ключительно как государственные финансы, то ныне ее предмет расши­рился до финансов предприятий, страховых организаций, домашних хозяйств, финансовых рынков и др. Во-вторых, появились принципи­ально новые дисциплины, не существовавшие ранее ввиду отсутствия предмета исследования, как то: финансовый менеджмент, финансовые рынки и институты, финансовые риски, портфельные инвестиции, фи­нансы домашних хозяйств и др.

В предлагаемой читателям книге содержание и структура разделов представлены исходя из расширенного понимания предмета этого науч­ного и практического направления. Прежде всего напомним коротко, что с позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают четы­ре экономических субъекта: государственный сектор, предпринима­тельский сектор, сектор домашних хозяйств и заграницу. Каждый из этих секторов пронизан сетью финансовых отношений; безусловно, имеется специфика в управлении финансами в отдельном секторе, вме­сте с тем очевидно, что финансы каждого из них являются лишь эле­ментом взаимосвязанной системы финансов в целом. Именно поэтому в книге представлены характеристика, логика и принципы функциони­рования системы финансов в целом и по элементам.

В содержательном плане учебник в полной мере соответствует тре­бованиям государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования по специальности «Финансы и кредит». Некоторые разделы книги изложены в концептуальном плане. Это обу­словлено тем обстоятельством, что курс «Финансы», являясь базовым в блоке специальных дисциплин, согласно учебному плану дополняется специальными курсами с более расширенным изложением материала.

Это относится, в частности, к таким разделам, как корпоративные фи­нансы, финансы некоммерческих организаций, финансовые решения в экономике домашних хозяйств и др.

Учитывая тенденцию существенного переплетения научно-исследо­вательской и учебной деятельности, проявляющуюся особенно явст­венно в работе ведущих университетов мира, авторы при написании книги исходили из предположения об условности деления универси­тетской литературы на монографическую и учебно-методическую. Именно поэтому учебник не сводится к примитивному постулирова­нию и простому перечислению ряда общеизвестных тезисов и фактов; в книге можно без труда найти утверждения, либо не являющиеся бес­спорными, либо имеющие авторскую интерпретацию. Кроме того, по­скольку объем книги ограничен, в ней достаточно много ссылок на до­полнительную литературу, в которой читатель сможет найти более де­тальное изложение рассматриваемых вопросов. Отход от примитивной констатации определений и фактов привел также к необходимости включения ряда кратких исторических экскурсов при изложении от­дельных разделов. Тем самым авторы пытались показать логику станов­ления тех или иных событий и фактов.

Структурируя книгу в основном в соответствии с рекомендациями образовательного стандарта, авторы сочли целесообразным скомпоно­вать материал в семь крупных разделов (частей).

В первом разделе «Финансовая система страны: сущность и содер­жание»дается общее представление о финансовой науке, теориях госу­дарственных финансов, сущности и роли финансов в системе общест­венного воспроизводства, принципах управления финансами, финансо­вых рынках, об особенностях организации и управления финансами в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности. Достаточно большое внимание в этом разделе уделено налоговой системе страны. Причин тому не­сколько. Во-первых, в связи с внедрением Налогового кодекса Россий­ской Федерации политика государства в этой области претерпела суще­ственные изменения. Во-вторых, в рыночной экономике налоговые по­ступления являются наиболее значимым источником пополнения до­ходной части бюджетов различных уровней.

Второй раздел «Государственные и муниципальные финансы»со­держит описание бюджета и бюджетной системы страны, дает характе­ристику межбюджетных отношений, видов государственных кредитов и займов, принципов управления государственным кредитом, принци­пов формирования и расходования внебюджетных фондов. Значитель­ное внимание в разделе уделено раскрытию сущности бюджетного фе­дерализма; эта проблема достаточно слабо освещена в отечественной монографической и учебно-методической литературе, поэтому при из­ложении материала был рассмотрен опыт экономически развитых стран, что позволило сформулировать общие закономерности, которые



Введение

Введение




Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru целесообразно учитывать при развитии бюджетно-налоговых отноше­ний между федеративным центром и субъектами РФ. В разделе подроб­но раскрыты основные формы государственного долга, рассмотрены традиционные и новые способы его регулирования. Детально изложены особенности и тенденции развития государственного кредита в совре­менной России.

Третий раздел «Корпоративные финансы»посвящен описанию об­щих принципов и методик функционирования системы управления фи­нансами фирмы как ключевой ячейки современной бизнес-среды. Ма­териалы раздела структурированы в соответствии с логикой финансо­вого менеджмента, подразумевающей способность собственников и топ-менеджеров фирмы ответить на пять ключевых вопросов: Благо­приятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов произ­водства и какие меры способствуют его неухудшению? Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью? Откуда взять требуемые финансовые ресурсы? Эффективно ли функционирует пред­приятие в среднем? Обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины? Уместно отметить, что этот раздел финансовой науки приобрел особую значимость в последние десятиле­тия ввиду существенного усиления роли финансовых рынков, а также крупных фирм и транснациональных корпораций в мировой и нацио­нальных экономиках. В учебно-методической литературе (особенно англоязычных авторов) данный раздел финансовой науки нередко име­нуется как финансовый менеджмент и либо обособляется в самостоя­тельную дисциплину, либо его значимая роль недвусмысленно подчер­кивается. Так, в программе сертификации профессиональных бухгалте­ров, предложенной международному профессиональному сообществу влиятельной Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), в число семи дисциплин базового мо­дуля «Бухгалтерский учет, финансы и корреспондирующие с ними зна­ния» включен курс «Финансы и финансовый менеджмент».

Четвертый раздел «Финансы некоммерческих организаций»по­священ описанию теории и практики функционирования финансовых потоков в некоммерческих организациях (НКО). Сделан обзор органи­зационно-правовых форм подобных организаций, рассмотрена специ­фика финансирования потребительских обществ, общественных объе­динений, некоммерческих фондов, ассоциаций, союзов, некоммерче­ских партнерств и др. Выявлена специфика различий финансов ком­мерческих и некоммерческих организаций, сформулированы принципы финансово-хозяйственной деятельности НКО, описаны характерные признаки разрешенной предпринимательской деятельности НКО, про­анализирована структура поступлений (доходов) бюджетных и небюд­жетных НКО, рассмотрены принципы управления целевым капиталом НКО и др. Это новый раздел финансовой науки, практически впервые представленный в отечественной учебно-методической литературе.

В пятом разделе «Финансы домашних хозяйств»приведена интер­претация этой важной экономической категории, рассмотрены принци­пы формирования доходной и расходной частей бюджета домашнего хозяйства. Этот раздел также является довольно новым для российской учебной литературы; более того, в отечественной науке нет единого мнения по поводу сущности и содержания этого сегмента финансовых знаний, а потому представленные в учебнике разработки представляют очевидный интерес для читателя.

В шестом разделе «Международные финансы»приводится харак­теристика международных финансовых организаций и их функций, анализируются причины и последствия глобализации мировых финан­совых рынков, рассматриваются особенности функционирования на­циональных финансовых систем по типам экономик. Отдельная глава посвящена чрезвычайно актуальной и недостаточно описанной в лите­ратуре проблеме валютного контроля. Для читателя особый интерес мо­жет представить практически не описанная в учебно-методической ли­тературе тема противодействия процессам легализации «грязных» де­нег и финансирования терроризма.

В седьмом разделе «Финансовая наука в исторической ретроспек­тиве»рассмотрено развитие научной мысли в контексте становления классической и неоклассической теорий финансов.

Каждая глава сопровождается материалами для самостоятельной работы. Сформулированные на материалах главы вопросы концентри­руют внимание слушателей на наиболее важных, по мнению авторов, моментах, предполагающих обсуждение в аудитории. Эти вопросы не следует игнорировать и при самостоятельном изучении курса, посколь­ку надлежащее их осмысление позволяет лучше понять учебный мате­риал.

Предлагаемая читателю книга, как и любое издание учебно-методи­ческого характера, не призвана дать ответы на все вопросы по затрону­той проблематике. Более того, после ее прочтения у вдумчивого читате­ля наверняка появится серия вопросов, ответы на которые можно найти лишь в других источниках, — в этом как раз и состоит главное предна­значение хорошей учебной литературы, призванной провоцировать каскадность материала, вовлекаемого в бесконечный процесс познания. Тем не менее данная книга достаточно объемна по своему содержанию и разнообразию затронутых проблем, а потому авторы надеются, что знакомство с ней будет как приятным, так и полезным в профессио­нальном плане.

Представленный вниманию читателей труд являет собой, по сути, так называемый монографический учебник.Это неформализованное понятие. Его идея базируется на опыте подготовки учебной литерату­ры в ведущих университетах Запада (в частности, можно упомянуть °б англо-американской финансовой и учетно-аналитической шко­лах). Так, в университетской практике США и Великобритании в по-



Введение

Введение




Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru следние годы имеет место определенное стирание границ между науч­ной и учебной литературой: в частности, нередко книга, используемая в учебном процессе, не идентифицируется напрямую как учебник. В ка­честве примера упомянем о двух работах по корпоративным финансам, переведенных на русский язык и хорошо известных российскому чита­телю: 1) Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997; 2) Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2 т. / пер. с англ. СПб: Эконо­мическая школа, 1997. Эти книги не позиционируются их авторами как учебная литература, тем не менее они имеют общемировую аудиторию и используются практически во всех серьезных университетах и биз­нес-школах в качестве базовых учебных пособий. Фактически каждая из упомянутых работ представляет собой некий симбиоз монографии и учебника.

Уместно заметить, что идея тесной связи научной и учебной работы, а следовательно, и подготовки соответствующей литературы в виде мо­нографических учебников, не является чем-то принципиально новым для отечественной высшей школы. В частности, она отчетливо просле­живается в работах ведущих российских ученых-финансистов и эконо­мистов накануне революции 1917 г.; упомянем о трудах И. Я. Горлова, В. А. Лебедева, Л. В. Ходского, И. М. Кулишера и др. Так, по мнению М. И. Туган-Барановского, обеспечение неразрывности учебной и науч­ной работы в процессе обучения является крайне важным: «Изучение науки невозможно без самостоятельной работы мысли; поэтому каж­дый, серьезно изучающий науку, является по необходимости в большей или меньшей степени и самостоятельным работником ее». Иными сло­вами, студент университета — это не просто ученик, но и одновремен­но начинающий ученый. Эту идею Туган-Барановский пытался вопло­тить в своих трудах, что не осталось незамеченным у современников. В 1913 г., давая рецензию на книгу М. И. Туган-Барановского «Основы политической экономии», академик И. И. Янжул позиционировал ее как «теоретический учебник», т. е. недвусмысленно подчеркнул ее спе­цифику - высокую научную значимость, выделявшую это сочинение из общей массы типовой учебной литературы (см.: Неизвестный М. И. Ту­ган-Барановский. СПб: Нестор-История, 2008. С. 32, 122).

Авторы настоящей работы полагают, что можно выделить следую­щие признаки (условные) монографического учебника как основы пре­жде всего магистерского образования:

1) безусловное соответствие образовательному стандарту (если дисциплина, по которой он написан, идентифицирована в нем);

2) отказ от упрощенного начетнического перечисления категорий-ного аппарата, соответствующего инструментария и материалов кур­са — учебник должен содержать обзор различных подходов в отноше­нии того или иного понятия, метода, схемы и др. с авторской критикой;

иными словами, студенту должна быть показана вариабельность подхо­дов по ключевым аспектам курса;

3) вкрапление в учебник результатов исследований автора (авто­ров) по отдельным темам или разделам;

4) наличие дополнительных разделов, не идентифицированных в программе университетского стандарта, но представляющихся автору необходимыми и целесообразными к рассмотрению в учебном курсе;

5) структурирование, содержательное наполнение и оформление учебника с учетом международного опыта;

6) наличие рекомендаций по литературе для углубленного само­стоятельного изучения (в разрезе тем курса и с указанием возможных направлений изучения);

7) наличие материалов, способствующих более полному освоению курса студентами (слушателями), в частности включение в каждую гла­ву таких разделов, как: а) вопросы для обсуждения; б) тесты для само­контроля; в) задачи и упражнения для самоподготовки1;

8) наличие достаточно обширного перечня литературных источни­ков2;

9) публикация в издательстве, обеспечивающем учебнику обще­российскую аудиторию.

Именно этим идеям следовал авторский коллектив при написании учебника «Финансы».

В заключение отметим, что предлагаемая читателям книга подго­товлена коллективом преподавателей кафедры теории кредита и фи­нансового менеджмента'5 Санкт-Петербургского государственного уни­верситета, являющегося одним из старейших университетов страны (идея основания университета принадлежит Петру I, а соответствую­щий указ датируется 1724 г.)4. Университет имеет богатейшие тради­ции в области развития финансовой науки в России, а имена М. И. Бо-

Безусловно, возможна отсылка читателя к соответствующим учебно-методиче­ским пособиям, задачникам, практикумам. В качестве примера подобных материалов упомянем о пособии [Ковалев В. В. Практикум по анализу и финансовому менеджмен­ту: конспект лекций с задачами и тестами. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и стати­стика, 2006], в котором как раз и представлены задачи и тесты по корпоративным фи­нансам.

Авторы вполне разделяют известный тезис о том, что лучшее образование — это самообразование.Именно в контексте этого тезиса наличие развернутого списка лите­ратурных источников является совершенно необходимым.

Дополнительную информацию о кафедре, ее сотрудниках и их научных и учеб­но-методических разработках можно найти на сайте экономического факультета СЛ16ГУ: < http://www.econ.pu.ru > и сайте кафедры < http://www.tcfm.ru >.

О зарождении университетского движения в Санкт-Петербурге см. работы: Мар-голис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории универ­ситетского образования в Петербурге в конце XVIII- первой половине XIX в. Л., 1983; Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением. Очерки истории университетско­го образования в Петербурге в конце XVIII - первой половине XIXв. СПб: Изд-во (-.-Петербургского университета, 2000.

Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru Заведовать финансами — значит заведовать в большей или мень­шей степени всеми материальны­ми и умственно-духовными сила­ми народа. - student2.ru 10 Введение

голепова, А. И. Буковецкого, И. Я. Горлова, Э. Р. Вредена, И. И. Кауф­мана, И. М. Кулишера, В. А. Лебедева, П. П. Мигулина, И. X. Озерова, В. Т. Судейкина, М. И. Туган-Барановского, Л. В. Ходского и других ученых золотыми буквами вписаны в анналы российской науки1. Имен­но поэтому, работая над книгой, авторы постоянно ощущали, с одной стороны, подспудное давление авторитета этих блестящих ученых, а с другой — моральную ответственность за результаты своего труда в том смысле, чтобы предлагаемая работа в полной мере соответствовала вы­соким критериям учебно-методического и научно-исследовательского характера, традиционно принятым в ведущих университетах страны, в том числе и в Санкт-Петербургском государственном университете.

Материалы книги в полном объеме или по основным разделам ис­пользовались авторами в течение ряда лет при чтении курсов по финан­сам, финансовым рынкам и институтам, финансовому анализу и финан­совому менеджменту в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете, в ряде других университетов России, в программах сертифика­ции бухгалтеров, аудиторов и оценщиков, а также в международных учебных программах по линии TACIS, USAID, Фонда Сороса, Ноу-хау фонда, Британского совета, Всемирного банка и Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров РФ.

Авторы отдают себе отчет в том, что предлагаемая читателям книга не свободна от недостатков. Любая конструктивная критика будет вос­принята с благодарностью. Замечания и предложения можно направ­лять в издательство «Проспект» или непосредственно авторам на ка­федру теории кредита и финансового менеджмента СПбГУ (тел. кафед­ры (812) 272-7821; e-mail: < [email protected] >).

1 Подробнее об эволюции финансовой науки в Санкт-Петербургском университе­те и его знаменитых преподавателях и выпускниках, оставивших приметный вклад в этой области экономических знаний, см. в работах [Очерки по истории финансовой науки; Финансовая наука в Санкт-Петербургском университете].

Раздел I

Финансовая система страны:

сущность и содержание

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ФИНАНСОВ

После изучения этой главы вы будете иметь представление:

• о сущности и функциях финансов;

• об отличительных признаках финансовых отношений;

• о финансовой системе и системе финансов;

• о централизованных и децентрализованных финансах Российской Федерации;

• о государственном и муниципальном кредите;

• о понятии «финансовая политика»;

• о видах финансовой политики.

Наши рекомендации