Особые обстоятельства во взаимоотношениях с духовным учителем

Иногда в силу обстоятельств преданный, инициированный одним духовным учителем, может развить близкие отношения с другим старшим преданным. Это случается редко, но это нормально, если получается естественным путем. Например если этот старший преданный является ДжиБиСи в Вашем регионе, или же Вы часто общаетесь с ним в связи с Вашим служением или в силу других обстоятельств. Если за таким общением стоит поддержка и благословения Вашего дикша-гуру, то такие отношения соответсвуют принципам вайшнавского этикета и благоприятны для духовного прогресса. Среди многих шикша-гуру такой старший преданный будет занимать особое место в Вашей жизни, и общение с ним принесет Вам огромное благо. Вы будете видеть, как через него проявляются наставления Вашего Гуру Махараджа.

Но если шикша-гуру заслоняет в сознании преданного его дикша-гуру, следующего всем стандартам преданного служения, то это опасный признак, свидетельствующий о духовной слабости. Никто не может быть лучше Вашего духовного учителя. Эти отношения уникальны, их невозможно ни с чем сравнить, и ничто не может их заменить. В таком случае необходимо раскрыть свое сердце своему Гуру Махараджу, который милостиво укажет преданному, в чем причина его болезни, и как от нее вылечиться. Перемена духовного учителя или реинициация является серьезной гуру-апарадхой, надолго останавливающей прогресс в преданном служении.

Реинициация возможна лишь в одном случае – в случае, если в силу обстоятельств духовный учитель падает или начинает отклоняться от духовных стандартов. Под отклонением подразумевается нарушение регулирующих принципов, проповедь принципов, отличных от тех, что дал Шрила Прабхупада и т.д. Материальный мир – это опасное место, и такие несчастные случаи, к сожалению, иногда происходят. Причиной этому является неосторожность и неосознанно совершаемые оскорбления святого имени. Например, гуру в целях расширения проповеднической миссии может принять большое количество неквалифицированных учеников, и не выдержать бремени их греховной кармы (девятое оскорбление святого имени). Или философские дискуссии могут принимать характер взаимной критики и повлечь за собой вайшнава-апарадхи (оскорбления преданных). Неосторожность в общении с материалистами, женщинами, майавади, людьми, критикующими преданных, а также в обращении с деньгами и другими материальными ресурсами также может послужить причиной падения. Не случайно Шрила Прабхупада каждое утро молился перед Божествами, чтобы не упасть в майю.

Зачастую подобные известия о "падении" преданного являются просто слухами и единственные, в чьих устах подобная информация может быть авторитетной, это ДжиБиСи. Падение гуру, хотя и является трагедией, не означает для преданного конец духовной жизни. Вспомните, что изначальный гуру – это Сам Кришна, и в нашей сампрадайе окончательное освобождение дает Шрила Прабхупада. Падение гуру означает, что Кришна перестал проявляться через эту личность. В случае официального заявления ДжиБиСи об отклонении того или иного преданного от духовных стандартов и лишения его полномочий духовного учителя его ученики должны начать поклоняться Шриле Прабхупаде, и молить его, чтобы он вновь раскрыл нам нашего духовного учителя через другого вайшнава. После этого преданный может по своему усмотрению получить у него реинициацию, или принять его в качестве своего шикша-гуру, продолжая поклоняться Шриле Прабхупаде. Первый путь является наиболее желательным, так как дает более близкую связь с духовным учителем.

Задание 92. Что означает духовное посвящение?

Задание 93. Почему Вы хотите получить инициацию?

Задание 94. Что означает быть готовым к инициации?

Задание 95. Каковы последствия нарушения инициационных обетов?

Задание 96. Что такое гуру-дакшина?

Задание 97. Какова квалификация для получения второй инициации?

Задание 98. Когда, в соответствии с правилами Вайшнавского этикета, мы можем относиться к другому преданному в качестве одного из главных шикша-гуру?

Задание 99. В каких случаях духовный учитель перестает быть духовным учителем и что тогда следует делать ученикам?

Глава 3 Вайшнавские службы и киртаны

Киртаны

Что такое киртан

Киртан – это очень просто. Это когда преданные собираются вместе, берут музыкальные инструменты и начинают петь и танцевать для Кришны. Что поют? С самым большим удовольствием они поют Харе Кришна мантру, а также некоторые другие, традиционно исполняемые Гаудия-вайшнавами. Хотя киртан – это один из девяти методов преданного служения, известный еще с дремучих пор, тем не менее в недавнее время особый вес ему придал Господь Чайтанья, который, следуя предсказаниям священных писаний, утвердил его как основной метод духовного осознания для этого века Кали.

На уровне чистой любви к Богу, пение и танец становятся средствами выражения чистых экстатических эмоций, которые переполняют сердце преданного. На уровне же вайдхи-бхакти, петь и танцевать перед Божествами – это один из видов регулируемого преданного служения. То есть, иногда нас действительно переполняют эмоции в связи с Кришной или преданным служением – и тогда мы радостно поем и танцуем. Иногда же нам, закутанным в войлок беспокойств в уме, хочется застыть пнем и стоять в сторонке, чтобы нас не трогали. Но вайдхи-бхакти и означает, что мы совершаем служение даже тогда, когда не хочется. Замечательный способ избавиться от навязчивых мыслей – это заставить себя петь и танцевать вместе с преданными: проходит какое-то время, и они сами уходят.

Живя в Навадвипе, Господь Чайтанья в течение целого года устраивал киртаны в доме Своего великого преданного, Шривасы Тхакура. Вот как описываются эти чудесные, незабываемые киртаны в Чайтанья Бхагавате:

«Во всем творении не было никого равного Господу Чайтанье в этом экстатическом милостивом танце, как не было ничего схожего с изысканно прекрасным пением преданных, сопровождавшим его.

По праздникам Господь и Его преданные с раннего утра собирались в доме Шриваса Пандита. Их ликующие голоса привлекали всех, кому случалось проходить мимо. Дом Шриваса Пандита наполнялся мелодичными звуками святого имени Господа Говинды. Преданные делились на несколько груепп: одну возглавлял Шривас Пандит, другую – Мукунда, третью – Говинда. Все пели, а Господь танцевал. Духовный титан Нитьянанда Прабху кругами ходил вокруг танцующего Гауранги, а Адвайта Ачарья тайком собирал пыль из-под лотосных стоп и сыпал себе на голову. Гададхара Пандит и другие были охвачены божественным весельем и взирали на Гаурангу глазами, полными слез.

Иногда Господь Чайтанья плакал в киртане, и это продолжалось не менее часа. В изнеможенипи Он опускался на землю, и Его волосы рассыпались по плечам и закрывали лицо, но Он даже не пытался их собрать. В полном смятении преданные падали в обморок, потому что только каменное сердце могло невозмутимо взирать на плачущего Гаурангу. Чувствуя боль переживаний Своих преданных и желая одарить их милостью, Господь иногда заливался таким безудержным смехом, что надолго «заражал» всех Своей экстатической радгостью. Через мгновенье, забыв о Своем божественном положении, Он становился слугой слуги Господа.

Когда киртан стихал, Господь начинал петь Сам, и так громко, что Его голос, казхалось, заполнял всю вселенную. Иногда Он становился тяжелее Земли, тогда никто не в силах был даже поддержать Его. А через мгновенье Он уже был лгче хлопка и, ликуя, взлетал на плечи преданных, которые, обезумев от радости, носили Его по всему дому. Когда Господь погружался в экстатический транс, преданные в беспокойстве громко пели ему на ухо: «Хари! Хари!» – стараясь пробудить Его. По Его телу пробегшала дрожь, потом Он обливался холодным потом, словном мать Ганга лилась из пор Его кожи. А потом Его бросало в жар, иссушающий всю прохладную сандаловую пасту, которой Он был умащен. Глубокие выдохи, вырывавшиеся у Него из груди, отгоняли преданных прочь, Но потом Он Сам бросался к их стопам, и любые попытки остановить Его были бесполезны.

От самозабвенного танца Господа Чайтаньи земля так дрожала, что все с опаской озирались вокруг. Когда Он танцевал, исполненный грации и изящества, Он напоминал всем божественного сына Нанды Махараджа, Господа Кришну. Иногда Он свирепо рычал, как десять миллионов львов, и уши преданных могли вынести этот могучий рык благодаря лишь нежной заботе Господа. Часто было заметно, что Он движется на дсамой поверхностью земли, но далеко не всем открывалось это видение. Он пристально смотрел на преданных покрасневшими от экстаза глазами, а они, потрясенные, замирали на мгновение, а потом, смеясь, разбегались. В Своем вдохновенном танце Вишвамбхара был неистощим, Он уходил в Себя и забывал обо всем. Иногда Он хватал кого-нибудь за стопы, а иногда взбирался на голову. Он бросался к кому-нибудь на шею и плакал, а через мгновение взбирался на плечи. Потом Он снова чувствовал Себя неугомонным ребенком и на губах подражал игре разных музыкальных инструментов, как это часто делают дети. Он болтал ногами и бесконца смеялся, а потом ползал на четвереньках, словно младенец.

Временами Господь погружался в состояние Шьямасундары и часами стоял в позе три-бханга 0 когда Его тело делало три изгиба, как у Кришны. Некоторое время Он пребывал в медитации, а потом начинал мелодично играть на флейте, в точности напоминая Кришну, луну Вриндавана. Очнувшись, Он снова вел Себя как слуга Господа и плакал в величайшем смирении, прося у преданных милости служить их стопам.

Иногда Господь изгибался колесом, так что Его стопы касались головы, и пребывал в такой позе несколько долгих часов. Он выражал Свою радость удевительным образом, чудесно танцуя в блаженстве воспевания собственных имен. Дрожа, Он громко вскрикивал, а потом затихал и падал на землю. Сверкающая золотым отблеском фигура танцующего Господа на глазах становилась разноцветной, Его образ раздваивался. Верховный Господь Чайтанья проявлял столь удивительные состояния экстаза, что все Его спутики чуть с ума не сходили от восторга, который невозможно было вместить в сердце. Он часто говорил неразборчивые слова. Почтительно называя преданных Прабху, Он иногда хватал их за волосы со словами: «Это Мой слуга!» Если прежде в глубоком смирении Он старался схватить вайшнавов за стопы, сейчас Он царственно вставал им на грудь. Очарованные преданные танцевали в кругу, вдохновленные экстазом Господа, положив руки друг другу на плечи.

Собравшиеся вайшнавы сияли блаженством, наслаждаясь нектаром прославления имени Кришны, тела их были умащены сандаловой тилакой, а на шеях виднелись кантхи-малы из священного дерева туласи. Их голоса, звуки мриданг, раковин и звон караталов сливались в общий мелодичный гул. Благословенный звук святого имени заполнял лазурный небоствод, и повсюду исчезали зло и несчастья. Как удивительно, что Верховный Владыка Вселенной уничтожает грехи человечества, просто танцуя со Своими учениками! Это танцует Сам Кришна в сопровождении Своего святого имени. Разве Пураны могут объяснить это удивительное явление?

Сын Шрилы Вьясадевы, Шукадева Госвами, прославлял в Шрмимад Бхагаватам Кали-югу, потому что знал о будущем явлении Шри Чайтаньи Махапрабху. И теперь Господь танцевал в великой радости, зачаровывая всех ритмичными ударами ног. Прекрасная гирлянда вайджайанти у Него на шее плавно качалась в такт экстатическому танцу. Неожиданно Он разорвал ее и бросил к ногм преданных. Господь расстался со Своим верным Гарудой, забыл Свою раковину, диск, булаву и лотос, оставил мягкое ложе Ананта Шеши и под именем Гауранги стал кататься в пыли, плача от сладостного чувства служения Верховному Господу. Он забыл о Себе, как о Господке и Владыке, и не чувствовал больше вкуса, принимая благоговейно-трепетное поклонение на планетах Вайкунтхи. Радость слуги Господа превзошла все Его прежние наслаждения».

Как проходит киртан

Традиционно киртан ведет кто-то из опытных преданных. Хотя умение петь вообще и вести киртан, в частности, важно, тем не менее, еще важнее зрелость этого преданного, так как сознание, в котором он поет, через его эмоции будет передаваться окружающим. Тексты песен или мантры поют по строчкам. Вначале поет строчку ведущий, а затем все повторяют ее на тот же мотив. Во время киртана очень важно следить за ведущим – иногда он может поменять мотив или тональность, иногда ускорить темп или замедлить его. То, насколько преданные дружны и умеют сотрудничать для удовольствия Кришны – очень хорошо проявляется в киртане. Стройный и дружный киртан приносит удовлетворение Божествам, вдохновляет преданных и привлекает гостей.

Во время киртанов преданные аккомпанируют игрой на традиционных вайшнавских инструментах – мриданге (барабану с двумя мембранами) и караталах (небольших тарелочках). В то время, как игра на мриданге – это уже целое искусство, на караталах может научиться играть каждый. Веревочки каратал наматываются на указательные пальцы, и большинство мотивов играется на счет раз-два-три-и, «три» – ударный и долгий (для знатоков нотной грамоты – это счета две или четыре четверти, «раз» и «два» начинаются с затакта). Короткие доли играются приглушенно (большие пальцы прижимают караталы), а долгий – звонко (большие пальцы отпускаются).

Другими разновидностями инструментов, используемых во время киртанов, являются джаджи (большие тарелки, сделанные из тонкого металла) и гонг. Физгармония традиционно не используется, когда все преданные поют, стоя, танцуют. Хотя, когда преданные поют сидя, или если ситуация менее формальная – например, дома, на улице, или во время каких то особенных событий, то часто добавляется физгармония или даже аккордеон. Если в Вашем доме не очень богатый выбор музыкальных инструментов, то можно подыгрывать на том, что есть – бубны, барабаны, ложки, пианино, балалайки. Иногда кастрюли и тазы могут заменить мриданги, а хрустальные бокалы – караталы J. Универсальным же музыкальным инструментом являются собственные ладоши. Хлопать на счет раз-два-три-и может кажый – Шрила Прабхупада воодушевлял всех хлопать во время киртана. Он говорил, что когда преданные хлопают в ладоши во время киртана, то линии судьбы на них стираются. Играющие на музыкальных инструментах должны играть в такт и внимательно следовать за ведущим, который может убыстрять или замедлять киртан. Кроме этого следует иметь в виду, что слишком громкая игра на караталах и мриданге не только заглушает прославление Святого имени, но и, в конце концов, приводит к потере слуха.

Как правило, киртан начинается медленно, затем темп постепенно ускоряется, затем внезапно опять начинастся медленная мелодия, которая переходит в более быструю со все более убыстряющимся темпом. Это традиционный стиль ведения киртана. Главной мантрой, исполняемой во время киртана является Харе Кришна маха-мантра. Иногда преданные начинают киртан с пения пранама-мантры Шриле Прабхупаде и Панча-таттва мантры (последняя исполняется 3-4 раза). Во время служб к ним добавляются тексты соответсвующих песен. Заканчиваются большинство киртанов Харе Кришна мантрой и прославлением Божеств и Шрилы Прабхупады на стандартный мотив (в соответствующей тональности):

На подобный мотив поются слова: «Джая Гаура-Нитай!», «Джая Прабхупада!», «(Нитай-Гаура) Хари Бол!»

В отношении танца следует отметить, что мы танцуем во время киртана для удовольствия Божеств, поэтому важно, чтобы танец был слаженным. Для этого танцем должен проходить под руководством ведущего. Танец может включать в себя самые разнообразные элементы, но основой является «Свами-степ», когда преданые воздевают руки кверху и танцуют, как Господь Чаитанья вместе со Своими спутниками на изображениях: правая нога заносится перед левой, затем ставится назад, затем левая нога заносится перед правой, затем ставится назад. В танце важно поддерживать уважительное отношение к Божествам и преданным и следить, чтобы наши чувства не выходили из-под контроля. Обычно, слаженный и исполнненый энтузиазма киртан вдохновляет и захватывает всех. Иногда киртаны спонтанно перерастают в целые театральные представления или акробатические шоу. Это, кстати тоже является традиционным элементом санкиртаны в некторых местах в Индии, например, в штате Манипур, где виртуозы могут одновременно петь, танцевать, играть на мридангах и делать пируэты в воздухе или устраивать театрализованные сражения на мечах с завязанными глазами.

Тем не менее, люди могут иметь разные причины, по которым они не принимают участия в танце, и к этому нужно относиться с пониманием. Мы можем помнить, что, например, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во время киртана обычно стоял в центре танцующих вокруг него учеников и с удовольствием наблюдал за танцем, хотя сам не танцевал. Это в отношении других, а в отношении себя – танцевать, отбросив все сомнения!

Киртан заканчивается молитвами Према дхвани – выражением любви к Господу и Его спутникам. Кто-то из старших преданных читает основной текст, в то время как остальные приносят поклоны и отвечают.

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шри шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки – джая! («Джая!», что значит «Слава!», повторяют все вместе.)

Слава ачарье Ом Вишну-пада (Вишну-пада – это «тот, кто принял прибежище у лотосных стоп Господа Вишну) 108 (это в честь 108 главных гопи ) Триданди Госвами (это титул санньяси-вайшнава; посох, который носят санньяси-вайшнавы состоит из трех связанных бамбуковых палок или данд, символизирующих принятие прибежище у Господа телом, умом и словами; «Госвами» означает «тот, кто обуздал ум и чувства») А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы!

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада 108 Триданди Госвами Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде Махарадже, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Гауракишоре Дасу Баджи Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Сач-чид-ананда Бхактивинод Тхакур Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Сач-чид-ананде Бхактивиноду Тхакуру Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

джая ом вишну-пада парамахамса шрила Сарвабхаума-вайшнава Джаганнатха даса Махараджа ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада Шриле Сарвабхаума-вайшнава Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу, который постоянно погружен в мысли об играх Радхи и Кришны и находится на высочайшем уровне отречения!

Ананта-коти вайшнава-вринда ки – джая!

Слава бесчисленным миллионам собравшихся преданных!

Основатель-ачарья ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада ки – джая!

Слава Основателю-ачарье ИСККОН А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде!

Нама-ачарья Харидас Тхакур ки – джая!

Слава ачарье святого имени Харидасу Тхакуру!

Шри рупа санатана бхатта рагхунатха шри джива гопала бхатта даса рагунатха шад-госвами прабху ки – джая!

Слава шести Госвами Вриндавана – Шри Рупе, Шри Санатане, Шри Рагхунатхе Бхатте, Шри Дживе, Шри Гопалу Бхатте и Шри Рагхунатхе Дасу.

Према се кахо шри кришна-чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта вринда ки – джая!

Исполненные божественной любви, прославляйте Шри Кришну Чайтанью, Шри Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Шри Гададхара Пандита и всех собравшихся преданных во главе со Шривасом Тхакуром!

Джая шри шри радха-кришна гопи-гопинатха радха-кунда шьяма-кунда гири-говардхана ки – джая!

Слава Шри Шри Радхе и Кришне, всем гопи и их повелителю Шри Гопинатху, трансцендентным озерам Радха-кунде и Шьяма-кунде, а также холму Говардхана!

Ганга-майи ки – джая!

Слава Ганге-деви!

Ямуна-майи ки – джая!

Слава Ямуне-деви!

Самавета бхакта-вринда ки – джая!

Слава собравшимся преданным!

Гаура-према ананде – хари хари бол!

В экстазе любви Господа Чайтаньи воспевайте святые имена Господа Хари!

(Здесь, если киртан проводится во время праздника, следует вставить соответствующие слова типа «Шри Джанмаштами ки – джая!» или «День Явления Шрилы Прабхупады ки – джая!»)

Слава всем собравшимся преданным! – Харе Кришна! (3 раза)

Слава Шри-Шри Гуру-Гауранге! (все произносят эти слова три раза и приносят поклоны духовному учителю)

Примеры мелодий киртанов

В заключении мы приведем некоторые «популярные» мелодии, на которые можно петь киртан. Как правило каждая мелодия состоит из двух частей. Вначале несколько раз поется первая часть, затем вторая. Затем все повторяется, после чего, ведущий плавно переходит к другой мелодии, гармонично сочетающейся с первой. В приведенной деление на такты несколько условно, так как в ведической музыке нет понятия размера. Есть понятие ритма. Поэтому сильные и слабые доли могут «плавать», а куски тактов «пропадать». Точно также условно и понятие тональности. В ведической музыке есть понятие раги – то есть базовых последовательностей звуков для различных частей мелодии, в зависимости от того, идет ли она вверх или вниз. Поэтому в данном случае лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

Задание 100. Как следует вести киртан?

Задание 101. Как следует подпевать киртан?

Задание 102. Как следует играть на музыкальных инструментах во время киртана?

Задание 103. Как следует танцевать во время киртана?

Утренняя программа

Что такое арати

Арати означает, по просту, служба. Во время арати открывается занавес алтаря, пуджари объявляет начало церемонии, трубя три раза в раковину, и после этого начинает предлагать Божествам различные атрибуты – благовония, огонь и т.д. В это время все собравшиеся преданные встают и поют гимны, соответствующие службе, которые затем переходят в киртан. Чтобы арати выглядела гармонично, требуется согласованность между пуджари и ведущим киртана – в идеале пуджа и пение основного текста арати должны заканчиваться одновременно. Если пуджари понимает, что закончит службу раньше, то он может, например, подольше омахивать Божества чамарой или веером. А если ведущий киртана чувствует, что поет быстрее, чем пуджари проводит службу, то он может замедлить темп или увеличить число повторов некоторых строк.

Обычно арати поют по строчкам – ведущий поет, а все преданные подпевают. Как правило, если ведущий будет повторять каждую из строк по два раза, то продолжительность киртана будет примерно соответствовать продолжительности пуджи. Харе Кришна-киртан после арати обычно поется на ту же мелодию, что и сама арати.

Это были общие замечания, а теперь мы более подробно рассмотрим значение и особенности проведения арати, которые проводятся во всех храмах ИСККОН. Мы приведем тексты, переводы, а также ноты арати с пояснениями относительно того, как их петь. Другой важный момент заключается в том, что когда мы поем арати, чрезвычайно важно понимать значение стихов, которые мы поем, и «медитировать» на него. Это даст нам огромный духовный вкус. Мы приведем небольшие пояснения к переводу стихов, которые помогут направить ход наших мыслей во время арати.

Мангала-арати

Мангала-арати переводится с санскрита как «благоприятная арати», и она проводится в само благоприятное время – брахма-мухурту, за полтора-два часа до восхода солнца. В идеале она должна бы начинаться за семь с половиной часов до астрономического полудня, но с учетом реалий местных часовых поясов мангала-арати в храмах ИСККОН начинают в 4:15 или 4:30 утра. К этому времени Божества уже пробужены ото сна (преданные, предполагается, тоже J), храмовая комната вымыта, и за минуту-другую до положенного времени преданные собираются перед закрытым алтарем и начинают петь: Джая Гаура-Нитай! (на стандартную мелодию). Свет в храмовой комнате обычно гасят, что создает необычную атмосферу. Затем трубит раковина, открывается алтарь и пуджари начинает службу. Предложив очередной атрибут Божествам, он передает его кому-то из преданных, который сперва предлагает его изображению Шрилы Прабхупады, а затем, как прасад, всем остальным преданным. Все же собравшиеся вайшнавы начинают петь чудесные молитвы духовному учителю «Гурваштака», написанные вайшнавским ачарьей Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. После восьмого куплета можно спеть еще раз первый, затем пранама-мантру Шриле Прабхупаде, затем Панча-таттва-мантру, а затем Харе-Кришна-киртан. Пуджа должна завершиться перед пранама-мантры Шрилы Прабхупады. После окончания службы читаются молитвы Према-дхвани.

Шри Гурваштака

1. самсара-даванала-лидха-лока-
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Духовный учитель черпает благословения из океана милости. Подобно тому как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой учитель – океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».

Эта удивительная молитва в своих восьми стихах в полной мере раскрывает гуру-таттву, положение духовного учителя. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, ее автор, говорит: «Тот, кто со всем вниманием громко возносит во время брахма-мухурты эту прекрасную молитву, обращенную к духовному учителю, в момент смерти получит возможность непосредственно служить Кришне, Господу Вриндавана».

В первом ее стихе описывается главная функция духовного учителя – спасать страдающие обусловленные души. Проблемы, возникающие в этом материальном мире сравнивают с лесным пожаром. Особенно в Индии, где очень жарко, лесные пожары очень часты. Шрила Прабхупада объясняет, что обычно никто не поджигает леса специально. Просто сухие стебли бамбука трутся друг о друга на ветру, в результате чего возникают искры, и лес загорается. Когда горит лес, его невозможно потушить никакими ведрами, брансбойдами, пожарными машинами или вертолетами. Единственное, что остается делать, – это полагаться на милость Кришны и молиться, чтобы Он послал облако, которое своим дождем погасило бы огонь. Подобным образом, ссоры и конфликты в этом мире возникают буквально из ничего – просто в результате столкновения наших ложных эго. И поэтому весь мир полыхает пламенем конфликтов: на внутреннем, межличностном, межнациональным, международном и т.д. – уровнях. История и наш личный опыт подверждает, что никакие индивидуальные и коллективные усилия не позволяют решить все эти проблемы – когда мы залатываем дыру в одном месте, появляется новая – в другом.

Единственное, кто может помочь в этом – это святая личность, духовный учитель. Но почему духовный учитель нам помочь может, а какой-нибудь Петя или Вася не может? Потому что, духовный учитель черпает свои благословения не из колодца, а из целого океана милости Кришны, к которому у него есть доступ, а у Пети и Васи нет. Он подобен облаку, который вбирает необъятные количества живительной влаги из этого океана, и проливает его на тех, кто охвачен пламенем пожара материального существования. Его милость или благословения проявляются через его наставления, которые также подтверждаются его личным примером. Поэтому, стоя под дождем его милости, мы должны держать зонтик ручкой к верху, а не прятаться под этим зонтом всевозможных поводов и предлогов, по которым мы «не в состоянии» следовать его наставлениям. Шрила Прабхупада иногда грустно замечал: «Благословения дешевы, но нет покупателей».

Духовный учитель не является всемогущим или всеведущим сам по себе, но благодаря своей чистоте, порой помимо своего сознания, он является абсолютным проводником милостивой воли Кришны. Его собственная воля проявляется в виде естественного сострадания к живым существам, забывшим о нектаре служения Господа. Поэтому Кришна исполняет желания своего чистого преданного и делает его инструментом в этой миссии. Всякий раз, когда мы погружаемся в пучину проблем и беспокойств, нам нужно просто вспомнить образ и наставления своего духовного учителя, и все они сразу же исчезают.

2. махапрабхох киртана-нритйа-гита-
вадитра-мадйан-манасо расена
романча-кампашру-таранга-бхаджо
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху – источник непреходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет святое имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой поет и играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром чистой преданности, и потому волосы на его теле временами встают дыбом, по телу пробегает дрожь, а слезы ручьями льются из глаз. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».

Не постигнув Господа Чайтанью, невозможно постичь Радху и Кришну. Санкиртана или совместное прославление имен Радхи и Кришны – это источник бесконечной радости для Господа Чайтаньи и всех Его преданных. Эти духовные эмоции естественно выплескиваются в танце, пении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Иногда сила этих эмоций проявляется в непроизвольной дрожи в теле, слез из глаз и т.д., хотя как правило преданные стараются скрыть эти проявления сокровенных переживаний. Находясь рядом с Господом Чайтаньей в Его движении Санкиртаны, духовный учитель разделяет его настроение – настроение любви в разлуке, и присоединяясь к духовному учителю, мы также погружаемся в этот океан нектара. Этот стих придает нам решимость и энтузиазм, когда мы поем святые имена вместе с другими преданными, или стараемся привлечь к киртану Господа Чайтаньи как можно больше новых людей, проповедуя славу святого имени.

3. шри-виграхарадхана-нитйа-нана-
шрингара-тан-мандира-марджанадау
йуктасйа бхактамш ча нийунджато ‘пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне, в храме, духовный учитель вовлекает в него также своих учеников. Они облачают Божества в прекрасные одежды, надеваю на Них украшения, мою Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь таким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».

Единственный способ попытаться вернуть долг своему духовному учителю – это распространять славу святого имени по всему свету. Постоянно занятый в проповеднической миссии Господа Чайтаньи Махапрабху, одновременно с этим духовный учитель постоянно погружен в служение Радхе и Кришне. Если у нас еще могут быть какие-то сомнения, то он видит, как Божества неотличны от Самого Господа. Поэтому он пользуется любой возможностью, чтобы служить Божествам – или в храме или своим личным, обязательно уделяя часть своего очень занятого времени, этому сокровенному общению с Господом. Другим важным моментом в этом стихе является то, что именно духовный учитель занимает нас в служении Божествам. Поэтому какое бы служение мы ни хотели совершить для Божеств, мы сперва предлагаем его духовному учителю, и затем уже с его благословений и от его имени предлагаем его Господу. Преданный считает себя не слугой Кришны, а слугой слуги слуги Его слуг.

4. чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критвайва триптим бхаджатах садайва
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Духовный учитель предлагает Кришне чудесную пищу четырех видов. И когда духовный учитель видит, что преданные, вкусив бхагават-прасада, полностью удовлетворены, он испытывает радость. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».

Это очень вдохновляющий стих, который, с одной стороны, напоминает о духовных свойствах Кришна-прасада, а с другой, предлагает очень простой и возвышенный способ удовлетворить духовного учителя – наесться прасада J!

5. шри-радхика-мадхавайор апара-
мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам
прати-кшанасвадана-лолупасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Духовный учитель всегда жаждет слушать повествования о бесчисленных любовных играх Радхики и Мадхавы, Их имена и описания Их качеств и образов и всегда готов воспевать Их. Духовный учитель жаждет наслаждаться этим непрестанно, и потому я в глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».

Именно поэтому перед началом своих лекций духовный учитель поет «Джая Радха-Мадхава…». Чистый преданный Господа видит славу Радхи и Кришны в каждом слове, в каждом слоге Шримад Бхагаватам и Бхагавад-гиты. И медитируя на этот стих Гурваштаки, мы получаем шанс, спрятавшись за спиной духовного учителя, увидеть вечные игры Божественной Четы.

6. никунджа-йуно рати-кели-сиддхйай
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндавана различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубоком смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя».

Когда-нибудь, когда мы достигнем совершенства в преданном служении, нам откроется, что духовный учитель является проявлением одного из вечных спутников Кришны на Голока-Вринадване. В этот момент мы сможем также осознать свои вечные отношения с Господом и свое изначальное вечное служение Божественной Чете. Духовный учитель стремится довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства, и потому он нисходит в материальный мир, чтобы вернуть назад Их вечных слуг, которых Им так не достает.

7. сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он – Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель – истинный представитель Шри Хари (Кришны), и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».

Это очень важный стих. Здесь формулируется суть гуру-таттвы: с одной стороны, духовный учитель неотличен от Кришны, будучи уполномоченным принимать служение от Его имени; и с другой стороны, сам по себе он является очень близким и дорогим слугой Господа. Отношения служения и прочной дружбой – таковы должные отношения между гуру и учеником, в то время как другие расы предназначены Кришне в Его изначальной форме. Поэтому главной формой оказания почтения духовному учителю, помимо соблюдения должного этикета, является безукоризненно следовать его наставлениям и помогать ему в его служении Кришне и Шриле Прабхупаде.

8. йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто ‘пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри чаранаравиндам

«Благословение Кришны можно обрест

Наши рекомендации