Дни Явления и Ухода Вайшнавских Ачарьев

В Вайшнавском календаре мы встречаем множество дней явления и ухода выдающихся Вайшнавов. Преданные празднуют дни явления великих преданных, потому что они являются, чтобы пролить на нас свою милость. И преданные празднуют дни ухода великих преданных, потому что они, выполнив свою миссию, возвращаются назад в духовный мир, присоединяясь к вечным играм Господа. В такие дни, конечно же к радостным чувствам примешиваются чувства разлуки и утраты общения с великими Вайшнавами. В такие дни мы должны молиться этим преданным, чтобы по их милости мы могли очиститься от материальных желания и продвигаться в Сознании Кришны.

В то время как, следует по возможности сказать что-нибудь о каждом из этих Вайшнавах на утренней лекции, некоторые праздники отмечаются особым образом. Их проведение включает в себя пять обязательных компонентов. Это врата (пост до полудня), катха (обсуждение личности и деяний этого преданного), пушпанджали (предложение цветов), пуджа (церемония поклонения) и бходжана (пир).

Церемония пушпанджали является символизирует принятие прибежища у лотосных стоп этого преданного и проводится следующим образом. Изображение Вайшнава, чень день явления или ухода отмечается украшается гирляндой и утанавливается на вьясасану или особый столик. Преданным раздают по пригорошне цветочных лепестков, после чего они собираются полукругом возле изображения. Затем ведущий читает по словам молитвы Мангала-чаранам, а остальные преданные повторяют за ним. Читается только санскрит, например: ом агьяна... все повторяют... тимирандхасья... все повторяют... гьянанджана... шалакая... чакшур... и т.д.)

Мангалачаранам

ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.

шри-чаитанья-мано ‘бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?

ванде ‘хам шри гурох шри-йута-пада-камалам
шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам сахагана-рагхунатханвитам
там-садживам

садваитам савадхутам париджана-сахитам
кришна-чаитанйа-девам
шри-радха-кришна-падан сахагана-лалита-
шри-вишакханвитамш ча

В глубоком почтении сколняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданного служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами – Шрилу Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и Дживе Госвами – и всем их последователям. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитьянандой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданным, во главе со Шривасой Тхакуром. И накогец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех гопи, во главе с Лалитой и Вишакхой.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорого Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактисиддханта-сарасватити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью Бхактисиддхантой Сарасвати, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

шри варшабханави-деви-дайитайа крипабдхайе
кришна-самбандха-вигьяна-дайине прабхаве намах

В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Варшабханави-деви-дайита дасом (другое имя Шрилы Бхактисиддхантаджи), к которму благоволит Шримати Радхарани. Он – океан трансцендентной милости, и он несет людям учение о Кришне.

мадхурйоджджвала-премадхйа-шри-рупануга-бхактида-
шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа намо ‘сту те

О воплощение энергии милости Господа Шри Чайтаньи, в глубоком почтении я склоняюсь перед тобой. Неукоснительно следуя учению Шрилы Рупы Госвами, ты несешь людям преданное служение, увенчанное любовью Радхи и Кришны.

намас те гаура-вани-шри-муртайе дина-тарине
рупануга-вируддхапасиддханта-дхванта-харине

В глубоком почтении я склоняюсь перед тобой, воплощением учения Господа Чайтаньи. О спаситель падших душ, ты нетерпим к любому утверждению, которое противоречит науке преданного служения, изложенной Шрилой Рупой Госвами.

намо гаура-кишорайа сакшад-ваирагья-муртайе
випраламбха-расамбходе падамбуджайа те намах

Я в глубоком почтении сколняюсь перед Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, который является олицетворением самоотречения. Он исполнен глубокой любви к Кришне и снедаем болью разлуки с Ним.

намо бхактивинодайа сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Саччиданандой Бхактивинодом, олицетворением траснцендентной энергии Чайтаньи Махапрабху. Он неуклонно следует по пути, который указали Госвами, во главе со Шрилой Рупой.

гауравирбхава-бхумес твам нирдешта садж-джана-прийах
ваишнава-сарвабхаумах шри-джаганатхайа те намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Джаганнатхой дасом Бабаджи, который обнаружил место явления Господа Чайтаньи и которого почитают все вайшнавы.

ванчха-калпатарупбхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены острадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой.

панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам

Я склоняюсь перед Верховным Господом, Кришной, который неотличен от Своих ипостасей – преданного, Воплощения Господа в образе преданного, проявления Господа в качестве преданного, чистого преданного и энергии преданности.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те

О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой.

джайатам суратау пангор мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау радха-мадана-моханау

Слава всемилостивым Радхе и Мадана-мохану! Они ведут меня, хромого и неразумного, по пути истины, и во всем мире для меня не существует ничего, кроме Их лотосных стоп.

дивйад-вриндаранйа-калпа-друмадхах
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шримад-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхир севйаманау смарами

Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней, стоящим под древом желаний, на лучезарном троне восседают Шри Шри Радха-Говинда. Их окружают спутники и приближенные, которые с любовью служат Им. Я смиренно склоняюсь перед Ними.

шриман раса-расарамбхи вамши-вата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир гопинатхах шрийе ‘сту нах

Шри Шрила Гопинатха, источник трансцендентной сладости танца раса, стоя на берегу Ямуны в Вамшивате, играет на Своей прославленной флейте, привлекая внимание девушек-пастушек. Пусть же даруют они нам свои благословения.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Я выражаю свое почтение царице Вриндаваны, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану, очень дорога Господу Кришне.

(джайа) шри-кришна-чаитанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––

После этого подобным же образом читается пранама-мантра Ачарье. Затем ведущий произносит пушпанджали, и все, повторяя пушпанджали, бросают одну девятую лепестков к стопам Ачарьи. Затем еще раз – пушпанджали, и еще раз. После этого все приносят свои поклоны. Вся эта церемония, состоящая из пранама-мантры, трех "пушпанджали" и поклонов, повторяется три раза.

В случае Вьяса-Пуджи Шрилы Прабхупады или Духовного Учителя после этого ему предлагается пир. Блюда ставят перед изображением и отгораживают ширмой. Пока пир предлагается, преданные поют киртан.

После этого проводится Гуру-пуджа. Поются молитвы Самсара даванала лидха лока – обычно на дневной мотив (см. главу о киртанах), поскольку церемония проводится днем.

Во время проведения Вьяса-Пуджи Шрилы Прабхупады к описанным выше церемониям добавляется зачитывание подношений на Вьяса-Пуджу. Обычно сперва зачитываются подношения учеников Шрилы Прабхупады – духовных учителей местных преданных, затем преданные по старшинству зачитывают свои подношения. Перед и после зачитывания подношения приносятся поклоны. Подобным же образом, только в несколько меньших масштабах, ученики празднуют Вьяса-Пуджу (день явления) своих духовных учителей. Для этого они могут собраться или в храме или у кого-нибудь на квартире – как удобно – и пригласить всех желающих.

Задание 60. Каким образом преданные занимают материальное время в служении Кришне (привести примеры, дающиеся в этой главе, а также 2 дополнительных)?

Задание 61. Чем отличается соблюдение Вайшнавского экадаши от экадаши карма-канды?

Задание 62. Как следует соблюдать экадаши?

Задание 63. Как отмечаются Дни Явления Господа?

Задание 64. Как Вы думаете, почему в Вайшнавском календаре отсутствют дни ухода воплощений Кришны?

Задание 65. Объясните значение пяти состовляющих празднования дней явления и ухода Вайшнавских ачарьев.

§ 1.11 Прием гостей (атитхи-сева)

Важность служения гостям

Следующий отрывок из Шримад Бхагаватам (9.21 Краткое Содержание главы и тесты 10-13) иллюстрирует, насколько важно подобающе принимать гостей:

"Однажды, после того как Царь Рантидева постился в течение сорока восьми дней, не принимая даже воды, ему принесли превосходные яства, приготовленные в гхи. Но когда он только собирался вкусить, на пороге появился гость-брахман. Поэтому Рантидева не стал есть, а немедленно предложил часть своей порции брахмну. Когда брахмана ушел, и Рантидева собирался вкусить остатки пищи, неожиданно появился шудра. Поэтому Рантидева поделил остатки между шудрой и собой. И вновь, когда он только собирался вкусить остатки пищи, появился еще один гость. Поэтому Рантидева отдал всю оставшуюся еду этому гостю.

Тогда осталась лишь питьевая вода, которой хватало лишь на одного человека, но как только царь собрался выпить ее, на пороге появился чандала и сказал: "О царь, хотя я низкого происхождения, пожалуйста, дай мне напиться." Исполненный сострадания, услышав жалобные слова бедного усталого чандалы, Махараджа Рантидева произнес следующие нектарные слова: "Я не молюсь Верховной Личности Бога ни о восьми совершенствах мистической йоги, ни о спасении от цикла повторяющихся рождений и смертей. Я хочу лишь оставаться среди всех живых существ и страдать вместо них, чтобы они могли освободиться от страданий. Отдав свою воду ради жизни этого бедного чандалы, я избавился от всего голода, жажды, усталости, дрожи в теле, угрюмости, несчастий, скорби и иллюзии."

Храм Господа, будь это большой храм или домашний, должен быть местом, где гости, насколько возможно, также принимают участие в храмовых программах. В Международном Обществе Сознания Кришны подобающий прием гостей чрезвычайно важен, так как Общество является проповеднической миссией. Будучи последователями Шрилы Прабхупады, Основателя-Ачарьи ИСККОН, мы должны считать каждого гостя в храме его гостем. Подобающий прием гостей – это то, что превращает случайного гостя в регулярного посетителя и в конце концов в преданного Кришны.

Санскритское слово атитхи означает "не запланированный". "Незапланированный" или нежданный гость считается представителем Верховного Господа, так как его его неожиданное прибытие является как раз тем, что может сделать Господь, чтобы проверить Своего преданного и посмотреть, готов ли он служить Ему в любой ситуации. С таким пониманием мы должны оказать нежданному гостью радушный прием.

Обыкновенные люди, приглашенные гости, Пожизненные Члены, Особо Важные Гости (VIP), приезжие Вайшнавы, родственники Вайшнавов – со всеми ними следует обращаться таким образом, чтобы они чувстовали себя комфортно, и им захотелось прийти еще. Легко запоминающимся правилом будет, что с гостями следует обращаться так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами.

Относительно того, как встречать непреданных, Шрила Прабхупада писал: "Если карми – друг, то просто поприветствуйте его "Харе Кришна" и, сложив ладони, прикоснитесь ими ко лбу. Если карми – старший родственник, то скажите Харе Кришна и принесите ему свои поклоны. Таким должен быть наш этикет в нашем обществе."

Каждый преданный должен научиться заботиться о гостях, но преданные, живущие в храме, должны быть особенно опытны в этом вопросе, ибо они непосредственно представляют Владельца храма. Даже самое роскошное поклонение Божествам никого не привлечет, если обитатели храма не уделяют внимания гостям.

Хотя неожиданным гостем может быть и Вайшнав, о служении Вайшнавам мы поговорим в отдельной главе, ибо это всегда особая вешь, не важно попадает ли Вайшнав под категорию незванных гостей или нет. Слово атитхи-сева будет относиться к приему обыкновенных гостей, однако эти принципы должны также применяться и к приему Вайшнавов, пришедших нежданно.

Подобающий прием гостей – это особенная обязанность грихастхи. Если грихастха не оказывает теплого приема гостю, не важно, кем бы он ни был, он совершает великий грех. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (8.16.7), "Дома, которые (нежданные) гости покидают, не получив подобающего приема, и даже стакана воды, подобны шакальим норам." А в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 3.41, комментарий) Шрила Прабхупада пишет: "Согласно Ведическим принципам, в доме грихастхи всегда должен быть гость. В детстве я в действительности видел, что мой отец принимал по меньшей мере четырех гостей каждый день, причем в те времена мой отец не был особенно то богатым. Тем не менее, не было никаких затруднений, тобы угощать прасадом четырех гостей ежедневно."

Однако, не только грихастхи, но члены любого другого ашрама или варны должны подобающе встречать гостей. Господь Чайтанья Сам подавал пример этого:

"После того как все заканчивали обедать и омывали рот и руки, Шри Чайтанья Махапрабху (будучи санньяси) лично украшал каждого цветочными гирляндами и сандаловой пастой." (ЧЧ, Мадхья 11.210)

То, насколько пышно Вы сможете принмать гостей, будет зависеть от Ваших возможностей:

"В Индии, если неожиданно приходит гость, то даже если это обыкновеный человек, ему традиционно предлагают стакан воды, если нет возможности угостить чем-то еще. Если нет воды, то можно предложить усесться поудобнее, даже если это всего лишь простая соломенная подстилка. А если нет даже и соломенной подстилки, то можно немедленно подмести землю, и попросить гостя присесть. Предположим, домохозяин не может сделать даже и этого, тогда со сложенными руками поприветствовать гостя: "Добро пожаловать!" А если он не может сделать и этого, то он должен чувствовать раскаяние за свою нищету и со слезами просто принести ему поклоны вместе со всей своей семьей, женой и детьми." (ШБ 4.22.10)

Главными элементами в приеме гостей являются оказание почтения и удобств, включая пищу и воду, место, где бы можно было сесть, приятные слова, какие-то услуги для обеспечения комфорта гостя (например, предложить омыться), и место для отдыха. Когда гость приходит, Вы должны выйти наружу, чтобы встретить его, а когда он уходит, Вы должны проводить его по крайней мере до ворот. Когда гость приезжает издалека, то следует встретить его на вокзале (в аэропорту) и по отъезду проводить его до вокзала. Это в непосредственно относится к главе дома или лидеру храма или проповеднического центра, которые представляют храм.

Оказание почтения гостям

Даже если Вашим гостем стал враг, с ним следует обращаться почтительно:

"В соответствии с Ведическими принципами, законы гостеприимства утверждают, что даже если в дом приходит враг, его следует принимать со всем почтением. Он не должен иметь ни малейшего шанса почувствовать, что пришел в дом врага." (ШБ 1.18.27)

Следует принимать гостя в соответствии с его положением, определяемым богатством, возрастом, вашими родственными узами, варной (брахман, кшатрия и т.д.) и знанием (учитель, духовный учитель).

Шрила Прабхупада учит нас, как обращаться с родственниками, в особенности если они неблагосклонно относятся к сознанию Кришны:

"Как отцу и матери, в соответствии с общественными обычаями, им следует оказывать должное почтение, но вы не можете принимать их наставления, если они противоречат принципам религии. Лучше всего, чтобы избежать недоразумений, промолчать, не выказывая ни согласия ни отрицания их наставлений."

"Следует обращаться с отцом настолько же почтительно, как и со мной. Даже если с тобой иногда плохо обращаются, следует терпеть это... Нужно следовать примеру Прахлады Махараджа... Ты никогда не сможешь согласиться с демоническими прнципами своего отца, но все равно следует стараться служить ему верой и правдой, будучи послушным сыном." (Отрывки из писем Шрилы Прабхупады)

Согласно правилам Вайшнавского этикета, оказание почтения означает:

1) Подняться со своего места при виде старшего

2) Представиться по имени и поприветствовать его

3) Принести поклоны и прикоснуться к стопам со скрещенными руками, т.е. правой рукой к левой стопе и наоборот (последнее Вам может и не удастся сделать – у преданных обычно хорошая реакция)

4) Провести простую или сложную пуджу (например, предложив гирлянду и сандаловую пасту)

5) Предложить подарки, такие как одежда, золото, деньги или зерно

Все это, естестенно, должно совершаться с учетом места, времени и обстоятельств. Старших, родителей и учителей обычно приветствуют поднявшись с места, представившись и принеся поклоны. Пуджа и подарки обычно предназначаюся для духовного учителя или особых случаев, таких как свадьбы или другие самскары.

Наши рекомендации