Как слушать шримад бхагаватам?
Слушание подразумевает чтение книг Шрилы Прабхупады, а также посещение лекций по Шримад Бхагаватам. В особенности следует пользоваться всеми возможностями, чтобы слушать Шримад Бхагаватам из уст продвинутых преданных. Большая часть послания передается невербально – через интонации, неуловимые движения рук, глаз, мышц лица, и многие другие тонкие вещи, которые мы не улавливаем осознанно, но которые, тем не менее оставляют глубокий след в нашем сердце.
Читая или слушая Шримад Бхагаватам мы должны стремиться увидеть и почувствовать мир глазами говорящего. Это называется "слушать с восторженным вниманием". Это главная квалификация слушающего. Тогда, услышав послание Бхагаватам, мы постараемся воплотить его в своей жизни – это и будет настоящим слушанием, подтверждением того, что мы действительно услышали.
Во время лекции своим поведением и отношением мы должны подчеркивать, что Шримад Бхагаватам неотлична от Кришны, а лектор является представителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. Мужчинам и женщинам также следует сидеть раздельно, и если лектор — мужчина, то женщинам следует сидеть на почтительном расстоянии от него. Аналогично, если лектор — женщина, то мужчинам следует сидеть на почтительном расстоянии от нее. Если лектор принадлежит к одному из отреченных укладов жизни (брахмачари, ванапрастха или санньяси), то нарушение этого правила будет проявлением неуважения к его статусу.
Во время лекции не следует шуметь, входить и выходить из аудитории, разговаривать и делать другие вещи, которые могут отвлечь лектора или слушающих. Если Вы опоздали, то следует потихоньку войти и сесть в задних рядах. Если Вам нужно будет уйти до окончания лекции, то следует зараннее сесть рядом с выходом.
Если во время лекции открывается или закрывается алтарь, следует сложить руки и слегка поклониться — так, чтобы не мешать ходу лекции.
После лекции, как правило всегда оставляется небольшое время для ответов на возникающие вопросы. Вопросы должны задаваться в смиренном состоянии ума, с действительным желанием что-то узнать – а иначе вообще зачем их задавать?
Если у вас есть вопрос, который может вызвать напряженную ситуацию в аудитории или поставить в неудобное положение лектора, то лучше задать его лектору в индивидуальном порядке после лекции.
Часто преданные жалуются на сонливость во время лекции. Часто преданные шутят, перефразируя знаменитый стих из Шримад Бхагаватам: "Благодаря регулярному посещению лекций по Бхагаватам все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда преданный спокойно засыпает."
Еше одна шутка связана с играми Господа Рамачандры. Как известно, Кумбхакарна, брат демона Раваны имел благословение, что сможет спать 364 дня в году. После того, как Кумбхакарна был убит Господом Рамой, Нидра-деви, богиня сна, предстала перед Господом в взмолилась ему: "О мой Господь, где я могу найти прибежище теперь, когда Кумбхакарна убит?" И великодушный Господь Рамачандра ответил: "Я даю тебе благословение, что ты сможешь вечно пребывать там, где брахмачарии слушают лекции по Шримад Бхагаватам"
Это все, конечно, шутки, но если действительно Вас одолевает сонливость, то лучше встать где-нибудь с краю и слушать лекцию стоя. Если кто-то перед Вами засыпает, то можно попробовать помочь ему, немного помассировав его шею и плечевой пояс. Это также действует очень по-дружески и ободряюще, в отличие от тычков в бок и замечаний. Все это поможет создать надлежащую атмосферу во время лекции по Шримад Бхагаватам.
Как давать лекции по Шримад Бхагаватам?
Цель лекции по Шримад Бхагаватам:
Прославление и подчеркивание значимости:
Ø Господа Кришны, Господа Чаитаньи и Их преданных
Ø Святого Имени и Шримад-Бхагаватам
Ø Преданного служения
Ø Шрилы Прабхупады, его книг и его ИСККОН
Ø Санкиртана-ягьи, распространения книг и проповеди
Ø Духа служения и дружбы между Ваишнавами
Общее отношение лектора:
Ø Осознание себя как слуги Гуру, Кришны и всех собравшихся Ваишнавов
Ø Осознание ответственности своего положения, как уполномоченного представлять Шрилу Вьясадеву
Ø Почтение и желание прославить «Шримад Бхагаватам»
Ø Почтительное отношение ко всем Ваишнавам, как присутствующим, так и отсутствующим
Ø Сострадание, терпимость и почтительное отношение к непреданным, даже враждебно настроенным – как присутствующим, так и отсутствующим