Визуализация и начитывание шестислоговой мантры авалокитешвары

༄༅། །སྤྱན་རས་གཟིགས་ཡི་གེ་དྲུག་པའི་བསྒོམ་བཟླས།

Мипхам Ринпоче

༄༅། །སྤྱན་རས་གཟིགས་ཡི་གེ་དྲུག་པའི་བསྒོམ་ བཟླས་སྤྲོས་མེད་ཀྱི་ཚུལ་ཉམས་སུ་བླང་བར་འདོད་པས། ཐོག་མར་སྐྱབས་འགྲོ་སེམས་ བསྐྱེད་ཚད་མེད་བཞི་རྣམས་སོང་རྗེས།

Если хотите практиковать визуализацию и начитывание шестислоговой мантры Авалокитешвары в простом, неразвернутом ключе, сперва примите прибежище, зародите бодхичитту и взрастите четыре безмерных, а затем прочтите следующее:

ཧྲཱིཿ དག་པའི་ཞིང་ཁམས་པོ་ཊ་ལ་ཡི་དབུས། །
ХРИ: ДАКПЕ ЩИНГ КХАМ ПО ТА ЛА ЙИ У
Хри: В центре чистого царства Поталы

རབ་དཀར་པདྨ་ཟླ་བའི་གདན་སྟེང་དུ། །
РАБ КАР ПЕМА ДАВЕ ДЕН ТЕНГ ДУ
Ярко-белый, на сидении из лотоса и лунного диска

རང་ཉིད་འཕགས་པ་སྤྱན་རས་གཟིགས་ཀྱི་སྐུ། །
РАНГНЬИ ПАКПА ЧЕНРЕ ЗИК КЬИ КУ
Я проявляюсь в форме Благородного Авалокитешвары

དཀར་གསལ་ཞལ་གཅིག་ཕྱག་བཞི་ཞབས་གཉིས་པ། །
КАР САЛ ЩАЛ ЧИК ЧАК ЩИ ЩАБ НЬИ ПА
Белый и светозарный, с одним ликом, четырьмя руками и двумя ногами.

དང་པོའི་ཕྱག་གཉིས་ཐུགས་ཀར་ཐལ་མོ་སྦྱར། །
ДАНГПОЙ ЧАК НЬИ ТУККАР ТАЛМО ДЖАР
Мои первые две руки соединены у моего сердца, а

འོག་མ་གཉིས་ཀྱིས་ཤེལ་ཕྲེང་པད་དཀར་བསྣམས། །
ОМА НЬИ КЬИ ЩЕЛ ТРЕНГ ПЕ КАР НАМ
Мои нижние две держат хрустальные четки и белый лотос.

དར་དང་རིན་ཆེན་རྒྱན་ལྡན་སྐྱིལ་ཀྲུང་བཞུགས། །
ДАР ДАНГ РИНЧЕН ГЬЕН ДЕН КЬИЛТРУНГ ЩУК
На мне шелка и самоцветные украшения, а мои ноги скрещены в положении сидя.

སྤྱི་བོར་བླ་མ་འོད་དཔག་མེད་པས་བརྒྱན། །
ЧИВОР ЛАМА ОПАК МЕПЕ ГЬЕН
Макушку мою венчает Лама Амитабха, Будда Безграничного Света.

འཁོར་དུ་སངས་རྒྱས་བྱང་སེམས་སྤྲིན་ལྟར་གཏིབས། །
КХОР ДУ САНГЬЕ ДЖАНГ СЕМ ТРИН ТАР ТИБ
Повсюду вокруг — будды и бодхисаттвы, собранные подобно облакам.

གནས་གསུམ་ཨོཾ་ཨཱཿ་ཧཱུྂ་གི་འོད་ཟེར་གྱིས། །
НЕ СУМ ОМ А: ХУНГ ГИ ОЗЕР ГЬИ
Из ОМ А: ХУМ в моих трех центрах струятся лучи света,

ཡེ་ཤེས་ལྷ་ཚོགས་སྤྱན་དྲངས་གཉིས་མེད་བསྟིམ། །
ЙЕШЕ ЛХА ЦОК ЧЕН ДРАНГ НЬИМЕ ТИМ
Приглашающие сонмы божеств мудрости, которые растворяются нераздельно.

ཐུགས་དབུས་པད་ཟླའི་གདན་ལ་ཡི་གེ་ཧྲཱིཿ །
ТУК У ПЕ ДЕ ДЕН ЛА ЙИГЕ ХРИ:
В центре моего сердца, на сидении из лотоса и лунного диска — слог ХРИ:,

དེ་མཐར་སྔགས་ཀྱི་ཕྲེང་བས་བསྐོར་བ་ལས། །
ДЕ ТАР НГАК КЬИ ТРЕНГВЕ КОРВА ЛЕ
Окруженный цепочкой мантры. Из него

འོད་འཕྲོས་འཕགས་མཆོད་འགྲོ་ཀུན་སྒྲིབ་པ་སྦྱོངས། །
О ТРО ПАК ЧЁ ДРО КЮН ДРИБПА ДЖОН
Вовне струится свет, совершающий подношения благородным и очищающий завесы всех существ.

ཞིང་ཁམས་ཐམས་ཅད་རི་པོ་ཏ་ལའི་ཞིང་། །
ЩИНГ КХАМ ТАМЧЕ РИ ПО ТО ЛЕЙ ЩИНГ
Вся среда становится царством Горы Потала.

སྣང་བ་ཐམས་ཅད་ཐུགས་རྗེ་ཆེན་པོའི་སྐུ། །
НАНГВА ТАМЧЕ ТУКДЖЕ ЧЕНПЁЙ КУ
Все проявляющееся есть форма Великого Сострадательного,

སྒྲ་གྲགས་ཐམས་ཅད་ཡི་གེ་དྲུག་པའི་གསུངས། །
ДРА ДРАК ТАМЧЕ ЙИГЕ ДРУКПЕ СУНГ
Все звуки — речь шестислоговой мантры,

དྲན་རྟོག་ཐམས་ཅད་སྟོང་ཉིད་སྙིང་རྗེའི་ཐུགས། །
ДРЕН ТОК ТАМЧЕ ЙОНГ НЬИ НЬИНГДЖЕ ТУК
А все мысли — ум мудрости пустотности и сострадания

འཛིན་མེད་ཁྱབ་བདལ་གཉུག་མའི་ངང་ནས་བཟླས། །
ДЗИН МЕ КХЬЯБДАЛ НЬЮКМЕ НГАНГ НЕ ДЕ
Из подлинной природы, запредельной цеплянию и всепронизывающей, я начитываю мантру:

ཨོཾ་མ་ཎི་པདྨེ་ཧཱུྂ།
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ

ཞེས་ཡི་གེ་དྲུག་པ་དང་། དེ་ལ་ཧྲཱི་བཏགས་པའི་ཡི་གེ་བདུན་མ་གང་འདོད་བཟླས་པར་བྱ། སྐབས་སུ།
Повторяйте шестислоговую мантру, или, если желаете, добавляя ХРИ:, семислоговую мантру. Затем, в какой-то момент, продолжайте:

ཧྲཱིཿ རང་གི་སེམས་ལ་སེམས་ཀྱིས་ལྟོས། །
ХРИ: РАНГ ГИ СЕМ ЛА СЕМ КЬИ ТЁ
ХРИ: На свой собственный ум умом я смотрю:

ངོས་བཟུང་མེད་པས་ནམ་མཁའ་འདྲ། །
НГЁ ЗУНГ МЕПЕ НАМКХА ДРА
Опознавать нечего, и он в точности подобен пространству,

ཅི་ཡང་མ་མཐོང་སང་ངེ་བ། །
ЧИ ЯНГ МА ТОНГ САНГ НГЕ ВА
Где совершенно нечего видеть, явно-ясному.

ངོ་བོ་སྟོང་པ་ཉིད་དུ་གནས། །
НГОВО ТОНГПА НЬИ ДУ НЕ
В этой сущности, что есть пустотность, я пребываю.

ཨོཾ་མ་ཎི་པདྨེ་ཧཱུྂ་ཧྲཱིཿ
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ

སྟོང་པ་ཟང་ཐལ་ངང་ཉིད་ལས། །
ТОНГПА ЗАНГТАЛ НГАНГ НЬИ ЛЕ
Из этого переживания беспрепятственной пустотности

སྣང་བ་མ་འགག་ས་ལེ་བ། །
НАНГВА МА ГАК СА ЛЕ ВА
Возникают видимость — беспрерпятственные и явно-ясные,

རིས་མེད་ཀུན་ཁྱབ་འདུས་མ་བྱས། །
РИМЕ КЮН КХЬЯБ ДЮ МА ЧЕ
Без предвзятости, всепронизывающие, несоставные,

རང་བཞིན་འོད་གསལ་ངོ་མཚར་ཆེ། །
РАНГЩИН ОСАЛ НГОЦАР ЧЕ
И обладающие природой ясного света — как чудесно!

ཨོཾ་མ་ཎི་པདྨེ་ཧཱུྂ་ཧྲཱིཿ
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ

གསལ་བཞིན་སྟོང་ལ་སྟོང་བཞིན་གསལ། །
СА ЩИН ТОНГ ЛА ТОНГ ЩИН САЛ
Ясные, но пустотные, и пустотные, но ясные,

གསལ་སྟོང་དབྱེར་མེད་བསམ་བརྗོད་བྲལ། །
САЛ ТНГ ЙЕРМЕ САМДЖЁ ДРАЛ
– нераздельные ясность и пустотность, запредельные мысли и выражению –

ལྷན་སྐྱེས་གཉུག་མ་བདེ་ཆེན་འདི། །
ЛХЕН КЬЕ НЬЮКМА ДЕЧЕН ДИ
Это прирожденное, подлинное состояние великого блаженства

ངེས་དོན་སྤྱན་རས་གཟིགས་དབང་ཡིན། །
НГЕДЁН ЧЕНРЕЗИК ВАНГ ЙИН
Есть окончательный Владыка Авалокитешвара.

ཨོཾ་མ་ཎི་པདྨེ་ཧཱུྂ་ཧྲཱིཿ
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ:

ཞེས་པའི་དོན་བསམ་ལ་བཟླ།
Размышляя над смыслом, начитывайте мантру.

མཐར་དགེ་བ་བསྔོ་ཞིང་བཀྲ་ཤིས་བརྗོད་པར་བྱའོ། །
Наконец, посвятите заслугу и прочтите строфы благоприятствования.

འདི་ནི་རྒྱུད་ལུང་མན་ངག་གི་དོན་བཞིན་ནཱ་ཐཱ་བི་ཛ་ཡི་ཉམས་ལེན་དུ་མི་ཕམ་པས་བྲིས་པ་དགེའོ། །མངྒ་ལཾ།།
Я, Мипхам, написал это в соответствии со смыслом тантр, писаний и устных наставлений по практике Натхавиджи. Пусть будет добродетельно! Мангалам!

Пер. с тиб. Ане Цёндрю и Адама Пирси, Rigpa Translations, 2015.

Пер. с англ. и русская транскрипция Дост. Лобсанга Тенпы.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕХ СУЩЕСТВ, НЕЗАПЯТНАННОЕ, КАК НЕБО

ТХУКДЖЕ ЧЕНПОЙ ГОМДЭ ДРО ДЁН КХАН КХЬЯБ МА ШУК СО

Молитва и медитация о Великом Сострадающем

Прибежище и бодхичитта

САНГЬЕ ЧЁ ДАНГ ЦОК КЬИ ЧОК НАМ ЛА

ЧЖАНЧУБ БАРДУ ДАК НИ КЬЯБ СУ ЧИ

ДАК ГЬИ ДЖИН СОК ГЬИ ПЭЙ СЁ НАМ КЬИ

ДРО ЛА ПХЕН ЧИР САНГЬЕ ДРУБ ПАР ШОК

Фаза построения

Над нами и над всеми существами, выражая естественную чистоту всех ощущений, возникают полностью раскрытые цветки лотоса — прозрачные и чуть переливающиеся радужным светом. на каждом из них изначальное богатство ума проявляется в виде светящихся плоских дисков луны, в центре которых любовь просветления сгущается в стоящие слоги ХРИ.

Из этих слогов ко всем буддам, заполняющим пространство, излучается ясный радужный свет. одновременно он направляется во все непросветлённые миры и растворяет всё страдание. наполненный благословением будд и счастьем существ, свет возвращается в слоги ХРИ, которые в мгновение ока превращаются в формы сострадательнозящего героя, бодхисаттвы Авалокитешвары или Ченрези.

Теперь над каждым из существ располагается сияющая форма из лунного света в полной позе лотоса. За спиной Ченрези вертикальный диск луны. на его лице мягкая улыбка, тело отмечено совершенными знаками бодхисаттв. внешняя правая рука держит на высоте плеча хрустальные чётки, освобождающие существ из обусловленного мира. две центральные руки сложены у сердца — в них драгоценный камень просветления. во внешней левой — цветок лотоса, который раскрывается на высоте уха. Он представляет чистоту помышления Ченрези. Шкура антилопы на плече — индийский символ доброты — указывает на то, что Ченрези, подобно антилопе, никому не причиняет вреда. Это выражает его великое сострадание. Пятицветная материя на бёдрах означает, что у Ченрези имеются все виды посвящений. полная поза лотоса показывает, как он трудится между омрачённостью и освобождением, помогая существам, переводя их из одного состояния в другое. Над головой Ченрези — красный Будда безграничного света Амитабха, который также с любовью смотрит на всех существ. Они оба выражают равностное сострадание всех будд.

Представляя это, мы произносим молитву:

ДАК СОК КХА КЬЯБ СЭМ ЧЕН ГЬИ

На вершинах наших глав стоит −

ЧИ ЦУК ПЭЙ КАР ДА ВЭЙ ТЭНГ

На луне, на лотосе − слог ХРИ;

ХРИ ЛЭЙ ПАК ЧОК ЧЕНРЕЗИГ

Бодхисаттва, выйдя из луны,

КАР СЭЛ Ё-ЗЭР НГА ДЭН ТРЁ

Излучает свет пяти цветов.

ДЗЭЙ ДЗУМ ТХУК ДЖЭ ЧЕН ГЬИ ЗИГ

В состраданьи он на нас глядит,

ЧАГ ШИ ДАНГПО ТЭЛ ДЖАР ДЗЭЙ

Руки для молитвы единя −

ОГНЬИ ШЭЛТРЭНГ ПЭЙ КАР НАМ

С чётками и лотосом в руках.

ДАР ДАНГ РИНЧЕН ГЬЕН ГЬИ ТРЭЙ

Шёлк и украшения на нём,

РИ ДАГ ПАГПЭЙ ТО ЙОК СЁЛ

В шкуру антилопы он одет.

ЁПАГ МЭПЭЙ УГЬЕН ЧЕН

Будда света-без-границ над ним.

ШАБ НЬИ ДОРДЖЭЙ КЬИЛ ТРУНГ ШУК

Ноги в ваджрной позе скрещены,

ДРИМЭЙ ДАВАР ГЬЯБ ТЭНПА

И опора для спины − луна.

КЬЯБНЭЙ КЮНДУ НГОВОР ГЬЮР

Он творит прибежище для нас.

Прибежище в Ченрези

Мы открываемся Ченрези и пробуждаем его силу, мысленно или вслух произнося классическое обращение:

«О благородный, с белым безукоризненным телом, совершенный будда украшает твою голову. глазами сострадания смотришь ты на всех существ. ченрези, мы принимаем в тебе прибежище!»

Мы повторяем молитву так много, как только возможно, вместе со всеми живыми существами:

ДЖОВО КЬОН ГЬИ МА ГЁ КУДОГ КАР

Господин, чьё сердце без греха,

ДЗОГ САНГЬЕ КЬИ Ü ЛА ГЬЕН

Чью главу венчает ясный свет,

ТХУКДЖЕ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИГ

Сострадающий всем существам, −

ЧЕНРЕЗИГ ЛА ЧАКЦЭЛЛО

Преклоняемся перед тобой.

Семичастная практика

Далее мы совершаем семичастную практику.

Славословие

ПАГПА ЧЕНРЕЗИГ ВАНГ ДАНГ

В моём господине, ченрези,

ЧОК ЧУ ДУСУМ ШУГПА ЙИ

Во всех бодхисаттвах и буддах,

ГЬЯЛВА СЭЙ ЧЭЙ ТАМЧЭЙ ЛА

На время трёх кальп и повсюду,

КЮННЭЙ ДАНГВЭЙ ЧАКЦЭЛЛО

Прибежище я принимаю!

Подношение

МЕТОК ДУГПЁ МАРМЭЙ ДРИ

Цветочные россыпи, звуки,

ШЭЛЗЭЙ РЁЛМО ЛА СОК ПА

и яства, и сонм благовоний −

НГО ДЖОР ЙИ КЬИ ТРЮЛ НЭЙ БЮЛ

и въяве, и в сердце несу я

ПАГПЭЙ ЦОК КЬИ ШЭЙ СУ СЁЛ

собранию всех Благородных!

Раскаяние

ТОК МА МЭЙ НЭЙ ТАНДЭЙ БАР

С начала времён − по сегодня

МИГЭЙ ЧУ ДАНГ ЦАМ МЭЙ НГА

осилен я чувствами злыми,

СЭМ НЬИ НЬЁН МОНГ ВАНГ ГЬЮРПЭЙ

в грехах сознаюсь пред Тобою −

ДИГПА ТАМЧЭЙ ШАК ПАР ГЬИ

во зле, не имевшем предела.

Сорадование

НЬЕН ТЁ РАНГГЬЕЛ ДЖАНГЧУБ СЭМ

Сорадуюсь многим заслугам,

СО СО КЬЕВО ЛА СОК ПЭЙ

во время трёх кальп обретённым

ДУ СУМ ГЭЙВА ЧИ САКПЭЙ

такими, как я, и иными −

СЁНАМ ЛА НИ ДАГ ЙИ РАНГ

героями, учениками.

Наши рекомендации