Мини-погрузчик ПУМ 500с роторным снегометателем
Ассортимент сменных рабочих органов необычайно широк и ведущие фирмы постоянно работают над его увеличением. Современные мини-погрузчики могут оснащаться ковшами разного объема с фронтальной и боковой разгрузкой, вилочными и грейферными захватами различного назначения, навесным экскаватором с «обратной лопатой», фрезами, дисковыми пилами, вибротрамбовками, гидромолотами, траншеекопателями, бурами, бетоносмесителями, подметальными щетками, отвалами, снегоуборочными устройствами и этот список далеко не полон. Стрела имеет, как правило, П-образную конфигурацию в плане. Перекладина, являющаяся ее передней частью, с захватом и рабочим органом располагается непосредственно перед кабиной оператора, а свободные задние концы боковых балок шарнирно крепятся к высокому порталу, расположенному сзади кабины и являющемуся частью силовой рамы мини-погрузчика. Такая компоновка обеспечивает относительную простоту и надежность силовой конструкции и хороший обзор рабочей зоны. Единственным недостатком является то, что вход в кабину возможен только через дверь или проем в ее фронтальной панели, поскольку доступ с боков блокирован балками стрелы, а сзади капотом силовой установки. Расположение рабочего органа перед дверью затрудняет оператору вход и выход в штатной ситуации и повышает риск травматизма при аварии.
\/мини-погрузчик JCB с однобалочной стрелой и входом сбоку
Оригинальное решение найдено конструкторами JCB. Сложная пространственная конструкция однобалочной стрелы мини-погрузчиков семейства Robot обеспечивает симметричное распределение рабочей нагрузки в силовой конструкции, одновременно позволяя использовать одну из боковых панелей кабины для входа и выхода оператора при любом положении стрелы и рабочего органа. Безусловно, такая конструкция предъявляет повышенные требования к прочности стрелы, но современные стали и методы расчета позволяют решить эту проблему.
Не менее оригинальным, хотя принципиально иным компоновочным решением крепления стрелы отличаются мини-погрузчики Fiat-Hitachi (семейство SL) и New Holland (семейство LX). В этих машинах П-образная конструкция стрелы крепится к стойкам кабины (у машин SL) или нижней ее обвязке (семейство LX) четырьмя (по две с каждой стороны) балками. При подъеме стрелы балки поворачиваются относительно точек их крепления к раме и поднимают шарниры крепления П-образной конструкции, а следовательно, и ее саму вместе с установленным на ней рабочим органом. Кстати, это обеспечивает увеличенный вылет рабочего органа. Силовая установка (обычно дизель) с насосом гидросистемы расположена сзади. Низкая посадка машины в целом и стремление обеспечить водителю хотя бы минимальный обзор через заднее окно вынуждают конструкторов возможно сильнее опускать двигатель, что делает необходимой его защиту от повреждения снизу. С боков и сверху силовая установка закрыта кожухом, снижающим уровень шума. Удобство обслуживания и ремонта достигается оптимизацией компоновки моторного отсека и/или увеличением зоны свободного доступа (например, откидыванием облицовочных панелей и кабины). Многие фирмы стремятся снять остроту этой проблемы, снижая объем профилактических и регламентных работ.