Радость и пространство без границ

На «пути средств» абсолютных поучений Будды, в медитациях уровня маха-ануттара-йоги используются формы из энергии и света. При соответствующей передаче и с помощью учителя можно медитировать на мужские и женские аспекты Просветления, соединенные в любовном союзе. Приобретаемое при этом чистое видение укрепляет нашу любовь, и мы учимся переносить настрой и медитативный опыт в повседневную жизнь. Нам уже знакомы такие образы: открытый женский орган мы видим как цветок лотоса, а твердый мужской — как алмаз. Речь идет о неизмеримых возможностях, когда двое дополняют друг друга на глубочайшем, тайном уровне. И жаль, если алмаз светится лишь для себя, а цветок лотоса — пуст.

Все богатство, которое пространство может нам предложить, необходимо познать и использовать для блага всех. При правильном взгляде союз мужчины и женщины открывает возможность освобождающего переживания неразделимости блаженства и пространства. Когда уменьшается привязанность к «я» и мы становимся все более щедрыми благодаря регулярной медитации и накоплению опыта, сознательное использование внутренних энергетических потоков превращается в средство на пути к Просветлению. Этот настрой выходит далеко за пределы обычной сексуальности, обусловленной и переменчивой, в которой главную роль часто играют желания и ожидания. В тантрическое поведение и переживание включено каждое мгновение бытия — повседневная жизнь, медитация и общение с партнером.

Здесь, как и везде, двери открывает человеческая теплота. Решающее значение имеет наша готовность видеть и принимать богатство партнера, придавая отношениям значительность и смысл. Тогда мы вместе с любимым переживаем целостность и постоянно учимся друг у друга.

Если мы действительно готовы все делить с партнером на глубочайшем уровне — то, при наличии доброй воли с обеих сторон, все, что раньше казалось разъединяющим, становится богатством. Возникает многообразие, приносящее счастье каждому из нас и в любом случае имеющее смысл. Все различия между мужчиной и женщиной становятся для обоих частями подлинно совершенного целого.

Самый сокровенный опыт мужчины и женщины возникает из поучений, которые непосредственно указывают на ум. Это Великая печать и Великое совершенство (на санскрите — Махамудра и Махаати, а по-тибетски — Чагчен и Дзогчен). Великая печать приносит пользу тем, у кого больше желания и привязанности, а Великое совершенство — прежде всего тем, кто подвержен злости и гордости. Великая печать работает с многообразием, со свободной игрой возможностей и богатством явлений, поскольку люди, подверженные страстям, тут же набрасываются на любое изобилие и на все новое. Стремясь испытать всю силу вещей, такой человек охотно открывается возможностям пространства и познает ум, как будто плавая в море. Трудные ситуации в его взаимоотношениях растворяются быстрее, когда на глаза ему попадается новая цель или объект желания.

Методы Великого совершенства работают как с гневом, так и с гордостью. Такой человек или пара с радостью отстраняется на удобную дистанцию, как только помехи растворились и открылся свободный обзор. Эти люди как будто предпочитают летать над морем и стараются создать себе представление о нем, не желая сразу погружаться в воду. Какой бы путь мы для себя ни предпочли — в конце достигается все, и мы вместе оказываемся в Чистой стране.

Нередко упоминаемые здесь Чистые страны — это не какие-то места, которые можно найти на карте. Это поля силы Будд, переживаемые как состояния непрерывного блаженства. Если мы видим изменчивый мир как реальный, нехотя платим свои налоги и живем в нем без особого идеализма, то этот мир, конечно же, никакая не Чистая страна. В нем случаются всевозможные глупые промахи, раздоры во взаимоотношениях, нелюбимая работа и безденежье каждый месяц после 20-го числа. Это, конечно, не то состояние, к которому стоит стремиться. Если же мы, напротив, видим себя как Будду среди Будд, то все течет естественно. Все светится, и, кроме бесстрашия, радости и любви, ничто не имеет значения. Обусловленные чувства — которые возникают, ощущаются как неприятные и потом снова растворяются, больше не обладают силой. Мы воспринимаем мысли и эмоции как мимолетные явления в пространстве — а именно это они собой и представляют. Хорошие впечатления освобождают, а плохие сковывают. Поэтому мы лишь смотрим на странные чувства и думаем: «Ты все еще здесь?» Или: «Где ты так долго пряталось?» Ничто уже не может нам помешать. Активно прожив свои годы, полные любви и вдохновения, мы знаем, что само сознание неразрушимо, какие бы переживания ни появлялись в нем и ни исчезали. Мы достигли вершины горы и наслаждаемся видом. С одной стороны, благодаря опыту у нас есть свобода обзора, а с другой — мы знаем, что на пути к вершине мы многое делили со множеством людей. Вместо того чтобы оставлять радость только себе, мы дарим ее существам, помогая им здесь и сейчас, как можем.

Вопреки расхожему мнению о том, что развитие должно начинаться с нижней точки, в Алмазном пути нет необходимости ступать на путь в каком-то фиксированном месте. Если мы медитировали или делали много хорошего в прошлых жизнях, то теперь нам уже удается удерживать взгляд, описанный выше. Если, кроме того, мы обладаем достаточным доверием к природе ума и понимаем, что единственная разница между Буддами и обычными существами заключается в том, что первые больше работали с умом, то мы начинаем не с малого — цель уже довольно близка. Мы можем с верхнего этажа обозревать весь дом. Сохраняя такой обзор, мы одновременно заливаем, по мере необходимости, пару ведер цемента в дыры неловкого поведения, которые обнаруживаются в полу, выравниваем стены мудрости и сочувствия и позволяем себе наслаждаться высшим видением с крыши. Мы уже в Чистой стране, и партнер, партнерша, дети — все обладают природой Будды. С таким пониманием мы непроизвольно думаем, говорим и делаем то, что приносит пользу любимому человеку и всем существам. Мы все дольше пребываем в ощущении целостности и не кромсаем мелочно мир. Партнеру нравится то, что мы делаем для себя и окружающих, и мы получаем все больше подтверждающих сигналов. Это, естественно, побуждает нас привносить еще больше хорошего в наши взаимоотношения и во внешний мир. Когда ум в достаточной степени наполняется положительными впечатлениями, он начинает переживать свое светящееся пространство за картинками и между ними, пока мгновения непосредственного понимания не нанизываются сами одно на другое. Пример опытного учителя защищает нас от помех, вызываемых идеей «я», и мы уже недалеки от цели — задолго до того, как полностью познаем свою истинную суть. Так мы шествуем по царскому пути постижения. И вряд ли нам необходимо знать увлекательные описания Чистых стран различных Будд, прежде чем мы станем их действительно переживать. Мы просто надеваем на себя маску Будды — думаем, говорим и действуем, как просветленные, и делаем это до тех пор, пока не обнаруживается, что наше лицо уже не способно утратить эту красоту. Мы и не заметили, как она стала неотъемлемой частью нашего существа.

Если это удается, взаимоотношения превращаются в постоянное вдохновение и радость — для окружающих и для нас самих. Все открывается значительности, силе и счастью каждого мгновения. Если пара живет и действует с таким настроем, скачки в развитии происходят часто и сами по себе. С наивысшим из них мы достигаем цели — Просветления.

Будда и любовь

Будда и любовь: все, о чем до сих пор говорилось в этой книге, является путем к наивысшему постижению. Однако здесь пока отсутствует описание самого Просветления, или состояния Будды, — цели, прийти к которой способен каждый. Любовь в своей безграничной целостности, как непрерывная готовность и стремление помогать существам, полностью возможна лишь в просветленном состоянии. Все более низкие уровни могут выражать необусловленную любовь лишь частично.

С поверхностной точки зрения есть два совершенно различных взгляда на жизнь Будды, но чем глубже проникаешь в его опыт и постижение, тем менее существенными становятся различия. В конце пути остаются лишь его действия, которые сегодня вдохновляют также и людей на Западе.

В целом считается, что все Будды прошлого, настоящего и будущего, как и исторический Сиддхартха Гаутама, называемый Буддой Шакьямуни, рождаются в ситуации, свободной от забот. Все они в приятной обстановке получают лучшее для своего времени образование, включающее спорт и боевые искусства. Они не испытывают недостатка в источниках мудрости и радости. Затем однажды они обнаруживают страдания мира в лице старости, болезни и смерти и тогда решают найти смысл жизни вне изъянов и боли, чтобы избавить других от этих страданий. С этой целью они оставляют свое красивое окружение и пускаются на поиск окончательной истины. Найдя ее, они показывают ясный путь к этой цели всем, кто ее ищет.

В южном буддизме мы встречаем легкую для понимания трактовку: Будда родился царевичем, познал непостоянство, ушел из дворца, встречался с духовными учителями, медитировал шесть лет и достиг Просветления.

В северном буддизме — Великом пути — считается, что Будда был просветлен изначально. Он целенаправленно развивал свой ум в течение пятисот предыдущих жизней. Из сочувствия он желал показать существам, как можно следовать по пути к Освобождению и Просветлению, и хотел убедить их, что это вообще осуществимо. Поэтому он выбрал для своего перерождения высокоразвитое общество того времени. И благодаря его родителям, которые проявили предельное понимание, условия сложились так, что многие вдохновились его примером и могли следовать за ним.

На самом деле происхождение и историю Будды можно рассматривать как угодно. Это практически ничего не меняет в том, какое влияние его жизнь до сих пор оказывает на людей. Что же касается показанного им процесса достижения Просветления, то здесь дело обстоит иначе. Это объясняется согласно представлениям трех главных направлений буддизма. Южные школы — Тхеравада — подчеркивают его отречение и силу воли, северные — сочувствие и мудрость, а Алмазный путь фокусируется на его опыте неразделимости блаженства и пространства, но богатство состоит во взаимном дополнении этих трех точек зрения. Они просто описывают три уровня одной и той же истории Просветления, которую люди понимают по-разному в зависимости от их происхождения, образования и восприятия.

Все согласны в том, что учителя Будды не могли показать ему природу ума, но лишь создавали еще больше идей. Когда сошлись все условия для решающего броска, он сел под смоковницей, известной сегодня как дерево Бодхи (Ficus Religiosus).

В Малом пути история продолжается так: Мара, символ неведения, желая сохранить свое владычество, стал пытаться отвлечь Будду от медитации. Он сначала послал к медитирующему своих четырех чрезвычайно привлекательных дочерей, вид которых, однако, не вызвал у того страстного желания. Затем Мара превратил их в крайне неприятных старух — но и это не произвело на будущего Будду никакого впечатления. К тому времени он был уже вне власти мешающих чувств. Все вредное, что должно было его отвлечь, силой его абсолютного внутреннего покоя превращалось в цветы, дождем ниспадающие на Будду. Он узнал в облике Мары все мешающие влияния, завесы в его уме растворились, и таким образом он достиг цели — «сдувания» всех завес — Просветления. Он стал Буддой.

В Великом пути мы в первую очередь развиваем понимание того, что пространство само по себе является мудростью и сочувствием. Демонстрируя свое постижение, Будда Шакьямуни проявился в белой просветленной форме по имени Лучезарный (тиб. Нампарнангдзе, санск. Вайрочана). Этот Будда позволяет неведению стать всепронизывающей мудростью. Затем проявились еще четыре формы Будд. На востоке — синий Будда по имени Непоколебимый (тиб. Микьопа, санск. Акшобья), преобразующий гнев и злость в зеркальную мудрость, — с ним связано возникновение всего жидкого. На юге — желтый, Рожденный из Драгоценности (тиб. Ринчен Джунгден, санск. Ратнасамбхава), порождающий все твердое и преобразующий гордость в равностную мудрость. На западе — красный, дарующий тепло Будда по имени Безграничный Свет (тиб. Опаме, санск. Амитабха), который превращает желание и привязанность в различающую мудрость. Наконец, на севере возник зеленый Будда Значимое Достижение (тиб. Дёньодрупа, санск. Амогхасиддхи), ответственный за движение и трансформирующий ревность и зависть в мудрость опыта. Слияние этих четырех энергоформ и их разных видов мудрости с центральной белой формой ознаменовало собой полноту Просветления. Таким образом Будда Шакьямуни познал свой ум.

Чем выше поучения Будды, тем важнее становится женское начало. На первом уровне, предполагающем безбрачие, жен­ственность по понятным причинам считается помехой — здесь не должно быть влечения к противоположному полу. На втором, «практическом», уровне оно представляет мудрость, присущую пространству, и дополняет мужское начало, «действие». На третьем и абсолютном уровне, в Алмазном пути, женщина дарит вдохновение. Она являет собой «пространство», которое все рождает и открывает все возможности, — пространство, незаменимое для опыта высшей радости. Она дополняет мужчину. Он обладает искусными средствами и проявляется игриво — разбрасывает все или переворачивает с ног на голову, ему любопытны любые изменения. Его внутренняя жизнь подобна электрону, который с жужжанием носится вокруг ядра атома. Женщина, напротив, — само ядро, центр всего, по своей сути знающая и связующая.

Здесь все обстоит совсем иначе, чем на Малом пути, цель которого — личное освобождение посредством искусного наблюдения причин и следствий. Это превосходит и Великий путь, который концептуально связывает пустоту, или подобие сну, с сочувствием. На уровне энергии и опыта Алмазного пути, который применяют йогины, сексуальный союз становится путем к Просветлению. Любовь позволяет уму раскрываться — радостно, игриво и естественно. Это раскрытие происходит за пределами всякой двойственности, и благодаря медитации достигнутые уровни со временем становятся постоянным переживанием.

Как учитель и пример, на этом абсолютном уровне Будда, в действительности уже просветленный, проявился в форме Алмазного ума[15]. Когда он сидел, погруженный в медитацию, под деревом Бодхи, в Северо-Восточной Индии, все Будды прошлого, настоящего и будущего, выражая силу Просветления, сконденсировались в женскую белую форму по имени «Спутница Всех Будд» (тиб. Сангье Тхамче Кхандро, санск. Сарва-Будда-Дакини). Она села и соединилась с ним. Все энергии стали циркулировать в их соединенных телах[16], мужское и женское начала дополнили друг друга, и все центры раскрылись. Пространство и блаженство были неразделимы — пара светилась своей собственной силой. Благодаря соединению женских и мужских качеств и видов активности возникло Просветление. Это пример влюбленным всех времен.

Радость и пространство без границ - student2.ru

Изображение Просветления Будды в Алмазном пути: Алмазный Ум в союзе со Спутницей Всех Будд

Упражнение по медитации

Эта медитация ориентирована именно на восприятие современного западного человека. Критичному читателю следует знать, что, хотя мы непосредственно настраиваемся на Будду, никто никому не молится (как и всегда в буддизме). Эффективность этого способа медитации подтверждается на протяжении многих столетий. Как зеркало, форма Просветленного обращает наше внимание на наши собственные просветленные качества. В этом смысле Будда — не личность.

Радость и пространство без границ - student2.ru

Мы постепенно приближаемся к силовому полю Будды — прежде всего с помощью трех потоков света, пробуждающих тело, речь и ум, и, кроме того, с помощью мантры. Она создает вибрационный мост и вербализирует наше желание обрести активность Будд для блага всех.

Так же легко, как он возник из безграничности пространства, Будда снова растворяется в ней. Мы всегда можем быть уверены в этом игривом многообразии ума. После того как утром мы сосредоточились на Прибежище, направляющем нас к вневременным буддийским ценностям, можно принимать в себя свет этой медитации в любое время и без подготовки.

В этой редакции подчеркивается активное перенесение Чистого видения, вырабатываемого в медитативном погружении, в повседневную жизнь.

Посвящение, во время которого хорошие впечатления дарятся всем существам, является неотъемлемой частью любой медитации Алмазного пути. Таким образом капли духовного богатства вливаются в океан, включающий всех, и больше не теряются.

Наслаждайтесь!

Медитация на Будду

Мы садимся прямо и чувствуем, как бесформенный поток воздуха, которым мы дышим, входит и выходит у кончика носа. Мы позволяем мыслям и шумам появляться и исчезать, не оцениваем их.

Теперь, для блага всех существ, мы хотим медитировать. Для этого мы принимаем Прибежище в Будде как в выражении Просветления, присущего всем.

Перед нами в пространстве появляется золотистый Будда — форма энергии и света. Когда мы о нем думаем, он всегда здесь — независимо от того, можем ли мы ясно его видеть. Его золотистое лицо светится добротой. Он видит нас, знает и желает нам всего самого лучшего.

Он сидит в полной позе медитации, окруженный силовым полем радужного света.

Мы понимаем, что Будда — не личность, но выражение истины и радости пространства, полное постижение ума. Мы глубоко желаем развить в себе его способности для блага всех существ.

Чувствуя наше желание, Будда улыбается и приближается к нам. Он останавливается на приятном расстоянии в пространстве перед нами.

Мы можем подумать или произнести:

«Дорогой Будда! Покажи нам свою силу, способную удалить неведение и омрачения у всех существ и у нас самих. Пусть пробудится в нас вневременный ясный свет ума».

Изо лба Будды излучается мощный прозрачно-белый свет и наполняет нашу голову. Свет устраняет все мешающее в нашем мозге, нервах и органах чувств.

Вредные привычки и болезни исчезают, и наше тело становится инструментом для того, чтобы дарить существам любовь, защиту и все, в чем они нуждаются. Покоясь в ярком свете так долго, как хотим, мы слышим внутреннюю вибрацию слога ОМ.

Теперь из горла Будды перед нами излучается мощный красный свет — в наш рот и горло. Этот прозрачный свет растворяет все трудности в нашей речи. Мы избавляемся от неприятных привычек, причиняющих страдание, и наша речь становится сочувствием и мудростью — сознательным средством помощи другим. Неотделимо от красного света мы слышим глубокую вибрацию слога А.

Теперь из сердечного центра Будды — из середины его груди — излучается мощный синий свет. Он наполняет центр нашей грудной клетки. Исчезают все помехи в уме. Мешающие чувства и жесткие идеи растворяются, и наш ум становится первозданной радостью. Это неразделимость блаженства и пространства. Пока излучается синий свет, вибрирует слог ХУНГ.

Некоторое время мы принимаем три света одновременно, а затем можем повторять мантру КАРМАПА ЧЕННО — столько, сколько хотим. Она означает: «Активность всех Будд, работай через нас!»

Наконец, Будда перед нами постепенно растворяется в радужном свете. Он обещает появляться всегда, когда будет нам нужен, и исчезает, возвращаясь в пространство.

Теперь возникает мир, чистый и совершенный. Каждый атом вибрирует от радости и скрепляется любовью. Все — свежее и новое, полное неограниченных возможностей. Все существа обладают природой Будды, знают они об этом или нет.

В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, стало безграничным и вело всех существ к высшему счастью — познанию природы ума.

Выражение благодарности

Воплощенную необусловленную любовь я встретил в лице моего Учителя Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. Готовность неутомимо работать для блага всех была его неизменным состоянием. Каждый, кто находился вблизи Кармапы и открывался ему, оказывался в объятиях океана сочувствия. Не создавая никакой дистанции, не желая ничего доказывать своими действиями, он благословлял существ. Мудрой речью он раскрывал для них истинный смысл, а его всеобъемлющий, любящий ум наполнял совершенством каждое мгновение. Это происходило непрерывно, без усилий, с безграничной внимательностью ко всем. Любовь Кармапы никак не зависела от внешних обстоятельств. Он не проводил различий между животными и людьми, друзьями и незнакомцами. Он был одинаково добр ко всем, включая и младенцев, и больных, и умирающих. Его любовь светила существам как солнце, без различений и ожиданий, с неизменной силой. Он находил время для каждого, и, когда ночью все расходились по домам, у него продолжал гореть свет. Он был неиссякаемым потоком беспристрастной любви, которая освобождала людей от их концепций.

Его пример воодушевляет меня до сих пор, являя собой доказательство того, что любовь, ставшая неличностной, — и есть цель поисков счастья.

Эта книга не появилась бы без женщин моей жизни. Я не перестаю вдохновляться их красотой, мудростью, интуицией и радостью. Наиболее значительные примеры — это моя любящая, веселая мама и, конечно же, Ханна — Женщина из женщин.

Я хотел бы поблагодарить всех, кто сделал возможным появление книги «Будда и любовь». Это Майке и Пит, Миха и Михи, Сибилле и Бернхард, Клаудиа и Джош, Манфред, Мэк, Макси и Герхард, Аксель и Софи, Регина, Сабине, Беттина, семья Вольф и Хаберзаттер, Оскар, Хеннинг, Габи, Войтек, Бернд и, конечно, мои Кати и Гергё. Большое спасибо за чудесную под­держку буддийским центрам Амдена, Будапешта, Граца, Гамбурга и Вупперталя.

Пусть все женщины живут в условиях свободы, наслаждаются защитой со стороны мужчин, и пусть они вместе смогут идти путем любви.

Глоссарий

Алмаз:см. дордже.

Алмазный путь(тиб. дордже тхегпа, санск. Ваджраяна): часть Великого пути (Махаяны). С помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель — совершенное Просветление — превращается в путь. Алмазный путь можно практиковать только с готовностью видеть все как в основе своей чистое (см. также Чистое видение). Синонимы Алмазного пути — Тантраяна и Мантраяна.

Алмазный ум(тиб. Дордже Семпа, санск. Ваджрасаттва): очистительная сила всех Будд, белый сидящий Будда. В правой руке он держит дордже у сердца, а в левой — колокольчик у бедра. Состояние радости Акшобьи. В мандале бардо олицетворяет все семейства Будд.

Алмазный ум в союзе(тиб. Дор дже сем па яб юм, санск. Ваджрасаттва Юганаддха): очищающая сущность всех Будд в союзе со своей подругой Ньемой, которая держит кривой нож и чашу из черепа и обхватывает партнера обеими ногами. Он сидит, скрестив ноги в позе лотоса, и держит в правой руке дордже вертикально у сердца. В левой руке он держит колокольчик устьем вверх у левого бедра. Это главная медитационная форма линии преемственности Ньингма тибетского буддизма.

Бардо(тиб., дословно «меж двух»): вообще — любое промежуточное состояние или переход. В поучениях Алмазного пути говорится, как правило, о шести бардо. На Западе большинство подразумевает под этим термином период между смертью и следующей жизнью.

Безграничная Жизнь:см. Будда Безграничной Жизни.

Белый Зонт(тиб. Дукар): Будда-Защитница в Состоянии радости, белая, стоящая, с тысячей голов пяти цветов мудрости. Ее зубы являются Защитниками и Защитницами, ее глаза видят все, ее правые пятьсот рук и ног благословляют всех существ, а левые — защищают их, отгоняя все вредное. Кроме всего прочего, она важна как Защитница во время путешествий.

Благословение:согласно тибетским текстам, весьма действенное средство передачи духовной зрелости. Оно возможно, благодаря тому что пространство и радость одинаковы везде, а природа Будды присуща каждому существу.

В Алмазном пути, если ученик обладает открытостью и вдохновением, то с помощью учителя он может взглянуть на свою природу ума. Тем самым учитель передает ему привкус возможностей, присущих каждому, и глубокую уверенность в его развитии.

Бодхгайя:место в Северной Индии, где Будда Шакьямуни около 2550 лет назад достиг полного Просветления. Все 1000 исторических Будд этой эпохи проявляют там свое полное Просветление.

Бодхисаттва(санск.; тиб. джанг чуб сем па): человек, стремящийся к Просветлению для блага всех существ. Данный настрой соответствует идеалу буддизма Махаяны, к которой также относится Алмазный путь. Бодхисаттва, с одной стороны, это тот, кто понял пустоту и развил сочувствие, с другой — этот термин применяется ко всем, кто дал обещание Бодхисаттвы.

Будда(санск.; тиб. Сангье): название просветленного состояния ума. «Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ. Будда нашего времени — это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.

Просветленная активность (четыре вида действий Будд): так описывается сочувственное, спонтанное и свободное от усилий поведение, способность в нужное время и в нужном месте сделать то, что необходимо. Существует четыре вида действий Будд: успокаивающие, умножающие, очаровывающие и мощно защищающие. Основанием всех видов активности является способность покоиться в том, что есть.

Будда Безграничной Жизни(тиб. Цепаме, санск. Амитаюс): излучение Будды Безграничного Света в Состоянии радости, олицетворяет долголетие и здоровье. Он красного цвета, сидит в позе лотоса и держит в своих сложенных в жесте медитации руках вазу с нектаром долгой жизни.

Будда Богатства(тиб. Дзамбхала, санск. Джамбхала): выражает качества Любящих Глаз и представляет богатство на всех уровнях. Его санскритское имя «Джамбхала» происходит от слова «лимон» (джамбхара) — он держит в правой руке лимон как символ плодородия. На его левой руке сидит мангуст, выплевывающий драгоценности. Главная форма золотистая, но иногда он предстает также белым, черным или красным, сидящим и стоящим, иногда — верхом на льве или на драконе.

Природа Будды, или природа Просветления:природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам.

Семейства Будд (тиб. гьялва риг нга, санск. панча татхагата, также — пять Дхьяни-Будд): все формы Просветления, которым учил Будда, можно подразделить на пять семейств. Чистая сущность пяти составляющих личности выражена пятью Буддами-мужчинами, а их пять спутниц соответствуют пяти очищенным первоэлементам.

Формы Будд, аспекты Просветления(тиб. йидам): один из Трех корней. Нескончаемые качества просветленного ума выражаются в многочисленных формах из энергии и света. Если мы отождествляемся с ними в медитации и повседневной жизни, они пробуждают в нас присущую каждому природу Будды. Они рассматриваются как неотделимые от Ламы. Чтобы на них медитировать, необходимо разрешение или посвящение от учителя, у которого есть передача.

Ваджраяна(санск.): см. Алмазный путь.

Великая печать (тиб. чагчен, чагья ченпо, санск. махамудра): «Великая печать» постижения. Будда дал обещание, что это — его наивысшее поучение. Используется главным образом в школе Кагью и ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель. Доверяя природе Будды, мы упражняемся в том, чтобы пребывать в неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате мы полностью пробуждаем ум, «скрепляем печатью» его Просветление.

Великий путь(тиб. тхегчен, санск. махаяна): подразделяется на путь Сутры и путь Тантры. Оба пути направлены на достижение Просветления для блага всех существ. В пути Сутры в течение долгого времени углубляются сочувствие и знание с помощью изучения, расспросов и медитации, что затем перетекает в проникающее видение. Иногда понятие «Великий путь» используется в том же значении, что и слово «Сутра».

Великое совершенство(тиб. дзогчен, дзогпа ченпо, санск. маха-ати): абсолютное поучение «старой» школы, или традиции Ньингма. Суть и цель соответствуют Великой печати (Махамудре) передачи Кагью, но их средства и путь различаются.

Высшая Радость(тиб. Кхорло Демчог, санск. Чакрасамвара, букв. c тиб. «Колесо Высшей Радости»): Будда лучезарной внеличностной радости, являющий собой истинную природу ума (пространства). Он темно-синий, стоящий, руки скрещены на уровне сердца и держат колокольчик и дордже. Вдохновляющее проявление, трансформирующее привязанность. Часто в союзе с Красной Мудростью. Важная медитационная форма линии преемственности Карма Кагью.

Гампопа(1079–1153): главный ученик Миларепы и учитель Первого Кармапы Дюсум Кхьенпы. Будда предсказывал, что Гампопа распространит Дхарму во всем Тибете. Гампопа соединил школу Кадампа, созданную Атишей, с путем Великой печати (Махамудры). Он положил начало монастырской передаче Кагью. Его основой философский труд — «Драгоценное украшение Освобождения», и Гампопа говорил, что чтение этой книги равнозначно личной встрече с ним самим. Эта книга объясняет взгляд и практику Великого пути и является выдающимся введением в основы буддизма.

Гелуг, Гелугпа (тиб.),линия преемственности, школа(два варианта перевода — «традиция добродетели» и «традиция Ганден» — по названию их главного монастыря): часто называется также школой «желтых шапок». Самая молодая из четырех главных линий преемственности тибетского буддизма. Эта реформированная школа, основанная Цонгкхапой в XIV веке, делает особый упор на изучение текстов и монастырскую традицию. Хотя в Гелугпе имеются различные тантрические передачи, чаще всего она сама относит себя к Махаяне, а не к Алмазному пути.

Гуру-йога(санск.; тиб. лами налджор): медитация на учителя (Ламу) как на сущность всех Будд. В ней, как и на посвящении, мы получаем благословение тела, речи и ума, и пробуждаются Три состояния Просветления. В конце мы сливаемся с просветленным состоянием Ламы.

Гуру Ринпоче(тиб., также — Пема Джунгне, санск. Падмасамбхава; букв. «Рожденный в Лотосе»): в VIII веке принес в Тибет буддизм, в особенности передачи Алмазного пути. Его жизнь была очень захватывающей, он показывал бессчетное множество чудес. Своими термами и предсказанием тертонов он основал линию преемственности Ньингма. В Кагью он также пользуется большим уважением.

Дакиня(санск.; тиб. Кхандро): Будда-женщина. В тибетском буддизме так называют спутницу на пути к Просветлению. О высокосовершенных дакинях в Тибете говорят, что они могут «гулять по небу». Они вдохновляют мужчину и побуждают его к активности. Дакини часто передают Учение или предстают его Защитницами.

Дордже(тиб.; санск. Ваджра, буквально «господин камней, алмаз»): символ неразрушимости и непоколебимости, которыми характеризуется высшее состояние ума, Просветление. Называемый так ритуальный предмет символизирует средства Алмазного пути, а также сочувствие и радость. См. также колокольчик.

Дхарма(санск.; тиб. Чё): буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну — три уровня поучений, данных Буддой ученикам с различным настроем.

Защитники(тиб. чёкьонг): один из Трех корней. Их функцией является устранение препятствий на пути к Просветлению. Благодаря их силе любой опыт становится частью пути. Защитники — источник просветленной активности Будд — являются, как и Йидамы, выражением Состояния радости Просветления и по своей сути неотделимы от Ламы. В линии преемственности Кагью важнейшими Защитниками являются Черный Плащ и Сиятельная Богиня.

Йидам(тиб.): см. формы Будд. Один из Трех корней. Источник просветленных качеств.

Йогин, йогиня; осуществляющий(-ая) Учение(санск.; тиб. налджорпа, налджорма): мужчина или женщина, который(-ая) практически применяет буддизм в жизни и независимо от своих общественных установок и надежности жизненной ситуации настраивается в первую очередь на познание природы ума.

В Азии буддисты были монахами, мирянами или йогинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йогинов смешиваются.

Кагью, Кагьюпа (линия преемственности, школа):одна из четырех главных школ тибетского буддизма; передача, ориентированная на практику и постижение. Охватывает старые и новые поучения, достигшие Тибета. Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств». Ее принес в Тибет около 1050 года герой Марпа, и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика.

Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их преемственность от Гампопы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) — опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в школу Карма Кагью, главой которой является Кармапа. Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев соответственно в Бутане и Ладакхе.

Кадампа(тиб.):традиция, восходящая к индийскому мастеру Атише и подчеркивающая поучения о Просветленном настрое и Прибежище. Сегодня ее больше не существует как отдельной линии преемственности.

Кангьюр(тиб.): собрание непосредственных поучений Будды, состоящее, в зависимости от издания, из 100, 103, 106 или 108 томов. Ср. Тенгьюр.

Карма(санск.; тиб. ле; букв. «действие»): закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые мы сами создаем своими действиями тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее.

Карма Кагью (школа, линия преемственности):см. Кагью.

Кармапа(тиб., букв. «осуществляющий активность Будд», или «человек просветленного действия»): первый сознательно перерождающийся Лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века. Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств их следующих рождений. До сегодняшнего дня было семнадцать воплощений:

Дюсум Кхьенпа (1110–1193)

Карма Пакши (1204–1283)

Рангджунг Дордже (1284–1339)

Рёлпе Дордже (1340–1383)

Дешин Шегпа (1384–1415)

Тонгва Дёнден (1416–1453)

Чёдраг Гьямцо (1454–1506)

Микьё Дордже (1507–1554)

Уангчуг Дордже (1556–1603)

Чёйинг Дордже (1604–1674)

Йеше Дордже (1676–1702)

Чангчуб Дордже (1703–1732)

Дюдюл Дордже (1733–1797)

Тхегчог Дордже (1798–1868)

Кхакхьяб Дордже (1871–1922)

Наши рекомендации