Медитация: внутренняя дистанция и покой ума
Слово «медитация» превратилось сегодня в собирательное понятие — так многие называют упражнения, от которых ожидают, прежде всего, необычности и сильных ощущений. Сегодня к этой категории люди быстро и охотно относят прогулки нагишом на природе, прыжки с криками «ху», перенасыщение крови кислородом посредством учащенного дыхания, а также чтение по ладони и многие другие непривычные занятия.
Но буддийские медитации, данные Буддой и используемые с тех пор, менее экзотичны и все состоят из двух ступеней. В них можно работать с интуицией, силой или способностью отождествляться телом, речью и умом. При этом применяются чрезвычайно эффективные методы, простые или глубоко психологичные: мы сначала настраиваемся на то состояние ума, которого хотим достичь, а затем постепенно осуществляем его.
В контексте освобождающих действий под медитацией понимается однонаправленное удерживание ума — с объектом (например, статуэтка Будды или дыхание) или без него. Существуют бесчисленные способы без отвлечения направлять ум на какую-то одну точку. Если упражняться в этом, со временем пробуждается мудрость, которая присуща уму всегда и благодаря которой все описанные до сих пор действия становятся освобождающими.
Буддийские медитации имеют, вообще говоря, только одну цель: создать предпосылки для того, чтобы мы могли свободно и без усилий покоиться в том, что есть. Только так ум узнает сам себя, но это не является ни глубоко духовным размышлением, основанным на каких-либо понятиях, ни натужными попытками избавиться от мыслей. Медитация не связана также с желанием что-либо создать или удержать приятное состояние ума. На этом уровне она означает не терять осознавания того, что именно осознает явления, и так шаг за шагом приближаться к раскрытию воспринимающего за восприятием, то есть самого ума со всеми его способностями. Если любое переживание остается свободным, как сон, и во всем обнаруживается много простора, то мешающие чувства не имеют силы, и мы на правильном пути. Благодаря этому высвобождается глубинное видение. Постепенно превращаясь в постоянный опыт, оно переживается необычайно радостно и ведет к действиям, убедительным для других и для нас самих. Кюнзиг Шамарпа — второй по рангу Лама буддийской медитационной школы Кагью — однажды сказал: «Это как рисование на воде. Прошлого уже нет, будущего еще нет, и настоящее мгновение само по себе совершенно».
С помощью медитации мы переживаем вневременное и видим то, что присутствует за мыслями и между ними. Мы наслаждаемся всем, что порождается умом, всем, что ум знает и может. Благодаря этому приходит пронизанное неописуемым блаженством понимание, что осознавание само по себе не нуждается ни в каком объекте — оно может сохранять свою полную силу и тогда, когда ум не осознает ничего конкретного. Его совершенные качества присутствуют сами по себе: они не добавлены, словно картинки, которые просто проецируются на стену и потому не могут быть удалены из воспринимающего сознания. Имея возможность применять средства для получения такого опыта, стоит считать себя счастливчиком, так как счастье придет неизбежно.
Чрезвычайно эффективные средства тибетского Алмазного пути нацелены на человека как целое. Они нажимают на бесчисленные кнопки в сознании-хранилище и включают в развитие все чувства, инстинкты и мечты. Так можно за несколько лет добиться удивительных изменений, и любое вложение усилий оправдывает себя — прежде всего в долгосрочной перспективе. Если мы находим хотя бы полчаса в день для действенной медитации, по возможности вместе с партнером, у нас все будет хорошо. Слияние с просветленным учителем или формой Будды из света и энергии позволяет удерживать достигнутый уровень и постоянно его повышать — если только мы не додумаемся устроиться работать на бойню, продавать детям тяжелые наркотики или бить жену. Каждое повторение мантры имеет смысл, каждое мгновение, когда мы освежаем чистое видение, приносит пользу. Если взгляд, медитация и поведение дополняют друг друга в жизни, то желанные результаты приходят. Спустя некоторое время мы с удивлением замечаем, как мыслительные модели, которые укоренились в нас с детства и сопутствовали нам на протяжении жизни, все больше превращаются в просветленные мудрости. Мы все чаще и дольше осознаем свою основополагающую просветленную природу, видим других и самих себя на все более высоких уровнях.
Партнеры могут очень хорошо дополнять друг друга в ежедневной практике медитации. Женщина привносит в медитацию временной ритм, чтобы возникла ежедневная привычка, а мужчина обеспечивает запас устойчивости — чтобы происходило меньше драм. Особенно важно помочь женщине понять, что мимолетные переживания не стоит принимать за чистую монету. Часто женщины серьезнее мужчин относятся к своим чувствам и мыслям, и из-за этого они уязвимее. Тому есть разные причины: месячный цикл, подобный тикающим биологическим часам, и в целом более глубокая восприимчивость. При этом женщины нередко «реалистичнее» мужчин: они полагают, что вещи реальны. Это наверняка уместно в ситуации ответственности за детей, но никак не может быть наилучшей основой неизменного счастья. В этом случае болезнь, старость и смерть, потери и трудности подкрадываются слишком близко. Из-за этих обстоятельств многие женщины нуждаются в защите, и все они — драгоценны!
Мужчина должен своим поведением постоянно показывать женщинам, что ум безграничен и неразрушим. Поскольку ничто не может причинить уму вред, нет необходимости оценивать себя на основе своих внутренних переживаний. Примерно 900 лет назад к великому тибетскому йогину Миларепе приходили женщины и спрашивали: «Что нам делать со своими мыслями?» Он отвечал им вопросом на вопрос: «Если ты видишь величие горы, как тебя может заботить пара кустов, растущих на ее склоне? Если ты чувствуешь глубину океана, что может сделать тебе пара волн? Если ты ощущаешь силу осознающего, свою способность воспринимать, свое внутреннее богатство — почему ты считаешь такими важными переживания, которые по своей сути обусловлены и мимолетны, непрерывно приходят и уходят? Зачем делаешь из этого большое дело?»
В итоге можно сказать так: женщина привносит в ежедневное медитативное погружение свою стойкость и чувствительность, а мужчина — свою толстокожесть, способность сказать: «Не воспринимай ничего всерьез, отбрось мысли!» с другой стороны, если человек живет гладкой, невозмутимой, поверхностной жизнью, полностью в ловушке своего собственного мира, как многие мужчины, — наверное, лишь умирая, он обнаруживает, что вообще жил. К сожалению, только тогда он понимает, сколь драгоценной была жизнь.
В расшифровке внутреннего пространства тоже важнее всего взаимодополнение: благодаря женщине мужчина обретает более богатый внутренний мир. Он получает ее глубокое видение, держа ее в объятиях во время любовного союза и разделяя ее опыт. Слушая, как она описывает свое мировосприятие, мужчина становится внутренне богаче и живее. Женщина же радуется уверенности и смелости мужчины, по его примеру отбрасывает все мелочное, перестает принимать близко к сердцу многие вещи и — светится.
Как утверждает злая поговорка, мужчины счастливы, потому что забывают, а женщины часто несчастны, потому что помнят. Вместе можно учиться помнить то, что имеет смысл, и отпускать ужасную чушь, из которой тоже извлечены уроки. После каждой медитации мы делимся хорошими впечатлениями со всеми существами и напоминаем себе о настрое Бодхисаттвы — достичь Просветления для блага всех, — и потому каждое упражнение становится шагом на пути.
Раскрытие мудрости
Пять освобождающих действий, описанных выше, были только действиями. Тибетцы сравнивают их с сильными ногами, которые хотя и умеют хорошо бегать, не могут видеть цель. Глаза, способные освобождать, — это и есть мудрость: они видят цель, хотя сами не могут ее достичь.
Чтобы быть успешным в долговременном плане, каждое действие должно направляться дальновидной мудростью и выражать зрелость человека. Хорошие переживания, накапливаемые с помощью щедрости, осмысленного поведения, терпения, радостной активности и медитативного погружения, ведут к обусловленному проникновению в суть мира и природы ума, но для развития окончательной мудрости нужен непоколебимый опыт их безграничности. И ум, и все вещи, которые проявляются внутри и снаружи, лишены собственной природы, «пусты». Все возникает из пространства, свободно в нем играет, осознается и снова возвращается в пространство. Чтобы обрести такой опыт, воспринимающий должен «смотреться в зеркало» посредством медитации и узнавать себя как сознательное пространство без начала и конца, центра и границ.
Чаще всего мы судим об уме по его способности проводить различия, за которую в основном нам и платят деньги на работе. Сообразительность и энергичность определяют, будет ли перед нашей виллой стоять припаркованный «ауди» или же к мосту, под которым мы спим, нам придется привязывать цепью велосипед. Но ум способен на нечто гораздо большее, нежели просто абстрактная работа. Когда успокаивается здравомыслящий и все проверяющий разум — незамедлительно пробуждаются чувства, воспоминания, мечты, дерзкие творческие порывы… За всеми этими возможностями в пространстве освобождающей всегда является пустота, которая, на самом деле, означает полноту. Нет ничего, что было бы чем-то «само по себе», однако все проявляется — таково высшее учение. Если оно понято, то больше ничто не сможет нас ограничить.
На высшем уровне женщина приносит проникающее видение, или пространство, а мужчина — искусные средства, или блаженство. Она придает всему завершенность, он прокладывает путь, прорываясь вперед. Поэтому колокольчик в левой руке Ламы — источник речи и тела Будд — имеет женскую природу, а дордже (алмазный скипетр) в его правой руке, символизируя путь из неосознанности к неразрушимому состоянию высшего проникающего видения, имеет мужскую природу. Лама держит руки скрещенными у сердца — это означает, что он постиг оба эти аспекта в единстве.
В начале духовного пути, который захватывает человека целиком, у женщин возможности лучше. На каждого колдуна в мире приходится не менее дюжины ведьм. Особенно в жестких германских культурах религиозность приписывается женщинам. Мужчина всегда с удовольствием отправлял женщину и детей в церковь, чтобы самому иметь возможность спокойно зарабатывать деньги. Кроме того, роль женщины — давать, вскармливать, удерживать все вместе — требует большей духовной широты, чем роль мужчины, которая обычно заключается в том, чтобы бороться, абстрактно мыслить и подчинять себе других. И поскольку большинство учителей — мужчины, женщина может быстрее всего идти по пути, открываясь учителю. Она как бы выдвигает все свои антенны и схватывает все целостно и стремительно.
Мужчина редко выказывает большую непосредственную открытость учителю. Он часто развивает чувство соперничества и втайне опасается, что его жена, «одухотворившись», станет как монахиня и с ней будет не так увлекательно в постели. Или же он побаивается, что сам в результате медитации станет мягким и недееспособным. Таким образом, вначале женщина тянет за собой мужчину.
Однако в конце развития все выглядит по-другому. Здесь женщина часто запутывается в очень тонких привязанностях, тогда как мужчина внутри всегда остается мальчишкой и может моментально разбросать все в воздухе, освободить себя и свое окружение. На завершающей стадии мужчина помогает женщине, если она следует его примеру.
Когда сочувствие и мудрость дополняют друг друга, в хороших партнерских отношениях это ведет к постоянному развитию. В конечном счете все впору: куда бы ни взглянул ум, каждое событие и ощущение — свежее и чистое. Есть только счастье внутри и свершение снаружи. Из этой ситуации ум легко осмеливается шагнуть за пределы своих привычек и все чаще переживает силу своего внутреннего сияния и непрерывный поток спонтанно возникающих озарений. Поскольку глубочайшая мудрость пронизывает также речь и тело, все наше поведение становится свободным от усилий и полностью соответствует «здесь и сейчас».