Свобода воли и предопределение
Можно задать вопрос: «Если мы находимся в таком малоприятном месте, то действительно ли у нас есть свобода воли? Ведь мы не хотим ни болеть, ни стариться. Мы не хотим прилагать столько усилий просто ради того, чтобы выжить. Так где же, в таком случае, свобода воли?» Свобода воли состоит в том, что вы вольны делать любой выбор, по крайней мере в указанных рамках. Однако любой выбор влечет за собой последствия. Положим, вы зашли в ресторан пообедать. Вы изучаете меню и заказываете какой-нибудь суп. Официант приносит вам его, вы пробуете, он вам не нравится, и вы начинаете жаловаться. Но факт остается фактом — вы сами заказали этот суп. Может быть, вы плохо представляли себе, какие в него входят ингредиенты и насколько искусен повар, но вы получили именно то, что заказали. Такова природа свободы воли. Мы вправе и можем выбирать все что угодно, можем нажать любую кнопку. Однако, нажимая кнопку, мы должны помнить, что несем ответственность за то, что произойдет. Реакция предопределена, но ее вызывает наш выбор.
Таким образом, и свобода воли, и предопределения — это реальность. Мы сами отвечаем за любую ситуацию, в которой оказываемся. Это утверждение довольно трудно принять, особенно человеку, воспитанному в современной культуре, которая учит нас, чуть что не так, искать виноватых. Все проблемы — от рака до семейных неурядиц — человек навлекает на себя сам. Возьмем болезни. Даже современная медицина признает, что многие болезни имеют психосоматический характер. Ум может оказывать и оказывает влияние на тело, он оказывает влияние на всю материю. Тонкое влияет на грубое, а грубое влияет на тонкое.
Ситуация, в которой мы находимся, организована высшими силами именно таким образом для того, чтобы мы устали от попыток манипулировать материальной энергией. Из-за того, что человечество не осознает должным образом красоту отношений с Богом, ему предоставлена временная арена для осуществления желаний. Мир, в котором мы существуем, специально предназначен для того, чтобы вызывать в нас разочарование и отвращение, чтобы склонить к размышлению и самоанализу. В целом он предназначен для того, чтобы отвратить нас от временного мира и обратить к вечному, чтобы мы осознали: счастье не в играх с материальной энергией, а в безусловном служении Богу для обретения утраченной целостности.
Жизнь — это игра, в которой мы должны восстановить свою истинную сущность. К сожалению, мы часто играем по своим собственным правилам, как дети, которые делают все, что им вздумается. Иногда они играют на проезжей части, и хотя это опасно, их это очень привлекает. Следуя этому желанию, они подвергают себя риску. Нам, как детям, необходимо внушить, как важно нести ответственность за свободу воли и как важно пользоваться ею мудро. Если мы этому не научимся, то никогда не сможем вступить в отношения взаимной любви с Богом.
Свобода воли — ключевой момент в любовных отношениях, потому что не может быть любви без возможности противиться этой любви. Нельзя высоко ценить что-либо без возможности выразить свою оценку посредством выбора. Если мы сотворены по образу Божью, то мы должны иметь свободу воли, как имеет ее Бог. Вся сложность состоит в нашей неспособности понять или принять, что попытки пользоваться свободой воли отдельно от Бога ни к чему хорошему не приводят. Это происходит потому, что мы — неотъемлемая частица Божия, крошечный кусочек единого целого. Как часть целого мы должны служить целому. Представьте, например, что желудок попытался бы питаться сам по себе и заявил бы рту: «Мне надоело, что ты всегда берешь пищу первым. Первым должен быть я ». Это невозможно. Часть не может должным образом функционировать отдельно от целого. Это естественный порядок вещей.
Начав постепенно осознавать свою собственную ответственность за то, что мы переживаем, мы сможем предпринять необходимые меры, чтобы наш опыт был более благоприятным, и получим способность привлекать к себе то, что нам действительно нужно. Очень важно сосредоточиться на том, что нам нужно, а не на том, чего мы хотим, потому что большая часть того, чего мы хотим, только усложняет жизнь. Выход состоит в том, чтобы приблизиться к Богу с такой готовностью: «Да будет воля Твоя. Располагай мною для Твоих целей». Еще более возвышенно — просить Бога избавить нас от свободы воли. Тогда мы полностью предаемся служению Ему.
ПОЧЕМУ С ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ [СЛУЧАЕТСЯ ПЛОХОЕ?
Теперь мы рассмотрим понятие зла. Кто-то может задаться вопросом: «Но если Господь всемилостив и если ничто не происходит помимо Его воли, то почему в мире существует зло? Как может всеблагой Господь по Своей воле допускать зло? С другой стороны, если что-то происходит помимо Его воли, не означает ли это, что зло так же могущественно, как Бог? Может быть, на самом деле дьявол выше Бога?» Ответ на этот вопрос начинается с утверждения, что Бог действительно является всеблагим и всемилостивым. Это правда, что миллионам людей не хватает даже чистой питьевой моды. Миллионы людей гибнут от голода. Повсюду свирепствуют засухи, ураганы и войны. Как это объяснить? Представьте себе тюрьму. Когда вы попадаете туда, вы отдаете себе отчет, что это не курорт и не дворец. Тюрьма существует для исправления и очищения, а не для развлечения. Этот материальный мир — тюрьма, и по самой природе своей он является обителью страдания и горя. В материальном мире всегда будут происходить войны. Всегда будут существовать болезни и смерть. Эти неестественные явления имеют место потому, что мы пребываем в неестественном состоянии. Однако мы способны исправить положение, должным образом пользуясь свободой воли. Зло реально для нас в той степени, в какой мы отождествляем себя с материальным, то есть с неестественным. Реальность и действенность зла зависят от восприятия и мышления человека. Если мы обладаем чистым сознанием, то осознаем, что единственная реальность — это духовный мир. Чем больше наше сознание загрязнено материальной скверной, тем большее влияние оказывает на нас материальный мир с его горестями и болью.
Таким образом, зла не существует, но в то же время весь материальный космос насыщен злом. Низшее мировое сознание нашего времени привлекает зло, и Бог это допускает. Почему? Потому что страдания и последствия поступков человека могут подтолкнуть его к абсолютному добру, как родительское наказание может побудить ребенка хорошо себя вести. Некоторые считают, что наказывать детей — плохо, но на самом деле это — выражение родительской любви. Люди своими поступками навлекают на себя наказание, но его следует рассматривать как естественный результат негативной деятельности. Такой подход помогает нам ценить возможности роста, заключенные в самих трудностях, с которыми мы сталкиваемся.
Недопонимание этого ведет к тому, что люди считают Бога и зло взаимоисключающими понятиями. Однако при взгляде с более верной, трансцендентной, позиции эти две противоположности оказываются неразрывно связанными, как две стороны монеты. И снова у нас есть выбор — служить Богу или сосредоточиться на служении себе. Причина, по которой мы заключены в тюрьму и страдаем, состоит в нашем желании служить себе. Мы сделали свой выбор: не служить Богу, — и страдаем от последствий этого выбора.
ДЕМОНЫ: КТО ОНИ ТАКИЕ?
Говорят, что все зло в мире исходит от дьявола. Чтобы дети хорошо себя вели, их иногда пугают: «Вот бука тебя заберет!» Ребенок взрослеет, «бука» становится дьяволом, и страх остается. Дьяволы настолько реальны, насколько вы этого хотите. Однако если вы отказываетесь признавать за ними силу, они ничего не могут вам сделать. Безумный человек принимает палку за змею и в соответствии с этим действует. Нормальный человек видит, что это палка, и не пугается. Сходным образом мы создали массу вещей, реальных только потому, что сами позволяем им быть реальными. В нашей жизни преобладает то, на чем мы сосредоточиваем свою энергию. Мы придаем первостепенное значение многим ситуациям, которые на самом деле значения не имеют. И наоборот, мы вычеркиваем из сознания многое, имеющее первостепенное значение. Это показывает, насколько могуществен ум. Если ему позволить, он может действовать как наш личный демон. Если мы признаем что-то умом, то нам приходится поступать соответствующим образом. Например, если кто-то мне говорит: «Свами, ты так безобразен, что на тебя противно смотреть,» — я могу поступить по-разному. Могу принять эти слова за чистую монету и сильно разозлиться. Могу отплатить обидчику оскорблением. Могу посмотреться в зеркало, чтобы понять, действительно ли я так безобразен. Могу обратиться к пластическому хирургу. Или — просто не позволить себе принять этот вызов. Если я не приму его, мне не придется ничего делать, чтобы ему противодействовать. Мне не придется ничего доказывать, мне не придется изменять каким-то образом свое поведение. Как только мы отождествляем себя с умом и принимаем то, что предлагает нам ум, мы принимаем не только мысли, но и соответствующие чувства, ассоциации и поведение. Нравится нам это или нет, мы принимаем весь набор. Мы должны найти способ прекратить отождествлять себя с умом, прекратить поступать по его приказанию, чтобы использовать все происходящее с нами для духовного роста.
Существует много видов негативных влияний. Одно из них — влияние посредством мыслеформ. Каждая мысль, произведенная обитателями этой планеты, переходит в эфир, тонкий аспект воздуха. Мыслеформы живут собственной жизнью и оказывают воздействие на индивидов и коллективы. Чем более негативны мыслеформы, тем пагубнее их влияние. Чем более позитивны мыслеформы, тем благотворнее их влияние. Подобное привлекает подобное. Индивидуальное сознание становится групповым, которое проявляется как коллективное сознание нашей планеты.
Наш ум может стать прибежищем вредоносных существ. Это от них исходят еле слышные голоса, витающие вокруг нас, это они ждут, пока чье-либо сознание не запоет с ними в унисон. Это они — те самые любители риска, заставляющие нас подвергать опасности свою жизнь и жизни других людей в отчаянных авантюрах. Это существа из тонкого мира. Реагировать на их голоса можно тремя способами: отвергнуть их как несуществующие; принять как реальность и выкинуть из головы то, что они говорят; и, наконец, принять как реальность и поступать в соответствии с тем, что они говорят. Поведение определяется степенью устойчивости человека к негативным мыслеформам. Менее устойчивые люди, позволившие себе настроиться на негативную энергию, будут подвергаться ее воздействию. Голоса становятся для них реальностью, и в результате они могут совершать безумные поступки. Если же мы отвергаем негативную информацию, эти существа не только не могут никак на нас воздействовать, но даже не попытаются приблизиться. Поэтому для нас они не являются реальностью.
Вступить в связь с отрицательными энергиями можно в результате занятий оккультизмом, например спиритизмом. Вызывать духов опасно, даже если это делается ради шутки, так как эта форма деятельности может привлечь демоническую энергию. Люди, принимающие участие в спиритических сеансах и тому подобном, иногда ощущают на себе влияние вредоносных существ и даже могут стать одержимыми. Быстро растет число людей, исповедующих сатанизм. Некоторые высшие военные чины и верхушка промышленной олигархии вступают в церковь Сатаны, а многие тайные общества поклоняются дьяволу.
В наше время мы должны укреплять себя против зла, витающего в воздухе. Раньше силы добра и силы зла не занимали одну и ту же вселенную. Духовное начало в человечестве было достаточно сильным, чтобы добро и зло существовали раздельно. С течением времени атмосфера насытилась грехом, и добро и зло стали существовать вместе — не только в одной вселенной, но, позднее, и в одном и том же человеке. Современный человек воплощает в себе высшее и низшее «Я», и они постоянно борются друг с другом. Ум, который в известной степени контролируется окружением и обстановкой, постоянно мечется от одного полюса к другому. У некоторых людей низшее «Я» начинает доминировать, и они погрязают в грехе. Высшее «Я» затмевается похотью, гневом и алчностью. Такие люди постепенно теряют способность управлять и распоряжаться своим телом. Они утрачивают независимость и становятся игрушками собственных чувств и ума. Следует более подробно разобраться в причинах такого порабощения, поскольку наша деятельность при жизни непосредственно влияет на то, что будет с нами в момент смерти и после смерти.