Файдыш Евгений - Карма и психотравмы
Файдыш Евгений - Карма и психотравмы
В книге рассматривается многомерная реальность, в которой мы все живем. Показано, как она взаимодействует с привычным миром, влияет на наши личные судьбы и ход человеческой истории. В ней описывается иерархия тонкоматериальных миров, связанных с нашей планетой, их обитатели, картография. Излагаются современные, и древние представления о природе жизненной энергии, измененных состояниях сознания (ИСС).
Наряду с этим даются методики подготовки, погружения и работы в ИСС, рассчитанные на современного человека, рассматриваются проблемы защиты от психоманипуляции, одержания. Описываются разнообразные древние и современные психоэнергетические устройства, включая компьютерные системы для сканирования информационных полей, методики их изготовления.
Автор указывает, что материал книги является плодом длительного изучения эзотерических традиций древности, их анализа с позиций современного естествознания. Все это ориентировано на пробуждение громадных резервов нашей психики, активизацию творческих возможностей человека, развитие сверх способностей - всего того, что связано с дальнейшей эволюцией нашей цивилизации.
Введение
Чем ближе мы подходим к концу ХХ века, тем острее становится кризис ценностей в современном обществе, тем сильнее разрыв между внешним благополучием западной цивилизации и нарастающей духовной опустошенностью, бессмысленностью бытия. Мы все яснее начинаем понимать, что материальное благополучие, возможность потреблять и счастье совсем не одно и то же. Все чаще современный человек оказывается в плену неразрешимых эмоциональных проблем, попадает в полосы неудач, страдает от отсутствия любви и духовной близости.
Все это заставляет нас обращаться к древним философским и религиозным традициям, искать ответы на волнующие нас вопросы у истоков нашего бытия. Проблема судьбы, рока всегда волновала человека и, пожалуй, наиболее полное выражение она нашла в представлениях о Карме и Дао, ставших столь популярными в последние годы.
Очень часто современный человек склонен искать источник своих неудач во внешних ситуациях, неблагоприятном стечении обстоятельств. Представление о карме позволяет изменить фокус внимания и обратить его вглубь себя, понять, что внутри нас мешает достичь желаемого, чего же мы хотим на самом деле. Такая позиция гораздо продуктивнее, она превращает человека из несчастной жертвы обстоятельств в активного творца собственной судьбы.
Важно понять, что для работы с кармическими проблемами совсем не обязательно верить в реальность прошлых жизней. Так, например, в современных психотерапевтических методиках кармические воспоминания интерпретируются как проекции наших проблем вытесненных в подсознание. Т.е. образ карма работает как своеобразный экран, через который мы общаемся со своим бессознательным.
В восточной традиции понятие Кармы очень тесно связано с представлением о реинкарнациях, последовательных перерождениях из одной жизни в другую. Именно анализ своих воспоминаний о прошлых жизнях, своих поступков в них часто помогает понять истоки наших сегодняшних проблем. Однако даже в Индии и Тибете на подобные воспоминания смотрят скорее как на метафору, притчу через которую наше подсознание пытается подсказать, в чем же причины нашего невезения, неудач. Как в Индуизме, так и в Буддизме принято считать, что кармическое прошлое от нас очень тщательно закрыто, чтобы прежние привязаннсти и эмоции не тормозили наше развитие, не отвлекали от проблем настоящей жизни. Представляете в какой ад превратилась бы наша жизнь, если бы все пережитое вдруг ворвалось бы в наше сознание.
Известно очень много примеров когда реальные кармические воспоминания вдруг оживали в психике ребенка или взрослого. Однако следствием этого как правило становилась сильнейшая эмоциональная травма, так как не возможно вернуться в прошедшее, оживить то что уже ушло.
Поэтому искусственное оживление воспоминаний о прошлых жизнях, копание в их деталях не принято в древних традициях. Даже просветленные существа, Тибетские Ламы признанные перерождениями (тулку) без особой необходимости не пытаются вспомнить свои прошлые жизни.
С этой точки зрения многие современные методики работы с кармическими проблемами не выдерживают никакой критики. Когда людей погружают в измененные состояния сознания и заставляют переживать опыт прошлых жизней, а затем копаться в их деталях, отыскивая первопричины собственных неудач, вместо проработки проблем происходит наработка новых. Как правило, люди, не реализованные в теперешней жизни, видят себя кем-то великим и могущественным (от Александра Македонского до одного из святых Апостолов), принимают все это за реальность и пытаются спрятаться от проблем настоящего в своем "великом" прошлом. В результате своеобразная кармическая наркомания. Нет нужды говорить, что подобная практика не имеет ни чего общего с проработкой кармических проблем в древних традициях.
Что же является для нас самым главным в кармических образах, что может помочь разобраться в наших теперешних проблемах? Если мы снова обратимся к древним традициям, то увидим, что отрицательный кармический опыт связан, прежде всего, с негативными привязанностями, постоянной погоней за удовольствиями. Причем изобретательное человеческое подсознание зачастую маскирует самые низменные страсти за внешне очень высокими мотивами и целями. Так, например, стремление к насилию, порабощению другого человека может скрываться за лозунгами наведения порядка, установления дисциплины. А собственная трусость за стремлением сберечь собственную жизнь во имя всеобщей пользы. Ну а сколь изобретательно маскируется похоть, стремление половить кайф от алкоголя, наркотиков я думаю и не надо говорить.
С этой точки зрения работа с кармическими проблемами позволяет лучше разобраться с истинными мотивами собственных поступков, а главное преодолеть негативные подсознательные желания вновь и вновь ввергающие нас в неприятности, не дающие достичь счастья, благополучия и гармонии.
Другой очень важный аспект кармической работы связан со смыслом жизни, тем сугубо индивидуальным предначертанием, которое каждый призван исполнить. Многие могут подумать, что смысл жизни слишком абстрактная, чересчур далекая от реальной жизни категория. Однако это не так, современные психологические исследования показывают, что и для самого обычного человека разочарование в жизненных ценностях может привести к серьезнейшему психологическому кризису. Волна насилия, самоубийств захлестнувших современное западное общество является косвенным тому подтверждением.
Именно осознание смысла собственного бытия выводит человека за пределы простого выживания, погони за ускользающими удовольствиями, невыносимой тяжести обязанностей и социальных стереотипов. Ощущение глобальных целей, связывающих воедино множество прошлых и будущих жизней, дает огромную духовную силу, позволяет преодолеть груз бытовых проблем и невзгод, хаос эмоций.
Люди, прошедшие подобную трансформацию, могли выжить несломленными даже в чудовищных условиях Фашистских и Сталинских концлагерей. И не просто выжить, а еще и создать настоящие шедевры научного и художественного творчества. В качестве примера можно привести известного австрийского психолога Виктора Франкля, создавшего в нацистских концлагерях свой метод логотерапии.
Другим прекрасным примером может служить жизнь русского мистического философа и поэта Даниила Андреева. Его величайшая книга "Роза мира" была написана в жутких Сталинских концлагерях. И таких примеров великое множество.
Известный немецкий философ-мистик и художник Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Гоффман) в своей книге "Путь белых облаков" описывает свой собственный опыт кармических переживаний, позволивших осознать глобальный смысл, цель своего существования. А главное ощутить преемственность циклов реинкарнации, посмотреть на себя в более широкой перспективе, чем короткий отрезок времени от рождения до смерти. Он пишет:
"...Никакая важная работа, если сердце ей отдано по-настоящему, не останется неоконченной. Этому научил меня Тибет, где святые и Сиддхи возвращаются снова и снова, приходя в мир в новых обликах, пока не достигнут своей конечной цели. Так мое смутное первоначальное воспоминание или послание из прошлого переросло во внутреннюю уверенность, что этот труд когда-нибудь будет завершен. Я не хочу сказать, что мой идеал - вечно перерождаться в этом мире, но нельзя уйти из него, не выполнив полностью задачи, которую когда-то в далеком прошлом мы поставили перед собою...".
В Индийской традиции часто используют метафору ветра кармы, переносящего человеческую душу из жизни в жизнь. И очень важно ощутить направление в котором дует этот ветер не попасть в один из водоворотов бытия, не нарушить цепь преемственности наших жизней.
В этом отношении очень близкими оказываются образы Даосизма. Проявления Дао в нашей жизни так же образуют своеобразные силовые линии - линии Дракона. И очень важно уметь чувствовать их ход, соизмерять с ними наши поступки и цели. Это не означает естественно полной потери свободы воли, превращение себя в игрушку обстоятельств. Потоки кармы, линии Дракона образуют сложнейший узор, вплетенный в структуру нашего пространства и времени. И движение по ним похоже на вождение автомашины. Используя сеть автомобильных дорог, вы можете попасть куда угодно. Однако, съехав с пути, выбрав бездорожье, вы будете двигаться очень медленно и, скорее всего, застрянете.
Точно так же ощущая движение Дао Кармы, следуя линиям Дракона, переходя с одной на другую, вы можете преодолеть серьезные препятствия и достичь желаемого с минимальными потерями.
В настоящей книге мы и остановимся на этих двух фундаментальных аспектах кармических проблем - смысле жизни и преодолении негативных привязанностей, рассмотренных в приложении к человеку современного западного общества. Особое внимание уделим адаптации древних, традиционных методик к современному человеку, возможности синтеза древних психотехник с новейшими научными разработками. В частности рассмотрим использование фрактальных мандал для проработки кармических проблем, избавления от негативных привычек и привязанностей. Остановимся и на трансперсональном подходе, работе в измененных состояниях сознания.
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Свойства жидкости
Глава 4
Шесть миров Сансары
Боги (рай)
Асуры (воинственные титаны)
Люди
Животные
Преты (голодные духи)
Ад
яд
неведение в форме забвения
зависть
гордыня
неведение в форме тупости
алчность
ненависть
цвет
тускло-белый
тускло-зеленый
тусклый голубовато-желтый
тускло-голубой
тускло-красный
тускло-серый
Дхьяни Будда
Вайрочана
Амогасидхи
Ратнасамбава
Амитаба
Акшобья
сторона света
центр
север
юг
пять направлений
запад
восток
слог
мантры Ченрази
OM
MA
НИ
ПАД
ME
ХУМ
Несмотря на то, что каждый из пяти ядов связан с одним из миров сансары, он проявляется и в каждом из остальных, хотя и в несколько меньшей степени. Заблуждение максимально проявляется в двух мирах. В мире богов - это неведение иллюзорности мирского существования и скоротечности индивидуальной жизни. Это приводит к погоне за удовольствиями и забвению о том, что гармония райского существования кончится, когда израсходуется благая карма. Отсутствие проблем в мире богов (раю) мешает осознанию действительности, состраданию другим существам, стремлению к возвышенному знанию. Результатом является последующее возвращение в пучину низших существований. В своей крайней форме заблуждение проявляется в мире животных - это тупость, невежество, являющееся следствием недостатка интеллекта и неразвитости сознания. Отсюда подчинение неконтролируемым инстинктам, постоянный страх преследования.
Сфера максимального проявления ненависти - адский мир, невообразимые страдания которого являются не наказанием, а отражением собственных поступков в прошлых жизнях, очищающим огнем, который, пробуждая совесть, освобождает существа от кармических последствий их же собственных деяний и дает дорогу к лучшим формам существования.
Алчность связана с миром голодных духов (прета), одержимых ненасытными желаниями, страстями. Всякая попытка удовлетворить желания только увеличивает их силу и рождает все большую неудовлетворенность. Это похоже на тушение пожара бензином: огонь становится все сильнее и сильнее. Эти духоподобные существа часто посещают места своего прежнего существования, к которым прикованы неудовлетворенными желаниями. Они и проявляются в виде полтергейста, духов, преследующих людей по ночам, появляющихся на спиритических сеансах, вампиров, забирающих жизненную энергию.
Мир асуров, воинственных демонов, титанов - сфера максимального проявления зависти. Она приводит к постоянной вражде и сражениям. В этой сфере основным является язык силы.
И, наконец, гордость, гордыня, самомнение - основное свойство мира людей. В этой сфере максимально проявляется свобода выбора, возможность осознания собственной природы, высшее вдохновение. Но реализовать эти возможности способны лишь те, кто может преодолеть пять ядов и в первую очередь гордыню. Остальные тратят жизнь на бесконечную погоню за чувственными удовольствиями, богатством, властью. Интересно, что преодоление гордыни является центральным местом и христианской традиции, особенно православия.
В своей совокупности три корневые причины и пять ядов порождают и поддерживают иллюзию собственного я, т.е. представление о себе как существующем только для себя и в себе самом, отделенном от всех живых существ и вселенной. Развертываясь во времени, это приводит к бесконечным кармическим перевоплощениям и непрерывным страданиям. При этом в буддизме выделяют 12 фаз таких циклических перевоплощений, часто называемых 12-членной формулой Зависимого Происхождения. Каждая фаза или звено 12-членной формулы является итогом всех остальных звеньев и одновременно их же причиной. Поэтому звенья обычно изображают по кругу, подчеркивая, что у 12-членной формулы нет ни начала, ни конца. Более подробно с 12-ю звеньями можно познакомиться в книге А.Говинды "Основы тибетского мистицизма". Остановимся лишь на логике ее построения, связываемой с именем самого Будды.
Сначала старость и смерть рассматриваются как результат рождения. Затем повторное рождение связывается со стремлением к телесному воплощению, которое в свою очередь обуславливается жаждой жизни. Жажда жизни же мотивируется стремлением к объектам чувственного наслаждения, которое в свою очередь зависит от возможности различения приятного и неприятного ощущения. В свою очередь чувства возникают благодаря наличию сознания, воспринимающего воздействие окружающего мира на нас и формирующего наше поведение. В то же время сознание является концентратором наших кармических стереотипов, формируемым в предыдущих жизнях во время целенаправленной эгоистической активности - следствие нашего иллюзорного разделения себя и мира.
Все это становится намного понятнее, если мы рассмотрим современные представления о глубинных мотивах поведения человека и механизмах формирования поведенческих стереотипов. При этом будем учитывать не только внешние, но и внутренние мотивы поведения.
Как уже говорилось, внешние мотивы поведения делают акцент на внешнем окружении человека: задачах выживания, размножения, поддержании социального и физиологического равновесия. Центральным же во внутренних мотивах является внутреннее состояние психики человека, снятие эмоционального напряжения, дисгармонии, достижение духовного равновесия и счастья. Естественно, такое внутреннее состояние может быть связано и с достижением внешних целей, но не всегда. Скажем, кратковременное счастье можно испытать, купив видеомагнитофон, а можно пережить глубочайшее наслаждение, любуясь природой, во время молитвы, медитации. И наоборот, достигая самых престижных внешних целей, можно оставаться внутренне неудовлетворенным, несчастным. Поэтому можно сказать, что внешние мотивы, внешняя целесообразность являются частным случаем внутренних, тем вариантом стратегии поведения, когда внутренней гармонии пытаются достичь путем приобретения материальных благ, социальных привилегий и т.д.
Если, исходя из такого подхода, посмотреть на процесс формирования механизмов поведения, поведенческих стереотипов, то мы получим следующее: исходным моментом является возникновение внутренней неудовлетворенности и тесно связанной с ней жажды обретения внутренней гармонии, отчего возникает первая точка бифуркации, точка разветвления. Одним путем к обретению гармонии может являться удовлетворение желаний, другим - работа с внутренними энергиями, пранами. В основе чувства неудовлетворенности или гармонии лежит психоэнергетическое состояние, тонкоматериальное взаимодействие с реальностью, поэтому только второй путь по-настоящему эффективен. Однако он требует аскетизма, глубочайшей ценностной трансформации, и большинство людей выбирают первый путь, который погружает человека в непрерывную погоню за преходящими желаниями, страстями, бесконечные кармические воплощения.
Итак, если выбран путь удовлетворения желаний, он также может быть реализован по-разному, т.е. возникает вторая точка бифуркации. Наиболее естественным является непосредственное удовлетворение, т.е. достижение ситуации, когда соответствующее желание удовлетворено. Однако не все возникающие желания могут быть удовлетворены из-за отсутствия реальных возможностей для этого, или в силу социальных, этических запретов и т.д. В этом случае возможно косвенное, опосредованное снятие неудовлетворенности. Один путь - это выплескивание энергии неудовлетворенности через другое, не связанное с данной мотивацией внешнее поведение. Это может быть так называемая смещенная активность, т.е. как бы совершенно бессмысленное поведение. Например, волнуясь, человек начинает грызть ногти, комкать платок и т.д. Сюда же относится и замещающее поведение, когда, например, внутренняя тревожность выплескивается в совершенно не мотивированную агрессию по отношению к невиновным людям. Скажем, получив взбучку от начальства, свою агрессию вымещают на жене или детях.
Другим путем косвенного снятия неудовлетворенности является его устранение через внутреннее поведение, т.е. изменение внутреннего состояние психики человека, возможно, без каких-либо внешних проявлений. Это может быть как вытеснение, т.е. блокировка и перемещение неудовлетворенного желания в глубины подсознания, так и сублимация, т.е. использование энергии неудовлетворенного желания для более важной поведенческой активности. Классическим примером является сублимация сексуальной энергии в творчество.
Хотя сам термин сублимация был введен в психоанализе, эта идея довольна стара и эффективно использовалась в древних эзотерических практиках. Примерами подобного рода изобилуют древнеиндийские легенды. Это так называемый тапас, т.е. осознанное ограничение животных желаний (пост, длительная фиксация неудобной позы, сексуальные ограничения и т.д.), которое формирует сильнейший источник мотивации, дающий энергию для сверхспособностей. Этот же прием используется и в Тантре. Например, в одной из ее разновидностей, сексуальной Тантре, сильнейшее сексуальное возбуждение сочетается со сдерживанием и недопущением оргазма, что дает гигантский источник магической силы.
Помимо вытеснения и сублимации могут быть и более непосредственные воздействия на механизмы нашей психики, изменяющие силу тех или иных желаний. Это и известные с глубокой древности наркотические вещества и современные методы электрического раздражения различных зон мозга, различные полевые воздействия. Следует, конечно, упомянуть разнообразные суггестивные и магические техники, позволяющие увеличивать или уменьшать силу определенных желаний и их новейшие модификации, включая и психотронные воздействия.
Несмотря на такое изобилие методов управления силой желаний, подавляющее большинство людей в своей реальной жизни занимается их непосредственным удовлетворением. А при отсутствии такой возможности "спускает пар" через смещенное или замещающее поведение или же бессознательно включает механизмы вытеснения. Понятно, что все это не способствует духовному просветлению, а все глубже и глубже погружает личность в пучину майи.
Более благоприятной является сублимация сильных животных желаний, но это требует определенного изначального уровня духовности и поэтому доступно очень немногим творческим личностям.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных возможностей, формируется та или иная стратегия снятия неудовлетворенности напряжения и получения удовольствия. Обычно она является их смесью. При этом именно она и несет, в основном, тот неповторимый облик личности, который и отличает одного человека от другого. Естественно, на эту стратегию поведения ложится и основная часть кармических стереотипов. Именно эта область человеческой психики наиболее устойчива к любым изменениям и таит в себе зародыши ситуаций, преследующих человека всю жизнь. На этом уровне психики наиболее четко видно различие между темным и светлым началом, некрофилией и биофилией.
В качестве примера приведем несколько таких стратегий снятия неудовлетворенности, образующих тот или иной тип человеческой личности.
· "Уход от проблем" - подобный тип людей пытается заглушить стоящие перед ними проблемы погоней за мелкими удовольствиями (еда, секс, развлечения и т.д.). Такая стратегия поведения может привести к алкоголизму, наркомании.
· "Отождествление с кумиром" - тип поведения, по-видимому, связанный с родоплеменным сознанием, корни его лежат в глубокой древности. Эти люди вместо того, чтобы самостоятельно развиваться и решать свои проблемы, предпочитают передать и право принятия решений, и свободу выбора вождю, лидеру. Лидер, "отец нации", начинает играть роль авторитарного отца в семье: с одной стороны - безжалостного тирана, с другой - защитника, надежной стены. Слабому, безвольному человеку это дает иллюзию равновесия. Такой стереотип поведения часто формируется в детстве. Ребенок, живущий в тяжелых условиях, без любви и тепла, обижаемый более сильными сверстниками, начинает отождествлять себя с одним из тиранических вождей прошлого или настоящего: Наполеоном, Гитлером, Сталиным. В результате формируется тоталитарный тип личности, являющийся фундаментом любого тиранического режима. Если психическое напряжение от не решаемых проблем переходит определенные пределы, такие люди могут стать психически больными и искренне начать верить, что они Наполеон, Берия, Иван Грозный и т.д.
· "Светлое будущее" - тип людей, готовых идти на любые лишения ради очень отдаленного результата. Если мы возьмем религиозную традицию, то этот результат - загробное вознаграждение - наступает только после смерти. Подобное поведение характерно как для великих подвижников, так и для фанатиков, революционеров. В любом случае - это люди, преодолевшие животные инстинкты и обладающие сильным волевым началом.
Естественно, что подобных поведенческих стратегий можно назвать очень много. Самое главное - понять, что именно они несут на себе отпечаток кармических проблем.
Как это происходит, мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Плакат
Словарь терминов
Архетип - образ бессознательного, имеющий надличностное, общечеловеческое значение и проявляемый как в глубинных основах личности отдельного человека, так и в мифах, религиях, искусстве и культуре. Архетип является центральным понятием в работах Карла Юнга и в трансперсональной психологии. Особенность архетипа в бесконечной вариативности его проявления, невозможности его простого, жесткого определения в виде текста. И в то же время в наличии некоего общего, позволяющего узнавать каждый архетип во всех его проявлениях. Примерами архетипов могут служить понятия Бога, любви, обобщенные понятия отцовского и материнского начала и т.д.
Бессознательное - сфера человеческой психики, находящаяся за пределами сознания, недоступная сознательному контролю. По представлениям современной психологии, в сфере бессознательного лежит значительная часть человеческой личности. Некоторые сравнивают психику человека с айсбергом, его подводная часть и есть бессознательное, подсознание. В сфере бессознательного лежат многие неприятные воспоминания о ранних периодах жизни, различные травмы, полученные человеком в прошлом и т.д. Важно подчеркнуть, что, несмотря на неосознанный характер образов бессознательного, они оказывают очень сильное влияние на поведение человека, проявляясь в непонятных сменах настроения, неожиданных, зачастую вредных и опасных для данного человека поступках и могут приводить к серьезным психическим расстройствам и заболеваниям. Поэтому работа с бессознательным играет большую роль в современных методах психотерапии.
Бифуркация - резкое, скачкообразное изменение, переход из одного состояния в другое, минуя промежуточные фазы. Примером бифуркации является включение или выключение тумблера питания электрического прибора.
Карма - в буквальном переводе - поступок или деяние. Согласно древнеиндийской эзотерической традиции, совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в прошлых существованиях и определяющих сто судьбу в последующем. При этом действие кармы напоминает привычку: чем больше поступок совершался в прошлом, с тем большей вероятностью он снова и снова повторяется в будущем. В древнеиндийских священных текстах упанишадах говорится: "Человек становится добрым от доброго деяния и дурным - от дурного". Преодоление негативной кармы, разрывание тянущейся из жизни в жизнь цепи порочных поступков рассматривается как одна из основных целей духовной и религиозной практики Индии и Тибет
Кунта-йога - одна из ветвей йоги, ориентированная на работу с магическими знаками и символами.
Лайя-йога - одна из высших ступеней йоги, в которой основное внимание уделяется пробуждению жизненной силы Кундалини, скрытой в каждом человеке. Для этого используется работа с энергетическими центрами, чакрами и мантрами. В Лайя-йоге имеется очень подробное и точное описание системы чакр, детальная теория и практика работы с мантрами.
Майя - с одной стороны, майя рассматривается как творческая сила реальности, создающая материальный мир. С другой - с майей связывают на Востоке иллюзорность восприятия мира, который не иллюзорен, просто человек его воспринимает очень упрощенно и искаженно, принимая эти иллюзии собственного восприятия за реальность. Именно в этом иллюзорном восприятии и лежат причины многих разрушительных поступков, привязанностей, вызывающих наработку негативной кармы.
Миры сансары - шесть форм существования живых существ в процессе перерождений. Три из них - мир богов, асуров и людей - считаются относительно благоприятными; остальные три - мир животных, мир голодных духов (прета) и ад - менее благоприятны. Мир богов примерно соответствует христианскому раю. Мир асуров населен воинствующими титанами. Обычно шесть миров сансары изображают расположенными по кругу, подчеркивая этим бесконечность реинкарнаций (колесо сансары, или бхавачакра). Рождение в том или ином мире определяется кармой (т.е. поступками в предыдущих жизнях). Самым благоприятным считается рождение в мире людей, только из него возможно осознанное освобождение от перерождений в мирах сансары, связанное с этим неизбежное страдание и достижение нирваны.
Сансара - буквально блуждание, круговорот. В индийской традиции обозначение мирского бытия, омраченного неизбежными страданиями, связанного с непрерывной цепью смертей и последующих рождений. При этом в зависимости от кармы, рождение происходит в одном из шести миров (см. миры сансары). Хотя какие-то из них рассматриваются как более хорошие, какие-то как более плохие - в любом случае жизнь в них связана со страданием, страхом утраты и смерти. В буддизме единственным выходом из непрерывной цепи смертей и рождений, связанных с ними страданий, является достижение нирваны - высшего состояния за пределами миров сансары.
Синергетика - область современной физики, изучающая процессы самоорганизации, противодействия нарастанию хаоса в самых различных системах, начиная от химических растворов и кристаллов и кончая живыми организмами, биосферой нашей планеты и вселенной в целом.
Суггестивные техники - методики неосознаваемого воздействия на психику человека, управления его поведением помимо его воли. К ним относятся различные методики внушения, воздействия через средства массовой информации (например, навязчивая реклама) и т.д.
Тантра - древнеиндийская философская, мистическая и магическая традиция, распространившаяся затем в Тибете, Китае, Японии и других странах Востока. В основе философии Тантры лежит представление о том, что возникновение, развитие и гибель как вселенной, так и каждого ее мельчайшего элемента определяется взаимодействием двух полярных энергий - женской и мужской, изначально слитых в высшем божественном принципе. Множество богов тантрического пантеона рассматриваются лишь как проявление мужской и женской жизненных энергий на разных уровнях вселенной. В частности, следствием двух полярных начал являются существования добра и зла, светлого и темного. А их постоянная борьба - основа существования вселенной. Многие положения Тантры оказываются удивительно близки открытиям современной физики, в частности, представление о мире, состоящем из вибраций и волн (эта же идея лежит в основе квантовой механики). На нем базируются методики работы с мантрами, доведенные в магической практике Тантры до высочайшего совершенства. Другим важнейшим понятием Тантры является представление о жизненной энергии (пране) и образованиях тонкого тела (чакрах и каналах). На них построены практические методики и упражнения. Особенностью Тантры является ее веротерпимость и отсутствие жесткого догматизма. Поэтому она в течение тысячелетий сосуществует с разнообразными религиозными и духовными традициями, обогащая их и дополняя совершенными психоэнергетическими методиками. Например, буддистские тантрические традиции Тибета и Китая, индийская Тантра и т.д.
Фракталы - геометрические фигуры, каждая часть которых обладает такой же сложностью, как целое. Иными словами, сколько бы мы ни дробили фрактал, мы никогда не придем к простейшему элементу, "кирпичику". В математике фрактальные множества открыты довольно давно, однако стали широко использоваться с появлением мощных компьютеров. Начало этого этапа в изучении фракталов связывают с именем французского математика Мандельброта. Интерес к фракталам связан с тем, что многие объекты живой и неживой природы имеют фрактальную структуру. Например, береговая линия, поверхность гор, облака, сосудистая система человека, поверхность головного мозга и т.д. Кроме того, фрактальные множества очень красивы и гармоничны, приковывают внимание и завораживают. Возникли целые направления живописи, связанные с использованием фрактальных узоров.
Ци - термин, используемый для обозначения жизненной энергии в Китае.
Цигун - разнообразные практические методики работы с жизненной энергией ци, развитые в Китае. Различаются как самой техникой выполнения упражнений (динамические, статические), так и их практической ориентацией (оздоровительные, магические, боевые и т.д.). В каком-то смысле цигун является китайским аналогом йоги, конечно, очень сильно отличается практической реализацией методов работы с жизненной энергией.
Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный и доступный только для посвященных, для людей, достигших определенного уровня развития.
Литература
1. Говинда А. Путь белых облаков. - Сфера, М.,1997.
2. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - ВИЭМ, М., 1935.
3. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация
4. Говинда А. Основы тибетского мистицизма.- Андреев и сыновья, С.П., 1993
5. Файдыш Е.А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем.- В кол.моногр. "Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем", "Наука", Новосибирск, 1990, стр.250-266.
6. Хайнд Р. Поведение животных.-Мир, М., 1975.
7. Фромм Э. Душа человека.-Республика, М., 1992.
8. Гроф С. Области человеческого бессознательного.- ИТИ, М., 1994
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Республика, М.,1994.
10. Файдыш Е.А Карма и психотравмы.- АЛМИН, М., 1995.
11. Файдыш Е.А. Сверхсознание. - Фонд Археологии, М., 1993
12. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления.-ЭНЕРГОИЗДАТ, М., 1981.
13. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.-Прогресс, М., 1988.
14. Фрейд З. Психология бессознательного.-Просвещение, М., 1989.
15. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя.-ИТИ, М., 1996.
16. Пригожин И. От существующего к возникающему. - Наука, М., 1985.
17. Пригожин И. Порядок из хаоса.-М.,Прогресс,1986.
18. Хакен Г. Информация и самоорганизация.-Мир, М., 1991.
19. Файдыш Е.А. Измененные состояния сознания. - ДЭОС. М., 1993
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - Прогресс, М.,1990.
21. Юнг К. Синхроничность.-Ваклер, М, 1997.
22. Классическая йога. - Наука, М., 1992.
23. Майринк Г. Белый доминиканец. - Арктогея, М., 1992
24. Sivapriyananda Swami Secret Power of Tantrik Breathing.-Abhinav pub.,Delhi, 1996.
25. Намхай Норбу Кристалл и путь света.-М.,1995.
26. Jung C.G. Jung on Alchemy.-London,Routledge,1995.
27. Юнг К. Архетип и символ.- Renaissance, М., 1991
28. Юнг К. Психология и алхимия.- Ваклер, М, 1997.
29. Капра Ф. Дао физики. - Орис, С.-П., 1994.
30. Matthews J. The Celtic Shaman.-Element, Shaftesbury, 1992.
31. Rucker R. The Fourth Dimension.-Penguin Books, England, 1986.
32. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления.-Air Land, Киев, 1994.
33. Е.А.Файдыш. Механизмы контакта с информационными планами реальности и мегалитические сооружения, Сознание и физическая реальность, том 2, №1 (1997).
34. Козырев Н.А. Избранные труды. - ЛГУ, Ленинград, 1991.
35. Успенский П.Д. Tertium organum, ключ к загадкам мира.-"Андреев и сыновья", П., 1992.
36. Abraham R., McKenna T., Sheldrake R. Trialogues at the edge of the west, Bear&Company Inc., Santa Fe, 1992.
37. Маккенна Т. Истые галлюцинации. - М., 1996.
38. Боснак Р. В мире сновидений.-"Древо жизни", М., 1991
39. Rawson Ph. Tantra. - Thames and Hudson, London, 1991
40. Chawdhri L.R. Secrets of Yantra, Mantra and Tantra.-Sterling Pub.,New Delhi, 1996.
41. Sheldrake A.R. A new science of life. The hypothesis of formative causation. - London, Blond and Briggs, 1981.
42. Харнер М. Путь шамана.-Палантир, М., 1994.
43. Седир М. Магические зеркала.-С.П., 1913.
44. Claugh E., Nigel K. How to make and use magick mirrors.-N.Y.,1977.
45. Brauen M. The Mandala.-Serindia Pub., L., 1997.
46. Андреев Д. Роза мира. - Прометей, М., 1991.
47. Попов А.А. Нганасаны.-Наука, Л., 1984.
48. Холл М.П. Энциклопедическое изложение символической философии.-Новосибирск,Наука,1992.
49. Kelsang Gyatso Clear Light of Bliss.-Tharpa Pub., L.,1992.
50. Madhu Kh. Yantra. - Thames&Hudson, London, 1979.
51. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа.-Наука, Новосибирск, 1992.
52. Лу Куань Юй Даосская йога, алхимия и бессмертие.-С.-П.,Орис,1993.
<