Универсальная природа «быстрого» метаболизма
Метаболическая последовательность прапака встречается не только в человеческой физиологии. Это — универсальное явление. Ятхара агни влияет на жизнь повсюду, и все те же три быстрых стадии мы можем наблюдать во всей природе, особенно в органической жизни. Например, свежесваренный рис слаще, чем сырой, что отражает природу первой стадии «быстрого» метаболизма. Если этот рис оставить в кастрюле, агни, присутствующий в окружающей среде, скоро сделает его кислым. Из-за этой трансформации рис станет однороднее, и отдельные зерна в нем будет непросто распознать. После этого рис перейдет в своем состоянии на следующую, острую, стадию. Он начнет пузыриться, поскольку вода отделяется от твердых частиц вследствие влияния ваты, которая вызывает разделение ялы и притви.
Неумолимое влияние ятхара агни можно также наблюдать, если в теплом помещении оставить молоко или фрукты. Поначалу в них содержится достаточно притви и ялы, и поэтому они сладкие. Через некоторое время продукты прокисают, а затем распадаются. Твердая часть отделяется от воды — фрукты становятся рыхлыми и высыхают, а молоко створаживается. То и другое приобретает резкий запах.
Если мы съедим кусок свежего хлеба (который сам по себе — сладкая пища) и через несколько минут отрыгнем небольшое количество, мы обнаружим, что хлеб стал слаще, чем был сначала. А вот если бы нам удалось это сделать через несколько часов, мы увидели бы, что он стал кислым и однородным. А еще через несколько часов мы могли бы исследовать пищевую массу в толстой кишке или ее остаток в экскрементах и обнаружить, что она стала суше и приобрела резкий запах. Это иллюстрация прогрессивного влияния агни на прапак.
Влияние трех «быстрых» стадий на организм
По мере того как пища продвигается по трем стадиям прапака, организм находится под влиянием доши, активной в данный момент в пищеварительном процессе. На первой стадии под влиянием капхи тело становится тяжелым, может появиться сонливость. Потом, когда пища покидает желудок и переходит в зону питты, нам становится теплее и появляется жажда. Наконец, когда пища достигает зоны ваты, нами овладевает жажда деятельности.
У животных мы можем наблюдать те же три стадии пищеварения. Если у вас есть собака, вы могли заметить, что, поев, она всегда ищет место для отдыха, так как под действием капхи становится сонной. Как только пища переходит на вторую стадию, которой управляет питта, температура тела увеличивается, и собака начинает искать воду или более прохладное место. Наконец, когда пища достигнет зоны ваты, собака поднимается и становится активной.
Прапак и диагноз
Усвоив суть трех стадий прапака, нам легче будет разобраться, отчего и в каких ситуациях образуется ама. Важным указанием на место происхождения пищеварительных проблем является время, которое пища затрачивает на прохождение этапов прапака.
Например, если человек, позавтракав в одиннадцать, ощущает вялость до трех часов дня, значит, пища слишком долго остается на стадии капхи. Возможных причин — несколько. Во-первых, съеденная пища могла быть слишком капхогенной и замедлить пищеварение. Не в меру сладкая, холодная, жирная и тяжелая пища дольше переваривается, так как требует больше пищеварительного огня и создает больше капхи. После такой пищи мы дольше чувствуем сонливость. Сонливость возникает и после переедания.
Во-вторых, вероятной причиной может быть избыток капхи в зоне капхи или накопление там капхистой амы от предыдущих случаев несварения. Избыток капхи подавляет или нарушает функцию других дош и ослабляет пищеварительный огонь, что ведет к нарушению работы пачака-питты и задержке пищи на первой стадии пищеварения.
Местом происхождения проблемы также может быть питта-стадия пищеварения. Если вы начинаете чувствовать повышенную кислотность, даже вскоре после еды, это значит, что кислая стадия по силе преобладает над сладкой. Этот дисбаланс может также чувствоваться как жар и жажда или как металлический либо кислый вкус во рту. Причиной нарушения второй стадии пищеварения может быть несколько факторов. Если пищеварительный огонь (питта) работает нормально, значит, проблема вызвана потреблением слишком острой, кислой, пряной или ферментированной пищи. Добавление тепла к без того хорошо функционирующему пищеварительному огню может возбудить питту.
Следующая причина — избыточное накопление питты и/или амы, связанной с питтой, от предыдущих случаев несварения. Это могло произойти из-за слабого агни, который позволил пище забродить. Брожение — основная причина появления амы, связанной с питтой. Если питты слишком много, это может привести к чрезмерному или постоянному аппетиту. Голод в этом случае появляется через час или два после еды. Кислотность, раздражительность на пустой желудок и «волчий аппетит» тоже указывают на возбуждение питты.
Проблемы вата-стадии быстрого пищеварения не возникают сами по себе. Обычно они являются следствием нарушений на первых двух стадиях. Это приводит к увеличению или уменьшению «остроты» каловых масс и проявляется, соответственно, запором или поносом. Например, синдром раздраженной кишки — типичная проблема возбуждения ваты, связанного с недостаточностью предыдущих стадий.
Обычно чем сильнее пищеварительный огонь, тем короче время пищеварения. Чем он слабее, тем время длиннее.
Чтобы определить суть проблемы у пациента, врач задает такие вопросы:
Сколько вам требуется времени на переваривание пищи?
Как долго продолжается сонливость после еды?
Бывает ли у вас сильная жажда?
Сколько времени проходит после еды прежде, чем вам захочется поработать?
Ответы помогают определить силу пищеварительного огня. Врач может установить специфическую причину появления амы — будь то возбужденная доша, недостаточная сила пищеварительного огня или неподходящая пища. Он подтверждает свои догадки, исследуя пульс, малы и прощупывая живот пациента. После этого врач может прописать пациенту подходящее лечение и рекомендовать изменения в диете, которые помогут усилить пищеварительный огонь и восстановить функцию дош.
Раса: Три вида вкуса
Чрезвычайно интересным разделом аюрведы является учение о расе (вкусе)3 — о том, какое влияние вкус пищи оказывает на пищеварение. Понимание этой теории может принести большую пользу в диагностике и лечении заболеваний. Важно различать эти три вида вкуса. Как было сказано ранее, первый вид расы — это естественный вкус пищи, который имеет комбинация ее исходных составляющих. Например, пища с большим содержанием агни и вайю будет иметь острый и кислый вкус, как например чили.
Второй тип расы — это вкус на разных стадиях прапака. По мере продвижения пищи по желудочно-кишечному тракту она временно приобретает сладкий, кислый или острый вкус, в зависимости от того, в какой зоне пищеварения находится.
Третий тип расы имеет отношение к свойствам пищи, оказывающим влияние на пострезорбтивные, то есть происходящие после всасывания, стадии пищеварения (випак). Их мы изучим позднее. После того как питательное вещество покинуло прапак, оно часто приобретает еще один вкус. Этот вкус отличается не только от изначального, но и от того вкуса, который это вещество приобретало на трех стадиях прапака. Знание третьей расы используется врачом для воздействия на метаболизм випака, в зависимости от того, какие процессы нуждаются в усилении — питающие или истощающие.
Например, если человек страдает от истощения, врач назначит ему пищу со сладким випак-эффектом, поскольку сладкий вкус отвечает за наращивание тканей тела. Напротив, пища с острым випак-эффектом истощает дхату. Этот эффект может быть, конечно, полезен в случае избыточного веса, когда необходимо уменьшить ткани тела. Знание третьего аспекта расы полезно для понимания того, каким образом дхату восстанавливается под действием разных трав и минеральных веществ.
Вот почему аюрведа классифицирует пищу по вкусу, который она имеет до и после переваривания, а следовательно, по влиянию на тело. Но мы не будем затрагивать вопросы классификации, так как это очень обширная тема.
3 Слово «раса» имеет несколько значений, например «вкус» и «плазма дхату».