Место анатомии среди других наук
Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен несколькими науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.
К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:
1. Анатомия (греч. «anatemno»– рассекаю) является самой древней из наук о строении человеческого тела. Раздел этой науки – анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.
2. Гистология ЦНС (греч. «histos» – ткань) изучает строение нервной системы на тканевом и клеточном уровнях.
3. Цитология (греч. «сytos» – клетка) изучает строение нейронов и клеток глии на клеточном и субклеточном уровнях.
4. Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.
Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:
5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.
6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.
Из наук, имеющих прикладное значение, знание анатомии ЦНС необходимо, в первую очередь, в медицине (7). Функции ЦНС и их связь с различными отделами и структурами мозга изучаются клиницистами, наблюдающими за больными людьми*. Особенно большой вклад сделан врачами таких медицинских специальностей, как невропатология и нейрохирургия, отоларингология, психиатрия.
Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология (8) и нейропсихология (9) делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе. Однако современная психология, особенно клиническая психология, уже не мыслима без знаний, полученных точными науками, позволяющими не умозрительно предполагать, а точно знать механизмы психических нарушений и возможные пути их компенсации. Это связано с тем, что, несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования (то, что называется духовной и социальной сущностью человека), он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы определяют или, по крайней мере, влияют на все высшие функции человека.
Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС. При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии (нейробиологии), который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.
1.3. Основные термины и понятия, используемые в анатомии
Прежде чем перейти к изучению собственно строения нервной системы, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в анатомии и физиологии для обозначения расположения структур. При изучении строения мозга и других структур мы будем рассматривать их в разрезе (сечениях). Эти сечения обычно выполняются в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях (фронтальной, горизонтальной и сагиттальной) на разных уровнях (рис. 1).
Сагиттальные сечения проводятся сверху вниз и спереди назад параллельно плоскости сагиттального* шва черепа, делящей его на симметричные правую и левую половины. Основным сагиттальным сечением является центральное сечение, проходящее через центр позвоночника и сагиттальный шов черепа. Все остальные сагиттальные сечения называются латеральными (боковыми). Для точного указания места их прохождения указывают анатомические структуры, через которые они проходят, или указывается расстояние в сантиметрах от центрального сагиттального сечения, а также сторона (левая или правая).
Фронтальные сечения проводятся в плоскостях, параллельных плоскости лба (слева направо и сверху вниз). Горизонтальные сечения проводятся в горизонтальной плоскости (слева направо и спереди назад). Место прохождения фронтальных и горизонтальных сечений обязательно уточняется указанием структур, через которые эти сечения проводятся.
Кроме этого, в анатомии часто используются термины:
«Медиальный» – срединный, центральный;
«Располагается медиальнее чего-либо» говорят о структуре, находящейся между указанным ориентиром и центральной осью тела;
«Вентральный» – расположенный ближе к животу (передней поверхности);
«Дорсальный» – расположенный ближе к спине (задней поверхности);
«Проксимальный» – расположенный ближе к центру (например, к центральной оси тела);
«Дистальный» – расположенный дальше от центра;
«Афферентный» – приносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы поступают в ЦНС);
«Эфферентный» – выносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы покидают ЦНС);
«Ипсилатеральный» – расположенный, или проходящий (о нервных путях) на одноимённой стороне;
«Контрлатеральный» – расположенный, или проходящий (о нервных путях) на противоположной стороне;
Скопления нейронов называются нервными узлами или ганглиями, а большие группы нервных волокон, идущие в одном направлении, называются путями или трактами (лат. «tractus» – путь).
Для обозначения локализации структур относительно центральной оси тела (позвоночника) в анатомии используются термины:
«краниальный» (греч. «cranium» – череп) и «ростральный» (от лат. «rostrum» – клюв, носовая часть корабля) – при описании структур, находящихся ближе к голове (к верхней части тела);
«каудальный» – при описании структур, находящихся дальше о головы (ближе к хвосту, лат. «cauda» – хвост). Последние два термина перешли в анатомию человека из анатомии животных.