Потенция - энергетическая характеристика субстанций

Еще одной важной характеристикой субстанции является способность согревать или охлаждать организм. Это ее свойство так же зависит от первоэлементов, доминирующих в ее составе и называется по­тенцией. Существует всего две потенции – субстанции могут или только согревать или только охлаждать организм. Например, пища, обладающая кис­лым, соленым или острым вкусом, т.е. содержащая в своем составе Огонь увеличивает Питта доша и согревает тело. Пища, содержа­щая в себе сладкий, горький или вяжущий вкусы, лишена огня, поэтому она ох­лаждает организм.

Древние мудрецы не сходятся во мнении, что именно считать потенцией субстанции. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.12-18.): «Некоторые авторы утверждают, что тяжесть, маслянистость, холод­ность, мягкость, легкость, сухость, теплота и подвижность – восемь потенций (Вирья). Чаракапишет, что все качест­ва соединены с действием, без потенции нет действия, все действия идут от потенции. Те, кто считает, что тяжесть (и остальные качества) являются потенцией, приняли это после долгого изучения, ибо из всех существующих качеств эти восемь – главные, их действие наиболее сильное и важное в повседнев­ной жизни, и в большинстве субстанций заметное в первую оче­редь. Вкус и остальные качества (помимо этих восьми) также могут назы­ваться потенцией, но они так не называются, так как они не подходят (под те четыре тезиса, которые приведены в предыдущем стихе). Поэтому тяжесть и остальные (семь) – потенция. Некоторые авторы считают, что только тепло и холод являются потенцией. Они это мотивируют тем, что субстанции очень многообразны и обладают огромным количеством качеств, но самые сильные – Огонь и Вода, совсем как проявленность и непроявленность этой Вселенной, и, различая их, невозможно ошибиться». Исходя из последнего утверждения, потенцией в Аюрведе считается способность субстанции согревать или охлаждать организм.

Субстанции, обладающие горячей потенцией, вызывают головокружение, жажду, исто­щение, испарину, жжение, сильное и очень быстрое пищеварение, уравновешивают Вата и Капха доша. Субстанции холодной потенции способствуют соединению частиц в целое, жизни, медлительности, спокойствию, умеренности, накоплению, а также очищению крови и Питта доша.

Связь между вкусом, потенцией и послевкусом можно просле­дить по таблице 6.

Особые качества

Вагбхата пишет (А.Х.1.9.26.): «Если в субстанции вкус и все остальные качества примерно равной силы, то ее качества проистекают от особых качеств. Например, кротон иденти­чен с плюмбаго цейлонским по сочетанию вкусов и т.д., однако кротон обладает выраженным слабительным действием, а плюмбаго – нет. Анало­гично, солодка голая и виноград культурный – виноград вызывает процессы брожения, а со­лодка – нет. Топленое маслосходно с молоком, но масло усиливает пище­варение, а молоко нет».

Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качес­тва иногда благодаря вкусу, иногда – послевкусу, иногда вследствие ка­честв, иногда – в силу потенции, а иногда из-за особых качеств (Прабхавы). (22 - 22а)

Если один из вышеперечисленных факторов оказывается сильнее других, он захватывает власть над субстанцией и от него зависят все ее качества. Если происходит взаимодействие противоположных качеств, то они вза­имно ослабляются. (23 - 24)

Если же они равны по силе, послевкус побеждает вкус, они в соединении побеждают потенцию, а особые качества побеждает их всех. В этом заключается природная сила особых качеств. (25)

Так вкратце описаны основные действия субстанций и остальные (их качества). Однако есть особая категория субстанций,называемая Вичитра пратйайарабдха. Можно привести такой пример: пшеница и ячмень обла­дают одинаковыми качествами (тяжелые и сладкие), однако пшеница уравновешивает Вату, а ячмень – обостряет; рыба горячая, а мо­локо – холодное, но оба – сладкие и тяжелые; сладкое мясо льва после пе­реваривания становится острым, а свинина – нет. (27 - 28а)».

Пищевые субстанции

Аюрведические мудрецы, в отличие от современных корифеев от медицины, проводят четкую границу между лекарственными субстанциями и пищевыми продуктами – в аюрведической системе медицины полностью отсутствует понятие пищевых добавок и витаминов – так называемых условно-полезных субстанций, постоянно необходимых человеку в малых количествах для поддержания тех или иных физиологических функций организма. Все необходимые для жизнедеятельности своей биологической машины вещества человек может взять непосредственно из пищевых продуктов, минуя те или иные допинги, порой не имеющие ни пищевой, ни физиологической, ни медицинской ценности, но навязанные слухами, рекламой или советами знакомых и благожелателей. Правильно составленная рациональная индивидуально подобранная диета способна полностью удовлетворить потребности организма в питательных веществах и дать необходимое количество компонентов, из которых формируются доша, ткани, Махадоша[118] и нечистоты. Лекарственные субстанции, будь то яды или нектары, необходимы исключительно в терапевтических, омолаживающих или очищающих организм целях.

Виды пищи

В аюрведической системе медицины принято несколько основных принципов классификации пищи – классификация по происхождению, по способу приема, по влиянию трех Ма­хагун мате­риальной природы, по доминирующему первоэлементу, по вкусу, по лег­кости усвоения, по воздействию на организм, по послевкусу и многие другие. В данной книге уместно остановиться на некоторых способах классификации пищи более подробно.

По способу употребления пища делится на четыре категории:

1. Твердая пища, пища, которую необходимо тща­тельно пережевывать. К этой категории относится рис, картошка, яблоки, мясо, хлеб и т.д.

2. Жидкая пища, которую пьют, как, например, вино, молоко, сок, кефир и др.

3. Пища, которую лижут, например, мороженое.

4. Пища, которую сосут, например, зрелый плод манго.

По происхождению пища делится на растительную, животную и пищу смешанной природы.

По вкусу пища делится на пять основных категорий, в зависимости от доминирующего вкуса, за исключением соленого. В категорию пищевых продуктов, обладающих соленым вкусом, входят исключительно морские водоросли.

1. В категорию пищевых продуктов, обладающих сладким вкусом, входят топленое масло, патока, грецкий орех, банан браминов, корица, спаржа, джек-фрут, проростки бамбука, фасоль трехдольная, фасоль дольчатая, сахарный тростник, виноград и другие субстанции.

2. В категорию пищевых продуктов, обладающих кислым вкусом, входят гранат, манго, гуава, плоды эмблики лекарственной, тамаринд индийский, цитрон, щавель, кислица, момбин мангифера, содомские яблоки, йогурт, молочная сыворотка, кислое пиво, плоды зизифуса и другие субстанции.

3. В категорию пищевых продуктов, обладающих острым вкусом, входяткрасный и кайенский перец, имбирь, многие приправы и специи, лук, чеснок и другие субстанции.

4. В категорию пищевых продуктов, обладающих горьким вкусом, входят шпинат, окра, куркума, барбарис, кориандр, паслен, арбуз-колоцинт, горькая дыня и другие субстанции.

5. В категорию пищевых продуктов, обладающих вяжущим вкусом, входятплоды терминалии хебула, миробалана белерика, мед, финики, семена лотоса и другие субстанции.

Кашьяпа пишет (К.С.4.5.10.): «Пища подразделяется на четыре категории, основанные на шести вкусах и двадцати качествах, таких, как тяжесть, легкость, тепло, холод, маслянистость, сухость, пассивность, острота, стабильность, мобильность, мягкость, плотность, слизистость, неслизистость, гладкость, грубость, мелкодисперстность, крупнозернистость, твердость и текучесть. Благодаря этим качествам происходит формирование органов и тканей тела, включая семя, по принципу «подобное увеличивает подобное», поэтому пища, противоположная по качествам (недостаточно питаемому органу или ткани) не должна приниматься (человеком). От Вата доша проистекают остальные доша, от хилуса – остальные ткани. Мясная пища способствует росту плоти, кровь увеличивает кровь, но, из-за страха перед нарушением религиозных принципов, прием в пищу мясных продуктов не желателен, поэтому истощенные ткани следует кормить разрешенной пищей, обладающей соответствующими качествами. В случае уменьшения семени едят молоко, топленое масло, сладости, маслянистую и охлаждающую пищу; при анурии пьют сок сахарного тростника, варуни[119], воду, в которой варился рис, дождевую воду, принимают в пищу сладкие, кислые и солоноватые продукты, пахту, неочищенный пальмовый сахар, огурец и другие увлажняющие субстанции; в случае запоров или недостатка каловых масс принимают блюда из ­ячменя, лошадиного горошка, маша, риса, всевозможные каши, кислые, соленые и маслянистые овощи, пьют коровье молоко; при уменьшении Вата доша необходимо принимать теплые, горькие, вяжущие, легкие, не маслянистые, сухие и охлаждающие продукты, ячмень и злаки; при уменьшении Питта доша – горячие, соленые, кислые, острые и согревающие продукты, а также щелочи; при уменьшении Капха доша продукты должны быть маслянистые, сладкие, тяжелые и грубые».

Продукты питания

Животная пища делится на восемь видов – мясо животных, обитающих в редколесье (антилопа, лань, белоногая антилопа, анти­лопа-олень, красная лань, кролик, мускусный олень, газель и др.), мясо птиц, роющих ногами (пестрый перепел, горный перепел, лесной перепел, дождевой перепел, красная лесная курица, лесной петух, черная куропатка, маленький греческий фазан, греческий фазан, трехперстка, серая куропатка, павлин, домашняя курица, малый журавль, сибирский журавль, воробей, лесная завирушка, гусь и др.), мясо птиц, склевывающих пищу (греческая куропатка, водяная курочка, сорокопут, длиннохвостый попугай, майна, полевой воробей, кукушка, сизый голубь, вяхирь и домовый воробей), мясо животных, живущих в норах (лягушка, игуана, змея, еж и другие подобные живот­ные), мясо птиц и животных, использующих зубы или клюв для перетирания пищи (корова, осёл, мул, верблюд, лошадь, леопард, лев, медведь, обезьяна, кошка, крыса, тигр, шакал, мангуста, гиена, лиса, соба­ка, ястреб, синий пересмешник, ворон, золотой орел, медвежий стервят­ник, скопа, обыкновенный стервятник, филин, воробьиный ястреб, сова, птица-медоуказчик и другие животные), мясо животных, имеющих тучное тело (боров, буйвол, гигантский олень, болотный олень, слон, индийская болотная свинья, як, носорог и вол), мясо водных птиц (лебедь, журавль, индийский журавль, серый гусь, белый гусь, цапля, пеликан, румяная неганка, малый баклан, болотная цапля и другие), мясо обитателей вод (красная рыба, удав, черепаха, аллигатор, крокодил, краб, жемчужница, гребе­шок, выдра, улитка, скат, морская свинья, дельфин, рыба-змея и многие другие). Коза и баран не включены ни в одну группу, так как имеют смешанную природу и могут жить во всех типах местности.

Растительная пища тоже делится на восемь видов – зерновые (рис, ячмень, пшеница, рожь и другие), бобовые (нут, бобы, горох, фасоль, маш, чечевица и другие), семена (гречка, лен, лотос, амарант и другие), листовые (укроп, лук, петрушка, базилик, шпинат, капуста, киндза и другие), клубневая (батат, картофель, свекла, морковь, редька и другие), ягоды (томат, арбуз, виноград, дыня, клубника, смородина, вишня), плоды (яблоки, бананы, авокадо, хлебное дерево, груша, персики, абрикосы), орехи (грецкий, чилим, фундук, кешью, арахис и другие).

К пище смешанной природы относятся молоко и молочные продукты, яйца (в том числе икра рыб, креветок и крабов), а также мед и продукты пчеловодства.

В категорию жидкостей входят соки, молоко, алкогольные напитки и продукты брожения, а также жидкие масла. Чистая вода не относится к пищевым продуктам, а стоит обособленно.

Вне зависимости от категории, в которую она входит, вся пища состоит из первоэлементов, поэтому после перевари­вания с помощью огня желудка она будет перевариваться соответствующими Агни первоэлементов. Твердая часть пищи переваривается Агни Земли, ее жидкая часть переваривается Агни Воды, огненная, горячая часть – Агни Огня, воздушная часть с помощью Агни Воздуха, а Эфирная составляющая – Агни Эфира. Та часть переваренной пищи, которая состоит из Земли идет на построение мышц, костей и других частей тела с доминирующим первоэлементом Земля. Водная часть пищи порождает лимфу, желчь, кровь, ликвор и другие жидкие ткани ор­ганизма. Остальные части пищи формируют соответствующие ор­ганы и ткани организма по тому же принципу, включая семь тка­ней, пятнадцать субдоша, нечистоты и чувства (Ч.С.6.15.10-12; С.С.1.46.524.). Различные ткани и органы тела с точки зрения тео­рии о первоэлементах можно посмотреть в таблице (см. таблицу 2). Пища, состоящая из смеси различных вкусов, запахов и цветов пе­реваривается различными Агни без особых слож­ностей, ведь все ее качества порождаются только лишь комбина­циями пяти первоэлементов.

Вся пища состоит из той или иной комбинации Первоэлементов и обладает смешанным вкусом – не так уж и много «чистых», обладающих одним вкусом продуктов. Но, так или иначе, у пищи доминирует один или несколько вкусов, и, в зависимости от этого, она увеличивает или уменьшает соответствующие доша (см. таблицу 8).

Вода

Описывая свойства воды, Вагбхата пишет (А.Х.1.5.1-20.): «Дождевая вода, падающая с неба и вступающая в контакт с солнечными лучами, ветром и лунным светом, обладает тонким вкусом, слегка сладковатая, холодная, быстро усваивается, подобна нектару, способствует зарождению жизни, дает насыщение, комфорт, здоровье телу и уму, освежает. Таковы ее свойства. Ее положительные и отри­ца­тельные качества зависят от местности и времени года[120]. (1 - 2)

Только та дождевая вода, которая не меняет цвета риса, сваренного в чистой серебряной кастрюле, считается пригодной для питья. Все остальные типы воды (дождевой) являются горькими и не реко­мендуются для питья, в том числе и осенью[121]. (2 - 3а)

Дождевая вода, хранящаяся в чистом сосуде и не изменившая свои ор­га­нолептические свойства, всегда должна использоваться для питья. Если же такая вода отсутствует, то можно собрать воду с земли, но только из чистого, обширного, с черной или белой глиной по берегу, не затененно­го и обдуваемого ветром водоема. (4 - 5)

Вода грязная, замутненная талым снегом, водорослями, листьями и тра­вой, не доступная прямым солнечным лучам и ветру, состоящая из смеси старой (стоячей) и свежей (проточной), мутная, тяжелая (долго усваиваемая), пени­стая, содержащая яйца гельминтов, горячая (по своей природе), холодная до оце­пе­нения зубов, дождевая, если дождь идет не в сезон или если это пер­вый дождь за сезон (до восхода заездыАгастья[122]), загрязненная венками, оскверненная слю­ной, мочой, калом, паутиной и т.д., не должна использоваться для пи­тья. (6 - 7а)

Если говорить вкратце, вода рек, впадающих в Арабское море, быстрых и несущих чистую воду, полезна для здоровья, но если реки имеют противо­положные качества и течение (впадают в Бенгальский залив), то их вода вредна. (8 - 8а)

Вода рек, стекающих с гор Гималая и Малайа, хорошо взбитая (течени­ем) и камнями, полезна для здоровья, тогда как та же самая вода, но засто­явшаяся, вызывает глистные инвазии, филяриаз, болезни сердца, головы и грудные болезни. (9 - 10)

Вода рек, текущих в Бенгалии, Мадхья Прадеше, Гуджарате и Махараштре[123], ведет к воз­никновению геморроя, а падающая с гор Махендра – к вздутию живота и филяриазу; с гор Сахйа и Видхйа порождает лепру, анемию и сердечные болезни; с гор Париятра уравновешивает вышедшие из баланса доша, дает физическую и сексуальную силу; морская вода возбуждает все три доша. (11 - 12)

Качества воды из глубокого колодца, искусственного пруда и т.д. стоит рассматривать в соответствие с качествами окружающей мест­ности. (12а)

Вообще не стоит пить воду или надо пить только в очень малых количествах, если полное воздержание ведет к слабости, в случаях снижения пищеваритель­ной активности, при уплотнении участка кишечника, анемии, вздутии живота, поносе, геморрое, болезнях двенадцатиперстной кишки и водянке.

Осенью и весной[124] здоровые люди должны пить несколько меньше, чем обычно. (13 - 14)

Человек, пьющий воду в середине, в конце и в начале еды соответст­вен­но сохранит нормальный вес, увеличит его или уменьшит. (14а)

Холодная вода снимает алкогольную интоксикацию, истощение, уста­лость, жажду, приводит в чувство, останавливает рвоту, головокружение, жар, солнечный удар, накопление (сгущение) Питта доша, крови и яда. (15 - 15а)

Горячая вода возбуждает аппетит, способствует пищеварению, хороша для груди, легко переваривается, очищает мочевой пузырь, лечит икоту, метеоризм, увеличение Вата и Капха доша, идеальна во время очищения организма, для страдающих от застарелого жара, кашля, накопления Амы, ринита, одышки и болей в суставах. (16 - 17)

Вскипяченная, а затем охлажденная вода не создает отеков, очень легко усваивается и идеальна при болезнях Питта доша. (Кипяченая) вода, выдержанная более суток, возбуждает все три доша. (18)

Кокосовое молоко – маслянистое, сладкое, афродизиак, охлаждает, легко усваивается, быстро утоляет жажду, снижает Вата и Питта, увеличивает чувство голода и очищает мочевой пузырь. (19)

Во время сезона дождей лучшая вода – дождевая, а худшая – речная. (20)».

Растительные субстанции

Аюрведическая фармакогнозия насчитывает несколько десятков тысяч лекарственных расте­ний[125], свойства и качества которых описываются исходя из вкуса, энергетической характеристики, послевкуса, воздействия на баланс трех доша и на семь тканей организма, а также исходя из осо­бой природы – возможности использования для лечения тех или иных заболеваний. Однако, при всем при этом надо понимать, что действие растений зависит не только от их вкуса, природы, послевкуса или неординарных качеств. Огромное влияние на организм оказывают мистические свойства самих растений, зависящие от формы листьев, плодов, корней и цветов, соединенного влияния планет и планеты-покровителя, духов-покровителей самого растения и места его произрастания, знания обрядов и правил сбора того или иного растения человеком, заготавливающим лекарственное сырье.

Животные субстанции

Для человека, знакомого с современным индуизмом, может показаться странным, что животные компоненты входят в состав некоторых аюрведических препаратов, а мясо многих видов животных зачастую рекомендуется в качестве ежедневной пищи, причем, не только при наличии тех или иных заболеваний, но и здоровым людям. В текстах Брихат Трийи это воспринимается как само собой разумеющееся, и авторы классических аюрведических трактатов не нуждаются даже в попытках самооправдания, в отличие от современных аюрведических врачей, находящихся под влиянием общественного мнения о «вреде убиенной пищи», сложившегося во времена доминирования на территории Индии культуры джайнов, проповедовавших вегетарианство. Именно поэтому у комментаторов на аюрведические тексты, живших после третьего-четвертого века нашей эры и ощущается такая потребность. При обсуждении наставлений Чараки молодым врачам о культивировании доброжелательности и сострадания ко всем живым существам, Чакрапани Датта[126] указывает на то, что врач не проявляет сострадание, если он прописывает своим пациентам принимать свежее мясо животных. Напротив, вполне очевидно, что он непосредственно участвует в причинении вреда живым существам, однако именно это Аюрведа и предписывает в случаях общего истощения, туберкулеза, болезней сердца или просто как часть обычного рациона человека во время, например, холодного времени года. Обсуждение этого вопроса Чакрапани Даттой (Чакрапани Датта, 1.9.29.) очень интересно, ведь оно отражает некоторые из сторон современных споров о вегетарианстве и мясоедении. Так или иначе, в конце своих комментариев он делает весьма показательное заключение: «Рекомендации медицины не предназначены для того, чтобы помочь кому-то достичь добродетели. В таком случае для чего они нужны? Они необходимы ради достижения здоровья![127]». Поэтому, хотя Аюрведа и проповедует этические нормы[128], она без колебаний включает в лечение и профилактику тех или иных заболеваний употребление мяса и алкогольных напитков.

Основными субстанциями животного происхождения, используемыми в аюрведической медицине[129], являются мускус, конкременты, кости, кожа, половые органы, шерсть, перья и внутренние органы животных, птиц, насекомых, рептилий и рыб.

Соли

Слово «Лавана» (соль) обозначает основное отличительное качество этих субстанций – соленый вкус. Описывая качества солей, Вагбхата пишет (А.Х.1.6.143-149.): «Все соли вызывают отеки, от­кры­вают мелкие поры, помогают дефекации, уравновешивают Вату, помогают пищеварению, проникают глубоко в ткани, увеличивают Капху и Питту. Из них, каменная сольслегка сладковатая, афродизиак, по­лезна для сердца, уравновешивает все три доша, легко переваривается, не горячая, полезна для здоровья, не вызывает жжения во время пе­реваривания, улучшает пищеварение. Черная соль легко переваривается, полезна для сердца, издает приятный запах, очищает отрыжку, острая после переваривания, улучшает пищеварение и придает вкус (пище). Бида лавана (разновидность черной соли[130]) – поднимает вверх и опускает вниз Питту и Вату, улучшает пищеварение, лечит запор, вялость, газы, колики и тяжесть в желудке. Морская соль сладкая после переваривания, тяжело пере­ва­ривается и увеличивает Капху. Солончаковая соль слегка горчит, острая и мылкая на вкус, глубоко проникает в ткани и усиливает внутри них секрецию[131]. Кришна лавана (разновидность черной соли) – аналогична обычной черной соли, включая запах. Ромака лавана[132] легко пе­реваривается. Соль, добываемая на месторождениях, слегка мылкая, увеличивает Капха доша и слизи, тяжело переваривается. Для медицинских целей предпочти­тельней всего использовать каменную соль».

Вайдьйа Йадавджи Трикамджи Ачарья в своей Расамритам пишет (Р.А.2.1-2.): «Каменная соль – минерал, добываемый в Пенджабе. Существует две разновидности каменной соли – белая и розоватая. Ачарья Чарака пишет, что каменная соль – лучшая из солей, применяемых наружно. Каменная соль сладкая, холодная, маслянистая, легкая, уравновешивает все три доша, приятная, улучшает пищеварение, афродизиак, полезна для сердца, полезна для глаз, не вызывает жжения во время переваривания, лечит несварение, язвы, болезни глаз и другие заболевания. Она – лучшая среди солей».

Щелочи

Термин «Кщара» (щелочь) обозначает разъедание и основывается на специфическом качестве щелочи разрушать кожу и плоть[133]. Щелочи обладают способностью укрощать все три доша, вышедшие из равновесия. Вследствие их белого цвета, они должны быть включены в категорию охлаждающих субстанций, однако, они являются порождением огня и воды, поэтому они входят в категорию веществ, которые являются и горячими и холодными одновременно. Как и все субстанции огненной природы, щелочи наделены свойствами образовывать волдыри, обжигать, разъедать, вскрывать и т.д., что не является противоречием с их изначальной природой. Они острые на вкус, горячие по природе, хорошо проникают вглубь тканей, помогают разрушать каловые камни, не полезны для здоровья, раздражающие, легко перевариваются и способствуют пищеварению, разрушающие, впитывающие, разжижающие, врачующие раны, обезболивающие и парализующие, разрушающие живые ткани, обезвреживающие яды, глистогонные, лечат слизистые накопления в кишечнике, уменьшают и иссушают жир и мокроту, возбуждают Питта доша и кровь, из-за острого и соленого вку­са вредны для семени, Оджаса, волос и глаз, лечат болезни кожи, в больших дозах разрушают мужскую силу. Вагбхата пишет (А.Х.4.7.8.): «Щелочные субстанции при смешивании с кислотой быстро становятся сладкими».

Сушрута подразделяет щелочи на две большие категории по способу медицинского применения – Пратисаранья (щелочи для наружного применения) и Пания (щелочные микстуры). Щелочь для наружного применения готовится в трех потенциях – умеренной, средней и сильной. Он пишет (С.С.1.11.16.): «Щелочи в руках неосведомленного и невежественного врача надо бояться сильнее, чем яда, огня, смертоносного оружия, удара молнии или самой смерти, в то время как в руках образованного врача она может быстро излечить болезни, при которых показано ее применение».

Описывая качества идеальной щелочи, Вагбхата пишет (А.Х.1.30.24-26.), что: «Она должна быть не слишком сильной и не слишком слабой, однородной, слизистой, быстро проникающей в ткани тела, белой, при наложении напоминать горную вершину, легко удаляться, не должна вызывать сильной боли и обильной экссудации. Она должна выполнять те же функции, что и острые хирургические инструменты или огонь. Благодаря быстрому всасыванию, способности вызывать жжение во всем теле, быстрому распространению в тканях, они достаточно быстро и без остатка удаляют вышедшие из равновесия доша. После того, как исчезла боль и доша пришли в состояние равновесного баланса, щелочи отпадают без посторонней помощи».

Вагбхата пишет[134], что щелочные субстанции не используются при увеличении Питта доша и крови, при уменьшении Вата доша, при лихорадке, диарее, болезнях головы и сердца, при анемии, анорексии, ухудшении зрения, после проведения очистительных процедур, при болезнях глаз и век. Он не рекомендует назначать щелочи тучным, беспокойным, озабоченным, беременным, во время месячных и при нарушениях менструального цикла, при загибе матки или влагалища, страдающим несварением, детям и старикам. Щелочи не наносят на артерии, суставы, Марма точки, связки, хрящи, вены, нервы, швы, на гортань, пупок, на места, незащищенные мышцами, на половой член, яички, в отверстия, проходы, в ноздри. Процедура не проводится в холод, в дождь, в жару и когда солнце скрыто за облаками.

Сушрута пишет (С.С.1.11.14-15.): «Ослабленный пациент, ребенок, пожилой человек, субтильный пациент, больной, страдающий от скопления жидкости в брюшной полости или туберкулеза, беременная женщина, женщина во время менструации, больной с высокой температурой, нарушенным мочеиспусканием, истощенный воспламенением легких, истощенный, страдающий жаждой, импотенцией, болезнями яичек, слишком опущенными или втянутыми яичками, женщина, страдающая загибом матки или пролапсом влагалища – все они непригодны к нанесению щелочи. Кроме того, щелочи не наносят на вены, нервы, суставы, хрящи, связки, швы, артерии, горло, пупок, гениталии, внешние каналы, незащищенные мышцами части тела, ногти и другие уязвимые части тела, ни при болезнях глаз, за исключением тех, которые поражают веки. Использование щелочи не даст эффекта у больного, страдающего от отека конечностей, от боли в костях, от болезней, поражающих суставы или сердце, у больного с отсутствием аппетита и пищеварительной способности, даже если ему показано их применение».

ЧАСТЬ 12

Наши рекомендации