Концепция идеального ученика, врача, ассистента, пациента и лекарства в аюрведе

Помимо философских, анатомо-физиологических, теоретических и практических медицинских знаний, аюрведическая наука уделяет огромное внимание четырем основным ветвям, или цветкам на ее стволе – врачу, ассистенту врача, пациенту и лекарству. Все без исключения древние тексты начинаются шлоками или целой главой, посвященной описанию их качеств, выводя формулу идеального врача, ассистента, пациента и лекарственного препарата.

Концепция идеального врача существовала и в древнегреческой медицине. Она была разработана Гиппократом и его учениками – «гиппократиками». Помимо основного принципа «не навреди», они обязывали врача всеми своими знаниями и умениями бороться за жизнь даже умирающего больного.

ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАЧ

Кашьяпа пишет, что врач должен «хорошо учится, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать знанием наиболее эффективных для данного заболевания формул (лекарственных препаратов); быть экспертом, искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живому существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (больного); должен посвятить себя поиску истины, быть сострадательным, самопожертвованным и скромным; поклоняться Господу, брахманам, учителям и более опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть красивым и свободным от пагубных привычек» (К.С.1.26.4.). «Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, равно как и успех в лечении. Он, с глазами, переполненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума – наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным» (К.С.1.26.9-11.).

Бхавамишра помимо хороших качеств, описывает следующие пять качеств плохого врача (К.С.1.6.42.): «Тот врач, который плохо одевается, кто груб в речи, кто тщеславен, то нецивилизован и кто приходит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Господу Дханвантари».

Лолимбараджа в своей Вайдьядживана (В.Д.1.7-8.) также описывает идеального врача, имеющего право читать аюрведические тексты, и принципы лечения болезней: «Врач должен быть умелым, изучившим медицинскую науку во всех ее аспектах у учителя, который прилежно и досконально изучил ее у своего учителя, в чьих руках находится светоч медицинского знания и ладони которого исцеляют любую из известных болезней, квалифицированным во всех процедурах и назначениях, связанных с лечением заболеваний, не стремящимся зарабатывать деньги посредством своих умений, целеустремленным и способным внушить желание и стремление лечиться больному, добрым, с чистым сердцем и помыслами. Только такой врач имеет право читать этот трактат. 7

Прежде всего, идентифицируй болезнь посредством методов, которые помогают поставить правильный диагноз, суть наблюдением и расспросом, аналитическими исследованиями и сопоставлением данных с указанием учителей и текстов, затем определи ее характер[135] и причины возникновения, и только после этого приступай к лечению. Фактически, лечение надо начинать только после выявления причин заболевания и его характера. 8»

Вагбхата в Аштанга Хридаям Самхите пишет: «Врач должен быть искусным, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практи­ческий опыт и чистым» (А.Х.1.1.27). Действительно, в аюрведической системе медицины, как впрочем, и во всех индуистских мистико-философских системах огромное значение придается авторитетности адепта, в нашем случае – врача. Если врач не принадлежит к той или иной цепи ученической преемственности (парампаре), значит у него нет авторитетного учителя и нет благословения на медицинскую и магическую практику. Аюрведическое знание может быть передано только Аюрведачарией – Учителем Аюрведы, а за его отсутствием – компетентным и обученным брахманом, имеющим благословение на обучение. Поэтому все аюрведические колледжи в Индии курируются компетентным брахманом или Аюрведачарией.

Наши рекомендации