Общие принципы формирования семи тканей

Итак, под действием огня желудка произошло разделение при­нятой пищи на питательный хилус и на неперевариваемые остатки. Из жидкой части пищи идет формирование мочи, которая выносит из организма не только побочные продукты пищеварения, но и от­работанные биологичес­ки активные вещества, гормоны, а также Аму. Твердые остатки пищи формируют каловые массы, выводя­щиеся через прямую кишку.

Когда процесс переваривания пищи подошел к концу, из пита­тельно­го хилуса начинается формирование семи тканей организма. Первой об­разуется кровь. "Из хилуса образуется кровь, из крови - мышцы, из мышц - жир, из жира - кости, кости формируют костный мозг, костный мозг по­рождает семя, которое способствует формированию зародыша" (С.С.1.14.10; Ч.С.6.15.16.).

Питательные вещества хилуса, предназначенные для возмещения истощившейся ткани или увеличения ее количества, называются дхатупошака или дхатувриддхикара дравья. Питательные вещества хилуса, возмещающие энергетические затраты организма и служащие топливом для Агни, называются индана. В целом, все питательные вещества хилуса являются потенциальными кирпичиками, из которых будут строиться семь тканей тела. По своей природе и сущности они абсолютно сходны соответствующей ткани – той ткани, которую они должны строить. Если питание человека разнообразно, то в хилусе присутствуют все компоненты, необходимые для строительства всего организма, а если питание скудное или однообразное, то «кирпичиков» не хватает или возникает недостаточность компонентов, необходимых для строительства той или иной ткани тела.

Не смотря на видимое сходство дхатупошака дравья хилуса с соответствующей тканью организма, оно является чуждым для организма и не может непосредственно заменить истощившуюся ткань – это возможно только после воздействия на него соответствующего Дхатуагни. Поэтому во время формирования соответствующей ткани происходит два процесса – разделение и соединение[81]. Чарака пишет, что процесс разделения сопровождается появлением побочных продуктов, или кита (мала), а процесс соединения – появлением необходимых компонентов для строительства ткани – прасада. Так как все ткани различны, для их формирования необходимы сугубо специфичные тканевые Агни, способные строить только соответствующую ткань.

Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание

В предыдущих главах мы выяснили, что процесс пищеварения начи­нается сразу при попадании пищи в рот, и практически пол­ностью про­исходит в двенадцатиперстной кишке. Это очень четко изложено Чара­кой во второй главе Виманастханы, где он описы­вает ответ Атреи Пу­нарвасу на вопрос Агнивеши о переварива­нии четырех видов пищи. Атрея говорит, что пища перевари­вается в эпигастрии, области, нахо­дящейся между пупком и соска­ми. Утвердив это, он продолжает:

амашайагатах пакам ахарах прапйа кевалам

паквах сарвашайам пакшчад дхаманибхих прападьятэ

(Ч.С.3.2.18.)

Как только смоченная слюной пища изо рта по пищеводу попадает в желудок, начинается про­цесс основного пищеварения. Когда же она проникает во второй отдел - место, где происходит наиболее интенсивная часть пищеваритель­ного процесса - двенадцатиперстную кишку, которая является, с позиции Чараки, частью желудка, происходит ее полное перевари­вание[82]. Выкристаллизовавшаяся при этом питательная эссенция разносится по всему телу посредствомсосудов, по которым движутся Прана, Тридоша, лимфа, кровь и т.д.

В желудке пищеварение начинается, в двенадцатиперстной кишке оно достигает своего пика, а в кишечнике на последнем его этапе в ос­новном происходит только всасывание воды и идут оста­точные, второс­тепенные пищеварительные процессы, заканчивающиеся эвакуацией каловых масс.

На первой стадии пищеварения во рту и в желудке пища сме­шивается с Бодхака и Кледака Капха. Когда же эта смоченная сли­зью и вспененная в желудке пища попадает в двенадцатиперстную кишку, Пачака Агни вступает с ней во взаимодействие, полностью пропитывая собой. Вата доша пронизывает пищевой комок не только в пищеварительном тракте, но и в ротовой полости. Таким образом, к огню желудка попадает пища, смешанная со всеми тремя доша. Только такая пища может перевариться Джатхарагни и быть разделенной на питательную часть – первичный хи­лус и на нечис­тоты - мочу и кал, в которых, помимо непереваренных пи­щевых ос­татков, содержатся отработанные или избыточные Вата, Питта и Капха.

Когда в кишечнике происходит смешивание пищи с доша, ее вкусо­вые характеристики меняются. Под действием Тридоша про­являются три вторичных вкуса - сладкий, кислый и острый. Это ка­чество переваривае­мой пищи называется послевкусом, или комби­нацией вкуса и доша (за­висимость между вкусом и послевкусом можно посмотреть по таблице 6). Для того, чтобы пища могла нор­мально перевариться, она должна приоб­рести послевкус, или стать наполненной Тридоша.

Во время приема пищи в ее составе в течение некоторого про­межутка времени может доминировать один из шести вкусов, и то­гда та доша, ко­торая связана с данным вкусом, будет увеличивать­ся. Чарака пишет (Ч.С.3.1.7.): "При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с кото­рой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (пер­воэлементами) и успокаивает при ре­гулярном употреблении ту, с кото­рой имеет более-менее противо­положное строение и свойства".

Когда хилус - пищевая эссенция, отделенная от непереваренных ос­татков, по поднимающим каналам по­па­дает в сердце, за счет Агни, расщепляющего хилус на первоэлемен­ты, продолжается ее дальнейшее переваривание. Чарака и Сушрута в один голос утверждают, что существует только одна разновидность зре­лого хилуса. Термины "Ахара Раса", исполь­зуемый Чаракой, или "Анна­пана Раса", используемый Сушрутой, относятся исключительно к пер­вичному хилусу[83]. Исходя из этого, Пошака хилус - это только что сфор­мирован­ный в желудке и на­ходящийся в кишечнике хилус (свежий хилус), а Пошья хилус - это полностью созревший хилус, находящийся в сердце.

В результате переваривания свежий хилус разделяется на три состав­ляющие - побочные продукты этого процесса, чистую эссен­цию хилуса и конечный хилус. Конечный хилус смешивается с полностью созревшим, и с током Вьяна Ваю по каналам разносится по всему организму. Чистая эссенция хилуса направляется в печень и селезенку - места основной ло­кализации крови. Здесь она под действием Ранджака Агни трансформи­руется в кровь (Ч.С.6.15.28; С.С.1.14.5.). За счет воздействия Ранджака Агни хилус, превращающийся в кровь, приобрета­ет красную окраску. Сушрута, описывая качества субдоша Питта доша, заостряет внимание на этом свойстве Ранджака Агни (С.С.1.21.12.): "Функцией того Агни, который находится в печени и в селе­зенке является пигментация хилуса, поэтому он и называется Ранд­жака Агни".

Процесс изменения цвета хилуса с белого на красный не проис­ходит мгновенно, он постепенен и идет ступенчато. Харита пи­шет, что он осуществляется в шестидневный срок, причем измене­ния цвета происхо­дят каждый день. Сначала он белый, потом се­рый, зеленый, желтый, лотосный (розовато-красный), светло-красный, а на шестой день становится насы­щенно-красным цветом крови.

Превращение крови

После обработки хилуса Раса Агни, он превращается в следующую ткань, кровь. Ее трансформация происходит за счет изменения сос­тояния ее Огненной составляющей. Этот процесс происходит в пе­чени, месте основной локализации крови и ее огня. Точно так же, как и в случае с хи­лусом, при превращении крови образуется три вида продуктов - чистая эссенция крови, конечная кровь и побоч­ные продукты этого процесса. Кровь классифицируется на свеже­образованную и полностью сформиро­ванную. Свежеобразованая в печени-селезенке кровь называется Пошака, а циркулирующая по всему организму "старая" кровь называется Пошья. При нарушении трансформации крови в кровеносные сосуды попадает не до конца созревшая кровь.

Конечная кровь пополняет запасы крови в организме. Чистая эссенция крови проникает через венулы и артериолы в мышцы и на­ходится в них в течение пяти дней и тридцать шесть минут (полто­ры данды). Ре­зультатом ее превращения, длящегося в течение всего этого отрезка вре­мени, является соединение за счет жара Агни чис­той эссенции крови с Воздухом и уже существующей в организме мышечной ткани. Агни и Воздух обладают достаточной энергией для проведения этой трансфор­мации. Таким образом, за счет этих двух первоэлементов жидкая кровь переходит в желеобразную мы­шечную ткань, причем "сгустителем" выс­тупает первоэлемент Земля хилуса.

Наши рекомендации