Основные функции тридоша в состоянии баланса
Совершенно очевидно, что Тридоша выполняют в организме абсолютно разные функции вследствие своего строения и качеств. И обычно описание функций Тридоша в организме начинают с описания Вата доша. На это несколько причин, главная среди них - его сверхактивность. Выше уже приводилась очень известная шлока, в которой Шарангадхара говорит о том, что все виды движения и взаимодействия в организме происходят только благодаря Вата доша. Естественно, что по сравнению с Вата доша, активность остальных доша кажется незначительной, но это не значит, что они также пассивны, как ткани или нечистоты. Питта и Капха занимают в теле определенное положение, и в пределах этих мест они относительно активны, например, способствуют формированию семи тканей, но у них не хватает энергии на активное самостоятельное передвижение по всему телу. Они способны двигаться только при взаимодействии с Вата доша, как, впрочем, и кровь, лимфа, ликвор, желчь и остальные активные ткани тела.
Функции нормального Ваю
Основной функцией Вата доша является поддержание энергетической целостности организма и его двигательная активность. Относительно же его функций в целом, Чарака пишет (Ч.С.1.12.9.):
1. Тело человека в некоторой степени механистично, т.е. построено и работает как механизм. Вата доша поддерживает на должном уровне машину человеческого тела, а в пренатальном периоде способствует ее формированию - развитию зародыша».
2. Вата доша является ответственным за все виды движения человека, осуществляемые как внутри организма, так и организмом в целом.
3. Он устанавливает связи между органами чувств и объектами чувств.
4. Он способствует работе органов чувств.
5. Вата доша регулирует и направляет ум, а также отвечает за контроль ума и чувств. В состоянии дисбаланса заставляет ум и чувства "перебегать" от объекта к объекту.
6. В состоянии равновесия является Праной.
7. Способствуя процессу трансформации семи тканей, Вата доша помогает формироваться человеческому телу.
8. Он связывает между собой семь тканей, способствуя тем самым гармоничному развитию организма и связи тканей и органов в системы и объединяя организм в единое целое.
9. Движение Вата доша порождает речь.
10. Он - причина звука и тактильной чувствительности. Гангадхара в своих комментариях на Чарака Самхиту пишет, что это происходит в основном благодаря Воздуху, входящему в состав Вата доша, и в меньшей степени из-за Эфира. Несмотря на то, что причиной любого звука является Эфир, полное его проявление происходит только при его взаимодействии с Воздухом, которое способствует возникновению звуков, улавливаемых ухом.
11. Он является причиной чувства удовлетворения и неудовлетворения.
12. Вата доша поддерживает пищеварение, раздувая огонь желудка.
13. Он способствует экскреции нечистот.
14. Он способствует очищению организма.
15. Все каналы в теле - физические и энергетические управляются этой доша.
16. Он является высшей субстанцией в организме (после Атмы), и его движения управляются Дэвами - полубогами.
Шарангадхара в своих комментариях дополняет этот список, утверждая, что Вата доша является причиной сегментирования тела зародыша и способствует его росту и развитию:
паванастешу валаван вибхагакарананматаха
раджогунамайаха сукшмаха шито рукшо
лагхушчалаха
Чарака описывает основные функции Вата доша и в другом месте Чарака Самхиты, причем эта шлока стала особенно популярной при описании качеств Вата доша (Ч.С.1.18.55.). В ней говорится о пяти основных функциях Вата доша:
1. Поддержание организма.
2. Дыхание.
3. Способствует речи, движениям внутри тела, а также проявлению чувств и высшей нервной деятельности.
4. Способствует трансформации семи тканей.
5. Отвечает за очистку организма от шлаков и нечистот.
Сушрута же описывает функции Вата доша в соответствии с функциями его субдоша (С.С.1.15.4.):
1. Он отвечает за все движения в теле.
2. Он перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации.
3. Перемещает пищу и продукты пищеварения.
4. Выполняет экскреторную функцию.
5. Поддерживает тело.
Вагбхата в своей Аштанга Самграха описывает основные функции Вата доша следующим образом (А.С.19.2.): "Все, что движется в теле, движется из-за Вата доша, который является одним из видов Праны. От Вата доша идут все болезни тела, поэтому лечение всех болезней начинается с уравновешивания Вата доша".
Субдоша Вата доша
В предыдущих главах уже говорилось, что каждая доша подразделяется на пять субдоша, или поддоша. Вагбхата перечисляет субдоша Вата доша следующим образом (А.С.20.4.): "Вата доша состоит из Ваю, имя которым Прана, Удана, Вьяна, Самана и Апана". Сушрута подходит к этому вопросу более полно, указывая, что эти пять Ветров организма управляются Марутами, полубогами ветра (С.С.2.1.5.). Описание функций субдоша Вата доша принято начинать с Прана Ваю, который по праву считается наиважнейшим среди всех.
Прана Ваю
Итак, главным среди субдоша Вата доша является Прана Ваю, или Жизненный Ветер. Прана Ваю движется через нос и рот, помогая языку проталкивать пищу изо рта к глотке и дальнейшему ее продвижению вниз по пищеводу к желудку. Помимо этого, концентрируясь в голове, он отвечает за высшую нервную деятельность, эмоции, разум. При нарушении его баланса возникают головные боли, а если состояние дисбаланса затягивается, в худшем случае приводит к смерти.
Чарака описывает локализацию Прана Ваю следующим образом (Ч.С. 6.28.6.): "Местоположения Прана Ваю следующие:
1. Голова.
2. Грудь.
3. Горло
4. Сердце.
5. Рот.
6. Нос.
Находясь в этих местах, он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма".
С точки зрения Сушруты (С.С.2.1.7.), Прана Ваю входит в рот и в нос при дыхании. Далхана в своих комментариях говорит, что Прана Ваю присутствует во рту, голове, груди, горле и носоглотке. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.4.): "Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Ваю, который находится в голове и оттуда спускается через носоглотку, пищевод и трахею в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и выплевывание...".
Одним из мест локализации Прана Ваю является сердце. Это подтверждает и Шарангадхара, считая сердце вторым по важности местом его локализации. Сердце является вместилищем памяти. Это не пустое утверждение, оно основано на одной из основных функций Прана Ваю - он наделяет человека памятью. Его дисбаланс в сердце, возникающий из-за стресса, шока или психического потрясения является одной из причин амнезии.
Шарангадхара очень подробно описывает функции Прана Ваю. Он пишет буквально следующее:
набхистхаха пранапаванаха сприштвахтат камалантарам
кантха ихирвинийати патум вишнупадамритам
питва чамбарапийушам пунарайати вэгатаха
принайан дэхамкхилам дживайанчатхараналам
"Опускаясь из головы, Прана Ваю концентрируется в лотосоподобной чаше сердца[56], и, проникая в легкие, смешивается (дословно - пьет нектар) с атмосферным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на Стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и разжигая Питта доша в желудке" (обратите внимание, на сколько поэтичны все высказывания Шарангадхары!).
Удана Ваю
Ваю, имеющий тенденцию к поднятию вверх и при этом вызывающий колебания голосовых связок, что приводит к возникновению речи, называется Удана Ваю, или Поднимающийся вверх Ветер. Основными местами его локализации являются:
1. Пупочная зона.
2. Грудь, исключая сердце.
3. Гортань.
Вагбхата пишет, что Удана Ваю находится в груди и по воздухоносным путям поднимается вверх (проходя через голосовые связки он вызывает их колебания и тем самым рождает звуки), в носоглотку и полость носа, а затем спускается в пупочную зону. Сушрута открыто не указывает на пупок как на место, где двигается Удана Ваю. Однако, в одном из мест Сушрута Самхиты описываются причины возникновения икоты от дисбаланса Удана Ваю и утверждается, что икота возникает именно в пупочной зоне, где происходит нарушение баланса этой субдоша.
Вагбхата, описывая Удана Ваю, пишет (А.Х.1.12.5.): Грудная клетка является местом основной локализации этой субдоша. Удана Ваю движется из носа в область пупка, проходя через грудную клетку. Его функции - речь и тембр голоса, способность к физическому усилию, энтузиазм, сокращение мышц всего тела. Помимо этого, он контролирует сознание человека, его ум и разум, дублируя тем самым Прана Ваю.
Самана Ваю
Самана Ваю можно перевести как Ветер, уравновешивающий теплоту в организме. Основным местом локализации этой субдоша является пупочная зона, причем эта субдоша располагается непосредственно в зоне нахождения Огня желудка. Положение, которое она занимает, находится на уровне двенадцатиперстной кишки, что соответствует точке, находящейся на расстоянии в половину указательного пальца от пупка. Вагбхата пишет, что Самана Ваю находится в самом центре зоны, где происходит пищеварение и движется по каналам, связывающим кишечник и другие висцеральные органы в двенадцатиперстную кишку из пупочной зоны, где идет его формирование (А.Х.1.12.8.).
Функции Самана Ваю следующие:
1. Разжигание Пачака Агни, находящегося в двенадцатиперстной кишке. Это его основная функция.
2. Пищеварение.
3. Формирование каналов для удаления энергетических токсинов, образующихся во время переваривания пищи.
4. Всасывание полезных продуктов пищеварения.
5. Опускание вниз нечистот, продуктов пищеварения.
6. Все секреторные функции.
В своей Аштанга Самграха Вагбхата более подробно описывает функции Самана Ваю (А.С.20.5.): "Самана Ваю находится рядом с Огнем пищеварения в двенадцатиперстной кишке, много его в пищеводе и трахее. Он помогает пищеварению и выведению непереваренных остатков, способствует циркуляции крови и движению доша, тканей, нечистот, семени, месячных и других жидкостей в теле, а так же отвечает за всю секреторную деятельность в организме".
Вьяна Ваю
Ваю, движущийся по всему телу и перемещающий желчь, кровь и остальные сами по себе неподвижные субстанции организма называется Вьяна Ваю, или Ветер, Распространяющийся повсеместно. Вагбхата пишет, что он находится в постоянном движении по всему телу, но местом его основной локализации является сердце (А.Х.1.12.6-7.). Описывая функции этого ветра, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вьяна Ваю движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как глобальное перемещение, приведение, сгибание, поднятие, отведение и т.д., а также он движет кровь, пот, желчь и остальные подвижные ткани организма".
В своей Аштанга Самграха Вагбхата пишет: "Сгибание, разгибание, поднятие, опускание, сведение, разведение, моргание глаз, зевание, слух, сперматогенез, очищение легких, бронхов и трахеи, потение, кроветворение, глотание, движения языком, мимика, трансформация семи тканей - это функции Вьяна Ваю." (А.С.20.7.)
Все функции Вьяна Ваю можно разбить на семь категорий:
1. Это самая быстрая из всех субстанций организма, поэтому ее функцией является проведение импульсов по нервным стволам, а также перемещение крови и лимфы по кровеносным и лимфатическим сосудам, а также остальных жидкостей тела.
2. Обеспечение подвижности конечностей.
3. Мимика и моргание глаз, а на клеточном уровне - движение жгутиков, пилей и других двигательных органелл, а так же сжатие самой клетки и выпускание ложноножек.
4. Зевание и глотание.
5. Сперматогенез, эякуляция, соединение сперматозоида с яйцеклеткой.
6. Кроветворение, потение.
7. Перистальтические движения желудка, кишечника и других органов.
Апана Ваю
Воздух, имеющий тенденцию опускаться в нижнюю часть тела, а также выходить за пределы организма, вынося с собой продукты жизнедеятельности всех внутренних органов человека и побочных продуктов пищеварения и обмена веществ, называется Апана Ваю, или Очищающий Ветер.
Чарака так описывает основные места локализации этого Ваю (Ч.С.6.28.10.): "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана Ваю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные." Сушрута также считает основным местом локализации Апана Ваю прямую кишку, добавляя, правда, что сигмовидная кишка тоже является основным местом его локализации. Можно подвести итог, отнеся к местам локализации этого Ваю:
1. Репродуктивные органы.
2. Толстый кишечник, прямую и сигмовидную кишку.
3. Мочевыводящие органы.
4. Пупочную зону.
5. Бедра.
Функции Апана Ваю описаны Вагбхатой в Аштанга Самграха и в Аштанга Хридаям. Стоит привести оба отрывка. "Апана Ваю локализуется в мочевом пузыре, почках, половых органах и бедрах. Он выводит из организма нечистоты и отвечает за семяизвержение, менструации и родовую деятельность. Все, что находится ниже пупка, контролируется Апана Ваю." (А.С.20.8.)
апаноапанагаха шрони басти медро ругодхараха
шукрартав шакрин мутра гарбха ништра манакрийаха
(А.Х.1.12.9.)
"Апана Ваю локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой активности и приходу месячных".
Закончить описания субдоша Вата доша можно шлокой из Чарака Самхиты (Ч.С.6.28.11.): "Они все находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней". Ко всему вышесказанному можно добавить только, что все Ваю имеют природу газа, как и Вата доша, и по свойствам не отличаются от него. Функции некоторых из них взаимопродублированны, что позволяет не разрушаться организму, если одна из субдоша находится в состоянии дисбаланса.
Функции нормального Агни
Основная функция Питта доша - поддержание организма посредством процесса пищеварения. Чарака приводит пять главных функций Питта доша (Ч.С.1.18.56.). Это:
1. Пищеварение.
2. Зрение.
3. Термобаланс.
4. Чувство голода и жажды.
5. Сияние ауры человека, память, интеллект и веселый нрав.
Согласно Сушруте (С.С.1.15.5.), пять основных функций Питта доша следующие:
1. Пигментация организма.
2. Пищеварение (и как следствие этого - помощь в образовании Оджаса, основного и конечного продукта пищеварения и превращения семи тканей).
3. Зрение.
4. Интеллект.
5. Термобаланс.
Находясь в состоянии равновесия, Питта доша, управляющаяся гуной благости, отвечает за соответствующее состояния психики человека.
Субдоша Питта доша
Точно также, как и в случае с Вата доша, пять основных функций Питта доша можно рассматривать как основные функции его субдоша. Чарака не подразделял Питта доша на субдоша, он описывал его свойства в целом, не связывая с конкретными функциями каждой из его субдоша. Поэтому, рассматривать функции каждой из его субдоша мы будем исходя из их описания Сушрутой, Вагбхатой и Шарангадхарой.
К субдоша Питта доша относятся Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни.
Пачака Агни
Основным среди субдоша Питта доша считается Пачака Агни, или Огонь, Способствующий пищеварению, находящийся в центре эпигастрия, основной функцией которого является переваривание поступающей в кишечник пищи. Вагбхата говорит: "Существует пять видов Питта доша, называемых Агни, или Огни. Тот Агни, который находится точно в центре эпигастрия, состоит из всех пяти первоэлементов, но, естественно, огненные качества у него преобладают, называется Пачака Агни. Он очень горяч и обогревает все тело. По своей физической природе он близок к жидкости и с помощью Вата доша и Капха доша выполняет функцию пищеварения, поэтому чаще называется просто "Огонь желудка". Он перерабатывает пищу, отделяя питательные вещества от неперевариваемых остатков, и является источником всех остальных субдоша Питта доша" (А.С.1.20.).
Это описание Питта доша абсолютно соответствует всему сказанному по этому вопросу Чаракой и Сушрутой и приведенному в предыдущих главах. Как уже говорилось, Питта доша по своей природе очень горячая жидкость, близкая по свойствам к кислоте. Обычно жидкость у нас ассоциируется с водой. Кислота тоже жидкость, но по своим качествам она отличается от воды. Кислота, особенно сильная, сжигает и разрушает практически любой материал. И этими свойствами обладает Питта доша, а в особенности, Пачака Агни.
Место основной локализации Пачака Агни описывается как середина эпигастрия, то есть нижняя часть желудка и двенадцатиперстная кишка. В Аюрведе существует специальный термин, обозначающий эту область - "Агнишая", или "область Агни". Топографически это место занимает почти вся нижняя часть эпигастральной зоны и зона поджелудочной железы (см. рисунок 2.).
Панкреатический сок попадает в двенадцатиперстную кишку через протоки поджелудочной железы, открывающиеся недалеко от места, куда открываются желчевыводящие протоки. Панкреатический сок и желчь совместно участвуют в процессе пищеварения. Двенадцатиперстная кишка находится в центре, окруженная справа желчным пузырем, а слева поджелудочной железой. Эта система может рассматриваться как один целостный орган, отвечающий за пищеварение, причем, находящийся точно в центре эпигастральной зоны. Таким образом, эти три органа в совокупности можно рассматривать как местоположение Пачака Агни.
К основным функциям Пачака Агни, описываемым в писаниях, относятся:
1. Процесс пищеварения.
2. Разделение поступающей пищи на питательный хилус и неперевариваемые остатки - мочу, кал и пот.
3. Поддержание остальных четырех Питта.
Точно также, как Солнце, находящееся в космическом пространстве за много миллионов километров от Земли и являющееся центром нашей солнечной системы, поддерживает царство полубогов, духов, людей, животных и растений, посылая свет и тепло, точно также Пачака Агни, находящийся в самом центре человеческого организма, поддерживает жизнь и здоровье в теле, способствуя превращению семи тканей, порождая все остальные субдоша Питта доша и стабилизируя термобаланс в организме.
Ранджака Агни
Когда хилус попадает в печень и в селезенку, он подвергается дальнейшей переработке с помощью другого Агни. Тот Огонь, который продолжает процесс пищеварения в печени и в селезенке, способствуя дозреванию хилуса и превращению его в кровь, окрашивая ее в красный цвет, называется Ранджака Агни. Он находится в печени и в селезенке, придавая им красную окраску. Эти два органа описываются в Аюрведе как места образования и депонирования крови. Кровь, также как и все остальные ткани, в процессе трансформации порождает побочные продукты, которые обезвреживаются в этих органах с помощью Ранджака Агни.
Вагбхата описывает этот Агни следующим образом (А.Х.1.12.13.): "Питта доша, находящийся в печени и в селезенке, известен как Ранджака Агни, потому что он придает цвет крови и способствует формированию ее из хилуса, а из нее – мышечной ткани".
Садхака Агни
Питта доша, который находится в сердце и способствует уничтожению всех проявлений невежества называется Садхака Агни. Это самая яркая субдоша Питта доша. Садхака Агни способствует деятельности интеллекта и контролирует память. Проявляясь как Теджас, Садхака Агни наравне с Оджасом отвечает за иммунную защиту организма. Вагбхата так описывает Садхака Агни (А.Х.1.12.13-14.): "Находящаяся в сердце субдоша Питта доша называется Садхака, потому что она отвечает за все ментальные функции, такие как накопление знания, интеллигентность, самоосознание и др., а также способствует поддержанию души в теле живого существа и продлению его жизни".
Алочака Агни
Питта доша, находящийся в глазе (зрачке), называется Алочака Агни (дающий острое зрение). Его функция заключается в регулировании остроты и четкости зрения. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.14.): "Питта доша, находящийся в зрачке, называется Алочака потому, что он помогает видеть форму окружающих предметов".
Бхраджака Агни
Питта доша, локализующийся на коже, называется Бхраджака Агни по тому, что придает коже окраску и температуру. Вагбхата следующим образом описывает этот Агни (А.Х.1.12.14.): "Тот Агни, который находится в коже и способствует проявлению ее цвета называется Бхраджака Агни". Функциями Бхраджака Агни является:
1. Впитывание и переваривание мазей, масел и других жидких субстанций, а также воды, попавшей или нанесенной на кожу.
2. Пигментация кожи, и как следствие - помощь тканевом питании и формировании тканевых огней.
3. Защита организма от внешних воздействий.
Если все субдоша Вата доша находятся в тонком, невидимом для глаза человека и в неощутимом для остальных органов чувств состоянии, то некоторые из субдоша Питта доша начинают обретать "грубоматериальную" форму. Садхака Агни и Алочака Агни находятся практически в непроявленном состоянии, но, не смотря на это, обладают всеми качествами Питта доша - жаром, активностью и являются жидкостями, хотя эти качества у них находятся в непроявленном состоянии. С другой стороны, Пачака Агни и Ранджака Агни полностью проявляют свои качества на физическом уровне. Пачака Агни является жидкостью, по качествам соответствующей достаточно сильной кислоте. Ранджака Агни окрашен в ярко-красный цвет и также является активной жидкостью. Бхраджака Агни занимает промежуточное положение и не настолько проявлен, как Пачака Агни и Ранджака Агни.
Рисунок 2. Положение Пачака Агни.
А - селезенка; В - поджелудочная железа; F - желчный
пузырь; D - двенадцатиперстная кишка; U - пупок.