Местоположение тридоша в здоровом теле

Вата, Питта и Капха доша локализуются и циркулируют по всему телу (Ч.С.1.20.9.) но их основные позиции – нижняя, средняя и верхняя части тела соответственно. Об этом пишут все авторы, а Чарака и Сушрута конкретно указывают, какую область в теле занимает та или иная доша. Кашьяпа пишет (Каш.С.1.27.10-12.): «Доша находятся во всем теле, однако, можно описать места их основной локализации: Вата доша находится в пупочной области, в костях и мозге. Желудок, пот и кровь – места локализации Питта доша. Жир, голова, шея, грудь, суставы и руки – места локализации Капхи. Среди этих мест сердце является основным местом локализации Капха доша, двенадцатиперстная кишка – Питты, а толстая кишка – Ваты».

Чарака утверждает, что основных мест локализации Вата доша семь:

1. Кишечник[49].

2. Мочевой пузырь.

3. Таз.

4. Нижняя часть тела и бедра

5. Ноги.

6. Кости.

7. Уши.

Не смотря на то, что основных мест локализации этой доша семь, все же наиболее важное из них - кишечник. Вагбхата пишет в Аштанга Сам­граха (А.С.20.3.) о местах локализации Вата доша, та­ких как кишечник, мочевой пузырь, уши, легкие, кости, голова и кожа, а в конце добавляет, что среди всех этих мест самое основное - кишечник. В своих коммента­риях на шлоку "паквашайа кати сактьйи шротрасти спаршанэндрийам стханам ватасья татрани паква­данам вишешатаха", Чакрапани пишет, что Чарака выделяет кишечник как основное место локализации Вата доша по той причине, что это место "служит корнем всех заболеваний и дисба­лансов Вата доша”. Низ живота и кишечник являются основными места­ми локализации Вата, т.к. он в большей степени находится там, и если его ненормальность (дисбаланс) проявляется в этих местах, то Вата доша становится абнормальным во всем теле; и с другой стороны, при норма­лизации баланса Вата доша в кишечнике, нормализация произойдет и во всем теле.

Основные места локализации Питта доша следующие:

1. Потовые железы, пот.

2. Хилус, желчь.

3. Вода тела[50] - лимфа, жидкая часть мышц и т.д.

4. Кровь.

5. Эпигастральная зона.

6. Пупочная зона.

7. Глаза.

Среди этих семи главных мест локализации Питта доша основ­ное - эпигастрий. Это подтверждает и Вагбхата (А.Х.1.12.2.): "Две­надцатипер­стная кишка, первая треть пупочной зоны, потовые же­лезы, лимфа, кровь, хилус, глаза и кожа - места локализации Питта доша, но основное среди них - двенадцатиперстная кишка".

Основные места нахождения Капха доша:

1. Грудная клетка.

2. Голова.

3. Шея (горло).

4. Жир.

5. Эпигастральная зона.

6. Суставы.

7. Язык (ротовая полость и носоглотка).

Среди этих семи главных мест локализации Капха доша основ­ное - грудь. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.3.): "Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, причем основное среди них - грудная клетка."

Сушрута очень кратко описывает основные места локализации Тридоша (С.С.1.21.6.). Он говорит: "Вата доша находится между лобком и пупком. Позиция Питта доша – эпигастральная область. Капха располага­ется в эпигастрии и выше". Можно заметить, что эпигастрий упоминается Чаракой как по­зиция и Питта и Капха доша, а Сушрута утверждает, что там нахо­дится исключи­тельно Капха доша. Чарака и Сушрута по-разному описывают положение эпигаст­ральной зоны.

Чарака описывает эпигастрий как место между пупком и соска­ми (Ч.С.3.2.17.). С его точки зрения, данная зона - это та часть же­лудочно-кишечного тракта, где идут наиболее интенсивные про­цессы пищеваре­ния. Таким образом, с точки зрения современной анатомо-физиологичес­кой науки, эпигастрий - это желудок с две­надцатиперстной кишкой, в норме находящийся чуть выше пупка. И когда Чарака говорит, что поло­жение Питта доша – эпигастраль­ная зона, то он подразумевает нижнюю часть желудка и двенадца­типерстную кишку. Положение же Капха доша - верхняя часть этой области, т.е. - желудок. Чакрапани в своих коммента­риях на Чарака Самхиту говорит, что Питта доша располагается в нижней части эпигастрия, а Капха - в верхней[51]. С позиции Сушруты, эпигастрий - это зона желудка, а Питта доша располагается как раз в центре эпигастрия, то есть в зоне две­надцатипер­стной кишки. Поэтому, между утверждениями Сушруты и Чараки отно­сительно положения Питта и Капха доша нет ника­ких противоречий[52].

Кстати говоря, на первый взгляд существуют достаточно круп­ные разногласия между Чаракой и Сушрутой по поводу местополо­жения Питта доша в целом. Чарака говорит, что местоположением Питта доша являются:

1. Потовые железы.

2. Хилус.

3. Лимфа.

4. Кровь.

5. Желудок и двенадцатиперстная кишка.

Сушрута говорит вроде бы о других местах:

1. Глаза.

2. Сердце.

3. Печень и селезенка.

4. Кожа.

5. Желудок и двенадцатиперстная кишка.

С положением эпигастрия мы уже разобрались и выяснили, что дан­ный термин в общем соответствует той области пищеваритель­ного тракта, которую современная анатомия называет двенадцати­перстной кишкой. Давайте рассмотрим и сопоставим остальные места локализации Питта доша.

В качестве одного из основных мест локализации этой доша Ча­рака выделяет хилус (Раса дхату), а Сушрута говорит о сердце. В некоторых наиболее древних аюрведических текстах сердце назы­вают Раса, ведь оно является вместилищем Раса дхату, хилуса. Та­ким образом, если одним из основных мест локализации Питта доша является хилус, безусловно, его основным местом локализа­ции будет и сердце, и наоборот. Аналогичным образом, печень и селезенка, являясь с точки зре­ния Аюрведы в очень большой степени функционально близкими органами, описываются Сушрутой как места локализации Питта доша, что абсо­лютно совпадает с утверждением Чараки, говоряще­го, что основным мес­том его локализации является кровь, ведь пе­чень и селезенка являются вместилищем крови.

В Аюрведе принято, что чаще всего термин "сведа" обозначает пот или потовые железы, но иногда оно переводится как "жидкость, в кото­рой растворен Агни". Место, в котором присутствует сведа в организме только одно, и именно его и упоминает Сушрута, когда описывает ос­новные местоположения Питта доша. Он описывает глаза как одно из ос­новных мест локализации Огня, или Питта доша в теле человека. В ши­роком смысле слово "Дришти" перево­дится как "глаз", но в Шарирастха­не, аюрведической анатомии и физиологии этот термин обозначает только зрачок. В глазу нахо­дятся четыре оболочки, защищающих зрачок. Сушрута пишет в Сушрута Самхите (С.С.4.1.18.): "Одна из оболочек глаза, Теджо­лакшитам - состоит из воды, в которой растворен Агни (Сведа), вторая - мышечная, третья - жировая, а четвертая по своему строе­нию близка к костной ткани". Из этой шлоки видно, что одной из оболочек глаза является вода, в которой растворен Питта доша.

Таким образом, можно смело утверждать, что между описанием местоположения Тридоша Чаракой и Сушрутой противоречий и разногласий не существует, как и говорят все комментаторы на эти выдающиеся аюрведические тексты. Помимо всего вышесказанного, можно добавить, что в результа­те процесса пищеварения, в тонком кишечнике идет образование Вата доша, в двенадцатиперстной кишке - Питта доша, в желудке - Капха доша. Это еще одна причина, по которой эти места являются местом основной локализации Тридоша (см. рисунок 1.).

Рисунок 1. Локализация Тридоша в брюшной полости.

местоположение тридоша в здоровом теле - student2.ru

А - пищевод; В - дно желудка; С - пилорический

отдел желудка; С-D - двенадцатиперстная кишка;

U - пупок[53].

Локализация Тридоша.

А-В - Капха доша.

C-D - Питта доша.

Тазовая полость - Вата доша.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША

В аюрведических текстах мы находим описание пяти видов Вата, Питта и Капха доша. Сразу же возникает вопрос - являются ли различные Ваю разными субстанциями, имеющими различное строение, или это одна и та же Вата доша? Известно, что Вата доша имеет природу газа. Являются ли пять различных Ваю разными га­зами, обладающими различными физическими и физиологическими характеристиками? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ибо в сохранившихся аюрведических текстах настолько подробной информации не содержится. Можно только сказать, что существует Ваю тела, Вата доша, которая называется разными именами в за­висимости от функции и места основной локализации в теле чело­века. Точно так же, как кто-то может служить царским наместником, генерал-губернатором и тайным агентом одновременно, в соответствии с исполняемыми обязанностями, и хотя он имеет посто­янный офис в столице, но ездит по всей стране, исполняя свои обя­занности, которые достаточно обширны, но он - один и тот же че­ловек, так и Ваю тела имеет свое специальное, самое главное по­ложение в теле, из которого он распространяет себя по всему орга­низму, и в зависимости от того, где он в данный момент находится и какие функции выполняет, он называется разными именами.

Исходя из этого, выделяют пять типов, или субдоша, каждой доша. Субдоша Вата доша называют ветрами, Питта доша – огнями, а субдоша Капха доша носят собирательное название по имени Капха доша.

Описание субдоша каждой из Тридоша Сушрута начинает сразу же после определения места основной локализации каждой из трех доша таким образом[54]: "После возникновения из пищи в месте своей ос­новной локализации, т.е. в желудке, двенадцатиперстной кишке и в кишечнике, каждая из Тридоша начинает двигаться пятью путями, одновременно разделяясь на пять субдоша".

Описывая местоположение субдоша Вата доша, Шарангадхара приводит следующую шлоку:

хриди прано гудэ-панаха самано набхи самстхитаха

уданах кантха дешастхо Вьянах сарвашарирагаха

"Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу".

Шива Самхита (3.7.) следующим обрахом описывает места основной локализации субдоша Вата доша: «Прана Ваю находится в грудной зоне (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вьяна Ваю движется по всему телу[55]».

Давайте теперь рассмотрим местоположение Питта и Капха доша исхо­дя из положения их субдоша, описанных Сушрутой. Позиция Питта доша такова:

1. Печень и селезенка.

2. Сердце.

3. Кожа.

4. Глаза.

5. Двенадцатиперстная кишка.

Позицией Капха доша являются:

1. Грудь.

2. Голова.

3. Горло.

4. Суставы.

5. Желудок.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции доша занимают только в состоянии баланса и равновесия (С.С.1.21.7.).

Чарака никогда не описывал субдоша Питта доша (Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни) и субдоша Капха доша (Кледака Капха, Слешака Капха, Аваламбака Капха, Тарпака Капха и Бодхака Капха, которую называют иногда Бходжака Капха), он повествует только о субдоша Вата доша (Прана Ваю, Самана Ваю, Удана Ваю, Вьяна Ваю и Апана Ваю). Чакрапани объясняет такое невнимание Чараки к субдоша Питта и Капха доша тем, что Вата доша наиболее важная и актив­ная из всех, а так же тем, что для лечения любого болезненного процесса в организме в первую очередь необходимо нормализовать баланс Вата доша (Чакрапани Самхита 6.28.). По этой причине Чарака досконально и наиподробнейшим образом останавливается исклю­чительно на описании субдоша Вата доша. Субдоша же Питта и Капха доша не в такой степени значимы для лечения заболеваний, и поэтому Чарака просто опустил их.

Сушрута более подробно остановился на субдоша Вата и Питта доша (С.С.1.21.), считая их обоих очень важными, но что касается субдоша Капха доша, он даже не называет их принятыми в аюрве­дических текстах именами, которые мы находим у чуть более позд­них авторов (например, у Вагбхаты).

Наши рекомендации