Реберная клетка или реберный массаж.
На самом деле ребра созданы в виде двенадцати пар рычагов, согласованно двигающихся для того, чтобы обеспечить массаж сердца и легких с каждым дыхательным движением. Этот массаж поддерживает циркуляцию лимфы. К тому же, с каждым из 26 000 дыхательных движений, которые делает ваш ребенок за день, массируются мышцы вдоль позвоночника, плечи и связанные с грудью органы сердца и легких. Когда нижняя реберная клетка игнорируется и становится жесткой, дышать полной грудью становится тяжелее, а глубокий вдох не получится до тех пор, пока она снова не станет упругой и доступной для носового дыхания.
Естественной реакцией нашего организма на стресс и влияние эластичного движения реберной клетки становится неэластичность реберной клетки и закупоривание свободного доступа к нижним долям легких. Именно по этой причине древние бегуны тренировались с полным ртом мелких камней или воды, чтобы заставить себя понять всю важность носового дыхания. У нас, как у родителей, есть замечательная возможность научить детей дышать глубоко и разумно в течение всего наполненного стрессовыми ситуациями детства. Снова обрести доступ к нижним долям легких через носовое дыхание не так уж трудно. Необходимо всего лишь немного практики. Я обучал спортсменов и людей, далеких от спорта, дышать таким способом в течение почти 20 лет, и видел настоящие чудеса.
Глубокое носовое дыхание обеспечивает ощущение спокойствия, которое я называю центром шторма. В центре шторма ребенок учится умело справляться с большим количеством стрессовых ситуаций внешнего мира, поддерживая внутри себя нерушимый мир и спокойствие.
На поле боя в эпической поэме "Махабхарата" Кришна открывает секрет победы великому воину Арджуне. Он говорит: "Иогас-
288
j/Ьорведа для детей
та куру кармани", что означает: "В первую очередь укрепи силу духа, а потом действуй". Основная идея его высказывания заключается в том, что необходимо зафиксировать внутреннее спокойствие или силу духа, и только после этого человек сможет достичь победы. Это похоже на действие шторма - чем больше центр его покоя, тем сильнее ветер. По этому поводу очень хорошо сказала Билли Джин Кинг, описывая арену во время соревнований: "потрясающая смесь жестких действий происходила в атмосфере всеобщего спокойствия".
Секрет 10: Десятый секрет здоровья заключается в том, чтобы практиковать носовое дыхание. Дыхание через нос не только обеспечивает здоровье и физическую выносливость, но и является ключом к полному использованию нервной системы и способности постигать тонкую и духовную энергию организма.
ДавиД и Голиаф.
Давайте обсудим как влияет носовое дыхание на возможности наслаждаться жизнью и физическими упражнениями.
В 90-ых годах я проводил тренинг по использованию техники дыхания носом во время занятий спортом среди преподавателей физкультуры в маленькой частной школе на Среднем Западе. В то время их футбольная команда была маленькой, неопытной и считалась одной из самых слабых в лиге. На самом деле, мне кажется, они не выиграли ни одной игры за сезон, хотя может я ошибаюсь? Определяется ли победа только финальным счетом очков? Что-то поменялось в команде, когда игроки начали практиковать носовое дыхание. Их внимание естественным образом переключилось с желания победить к наслаждению игрой. Вместо того чтобы ориентироваться на цель, что обычно случается во время школьных соревнований, они стали радоваться самому процессу игры. Смена приоритетов позволила команде улучшить способность и 1 умения игроков без напряжения и стресса. 1
Этот новый подход изменил их отношение к игре с самой силь- 1 ной лидирующей командой лиги. В этом матче более сильная ко- j манда выиграла со счетом 8:0, хотя от неопытных игроков ожида- S ли проигрыша в 20 очков. ',
У лава 11. Секрет Т>есятый
289
Во время этого "убойного проигрыша" молодая и неопытная команда нашла способ насладиться процессом матча. Для своего уровня команда играла совсем неплохо и по праву гордилась своими достижениями. В течение всей игры мои подопечные наслаждались собой и даже своим проигрышем. Они показали хорошие спортивные качества и великолепный энтузиазм. Наслаждение матчем и воодушевление, которое испытывали игроки, сбило столку лидирующую команду и сказалось на их способности играть.
Победа не всегда означает большое количество забитых голов, а победитель - это не всегда тот, кто набрал больше очков. В данном случае победа была в сердце каждого игрока команды, забившей, может быть, меньше голов, но без сомнения победившей в этой схватке.
В конце игры, проигравшая команда праздновала свое поражение как самую большую победу. Это привело в ярость выигравшую команду. По какой-то причине ее игроки не были удовлетворены своим триумфом. Их так сильно раздражала реакция проигравших, что они предложили сыграть матч-реванш. Они посчитали, что, сыграв ещё раз, они не только наберут дополнительные очки, но и сломят дух команды.
Когда игроки "проигравшей" команды услышали о реванше, они рассмеялись и стали ещё больше поздравлять друг друга.
Как дыхание через нос может создать особую психологическую атмосферу на футбольном поле? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в 1992 году мы изучили действие носового дыхания во время физических упражнений. Десять учеников старших классов выполняли тест на велотренажере, дыша носом. Затем те же самые ученики сделали это упражнение, вдыхая через рот, и мы смогли сравнить результаты. Мы измерили скорость сердцебиения, частоту дыхания, уровень полученного напряжения, мозговые колебания, кровяное давление и воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.
Выполняя упражнение более активно, ученики, дышавшие носом, справлялись с напряжением намного легче, чем те, кто дышал ртом. Дышавшие носом выполняли упражнение с большим уровнем сопротивления (200 Ватт) делая всего 14 дыхательных движений в минуту. Если знать, что обычно мы дышим 16-18 раз в
290
^Аюрведа, для детей
минуту, этот результат выглядит очень значительным. Представьте, что вы делаете тяжелое физическое упражнение, но при этом производите на 4 дыхательных движения меньше, чем обычно.
Во время измерения показателей тех, кто дышал через рот, та же самая группа детей выполняла те же самые упражнения, тяжело дыша и задыхаясь. Удивительно, но при этом они делали 48 дыхательных движений в минуту! В этом и заключается огромная разница: дыша ртом, дети вдыхали 48 раз в минуту, а делая это носом - всего 14 (см. график А).
Другими словами, они были готовы трансформировать свою субъективную реакцию и увеличить энергичность выполнения упражнения на 60%.__________
Когда участников попросили сравнить свои ощущения во время выполнения упражнений, используя сначала носовое, а потом ротовое дыхание, результат оказался даже более впечатляющим. Для того чтобы ответить на этот вопрос, их попросили использовать шкалу Борга. От них требовалось указать уровень испытанного напряжения, распределив его по шкале от одного до десяти, где десять является самым высоким и сильным уровнем напряжения (см. График Б). Дыша ртом, на самом высоком уровне сопротивления, все испытуемые отметили десятое деление. Однако уровень испытанного напряжения заметно изменился, когда ученики стали дышать носом при выполнении того же самого упражнения с тем же самым уровнем сопротивления. В этом случае, уровень напряжения находился на отметке четыре, а не десять, как в предыдущем тесте.
Представьте, что вы выполняете то же самое количество работы или испытываете то же самое количество стресса в жизни, но вместо того чтобы ощущать предельное напряжение, достигающее десятой отметки, вы без усилий справляетесь со всем, напрягаясь только до отметки четыре. Это очень похоже на то, что ощущали ученики, дышавшие через нос во время выполнения упражнения.
Когда на семинарах я спрашиваю людей, как они чувствуют себя . в стрессовых ситуациях, большинство указывают на то, что посто-
306
Аюрведа для детей
из государственного университета штата Монтана тоже объявили о разнице в когнитивном воздействии потоков воздуха через определенную ноздрю, а научная работа, проведенная в университете Торонто, содержит описание воздействия на эмоции вдохов, сделанных через разные ноздри. Итак, носовое дыхание обеспечивает нас чем-то, чего не может дать дыхание через рот, а именно связью с церебральными полушариями лобных долей, отвечающими за познавательную, думающую часть нашего мозга.
Это особенно важно в свете нового исследования умственного здоровья и полушарий лобных долей. Оно показывает, что во время таких состояний, как депрессия или беспокойство, одно церебральное полушарие мозга более активно, чем другое. Во многих случаях, правое полушарие лобной доли указывает на большее беспокойство, тогда как левое более активно во время депрессии. В этом опыте участвовали только дети. Подобное исследование было проведено Центральным институтом мозга в Германии в 2002 году. Оно не только доказало отличие беспокойных детей от спокойных, но и указало на разницу восприятия девочек и мальчиков, а так же детей разных возрастов. Другая работа, выполненная в том же институте, помогла обнаружить образцы асимметрии у детей с СДВГ. Эта область изучения ещё очень молода, но целительная сила носового дыхания может оказать значительную помощью при этом заболевании.
Древняя наука дыхания.
Дыхание на протяжении долгих веков во всем мире ассоциировалось с силой жизни. В Китае эту энергию жизни называют чи, в Японии - ки, а в Индии - прана. Интересно, что по-гречески дыхание называется pneuma. Этим же словом греки обозначали душу или дух. В боевых искусствах, стрельбе дзен, тай чи, цигун и йоге знание и умение осуществлять контроль над праной считается ключом к интеллектуальному и физическому успеху. Западная медицина ещё не измерила прану, но это не означает, что ее не существует. Просто ещё не был изобретен такой тонкий инструмент, который позволил бы это сделать.
Прана, сила жизни организма, приходит в наше тело и клетки через воду, пищу и воздух. Именно поэтому большое количество воды, свежая хорошо приготовленная еда, физические упражнения и дыхательная техника являются основными компонентами
J лава 11. Секрет Т)есятый
307
идеального здоровья.
Прана переносится воздухом и входит в носовой проход, когда вы дышите. Находясь в носу, воздух очищается, согревается и фильтруется перед тем, как попасть в полости и легкие. В Аюрведе сказано, что пока воздух движется через нос, прана передвигается по обонятельному нерву прямо в кору головного мозга, отвечающую за эмоции, или в лимбическую систему. Говорят, что техника носового дыхания передвигает прану и тонкую энергию в мозг и центральную нервную систему.
Прана - это жизненная сила, которая существует в каждом живом создании, то есть в растениях, животных, в нашей пище и в нас самих. Даже та вода, которую мы пьем, может быть лишена праны или наполнена ею._______________________________________
Во время дыхания ртом воздух и прана попадают в организм и выходят из него, не попадая в полости. Это означает, что меньшее ее количество доходит до мозга и нервной системы.
Если цель упражнения заключается в том, чтобы укрепить координацию тела и разума, не лучше ли в первую очередь открыть проход к мозгу и нервной системе, а уже потом и к остальному телу? Дыша через нос, вы не только увеличиваете количество поступающей в нервную систему праны, но и обеспечиваете ей прямой доступ в мозг. Согласно Аюрведе, прана, попадающая в организм через нос, достигает контролирующих центров мозга, откуда имеется доступ ко всем возможностям нашего организма.
В книге доктора Джеймса Фундерберка "Наука изучения йоги" описан 67-летний йог, весивший 48 килограммов. Он владел удивительной силой, которую черпал из йоги и дыхательных упражнений. Этот человек обернул грудь и ноги металлической цепью шириной в один сантиметр. Предварительно цепь прошла проверку, и выяснилось, что она выдерживает давление в 300 килограммов. После нескольких вдохов, сделанных через нос, он выдохнул и надавил на цепь ногами. Цепь распалась на куски.
Человеческий организм обладает неограниченным потенциалом. Эйнштейн сказал, что он использует 10% от всех своих умственных способностей. Некоторые современные исследователи считают, что мы используем только 0,01% потенциальных возможностей своего мозга. Заложенная в нас с рождения информация поражает вооб-
ражение: даже по самым скромным подсчетам в человеческом мозгу содержится более 100 триллионов нейронных соединений или окончаний. Скорость передачи сигналов через эти нейронные соединения измеряется тысячами и десятью тысячами долей секунды. Существует доказательство того, что каждая наша мысль мгновенно влияет на каждую клетку организма. Способ для максимальной интеграции разума и тела, видимо заключается в том, чтобы постоянно поддерживать единство человеческого организма.
Каждый из нас обладает огромным количеством способностей, поэтому логично предположить, что нам следует использовать их для полного раскрытия человеческого потенциала. Если посмотреть на людей, соблюдающих традиции, кажется, что их культура сохранила знания и методы, когда-то позволявшие раскрыть все возможности человека. Тарахумара могут бегать на огромные расстояния. Настоящие боевые искусства использовались для полного раскрытия потенциала человеческого тела, и только монахи, соблюдавшие строгую и жесткую дисциплину, имели к ним доступ. Бегуны коренных жителей Америки покрывали чрезвычайно длинные расстояния с полным ртом мелких камней или воды для того, чтобы научиться дышать через нос. Такой подход требует концентрации и дисциплины, но результат стоит проделанной работы и затраченных усилий. В современной культуре, лишенной каких-либо неудобств, все получается так просто, что у нас редко появляется стимул к великим свершениям.
Мы можем получить ощущение совершенного подвига, посмотрев телевизор. Однако согласно Аюрведе, этого недостаточно, потому что у каждого из нас есть потенциал, который необходимо раскрыть. Ближе к концу, я поделюсь с вами древним секретом дыхания, преимущества которого ещё предстоит понять западной науке.
Библия, Бытие 2:7:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
ГЛАВА.12.
Безупречное
Психическое здоровье
"Палки и камни могут сломать мне спину, но словом меня не обидеть".
Я не думаю, что кто-нибудь верит в правдивость этой детской поговорки. Дети точно знают, насколько обидным может быть слово. В сущности, им можно ударить гораздо сильнее, чем палкой или камнем. Физическая боль скоро проходит, дети выздоравливают и бегут играть уже на следующий день, если не происходит ничего серьезного. Если же задеты чувства ребенка, это может повлиять на его развитие, поведение и личность. Травматичная и постоянно повторяющаяся обида может изменить ход всей его жизни.
Обида или стресс могут войти в жизнь ребенка по-разному. Произойдет ли это на уровне эмоций или разума из-за отношений со сверстниками, из-за спортивных неудач или во время семейных конфликтов с братьями и сестрами, не имеет значения, так как все эти причины приводят к негативным биохимическим процессам. Мы уже знаем, что стресс является причиной 80% заболеваний. Хотя напряжение и не может стать причиной серьезного заболевания (приводящий к болезням эффект стресса накапливается в течение всей жизни), стресс влияет на жизнь детей гораздо сильнее, чем на жизнь взрослых.
Находясь в состоянии напряжения, надпочечники вырабатывают большое количество таких антистрессовых гормонов, как кортизол и адреналин. Они могут спасти нам жизнь в кризисной ситуации и на короткий срок улучшить нашу способность действовать
310
Аюрведа. Эля детей
в критический момент. Для того чтобы подтолкнуть нас к действию, эти гормоны поднимают кровяное давление и увеличивают уровень сахара в крови, подавляя иммунную систему и работу пищеварительной системы. Все это оказывает негативное воздействие на наш организм, если длится в течение долгого периода времени. Гормоны стресса необходимы для увеличения активности и для решения проблемы в сжатые сроки.
В детстве у нас формируются привычки, и мы учимся навыкам, помогающим нам справляться с неудобными и стрессовыми ситуациями. В наше время мозг многих американцев слишком часто находится в состоянии гормональной "боевой тревоги". Многие из нас воспринимают жизнь как серию критических ситуаций или как борьбу, и наши дети копируют это. Видя, что мама и папа постоянно работают на пределе своих возможностей, они будут делать то же самое. Когда эмоциональная тревога ослабевает, мозг посылает "полноадресуемый бюллетень" о доставке всего доступного сахара или аварийного топлива к нему. В результате появляется тяга к сладкому, уровень сахара в крови увеличивается, а затем падает, настроение становится переменчивым, а весь поступающий жир откладывается под кожу и закрывается в жировых клетках, пока не минует кризис. К сожалению, сигнал о том, что все кончилось, отправляется редко и, в результате, мы становимся страной с самым толстым населением в мире и самым высоким уровнем хронического ожирения.
Детские стрессы оказывают большое влияние на эмоциональность детей и их социальное развитие. В первые 18 месяцев жизни обучение, социализация и самооценка подвержены наиболее сильному влиянию стресса. Отказ вызывает самое сильное напряжение в жизни ребенка. На занятиях физкультурой детей постоянно оценивают учителя и их сверстники. Любовь - это естественная потребность ребенка. Для того чтобы заслужить ее, они добиваются одобрения. Когда дети чувствуют признание своих заслуг, они ощущают себя защищенными. В такой обстановке надежности они могут расти и развиваться физически, умственно и духовно.
Создаем ли мы необходимую среду для развития и обучения наших детей? Для того чтобы помочь родителям, я поделюсь с ними некоторыми знаниями о развитии ребенка согласно традициям Аюрведы, прошедшими проверку временем.
"J лава 12. Ъезупречное психическое здоровье
311
Сигналы, которые мы шлем нашим детям во время общения в течение всего дня, чрезвычайно сильны. Родители и учителя говорят 18 "нет" на одно "да", взаимодействуя со своими детьми и учениками. Опекуны раздают слово "нет" каждые девять минут. Дети постоянно слышат, что их действия неправильны. Вечное неодобрение и осуждение повышает их ощущение ненадежности и превращают демонстрацию одобрения и любви в исключение из правил.
"Грязные кухонные полотенца".
Неумение общаться является ещё одним результатом стресса, который непосредственным образом влияет на здоровье детей и жестоко отражается на их эмоциональном благополучии. Для того чтобы уменьшить количество напряжения, детей необходимо научить общаться со сверстниками, братьями и сестрами. Обида может привести к злобе и негодованию, которые постепенно станут занимать большую часть разговоров детей, особенно с их близкими друзьями и родственниками. Имея шестерых детей в доме, легко довести проблемы общения до критического момента, превращая нехватку необходимых навыков в непереносимый недостаток.
Обучая своих детей тому, как необходимо обращаться со своими чувствами и ощущениями других, я, наверное, научился самым важным вещам, которые необходимы родителям. Я использовал простую, но очень эффективную методику, которая учит детей и взрослых общаться напрямую, от сердца к сердцу, с теми, кого мы любим и со всеми, кто встречается на нашем пути.
Это упражнение помогло моим детям осознать, что то, как они ощущают и то, как они выражают свои чувства, может мгновенно распространить радость или злобу по всему дому.
Методика "грязного кухонного полотенца".
Однажды, находясь на кухне, я услышал звук борьбы, происходящей на втором этаже нашего дома. "Мейсон!" - позвал я моего 5-летнего сына.
В ответ он рявкнул: "Что!" таким тоном, который ясно давал понять: не трогайте меня, я зол на всех и вся.
В то же мгновение я созвал всех, кто был в доме, вниз: 12-, 10-, 8и 5-летнего.
312 . ■ у ^Аюрведа для детей
Я подошел к шкафу, где хранились кухонные полотенца и, достав десять из них, протянул по одному каждому ребенку так, что все они были соединены со мной и друг с другом с помощью этих кусков ткани.
Сделав все это, они посмотрели на меня так, будто я сошел с ума, поэтому я поспешил объяснить то, что я собираюсь сделать.
"Кухонные полотенца означают наши с вами отношения. По сути, в каждом из нас живет два вида отношений. Первый - это наша любовь друг к другу, а второй, который представляют сейчас эти полотенца, обозначают способ нашего общения. Что касается любви, она, конечно, не всегда бывает видна, и сейчас она закрыта тучей вашей борьбы и злобы", - сказал я и тут же продолжил: "Глубоко внутри нас живет любовь друг к другу, и эта любовь будет длиться вечно. Что бы вы ни сделали, я всегда буду любить вас.
Я знаю, что вы можете не согласиться с тем, что я сейчас говорю, но в каждом из вас живет эта любовь, и вы ничего не сможете с ней сделать.
Однако существует одна проблема. Ваша злость друг на друга, обиды, возмущение и разочарование могут испачкать полотенцаотношения, которые у вас есть. Если вы позволите грязи скопиться на вашем полотенце и не станете счищать ее, вы никогда не познаете любви, которая живет в нашей семье".
Затем я повернулся к 5-летнему Мейсону и спросил: "Что ты почувствовал, когда твой старший брат Остин забрал у тебя игрушку?"
"Я разозлился", - быстро ответил Мейсон.
"Что ты ощущал перед тем, как разозлиться, в тот момент, когда он забирал твою игрушку?", - спросил я ещё раз.
"Мне стало грустно".
"Мейсон, ты сказал Остину, что он обидел тебя?"
"Нет, - ответил Мейсон. - "Я просто разозлился и ударил его".
Затем, я спросил Остина: "Что ты почувствовал, получив удар?"
Остин ответил: "Я обиделся, а потом я разозлился ещё больше и тоже ударил Мейсона".
Я продолжил: "Значит, вы затеяли драку. Я позвал Мейсона, он нагрубил мне, тем самым обидев меня. Итак, что если теперь ваша сестра Джанаки (моя 12-летняя дочь) придет ко мне и попросит денег, чтобы пойти в кино? Что я ей скажу?"
Дети ответили одновременно: "Ты не дашь ей".
"Jлава 12. безупречное психическое здоровье
313
Я сказал: "Возможно, я даже нагрублю ей безо всякого на то основания, просто потому что Мейсон нагрубил мне".
Я переключил их внимание на кухонные полотенца: "Теперь посмотрите на полотенца, которые вы держите. Остин испачкал то, что соединяет его с Мейсоном, когда отобрал у брата игрушку. Чувства Мейсона были задеты, но вместо того, чтобы сказать об этом Остину, он испачкал полотенце ещё больше, испортив отношения с Остином. Чем больше грязи, тем меньше общения. Скоро ваши отношения полностью нарушились, и вы начали драку.
Когда я позвал Мейсона, чей голос я услышал, он нагрубил мне, тем самым испачкав полотенце между Мейсоном и мной. Это полотенце представляет собой наши с ним отношения".
Я сказал: "Теперь из-за этой грязи задеты и мои чувства. Я не отличаюсь от вас и тоже могу обидеть кого-то!
Как я почувствую себя, обидевшись?" - спросил я.
"Ты разозлишься", - ответили дети.
Я продолжал говорить с ними на эту тему: "Итак, если бы Джанаки попросила у меня денег, чтобы пойти в кино, я бы разозлился на нее и испачкал бы полотенце наших с ней отношений. Теперь грязные полотенца соединяют меня с Мейсоном и Джанаки, но моя обида ещё не прошла.
Итак, я все ещё обижен, и тут подошла бы мама и попросила бы меня вынести мусор. Как бы я отреагировал?"
Они сказали: "Ты бы разозлился на нее".
"При том, без причины, - добавил я. - Что мне нужно было сделать, когда Мейсон нагрубил мне?"
Они ответили: "Ты должен был рассказать Мейсону о том, что ты почувствовал".
"Точно", - сказал я. "Теперь, Остин, - задал я вопрос, - Если бы Мейсон сказал тебе, как сильно ты его обидел, забрав его игрушку, как ты думаешь, стали бы вы драться?"
"Конечно, нет", - сказал Остин.
"Почему?" - спросил я.
Он ответил: "Потому что мои чувства не были бы задеты, а Мейсон почувствовал бы себя лучше".
Я сказал: "Уверен, что Остин забрал игрушку в первую очередь потому, что кто-то обидел его до этого, и обида заставила его разозлиться на весь мир".
Скоро мои дети осознали связывающие нас отношения и выбор, имеющийся у каждого из нас: мы можем сказать правду о наших отношениях, основанных на любви, или мы можем грубо отреагировать на обиду, которую причинили нам другие.
"В такой большой семье, как у нас, - сказал я им, - мы должны научиться выражать свои чувства и уважать чувства других".
Я спросил их: "Вы думаете люди начинают войны, потому что хотят убить друг друга или вы считаете, что это происходит из-за чьей-то обиды? Когда людей обижают снова и снова, как вы думаете, что они чувствуют?"
Дети ответили: "Люди злятся и начинают воевать".
Я задал ещё один вопрос: "Что вы будете делать, чтобы избежать подобных войн?"
"Мы будем просить обиженных людей, чтобы они рассказали нам о своих чувствах".
"Как вы думаете, люди, наносившие обиды, понимали, что задели их чувства?"
Дети сказали: "Наверное, нет. Если обе стороны были бы честны друг с другом и рассказали о том, что они действительно ощущают, может быть, они бы даже подружились".
"Трудно быть честным и рассказать о своих чувствах, не правда ли? А теперь сравните свои ощущения теперь и во время драки и расскажите мне о них".
Мальчики ответили, что чувствуют себя намного лучше. "Ты любишь своего брата?" - спросил я Мейсона: Он ответил: "Да".
"Я тоже тебя люблю, Мейсон. Мы - друзья" - отреагировал Остин.
Я попросил детей взглянуть на полотенца, которые мы держали, и сказал:" Если мы будем оставлять грязь на этих полотенцах, сможем ли мы любить друг друга и наслаждаться временем, проведенным вместе? Когда вас обижают, сердце, источник ваших чувств, закрывается. Не ощущая любви в своем сердце, вы становитесь злыми и неосознанно обижаете друг друга так же, как Мейсон обидел меня, потому что став слишком грязными, ваши отношения уже не смогли бы стать прежними. Любовь и желание общаться, живущие в вашем сердце, уходили бы все глубже и глубже, пока вы не ощутили бы себя старыми и больными".
Остин крикнул: "Группа, обниматься!!!" и кризис завершился большой давкой и чистыми полотенцами.
Я постоянно использую этот метод и другие известные мне методики, включающие и сказки на ночь, и футбол на заднем дворе, для того, что иметь возможность показать детям, как их действия влияют на других. Наши занятия футболом бывают довольно напряженными, и всякий раз во время игры, мы получаем урок, как общаться друг с другом, и, что ещё важнее, как понять чувства друг друга. Каждый хочет быть любимым, моя цель показать детям, как замечательно бывает проявить свою любовь.
Запоминание наизусть.
Дети испытывают напряжение не только на игровой площадке. Многие дети считают, что учеба может быть ещё худшим "медведем в лесу". Концентрация на уроке и сохранение полученной информации стали настоящей проблемой современной образовательной системы.
Исследования показали, что дети сохраняют в памяти:
-10% того, что они читают,
- 20% того, что они слышат,
- 30% того, что они видят,
- 50% того, что они слышат и видят,
- 70% того, что они проговаривают,
- 90% того, что они проговаривают или делают.
Большая часть преподавания в американских школах сводится к простому вербальному общению, поэтому у детей нет возможности запоминать столько, сколько от них ждут. В странах, где все ещё сильны традиции, обучение происходило на примере и наделе. Дети могли, посмотрев на плотницкую работу своего отца, захотеть повторить ее. Они могли подобрать несколько инструментов, как это всегда делают мои дети, и "поиграть" с ними. Делая что-то в атмосфере игры, дети обучаются. Дело заключается в том, что не все дети воспринимают информацию одинаково. Разные типы детей, по Аюрведической классификации, так же имеют свои особенности восприятия.
Ребенок зимнего типа - слуховая память.
Ребенок летнего типа - визуальная память.
Ребенок весеннего типа - моторная память.
У всех детей развита слуховая, визуальная и моторная память, но зная тип своего ребенка, вы сможете понять то, каким способом он легче всего воспринимает информацию. Далее в этой главе вы найдете эти и другие различия и некоторые способы лечения нарушений восприятия, но помните, что лучше всего ребенок запоминает и учится в атмосфере игры, имитируя ваши действия.
"Зимний" слух.
Ребенок зимнего типа или Вата бывает беспокойным и легко перевозбуждается, поэтому иногда его нелегко успокоить, заставить сконцентрироваться и выучить что-то. По своей природе их ум очень чувствительный и легче всего воспринимает информацию на слух, потому что это самая быстрая система передачи знаний. Когда у таких детей нет нарушений, они легко и быстро запоминают новое, но с трудом удерживают его. У них очень развита краткосрочная память.
"Летнее" зрение.
У ребенка летнего типа или Питта чаще всего не бывает трудностей с учебой. Они горячи, энергичны и стремятся к лидерству. Они прекрасно ощущают себя в нашем вечно спешащем и яростном обществе. Лучше всего они воспринимают информацию визуально, поэтому им достаточно прочитать книгу или посмотреть на школьную доску, чтобы извлечь пользу из своей способности. Так как их натура стремится к умеренности во многих вещах, и расположены они между зимой и весной, эти дети хорошо владеют как краткосрочной, так и долгосрочной памятью.
"Весеннее" движение.
Обычно дети весеннего типа отличаются склонностью к лени, медлительностью и методичностью, что отражается на их манере восприятия. Часто они не справляются с быстрым темпом обучения в классе, основанном на звуках. Если они что-то запомнили, они хранят эту информацию всю жизнь, но запоминание нового дается им с трудом. Это особенно сильно проявляется в то время, когда они находятся в весеннем цикле жизни (до 12 лет). Лучше всего они учатся, когда в процесс обучения включено движение, модели или предметы, которые они могут передвигать, так как использование всех чувств позволяет им полностью запомнить полученный опыт. Они обладают тем, что можно назвать безлимитной
J"лава 12. Ъезупречное психическое здоровье
317
долгосрочной памятью, но часто страдают от проблем с краткосрочной, отчего окружающие часто считают их забывчивыми.
Помните, дети, представляющие собой один тип, встречаются редко. Обычно они сочетают в себе характеристики двух типов, которые смягчают и сглаживают острые углы характера каждого из них.