Сенсорная комната в работе с инвалидами

Занятия в сенсорной комнате способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья инвалидов.

Специальное полифункциональное оборудование сенсорной комнаты позволяет решить следующие задачи:

- нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;

- снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;

- коррекция и развитие когнитивных процессов;

- развитие коммуникативных навыков, креативности и др.

Примерный перечень оборудования сенсорной комнаты:

- интерактивная воздушно-пузырьковая трубка «Ручеёк» на мягкой платформе с акриловыми зеркалами и пультом управления;

- зеркальный шар с мотором и источником света;

- прибор динамической заливки света «Нирвана»;

- световой стол для рисования песком (в комплект входит
песок);

- фиброоптическое волокно с интерактивным источником света;

- панно «Звездное небо»;

- сухой бассейн;

- тактильная дорожка;

- музыкальный центр;

- набор компакт-дисков с музыкой для релаксации;

- мягкие формы «Пуфик» и др.

Вызывает интерес следующее оборудование для релаксации, песочной терапии и сказкотерапии предлагаемое известным Санкт-Петербургским институтом практической психологии «Иматон»: комплекс «Песочная магия», включающий в себя песочницу и наборы фигур; комплекс «Чаша равновесия» с круглой подвесной чашей и песком; кинетический песок, на котором хотелось бы остановиться подробнее.

На первый взгляд кинетический песок напоминает влажный морской песок, но когда его берешь в руки, он проявляет свои необычные свойства. Кинетический песок, состоящий на 98% из чистейшего кварцевого песка, как бы течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках. Кинетический песок является совершенно новым и уникальным материалом для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и креативности личности. Он прекрасно снимает стресс, идеально подходит для релаксации.

В зависимости от проблем и возраста клиентов, а также с учетом рекомендаций врача используются различные формы, методы и приемы работы в сенсорной комнате. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития личности. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей клиентов.

Примерная структура занятия в сенсорной комнате:

Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка;

Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты;

Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.

Не рекомендуется использовать в сенсорной комнате большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.

Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на коррекцию и развитие ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Техника направленной визуализации – направление потока воображения клиента в определенное русло с целью достижения релаксации – может с успехом использоваться в условиях сенсорной комнаты. Как правило, дополняется изобразительным этапом.

Этапы техники направленной визуализации:

1. Настройка на визуализацию.

2. Рассказывание или чтение истории, «путешествие».

3. Возвращение из путешествия.

4. Обсуждение работы.

Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть разной глубины: при поверхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при средней степени – клиент лежит в удобной позе; при глубокой – лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируя свое внимание на телесных ощущениях и на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.

Специалист на этом этапе может использовать следующий текст: «Сейчас мы с вами отправимся в воображаемое путешествие. Когда мы вернемся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произошло в путешествии. Теперь расположитесь поудобнее и закройте глаза. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете это делать. Обратите внимание на то, будет вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его совершать, просто слушайте мой голос».

Чтение истории сопровождается релаксационной музыкой. История, как правило, имеет три части – начало, кульминацию и завершение. Во время кульминации участник группы обретает что-то важное для себя. В конце слушатель должен пройти все этапы пути в обратном направлении к исходной точке. Обязательно, чтобы его процесс был завершен.

История прочитывается медленно, при этом необходимо избегать конкретизации образов, с большим числом пауз, чтобы дать возможность вообразить вещи, которые возникают в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и запросов клиентов.

После возвращения в бодрствующее состояние клиенту предлагается изобразить запомнившиеся ощущения и образы. Обсуждение может проходить сначала в малых группах, а затем в круге.

Текст для путешествия – «Место покоя»:

«Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки… Возможно, вы чувствуете дуновение ветра… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… А теперь еще раз внимательно осмотритесь и возвращайтесь обратно в нашу комнату… Сделайте глубокий вдох… и открывайте глаза, можете потянуться».

Вопросы для обсуждения: «Как изменилось ваше самочувствие?», «Кто хочет рассказать, какое место представлял?»

Далее участников группы просят нарисовать свое место покоя или что-то, что напоминало бы это место. После рисования желающие могут показать рисунки.

В приложении 5 приведено описание упражнений (игр) с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Практическое занятие
«ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ
В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ»

Цель: формирование ПК 1.4, ПК 1.5.

Практические задания

Задание 1. Познакомьтесь с возможностями, особенностями применения сказкотерапии в психосоциальной работе с инвалидами.

Задание 2. Под руководством преподавателя изучите примерную структуру сказкотерапевтического занятия.

Задание 3. Прочитайте и обсудите сказку «Наследники» А. В. Гнездилова (приложение 6).

Вопросы для обсуждения сказки:

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Задание 4. Сочините сказку про человека с ограниченными возможностями здоровья. Обсудите ее (работа в парах). При этом следует помнить, что в каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Наши рекомендации