Ожирение у детей и борьба с ним
Ожирением считается ненормальное или чрезмерное скопление жира, которое может привести к нарушениям здоровья. Излишний вес является наиболее распространенным нарушением здоровья детей в Европе: около 20% всех детей имеют излишний вес, а треть из них страдают ожирением. В 2005 г. во всем мире, по меньшей мере, 20 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес. По прогнозам ВОЗ, к 2015 г. примерно 2,3 миллиарда взрослых людей будет иметь избыточный вес и более 700 миллионов будет страдать ожирением.
Причины:
- обильное, несбалансированное питание (много жирной пищи, мучного и сладкого, но мало овощей в рационе),
- нарушение режима питания (приёмы пищи редкие, еда перед сном),
- гиподинамия (малоподвижный образ жизни).
Группа риска по развитию ожирения детей:
1. Масса тела при рождении более 4-х кг.
2. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании.
3. Малоподвижные дети.
4. Дети с наследственной предрасположенностью (хотя бы один из родителей имеет избыточный вес или страдает ожирением). Необходимо напомнить, что ожирение не передаётся по наследству, а только склонность к полноте, иными словами – недостаточная способность сжигать жиры.
5. Дети со своеобразной реакцией на стресс, т.е. имеющие привычку "заедать" свои переживания (подобный выход из стресса знаком многим взрослым: у полных людей это случается почти вдвое чаще, чем у худых).
Что угрожает организму ребёнка при диагнозе "ожирение"?
· нарушение жирового обмена с последующим ослаблением иммунной системы,
· развитие сопутствующей патологии со стороны сердца и сосудов,
· нарушение работы поджелудочной железы с риском развития сахарного диабета,
· увеличение нагрузки на межпозвонковые структуры, позвоночник, суставы,
· несостоятельность мышечного корсета, нарушения осанки или сколиоз,
· раннее уплощение сводов стопы с развитием плоскостопия.
Основные методы лечения ожирения в детском возрасте:
1) лечебная физкультура (лечебные гимнастические программы с соблюдением индивидуального подхода),
2) коррекция питания в зависимости от степени ожирения (здоровая диета, включающая фрукты, овощи и зерновые культуры с обязательным поддержанием количества белка, необходимого для роста и развития ребёнка),
3) элементы физиотерапии (водные процедуры, закаливание).
9. Питьевой режим детей различного возраста
Вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. Все жизненные процессы, протекающие в организме человека, особенно ферментативные и терморегуляционные, возможны лишь при достаточном количестве воды.
Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.
Чем меньше ребенок, тем менее устойчив у него водный обмен. На этот процесс оказывают влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение ребенка. У детей раннего возраста даже крик и плач вызывают сгущение крови, нарушают водное равновесие между кровью и тканями тела.
При отрицательном балансе, т.е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови – при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.
С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, увеличивается нагрузка на почки. При этом более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.
Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.
По санитарным нормам, вода должна быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, быть химически безвредной и обладать благоприятными вкусовыми свойствами, сбалансированным минеральным составом. Особенно это важно в детском возрасте. К таким веществам относятся, в первую очередь, кальций, магний, фтор, йод, железо и ряд других микроэлементов. По данным различных авторов, от 20% до 50% суммарного потребления минеральных солей приходится на долю питьевой воды. Важно не только абсолютное содержание отдельных минеральных компонентов, но и их соотношение.
Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости он нуждается. Так, ребенку первого полугодия жизни жидкости требуется 150–180 мл, ребенку второго полугодия – 100–130 мл, в возрасте 1–3 лет – 100 мл, 3–7 лет – 80 мл, а более старшим детям – 50 мл на 1 кг массы тела в сутки. Потребность ребенка в воде в основном удовлетворяется за счет жидкости, входящей в состав пищи. Для сравнения, что суточная потребность в воде взрослого человека: 30–40 мл на 1 кг веса тела. В среднем же принято считать, что в сутки человек потребляет суммарно 2–2,5 л воды и столько же выводится из организма.
Питьевой режим ребенка до года. Если ребенок находится полностью на грудном вскармливании, его базовые потребности в пище и питье удовлетворены полностью. Важно помнить, что груднички в возрасте до 6 месяце не нуждаются в дополнительном питье. Их запросы полностью удовлетворяются материнским молоком. Молодой маме нужно знать, что верхнее молоко для малыша служит питьем. По консистенции оно жидкое, по цвету – серовато-белесое, водянистое. Из груди льется быстро, и кроха обычно глотает его легко и жадно. После переднего молока из груди начинает выходить заднее, более густое, жирное и питательное молоко. Это уже не питье, а пища для малыша, его основная еда.
По данным Всемирной организации здравоохранения, до 6 месяцев специально допаивать ребенка водой или чем-то иным не нужно! Ведь жидкость, попадая в желудок, создаст у малыша иллюзию сытости и сократит объем молока, которое тот захочет после этого выпить. Это относится и к жаркому времени года.
Если малыш до полугода находится на искусственном вскармливании, он нуждается в питье. С первых дней жизни ребенку ежедневно следует давать до 30–50 мл кипяченой несладкой воды. В жару (выше 25°) количество воды можно увеличить до 100 мл (для детей старше 1 месяца). Для этого хорошо подойдут различные компоты, яблочный отвар или соки, специально предназначенные для детей данного возраста. Желательно, конечно, выбирать почти несладкие напитки.
В возрасте после 6 месяцев потребности малыша меняются. Теперь и грудничку, и искусственнику, одинаково нужна дополнительная к молоку или смеси жидкость. Но важно помнить, что для грудных детей ни питье, ни прикорм не должны заменять грудного вскармливания! Подбирать питье для малыша с 6 месяцев до года следует так же тщательно, как и до этого у детей на искусственном вскармливании. Критерии те же – натуральные ингредиенты в составе, низкое содержание сахара, разнообразие (соки: морковный, яблочный с разными добавками и другие). Идеально подойдут напитки домашнего приготовления – яблочный отвар, ягодные морсы, слегка подслащенный травяной чай (липа, мать-и-мачеха и т.д.).
Потребности в питье у детишек с 6 месяцев до года, находящихся на грудном вскармливании и на смеси различны. Последним жидкости нужно больше. Главное, ориентируйтесь на жажду малыша, его желание пить. Никогда не заставляйте ребенка пить (и есть) через силу, даже если Вам кажется, что он голоден или жаждет! Любое пищевое насилие вредно для детского желудка, а еще больше – для его нежной психики. Обеспечьте малышу достаточно движения, прогулок, активных игр, тогда ни с аппетитом, ни с жаждой проблем не будет!
Поите ребенка из чашки, а не из бутылочки или поильника. Тем самым Вы не испортите ему прикус, а также приучите сразу пить правильно.