Гигиеническая организация бодрствования детей
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.
Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости, перевозбуждении – занятия следует прекратить.
Программами воспитания и обучения в детском саду предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня.
Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8–10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5–6 детей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий по 10–15 мин,
в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий по 20 мин,
в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий по 20–25 мин,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий по 25–30 мин.
В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки. Домашние задания во всех группах отсутствуют. Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать.
В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.
При проведении усложненных занятий с использованием компьютеров, занятия по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: для детей 4 года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; для детей 5 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; для детей 7 года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг).
При установлении режима бодрствования необходимо хорошо продумать чередование видов деятельности. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать усложненные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для детей отдыхом. В группах, где проводятся ежедневно два или три занятия, надо строить их так, чтобы они были разными по сложности. Нельзя, например, в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. Для первого занятия дети должны переодеваться, а второе требует мытья рук, дощечек, уборки столов. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшаются.
При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната (температура воздуха 18–20°, относительная влажность – 40–60 %), достаточная и правильная освещенность поверхности стола (окно или лампа должны быть расположены с левой стороны), соответствие размеров стола и стула росту ребенка. Рассматриваемый детьми небольшой по размеру предмет (книга, картинки) должен быть удален не менее чем на 30 см от глаз ребенка.
Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы (с ней связано большинство занятий) важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею. Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед. Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет ребенка, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, а, следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению сутулости и близорукости.
Прямая посадка является более устойчивой и менее утомительной, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться. Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сидении, глубина которого должна быть не менее 2/3 бедра сидящего, а ширина – превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.
Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения – ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источников света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.
В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдается тишина (разрешаются только негромкие разговоры, связанные с процессом выполнения работы). Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изображенная на них, видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32х21 см. Если воспитатель объяснение сопровождает рассматриванием картинок, игрушек, натуры, он должен быть хорошо виден детям, поэтому не следует становиться между простенками окон, где освещение резко снижено. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во второй младшей группе – не более 2–3 мин, в средней – 4–5 мин и в старших – 5–7 мин).
Во время занятия с детьми 3–5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. Это может вызвать у них излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно примерно за 5 мин до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает. На рассмотрение готовых работ во второй младшей группе выделяется не более 1–2 мин, а в остальных – 3–5 мин. Старшие дошкольники сами убирают после занятий пособия. На эту работу они не должны тратить более 5–7 мин.
Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50 % общего времени занятий.
Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.
Самостоятельная деятельность детей 3–7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.
Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
Около 20–25 % 6–7-летних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Они, хотя и имеют общее развитие, соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2–3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми.Такие дети могут усваивать лишь ту информацию, которая подается в медленном темпе (с интервалами в 2 с) и теряют в среднем около 60 % информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 0,5 с). У них плохо развита координация движений. На нагрузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением сердцебиений и дыхания, эмоциональной напряженностью. Эти дети составляют основной контингент отстающих в школе. Эти дети требуют особого внимания со стороны родителей, педагогов. При их обучении следует избегать проведения усложненных педагогических занятий; а при организации физкультурных занятий избегать сложных двигательных программ, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.
5. Гигиенические требования к занятиям по рисованию, лепке, аппликации
Наряду с увеличением объема общей двигательной активности детей дошкольного возраста особенное значение имеет использование мануальных упражнений (движений рук). Развитие ручной ловкости координации мелких движений пальцев оказывает специфические воздействие на формирование речи ребенка. Это связано с тем, что моторные центры движений пальцев рук находятся в коре больших полушарий в непосредственной близости к моторному центру речи. Чем лучше развита способность к собственному осуществлению речевой функции и пониманию речи посторонних лиц, тем выше возможность осознанной речевой регуляции движений. У детей следует преимущественно использовать наглядные методы обучения. Однако демонстрации упражнений необходимо сопровождать словесными указаниями, приучать детей к речевым отчетам.
На занятиях рисованием, прежде всего, нужно научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. Карандаш или кисть надо держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая их сверху указательным пальцем. Надо следить, чтобы дети держали карандаш или кисть без напряжения, линии на бумаге проводили без особого нажима. При этом мышцы руки будут меньше напрягаться, ребенок сможет дольше и с удовольствием рисовать.
В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. Лишь тогда, когда у детей кисть руки разовьется, окрепнут мышцы и появятся некоторые навыки (приблизительно к 5–6 годам), поверхность для штриховки можно увеличить. Надо наблюдать за тем, чтобы дети делали штриховку без спешки, не в одном, а в разных направлениях: горизонтально, вертикально и круговыми линиями. Это снижает напряжение мышц кисти и пальцев правой руки. При штриховке, как и при рисовании, карандаш следует держать свободно, не нажимая слишком сильно, без напряжения вытягивать пальцы, работать кистью руки, а не предплечьем.
В процессе занятий ребенок не должен прижиматься грудью к крыше стола. Предплечья лежат на столе, кистью правой руки вместе с карандашом ребенок свободно двигает по бумаге и столу, левой рукой придерживает рисунок.
Во второй младшей группе для рисования детям дают цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый и черный) или краски. В средней и старшей группах (дети уже хорошо знакомы с шестью цветами) набор карандашей увеличивают: прибавляют оранжевый, светло-зеленый, фиолетовый, голубой, розовый и темно-красный.
Дети старших групп могут пользоваться мягкими простыми графитными карандашами, дающими тонкую черную линию. Твердые карандаши требуют значительных усилий при рисовании, оставляют бледные, плохо различимые линии, и поэтому пользование ими в дошкольных учреждениях нежелательно.
Детям дошкольного возраста довольно сложно самостоятельно разводить краски (при помощи кисти, смоченной в воде). Для них эта работа утомительна, требует хорошо координированных движений, которыми дошкольники недостаточно владеют. Краску разводят предварительно сами воспитатели. Она должна быть такой густоты, чтобы могла хорошо держаться на кисточке. Лучше всего краски разливать в банки с низкими краями и ставить их на столы, чтобы дети могли видеть их цвет. Удобны для рисования кисти волосяные с мягким, эластичным ворсом (беличьи, хорьковые). В детском саду пользуются тонкими (№ 1–8) и толстыми (№ 8–16) кистями. Детям 3–4 лет рекомендуется давать кисти № 12–14. Такие кисти оставляют яркий, хорошо заметный след, облегчают передачу формы предмета. Детям средней и старшей групп даются тонкие и толстые кисти. Во время и после окончания занятия, чтобы не пачкать стол и окружающие предметы красками, кисти следует класть на подставки из плотного картона, которые могут приготовить сами ребята.
Для рисования детям дают белую плотную бумагу, немного шероховатую, которая не просвечивает и не промокает. Можно использовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как необходимость закрашивать большую плоскость утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняемые красками, могут быть крупнее. Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы пользуются бумагой форматом 15х10 см. Для сюжетного рисования нужна бумага несколько большего формата: 28х20 см.
На занятиях лепкой используют мягкий, эластичный материал – пластилин, глину. Каждому ребенку дают чистую фанерную дощечку, на которой он должен работать. Надо следить за тем, чтобы дети не пачкали окружающие предметы.
На первых занятиях аппликацией воспитатели обучают детей умению вкладывать в кольца ножниц пальцы, сжимать и разжимать рычаги, добиваясь того, чтобы ножницы хорошо резали бумагу. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами.
Во время занятий лепкой и аппликацией дети сидят на расстоянии 3–5 см от стола; в этом случае их руки могут действовать свободно.