Нетерпимость и консерватизм служителей церкви

06.06.35 Не могу согласиться с Вами, что «со стороны церковников была проявлена полнейшая терпимость и никаких открытых выступлений со стороны их не было». Имею как раз обратные сведения. Разве некий пастырь не грозил анафемой пришедшим к нему за благословением членам Содружества имени Преп. Сергия? Это запечатлено и засвидетельствовано. Разве не сам этот пастырь признался, что именно он дал в газету сведение, породившее смуту в обывательских умах? И разве не сам он на вопрос, с какою целью он это сделал, ответил: «Лишь для осведомления»? Нет, проявление такой «терпимости» в нашем словаре обозначается другим определением. Могла бы привести еще несколько фактов, но, вероятно, Вы знаете их лучше меня. Потому оставим в стороне церковников, тем более что под церковниками я подразумеваю не исключительно духовных пастырей, но всех ханжей и изуверов, прикрывающих свои темные делишки каждением и коленопреклонением, и крестным целованием, типов вроде... и тому подобных.

Как Вы, может быть, помните, я всегда держалась довольно далеко от церкви и ее представителей, именно, из желания охранить в своих сыновьях уважение к своей религии до тех пор, пока сознание их достаточно окрепнет и они уже вполне зрело смогут оценить все то прекрасное, что заключается в ней, и в то же время спокойно смотреть на отрицательные проявления ее; именно, без того, чтобы последние пагубно отразились на их отношении к религии вообще. И считаю, что в этом я преуспела, ибо оба мои сына глубоко религиозны и носят в духе свою церковь.

Никто из сотрудников наших никогда не будет разрушать храма, но в каждом затеплит свою свечу. Но, конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками просветленному сознанию.

Наступило время грозное, очень грозное, и великий отбор происходит. Сдвиг в сознании народов совершился. Проснулось стремление к переустройству жизни на новых началах и по большим мерилам. Народы сознают, что «жизнь бесталанна без героя», и всюду можно видеть искания утвердиться на мощных личностях вождей, как в культуре, так и в общественно-государственной жизни. Неужели кто-то проспит светлую зарю, занятый самоедством и предательством своих ценностей духа? Да, еще хочу сказать, что Живой Церковью я называю церковь, следующую истинным заветам Христа во всетерпимости их, церковь, устремленную к объединению, а не к разъединению. Именно, где любовь Христова положена в основу. Но нет Христа там, где проявлена хотя бы тень нетерпимости или изуверства. Читала про Т., и многое в облике его указывает, что он понимал, что «Новое Небо и Новая Земля идут на смену старым», и в сердце его Христос был живым.

Задумались ли Вы, почему церковники так обрушиваются на многие религиозно-философские общества? Именно чтобы не обнаружилась истина, что все символы нашей христианской церкви являются точной копией символов, идущих в глубь веков так называемого язычества. Наиболее просвещенные из западных отцов церкви прекрасно знают это. Но шила в мешке долго не утаить, и истина начинает громко заявлять себя. Недавно я видела в газете изображение греческого патриарха в полном облачении и с посохом в руке. Посох этот является копией кадуцея Меркурия, изображая двуглавого змия на одном стволе. Спрашивается, каким образом изображение змия, этого символа обольстителя, согласно христианским догматам, оказалось на посохе патриарха греческой церкви? Если бы я не знала истины, то, конечно, в невежестве своем подумала бы, что кто-то кощунственно исказил портрет святейшего патриарха.

Потому, по поводу упоминаемого Вами случая, скажу: оставим в стороне невежественность и лучше обратим внимание на справедливое освещение фактов. Спросим себя, кто достоин большего порицания, – тот ли, кто по своему убеждению решил окружить почитаемое им лицо своими лучшими символами или кто по невежеству и злобе своей не только облил грязью ни в чем не повинного человека, но произнес хулу и на высокие символы, значение которых ему и не снилось. Разве все работающие на внесение света знания, на поднятие нравственного уровня, культуры не являются братьями и сестрами великого Братства Человечества? Истинно, Н. К. [Рерих] и я называем каждого свет несущего братом и сестрою по завету самого Христа. В Индии принято приветствовать каждого незнакомого встречного словом «брат»! Это так прекрасно!

Истинно, на страницах упоминаемого Вами журнала Вы никогда не найдете той позорной брани, невежества и мещанского суждения, с которыми мне пришлось ознакомиться в присланных мне статьях из Х. и Т. газет. Я скорбела душевно, когда иностранные сотрудники, прочтя эти извержения ненавистничества, писали мне, что они не представляли себе, что некоторые слои эмиграции еще так невежественны; «невольно начинаешь верить рассказам, что русские казаки едят сальные свечи, а на городских улицах можно еще встретить медведя и т. д.».

Пора лучшим умам понять, что сознание всего мира расширилось и гигантскими шагами идет к новым переустройствам. Не войти в Новый мир со вчерашней рухлядью! Прекрасно будущее, но нужно уметь принять его! Новая эпоха несет на знамени своем великое сотрудничество во всей жизни, во всеобъемлемости ее на основе истинного знания и терпимости. Но никакое сотрудничество невозможно при невежестве и изуверстве...

Я посылала и посылаю статьи Н. К. [Рериха] всем, кто тянется за словом Света, не делая различия между язычниками и христианами, между сектантами и православными. Слово Света может звучать всюду и при всех обстоятельствах. Г-н Л. и присные если только останутся в народной памяти, то в рядах своих предшественников, посылавших на костры всех инакомыслящих.

<...> Теперь тех, кто обвиняют Н. К. [Рериха]в исправлении веры отцов, я хотела бы спросить, собственно которую веру и какие догматы нашей церкви должны мы считать незыблемыми? Так, не знаем ли мы из истории церковных соборов, сколько изменений вносилось в догматы самими духовными отцами? Полезно возобновить в памяти все распри между отцами, происходившие на этих соборах. Потому не следует ли этот упрек в исправлении веры отцов обратить прежде всего на самих «просвещенных» представителей церкви и их слепых последователей? Впрочем, они, вероятно, придерживаются мнения: «Qиоd licet Jоvi, non liсет Воvi»[66]. Но и на это самомнение могла бы привести им немало примеров обратного в поучениях Великого Антония, если бы не боялась слишком утяжелить мое послание.

Пишу это со скорбью в сердце, ибо люблю свою родину и болею за язвы и все наросты ее. Много было дано русскому народу, по праву назывался он народом Богоискателем. Ибо не в его ли среде появился такой Светоч Духа, как преподобный Сергий Радонежский, заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание? Но расточили наследники завещанное им богатство, отвратились от данного им Богом Воеводы, забыли Его Иерархическое Начало, и оскудело сознание потомства, ввергнув народ в неисчислимые бедствия! Пусть не винят отцы духовные в падении церкви только светских и ученых людей, но прежде всего обратят обвинения на себя, на хранителей духовного богатства, вверенного им преподобным. Где тот дух мужества, сурового воздержания, чистоты и истинного жизненного подвига, осиянного любовью к родине, которым отличались все истинные ученики преподобного Сергия?

Также, что выиграла западная церковь продажею индульгенций и установлением инквизиции? Каким венцом невежества увенчала себя осуждением Галилея и прочих мучеников за знание и Свет? Чем украсила себя сжиганием на костре Джордано Бруно, Иоганна Гуса и Жанны д’Арк, которую теперь сама же возвела в святые! И не стала ли Варфоломеевская ночь синонимом каждого массового убийства? Будем ли настаивать на непогрешимости церкви?

Велики преступления церкви против заветов Христа, пора бы просмотреть все кровавые страницы правдивой истории и, возмутившись в духе, обрести мужество и отбросить все наслоения невежества и корыстолюбия, чтобы снова вернуться к чистоте жизни первых отцов христианства. И беспредельна будет мощь духа таких подвижников, велико будет уважение к ним народа, ибо народ ищет Света, ищет водительства Духа. Но никакие раззолоченные суррогаты не соблазнят его измученную и испытанную великими страданиями душу. Народ потребует истинного Света Христова, истинного подвига во Христе, во всей суровости, чистоте и простоте!

Так пусть сородичи воскреснут духом; и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от Бога Данного Воеводы Земли Русской. Только в этом спасение. Все провидения, данные мне, исполнились и исполнятся в точности. Вот почему говорю: грозный час наступил, пора объединиться духом, иначе вместо леса одни щепки останутся, и первый вихрь, нанеся искру, обратит их в пепел.

Прошу Вас, вдумайтесь глубже в происходящее, усмотрите Руку Водящую! Примем участие в Великом Сужденном Воскресении Духа. Ведь Великое Ручательство дано за Победу Света над тьмою. Знаменательный год грозного Армагеддона наступает. Пусть все воины Света объединятся под указанным Знаменем! Великое Ручательство дано за победу.

Наши рекомендации