Необходимость борьбы с моральными недостатками
Грани А. Й., т. 5, 418 (М. А. Й.). Все ученичество построено на созвучии. Если созвучия нет, сознание надо поднять и возвысить до какой-то степени соответствия с сознанием того, к кому оно устремляется. Ни в унынии, ни в раздражении, ни в неудовольстве, ни в страхе, ни в суете, ни в рабстве у всех прочих отрицательных качеств созвучия или единения не достичь. Вот почему столь настоятельно нужна работа над собою. Недостатков достаточно у каждого ученика. Каждый недостаток уже одним тем, что это недостаток, может быть трансмутирован в положительное качество, ибо каждый недостаток имеет свой противоположный полюс. Мало учесть свои недостатки, надо отыскать и увидеть антипод каждого, чтобы утвердить последний в сознании для последующего применения или уявления его в жизни. Выкристаллизованный в сознании мыслью до рисунка в мозгу, станет он там магнитом, ведущим и определяющим поступки и действия ученика. Много времени можно посвятить этому светоносному процессу. Каждое мгновение такой работы окажется плодоносным. Не надо вымученных усилий, не надо каких-то особых напряжений, надо просто сесть и спокойно подумать о своем том или ином недостатке, сознательно вызвав в воображении яркий образ его противоположности и себя, утвердившего это противоположное недостатку качество в своем внутреннем мире. Утвержденное и внедренное там, проявиться должно оно и вовне, в действиях, поступках и мыслях. Так, трансмутация собственного характера по линии родственных противоположностей станет доступной, возможной и осуществимой. Для примера возьмем суетливость, унижающую достоинство духа, расточительницу психической энергии, погружающую дух в ничтожество и ставящие его в рабскую зависимость от всех и от всего. Противопоставим этому мелкому, низменному качеству спокойную сдержанность, самообладание, осознание достоинства духа и независимость его от подчинения воображаемым условиям момента. Представим себя свободным от этого унижения, решившим покончить и покончившим с суетливостью навсегда. Утвердим антипод этого качества ритмом в течение нескольких дней и увидим, что антикачество суетливости начало уже проявляться в делах каждого дня. Осознание победы утвердит и упрочит. И нужное качество приобретено.
17.08.30 Учение указывает на качества, которые, при заложении новой ступени, не должны более гнездиться среди сотрудников, именно – властолюбие, самомнение, себялюбие, подозрительность и легкомыслие. Огненно запечатлеем в сердце осуждение Учителем стремления к властвованию. Как уже не раз писала, властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение тьмы, другое – свет знания в вечном устремлении к совершенствованию. Властвование прежде всего вульгарно, потому так много стремящихся к нему. «Властвование является главным препятствием на пути ученичества». Самомнение и властвование неделимы, и их порождение – духовное обнищание – приводит к разрушению.
Учитель не знает насилия и действует, соображаясь с пониманием сотрудников. Часто водитель видит краткий и простой план достижения, но, именно, простота этого действия не доступна сознанию сотрудников; и мудрый водитель не будет навязывать своего пути, но, взвесив все способности сотрудников, изберет действие, доступное сознанию большинства. Не тирания, но истинное сотрудничество. Ведь самая широкая кооперация начертана на знамени Новой эры! Главное качество водителя – уметь собрать сотрудников самых различных качеств и объединить их одним устремлением.
Разве не облегчено наше объединение преданностью Учителю? Итак, запомним, что Учитель указывает нам продвигаться благожелательным сотрудничеством, но не путем насилия. Мудрая уступка недоросшему сознанию в малых подробностях если и не даст вполне успешного следствия, то, во всяком случае, не породит губительной атмосферы раздражения и разъединения.
Только честное понимание и изживание своих недостатков продвинет нас на пути служения. Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания, пусть разбудит сердце свое и даст себе суровый отчет во всех своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений, ибо время не ждет!
29.05.31 Еще должна послать Вам мои мысли о непредубежденности и беспринципности, ибо страшно сказать, но есть такие, кто смешивает понятие непредубежденности открытого сознания с беспринципностью. Между тем эти два понятия являются антиподами. Непредубежденный ум ищет всюду основу истины и потому постоянно упражняет свою способность распознавания. Распознавание же есть первый шаг к истинному знанию. Истинное же знание всегда покоится на непоколебимых началах или принципах, ибо иначе оно не будет истинным. Принцип может иметь много углублений в жизненном приложении, но основа его будет одна, основа законности или истины. Иначе говоря, принцип или закон всегда действует целесообразно, а мы уже знаем, что космическая целесообразность есть начало, ведущее к красоте, потому все действия непредубежденного человека должны быть отмечены истиною и красотою.
Непредубежденный человек непоколебим в своих основных убеждениях, ибо они зиждутся на величайшей истине. Человек беспринципный вообще не имеет убеждений, ибо он сознательно и добровольно лишил себя распознавания, и судьба его подобна судьбе мяча, гонимого ударами привходящих обстоятельств. Не о таком ли человеке сказано в Учении: «О мяч судьбы! Куда попадешь и куда отскочишь? Свет тебе начертан – успей, мяч, долететь! Удержи лукавое вращение!» Да сохранят Силы Света от лукавых вращений! Пусть каждый из нас твердо придерживается установленных основ-принципов, чтобы даже в малейшем не преступить их. Ибо сможем ли всегда распознать, где оно, то малейшее, которое может привести к крушению?
БОРЬБА С ЭГОИЗМОМ
15.01.30 Время грозное у порога. Разве не сверкают уже зарницы и не пробиваются грозные вестники пробужденного подземного огня? И мы, знающие о нем, должны неотложно трансмутировать свои внутренние огни, чтобы ассимилировать надвигающуюся огненную бурю, ибо лишь это даст нам устойчивость в битве, приблизит к Иерархии Света и поможет наполнить нашу «Чашу». Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий. Начнем с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобными украшениями, и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарностью со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных, терпимостью и признательностью к справедливым указаниям и заключим доверием до конца. Вся эта трансмутация так облегчается, когда сердца горят преданностью и любовью к Позвавшему нас на строительство и Указавшему путь к Башням!
НЕДОПУСТИМОСТЬ УНЫНИЯ
02.06.34 Вы пишете, что Вы устали, что Вы боретесь с духом уныния и не знаете, одолеете ли? Ну, конечно, одолеете! Ибо настроения эти часто зависят не столько от нас самих, сколько от неслыханного напряжения окружающей атмосферы. Сменятся токи, сменится и настроение Ваше. Вы правильно пишете, что «окруженный и загнанный воин может надеяться на неожиданную и чудодейственную Помощь». Но судить о часе и о способе этой помощи нужно, именно, предоставить этой чудодейственной Силе. Часто, бывая в тяжких обстоятельствах, мы думали, что дальше некуда уже идти, но оказывалось, что можно еще больше принять, и только когда все средства с нашей стороны были исчерпаны, приходила помощь, и всегда из совершенно неожиданного источника.
Вы уже знаете из Учения Жизни, что только одолением препятствий мы растем и учимся и заостряем способности наши. Действительно, чем же иначе закалить дух? Не думайте, что ученики и служители Света следуют по пути, усыпанному розами, нет, путь их полон терний, и чем ближе к Свету, тем труднее, тем ответственнее становятся поручения. Путь Учения, путь служения, есть прежде всего путь самоотречения и самопожертвования, но радостен этот путь, когда в сердце горит любовь к Иерархии Света. Все тернии обращаются в благоухающие фризии. Пример такого служения и являет Н. К. [Рерих.] Если бы Вы знали всю тяготу его, то, воистину, ужаснулись бы этой ноше непомерной! Но, именно, в нем горит такая любовь, такая преданность, такое устремление к принесению всего себя на общее благо, что он все принимает с великою готовностью и радостью.
И разве не великая радость заключается в сознании исполненного долга перед человечеством? Какое прекрасное и мощное понятие заложено в исполнении долга! Герои все были носителями долга. И Вам, как воину, должно быть близко это понятие, потому я так верю, что Вы оборете все уныние, все нашептывания тьмы, все страхи и сомнения. Вы пишете, что Вы держите оружие в руках, – потому если в сознании Вашем это действительно оружие, а не только символ его, то и победите. Учение, понятое и примененное в жизни, есть вернейшее и самое необоримое оружие. Конечно, материальные невзгоды тяжки, но духовные язвы еще ужаснее. Материальные недостатки, при здоровом духе, могут мгновенно пополниться, духовные же ущербы требуют иногда долгие годы для залечивания их. Простите мне эти как бы нравоучения, но мне так хочется вдохнуть в Вас веру, что Вы обладаете возможностью и к обогащению материальному. Знаете ли Вы, что сулит Вам близкое завтра? <...> Многое изменится, и нужно сохранить свои силы.<...> Потому мужайтесь! Смелым Бог владеет!
07.05.38 Ввиду тяжких времен следует говорить о необходимости радости и о страшном вреде всякого уныния. Потому привожу Вам Беседу, полезную для всей группы.
«Даже в трудные дни вы знаете, что сила проистекает из радости. Давно говорил, что «радость есть особая мудрость». Именно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями».
«Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка – все предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдет напряжение, которое откроет еще одни врата.
Кто дал людям право воображать, что они навсегда обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой, даже в час гонения, знает, что путь к радости не закрыт.
Люди забывают простую истину, что все находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда. В Нашей долгой жизни Мы можем подтвердить, что радость незабываема и служит притоком мощи. Счастливы те, кто и в Тонком Мире может утверждать радость.
Когда Мы говорим – «радость спешит», она, действительно, приближается. Но часто люди не желают ее замечать, ибо связали себя преднамеренной посылкой. Так, радость может оставаться позади без желанного следствия. Осмотритесь широко и соберите все пламена радости».