Методические особенности учебного процесса по госпитальной терапии с эндокринологией
Занятия проводятся в специализированных отделениях ГКБ №1 г.Нальчика по разделам: пульмонология, гастроэнтерология, нефрология, кардиоревматология, эндокринология.
Детальная клиническая характеристика больных на разборах сопровождается демонстрацией и подробным анализом результатов современных дополнительных исследований (инструментальные, лабораторно-биохимические, эндоскопические, функциональные, морфологические).
Таким образом, основное время обучения выделяется на лечебную работу. Лекции для студентов читаются с 13 ч 00 мин.
График работы в стационаре (клинико-лабораторное занятие):
8.30-8.50 | Перекличка, отчет студентов по дежурству в отделении. |
8.50-9.40 | Курация больных студентами под контролем преподавателя. |
9.40-10.45 | Обсуждение в академической группе диагностики, дифференциального диагноза, лечебных мероприятий по курируемым больным. Контроль за оформлением документации. |
11.15-13.00 | Обсуждение контрольных и учебных вопросов, решение ситуационных карт-задач по теме занятия. |
13.00-14.20 | Лекция. |
14.20-14.30 | Подведение итогов занятия. Оценка знаний студентов по балльно-рейтинговой системе. |
Решение ситуационных задач, устный и письменный опрос.В начале занятия определяется исходный уровень знаний студентов путем устного опроса по заранее известным (домашнее задание) вопросам. Каждый студент получает по 1 ситуационной задаче по изучаемой теме. На работу над задачей студентам отводится 15 мин. Затем каждый студент докладывает свою задачу и устно отвечает на поставленные вопросы. К обсуждению ситуации, вытекающей из содержания задачи, привлекаются все студенты группы. При обсуждении задач преподаватель выясняет уровень знания студентов по основным вопросам изучаемой темы, умение студентов применять теоретические знания в решении практических, дифференциально-диагностических и лечебных задач. В конце занятия заключительное слово преподавателя с объявлением замечаний и оценок.
Клинический разбор больных проводится на следующий день после разбора ситуационных задач. В группе обсуждаются 2-3 больных с однородными или сходными синдромами. Каждого больного докладывает студент по определенной схеме, проводится физическое обследование больного, выявляются объективные признаки, выделяется ведущий симптом или синдром заболевания, определяется круг заболеваний, подлежащий дифференциальному диагнозу и путем логического мышления с применением методов дифференциальной диагностики, больному ставится предварительный диагноз. При этом особое внимание уделяется клиническим признакам, помогающим отличить одно заболевание от ряда сходных с ним (диагностические алгоритмы). Диагноз подтверждается лабораторными и инструментальными исследованиями наиболее информативными для предполагаемого заболевания. В дальнейшем обсуждается индивидуализированное лечение больного с учетом особенностей течения заболевания и переносимости лекарственных средств, возраста больного, эффективности предшествующего лечения, сопутствующих заболеваний.
Курация больных и практические навыки. Студент ежедневно ведет наблюдение за состоянием 2 курируемых больных, записывает дневник. Все врачебные манипуляции по лечению больного выполняются с участием студентов.
Преподаватель контролирует работу студентов в палатах, при этом обращается внимание на умение студентов качественно собрать анамнестические сведения, систематизировать доклад о больном, оформлять историю болезни, отражать в дневниках динамику состояния больных, обосновать лечебные и диагностические мероприятия, умение методически правильно проводить объективное обследование больного и оценивать результаты лабораторно-инструментальных исследований. После обхода обсуждение качества работы проводится в учебной комнате в присутствии студентов (свободных от обхода). Ежедневно преподаватель проверяет оформление студентами историй болезни.
Рецептура. Студенты в первый день занятий цикла знакомятся с выборочным списком наиболее часто применяемых медикаментозных средств. В течение цикла проводится письменная контрольная работа по рецептуре. Каждому студенту предлагается написать по общепринятой форме от 5 до 8 препаратов из предъявленного списка.
Дежурство. За время цикла студент дежурит 2 раз в приемном отделении больницы или в терапевтическом корпусе и отчитывается на утренней конференции следующего дня перед группой.
Контроль знаний студентов. Контроль знаний студентов осуществляется во время устного и письменного опроса, решения ситуационных задач, клинических разборах больных, курируемых студентами и тематических, письменных ответов по рецептуре, при проведении программного контроля на итоговом занятии.
Знания и умения студентов оцениваются по бально-рейтинговой системе. Максимальный суммарный бал (70 баллов) складывается из:
Посещаемость занятий – 10 баллов
Учебная деятельность (из 6 модулей) – 60 баллов
«отлично» - 56-70 баллов
«хорошо» - 46-55 баллов
«удовлетворительно» - 36-45 баллов
Организация самостоятельной работы студентов
График работы кафедры построен таким образом, чтобы студенты могли заниматься на кафедре самостоятельно после учебных часов. Организованы ежедневные дежурства преподавателей по графику до 17-00 для содействия в самостоятельной работе студентов. Студенты имеют возможность пользоваться методическими пособиями для самостоятельной работы, наглядными пособиями и учебной аппаратурой, включая компьютерную технику.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется путем письменного опроса, оценки рефератов и тестовых заданий. Оценка самостоятельной работы входит в систему балльно-рейтингового контроля.
Отработка пропущенных занятий. Отработка пропущенных занятий проводится во внеурочное время в виде собеседований, описания больных по теме пропущенных занятий или вновь поступивших больных со «сдачей» истории болезни преподавателю, внеочередного дежурства; в виде письменных ответов на ситуационные карты-задачи.
При пропуске более двух дней занятий студенты допускаются только с письменного разрешения деканата и отрабатывают задолженности в установленные деканатом медицинского факультета дни.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ С ЭНДОКРИНОЛОГИЕЙ (РЕЙТИНГ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ
СТРУКТУРА РЕЙТИНГА
Дисциплина – госпитальная терапия, эндокринрлогия
Учебный год – 2016/2017
Кафедра – госпитальная терапия
Точки контроля | Модули | Вид контроля | Форма контроля | Оценка (количество баллов) | Периодичность контроля | |||
удовлетв. | хорошо | отлично | ||||||
I | Посещаемость занятий | Текущий | Письменно | Ежедневно | ||||
Коллоквиум | Кл.-лаб. занятие | Текущий | Устно (письменно) | Ежедневно | ||||
СРС | Текущий | Устно | Ежедневно | |||||
Тестовый контроль | Рубежный | На компьютере | 2 раза за цикл | |||||
Практическая подготовка | Рецептура | Текущий | Письменно | В конце цикла | ||||
Дежурство | Текущий | Устно (письменно) | 2 раза за цикл | |||||
Курация, навыки | Текущий | Устно (письменно) | Ежедневно | |||||
Итого по I точке | 18-23 | 24-29 | 30-35 | |||||
II | Посещаемость занятий | Текущий | Письменно | Ежедневно | ||||
Коллоквиум | Кл.-лаб. занятие | Текущий | Устно (письменно) | Ежедневно | ||||
СРС | Текущий | Устно | Ежедневно | |||||
Тестовый контроль | Рубежный | На компьютере | 2 раза за цикл | |||||
Практическая подготовка | Рецептура | Текущий | Письменно | В конце цикла | ||||
Дежурство | Текущий | Устно (письменно) | 2 раза за цикл | |||||
Курация, навыки | Текущий | Устно (письменно) | Ежедневно | |||||
Итого по II точке | 18-23 | 24-29 | 30-35 | |||||
Всего | 36-45 | 46-55 | 56-70 |