Тема № 8: «Приемы организации сбора отряда»

Атмосфера сбора. Ни для кого не секрет, что ситуация сбора отличается от обычных жизненных ситуаций в лагере, в которых оказывается ребенок. Она складывается и
развивается по особым законам и зачастую требует от участников выхода
за рамки привычных стереотипов общения.
С первых минут погружения в ситуацию сбора ребенок должен почувствовать необходимость своего присутствия здесь; он еще не знает, нужно ли ему то, что будет здесь происходить, но ему необходима уверенность в том, что он - ожидаем и желанен.
Необходимыми атрибутами здесь будут улыбающиеся лица вожатых, внимательное отношение к ребенку с момента регистрации ("Привет! Здорово, что ты пришел! Ты, наверное, не любишь скучать?"); приятная слуху речь без высоких нот и резких выкриков.

Первая встреча с ребятами тоже должна как-то обыгрываться. Допустим, они попадают на необитаемый остров или в затерянный уголок в джунглях. Вокруг они видят деревья, лианы, кто-то бьет в барабан, сообщая местным жителям - дикарям - о внезапном вторжении. Как объяснить такой поворот событий? Где-нибудь на видном месте может лежать необычный предмет или письмо, в котором содержится объяснение по поводу странных событий; или еще по дороге ребятам может повстречаться какой-нибудь герой - плохой или хороший, и от его неумелых или заведомо вредоносных действий все попадают неизвестно куда и т.д.

Итак, первый отрядный сбор. С чего все начинается? Какие основные его задачи? Что необходимо сделать, чтобы ребятам захотелось творить, играть, чтобы они почувствовали себя свободными и уверенными, не боялись экспериментировать и делать все самостоятельно?

Основные задачи первого отрядного времени (ОВ):
познакомить ребят друг с другом;
помочь ребятам привыкнуть к новой, незнакомой обстановке сбора, почувствовать себя более свободно и раскованно;
познакомить ребят с планом сбора (основной идеей - что здесь будет происходить);

выявление лидеров и потенциальных возможностей ребят.

Законы и традиции в отряде
На первом же сборе необходимо обговорить и принять законы отряда, которые будет соблюдать каждый член коллектива. Это:

1. Закон НОЛЬ-НОЛЬ.

Ещё его называют законом точности.

Дни смены стремительны и скоротечны. Необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело начинать точно в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарищей драгоценные минуты, не отнимать у них возможности узнать как можно больше нового, интересного.

Точность не только во времени, точность в словах, в обещаниях, в исполнении порученного.

2. Закон ТЕРРИТОРИИ.

Ребята должны быть хозяевами своей территории, относится к ней бережно, заботиться о её чистоте. Должны помнить, что рядом с ними живут их товарищи - сверстники из других отрядов, и быть добрыми соседями. Никогда не выходить за территорию лагеря без вожатого!

3. Закон ЗЕЛЕНИ.

Красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветных красок и запахов – всё это результат труда многих и многих людей. Озеленение лагеря – кропотливое, трудоёмкое дело, и поэтому закон зелени категорически запрещает рвать зелень. Чтобы цветущий лагерь не превращался в пустыню, мы должны беречь его.

4. Закон ВОДЫ.

Вода не прощает лихачества, беззаботности, неосторожности. Поэтому строгий закон воды принимается без обсуждения. Купание без разрешения врача и вожатого запрещается.

5.Закон ПОДНЯТОЙ РУКИ.

Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное. Поэтому каждому поднявшему руку – слово!

ТРАДИЦИИ

1. ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ.

Жить в лагере невозможно без любви, без доброго отношения к людям. А это:

готовность каждый день что-то сделать для радости другого человека;

готовность подарить улыбку, доброе слово, не пройти равнодушно мимо человека;

готовность порадоваться радости, успеху, достижению друга;

готовность понять другого, прийти вовремя на помощь.

2. ОРЛЯТСКОГО КРУГА.

Круг даёт возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. Видеть глаза друга и чувствовать рядом его плечо.

3. ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА.

Чтобы проанализировать вместе день, чтобы знать, что необходимо сделать.

4. ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕСНЕ.

Эта традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:

-знание песни, уважение к людям, её написавшим;

умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая её;

умение сохранить в своём репертуаре лучшие песни предыдущих поколений;

тактичное отношение к содержанию и характеру песни. Знать время и место для исполнения каждой песни;

учиться не кричать песни, а петь; не начинать песню, если не знаешь её.

Помимо этого, могут укрепиться свои внутриотрядные законы и традиции. Можно предложить ребятам после обсуждения значения законов и традиций придумать четверостишие, которые бы характеризовали их. А еще можно на первом сборе создать первую отрядную газету, разучить песни, придумать названия отряда, отрядные кричалки, отрядную песню и мн.др.

Наши рекомендации