Употребление психоактивных веществ

С учётом внедрения сертификата на реабилитацию и специфики деятельности по социальной реабилитации и ресоциализации потребителей ПАВ возникает необходимость стандартизации соответствующих услуг.

Определение единой, фиксированной суммы, закрепляемой за сертификатом на реабилитацию, невозможно без определения стандартного перечня услуг и их объема, предоставляемого всем потребителям ПАВ, направленным на социальную реабилитацию и ресоциализацию.

Стандартизация должна стать центральным механизмом управления сферой социальной реабилитации и ресоциализации потребителей ПАВ, в которой работают учреждения всех форм собственности, действующие в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей ПАВ, учреждения здравоохранения и социальной защиты, образования, занятости населения и другие.

Функции управления государственными и негосударственными организациями, работающими в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей ПАВ, включают обеспечение единых принципов и технологий социальной реабилитации и ресоциализации, контрольные функции, финансовое обеспечение (через механизмы государственного заказа на реабилитацию наркозависимых, субсидий и грантов на содержание и развитие реабилитационных центров), подбор, подготовку и переподготовку кадров, а также развитие государственно-общественного партнёрства, особенно в сфере ресоциализации.

Внедрение стандарта позволит повысить доступность и качество реабилитационных услуг, поставить под общественно-государственный контроль деятельность негосударственных реабилитационных центров.

Одна из важнейших задач принятия стандартов состоит в том, что таким образом у региональных властей возникает законная возможность формировать государственные задания на социальную реабилитацию и финансировать негосударственные реабилитационные центры через механизм государственных закупок на открытых конкурсах.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и в проекте новой редакции этого закона услуги оказываются лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Принятые в 2003-2009 годах ГОСТы социального обслуживания населения и стандарты контроля качества конкретных видов социальных услуг не содержат чётких понятий социальной реабилитации наркозависимых, в них даётся общее определение термина «социальная реабилитация», а термин «трудная жизненная ситуация» хотя и подразумевает болезнь как причину этой ситуации, однако не уточняет список социально значимых болезней, куда входит наркомания.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в частности, относит утверждение регламентов предоставления социальных услуг и государственных стандартов социального обслуживания.

Опыт стандартизации реабилитационных услуг для наркозависимых имеется в регионах России. Так, с 2008 года в г. Санкт-Петербурге принят стандарт социальных услуг, предоставляемых гражданам, зависимым от химических веществ.

По решению руководства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры данный регион выступил в качестве экспериментальной площадки по разработке и апробации на территории автономного округа региональной системы стандартизации социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускавших немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время там разработан и принят Государственный стандарт социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ» (см. приложение 6).

Региональный стандарт должен содержать конкретный перечень необходимых социальных услуг, оказываемых потребителям ПАВ на этапах выявления, мотивации, непосредственно в ходе социальной реабилитации (с учётом вида реабилитационного учреждения и особенностей индивидуальной программы реабилитации) и на этапе постреабилитационного патроната.

Примерная структура стандарта социальной услуги «Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускавших немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ»:

· Общие положения.

· Нормативно-правовая основа оказания услуги.

· Требования к персоналу.

· Требования к размещению и оборудованию учреждения.

· Обеспечение прав клиента и конфиденциальности.

· Основные виды социальных услуг.

· Перечень мероприятий и услуг.

· Условия прекращения предоставления услуги.

Наши рекомендации