Техника безопасности при проведении занятий с использованием химических веществ
В процессе проведения работ с применением некоторых химических веществ, выделяются газы и пары повышенной токсичности, загрязняется воздушная среда лабораторий, что может привести к отравлениям или развитию профессиональных заболеваний. Поддержание необходимых санитарно-гигиенических условий в лаборатории обеспечивается вентилляционными устройствами .
Наибольшее распространение получили вентиляционные системы в виде вытяжных шкафов и осуществляются по ГОСТ 22360-77. Шкафы бывают следующих типов: ДС - демонстрационно-стационарный, ДП - демонстрационный передвижной, ДН - демонстрационный настольный, ЛС - лабораторный стационарный, ЛН - лабораторный настольный. Любой шкаф оборудуется двумя выводами парогазовых продуктов - в верхней и нижней части - для отвода газов, отличающихся по плотности от воздуха. Можно включать тот или иной вывод или оба вместе.
Для обеспечения работы вытяжного шкафа выполняют следующие требования:
1. Ненужные в данный момент секции держат закрытыми, но не опуская полностью все створки;
2. Под тягой не должно быть лишних предметов, которые могут нарушить циркуляцию воздуха;
3. Включают шкаф за 10 минут до эксперимента, а выключают через 10 минут после окончания выделения вредных веществ;
4. Не допускается залезать с головой внутрь шкафа в ходе эксперимента.
Действенность вытяжки качественно определяют по пламени спички, поднесенной к щели створки шкафа приподнятой на 5 см. Пламя должно срываться и гаснуть. ПДК вредных веществ в помещении не будет превышена если в рабочем проеме вытяжного шкафа обеспечивается соответствующая нормируемая для разных веществ скорость подсоса воздуха, которая колеблется в пределах 0,35-2 м/сек.
Вытяжной шкаф должен быть в исправном состоянии, без щелей. При внезапной остановке вентилятора шкафа необходимо немедленно закрыть все створки шкафа и полностью открыть шиберы отводов. Если по ходу эксперимента образование ядовитого газа в ближайшие 2 минуты прекратить невозможно, нужно, используя средства индивидуальной защиты органов дыхания принять меры к ликвидации выделения газа. При аварии меры ликвидации следует проводить не менее чем двум работникам совместно.
При снижении эффективности работы шкафа ниже нормы опыты с выделением токсичных газов можно проводить в приборах с твердыми или жидкими поглотителями с адсорбентами - селикогель, аскарит, влюмогель (кроме активированного угля).
Более эффективным способом изоляции физиологически активных газов является аспирация. При этом разряжение внутри системы обеспечивает нужную чистоту воздуха в помещении. Аспирация может быть с выбросом очищенных газов в атмосферу лаборатории, так и без выброса. При аспирации без выброса газ собирается над водой или солевым раствором, а затем его выпускают вне помещения или под тягой.
Техника безопасности при работе с веществами повышенной токсичности и легковоспламеняющимися жидкостями. Порядок хранения реактивов. Классификация по группам хранения.
Все используемые реактивы в школах делятся на восемь групп:
1. Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ (их используют в научно-исследовательских лабораториях институтов).
2. Реактивы, выделяющие в обычных условиях при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся взрывоопасные газы (литий, натрий, карбид кальция).
3. Самовозгорающиеся при неправильном хранении реактивы (в школах не применяют).
4. Легковоспламеняющиеся жидкие реактивы (диэтиловый эфир, бензин).
5. Легковоспламеняющиеся твердые реактивы (фосфор красный, магний, сера).
6. Воспламеняющие реактивы (перманганат калия, дымящаяся азотная кислота, нитраты).
7. Соединения, физиологически активные в малых дозах (нитрат и хлорид бария, хроматы и дихроматы, фенил).
8. Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные (алюминий, хлорид натрия, оксид магния).
Вещества разных групп несовместимы. Так при смешении групп 4 и 5 с 6 вещества могут воспламеняться, группа 7 придает токсичность другим группам. Поэтому группы 2-7 хранят отдельно (на разных полках). Вещества 8 группы разрешается хранить со всеми остальными, кроме 7 группы. Вещества 7 группы из-за высокой токсичности нужно хранить в надежном сейфе.
Все реактивы следует хранить в лаборантской. В помещении класса (под замком) могут размещаться вещества 8 группы хранения. При недостатке места вещества групп 2,5 и 6 можно разместить в одном шкафу на своей полке (сверху вниз - размещая 5,6,2).
Для упорядочения работа с реактивами составляется картотека по природе веществ, алфавиту и т.д., с указанием расположения реактивов, даты, наличия и их расходов. На каждое вещество заполняется своя карточка.
При пользовании реактивами следует хотя бы по внешним признакам убедиться соответствия этикетки и содержимого упаковки. На этикетке обозначается степень очистки реактива, его огнеопасность, ядовитость, взрывоопасность. Запрещено хранение веществ без этикетки или с надписями карандашом по стеклу, последнее допустимо только для временного пользования. Отработанные реактивы запрещается сливать прямо в канализацию. Для слива в кабинете необходимо иметь несколько сосудов (до Зл каждый с соответствующими этикетками). Набранные отходы нейтрализуют и затем сливают в канализацию. Отходы легковоспламеняющихся жидкостей ЛВЖ и ГЖ сжигают по мере накопления. Реактивы из тары без этикетки подлежат обязательному уничтожению. Если идентифицировать вещество не удается, то твердые вещества поверяют на растворимость в воде. При растворении вещества раствор проверяют на токсичность и при отрицательном результате жидкость выливают в сосуд для отработанных растворов. При токсичности раствора его предварительно обезвреживают. Нерастворимые в воде вещества без этикеток выбрасывают с твердыми отходами.
Техника безопасности при типичных лабораторных операциях.
Приготовление растворов проводят преимущественно в фарфоровой лабораторной посуде. Жидкость большей плотности вливают в жидкость меньшей плотности небольшими порциями при непрерывном помешивании. Работать надо в защитных очках. При взятии навески твердого вещества на чашку весов необходимо постелить полиэтиленовую пленку или поставить фарфоровую чашечку. Вещества берут пластмассовыми или фарфоровыми ложечками. Нельзя засыпать вещество через край, т.к. при этом образуется пыль. Если при растворении вещества выделяется тепло, то для приготовления раствора заливают половину рассчитанного объема воды и всыпают навеску. Перемешивают стеклянной палочкой с резиновым кольцом на конце, и добавляют порции вещества навески. Очередную порцию вводят после растворения предыдущей навески. После остывания жидкости раствор доводят до нужного объема. Если при приготовлении раствора тепло поглощается, то раствор готовят на подогретой воде. Растворы приготовляют на отдельном рабочем месте. При выделении едких паров операции проводят в вытяжном шкафу, в проветриваемом помещении или на открытое воздухе. Эти жидкости берут из сосудов пипеткой с резиновой грушей. Случайно пролитое или рассыпанное вещество сразу утирают и после того продолжают операцию растворения.
Работа со стеклом. Так как стеклянная посуда очень хрупкая, то возможно внезапное/повреждение сосудов с различными растворами. Сильно нагретые стеклянные сосуда на вид не отличаются от холодных и могут быть ожоги при неосторожном обращении. При манипуляции со стеклянными изделиями недопустимы повышенные физические усилия. При наличии повреждений пользоваться посудой запрещено. Обрабатывают посуду на специально отведенном рабочем месте, пробки в колбы вставляют винтообразным движением, нагретые сосуды запрещается ставить на металлические предметы и кафель. Нельзя обогревать сосуд выше уровня жидкости. Узкие сосуды при нагревании нельзя наполнять более чем на 1/3 . Сосуды с горячими жидкостями переносят обернув полотенцем.