Врачевание в период расцвета первобытного общества.
Первые опыты врачевания основывались на наблюдении и прежде всего, были связаны с питанием. Люди на протяжении огромного периода питались преимущественно растениями. Об этом свидетельствует, в частности, останки неандертальского человека (Неандертальская долина близ Дюссельдорфа). Его зубы были очень массивными и имели стертые коронки, что свидетельствовало о растительной пище, а стертость коронок – примесью к пище золы и земли. Следующая ступень существования человека началась с употреблением в пищу рыб, раков, ракушек и т.д. Устанавливалась связь между растениями и их действием на организм: утоляет голод, горькое, несъедобное, мочегонное, болеутоляющее, слабительное и т. д. Эти сведения составляли основу первичных врачебных (медицинских) знаний. Очевидно,растения были первыми лекарственными средствами:
- болеутоляющие (пасленовые)
- раздражающие (полынь)
- наркотические (мак, конопля)
- седативные (валериана).
Эти знания были результатом коллективного опыта большого сообщества людей во многих поколениях - коллективный опыт общин.
Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности более широкого расселения, способствовал улучшению питания, позволил отделить жир от мяса, что позволило использовать его в лечебных целях. Появилась возможность использовать в лечебных целях солнечное тепло и горячие источники. Изобретение лука и стрелы привело к развитию охоты. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечение ран, переломов, вывихов. Накапливается опыт применения лечебных средств животного происхождения (кровь, печень, сырое мясо). Имеются основания считать, что неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов и других поверхностных нагноительных образований, наложение швов на рану. С древних времен использовались силы природы (солнце, вода, растительное масло, нарзан).
Одним из древнейших видов медицинской деятельности была помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически в тесной неразрывной связи. Наибольшее внимание жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвлять детей встречался преимущественно у кочевников: охотников, скотоводов. Восточные славяне, рано перешедшие к оседлому образу жизни, отмечали заботливое отношение к детям и многодетность.
Толкование причин болезней.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом(от алгонкинского «от-отем» - его род). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм(от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело. Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия –врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить духа. Считали, что болезнь можно обмануть: для этого меняли одежду, имя, маскировали больного. Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия.
Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.