Сбор, транспортировка и хранение белья
В стационарах и поликлиниках оборудуют центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовую для чистого белья оборудуют стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.
В «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья) отделка подразумевает обеспечение влагостойкости на всю их высоту. Полы следует покрывать водонепроницаемыми материалами. Допускается устройство подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.
Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозить грязное и чистое белье в одной и той же таре нельзя. Стирка тканевой тары (мешки) осуществляется одновременно с бельем.
Грязное белье собирают в закрытую тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передают в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных раковиной и устройством для обеззараживания воздуха.
В кладовых для хранения белья должны быть полки с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции.
Выдача и смена белья пациентам
При поступлении в стационар пациенту выдают комплект чистого нательного белья, пижаму/халат, тапочки. Личную одежду и обувь больные оставляют в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передают родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционного профиля в случаях, предусмотренных санитарными правилами, подвергается камерной дезинфекции. Смену белья пациентам проводят по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Перед поступлением больного меняют постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) и кровать застилают чистым комплектом постельного белья (простыня, наволочка, пододеяльник). Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец ежедневно, подкладных пеленок не менее 4-5 раз в сутки и по мере необходимости. Допускается использование прокладок промышленного производства.
Перед возвращением пациента в палату после хирургического вмешательства проводится обязательная смена белья. В послеоперационном периоде смена белья пациентам должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.
В операционных, акушерских стационарах (родильные блоки, а также палаты для новорожденных) используют стерильное белье. Для новорожденных допускается применение памперсов.
При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в частности в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациента обеспечивают индивидуальным комплектом белья (простыня, подкладная пеленка, салфетка, бахилы), в том числе разового.
Одежда медперсонала
Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды халатами, шапочками и сменной обувью. Смена одежды персонала в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля ее проводят 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Многоразовые салфетки при невозможности использования одноразовых тканевых подлежат стирке.
Стирку одежды персонала осуществляют централизованно и отдельно от белья пациентов. Стирают белье в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Запрещается стирка спецодежды в домашних условиях.
Обеззараживание белья
Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательное, постельное белье, полотенца, спецодежда медицинского персонала и т.д.) осуществляют в прачечных, замачивая в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой, или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфекционных средств в стиральных машинах проходного типа по программе № 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. Белье новорожденных обрабатывают так же, как инфицированное.
После выписки пациентов, а также по мере загрязнения матрасы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрасов чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззараживают раствором дезинфицирующего средства методом протирания. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.
Помещения и инвентарь для уборки прачечных, кладовых для временного хранения белья ежедневно моют и дезинфицируют. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения и храниться в выделенном для этой цели помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.
Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливают в местах комплектации уборочных тележек. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат.
Стирка белья в медицинских организациях осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях».