I) Визуальные средства обнаружения.
Как судно, так и спасательные шлюпки снабжены набором пиротехники, которая служит в случае бедствия для привлечения внимания проходящих мимо судов или пролетающих самолетов. В шлюпках и плотах для привлечения внимания судов и самолётов имеется по сигнальному зеркалу.
А)Парашютная ракета.
Она способна взлетать не менее, чем на 300 метров. Продолжительность горения – не менее 40 секунд.
Цвет огня – красный. Обращаться с ракетой следует следующим образом:
- снять крышку;
- высвободить металлический язычок;
- прочно удерживая ракету вертикально, нажать на язычок
ладонью вверх.
Б) Фальшфейер красного огня.
Продолжительность горения – не менее 60 секунд.
Для срабатывания:
-снять колпачок;
-высвободить пусковой шнур;
- прочно удерживая фальшфейер вертикально, резко дёрнуть за петлю
В) Дымовая шашка
Она способна излучать оранжевый дым
продолжительностью – не менее 3 минут. Для задействования шашки
необходимо:
- снять крышку;
- освободив кольцо, дёрнуть за него;
- выбросить шашку за борт.
Следует помнить, что применять пиротехнические средства обнаружения необходимо, когда проходящее судно или самолёт находятся в непосредственной близости так, что они могут визуально
обнаружить этот сигнал.
. Все спасательные сигналы имеют как достоинства, так и недостатки. Пиротехнические средства являются прекрасными сигналами, однако используются только один раз и могут причинить травмы и ущерб при неправильном применении.
Фальшфейеры и дымовые шашки в процессе горения выделяют пепел и шлак. Даже если они быстро охлаждаются, они могут быть причиной ожогов или воспламенения материалов. Температура горения фальшфейера очень высока и он способен воспламениться от удара. Другие пиротехнические средства имеют аналогичные характеристики и должны использоваться с аналог, мерами предосторожности. Пиротехника никогда не должна использоваться прямо в сторону самолета или судна. Ручные или плавучие дымовые шашки лучше всего использовать в ясную погоду при легком ветре или его отсутствии. Помните, что дымовые шашки теряют свою эффективность при свежем ветре из-за быстрого рассеивания дыма.
Фальшфейер может использоваться днем, но он наиболее эффективен ночью или в условиях ограниченной видимости.
Красные парашютные ракеты являются хорошими сигнальными средствами для использования, как в светлое, так и в темное время суток, т.к. имеют достаточную высоту, время падения и яркую интенсивность. Однако, их медленное падение может привести к знач. сносу сигнала при наличии ветра и как следствие увести спасателей в сторону,
В любом случае при использовании пиротехнических сигналов необходимо принимать во внимание действие ветра. При тихой погоде или легком ветре держите руки под углом 60 к горизонту при условии что ветер дует вам в спину. При усилении ветра увеличивайте угол запуска до 80-85, и в любом случае не запускайте ракету прямо над собой или в сторону другого спасательного средства для избегания падения заряда в вашу или соседнюю шлюпку либо плот.
Лекция 6. Оказание первой медицинской помощи спасенным.
Учебные цели:
В результате изучения данногоразделаслушатели должны:
ЗНАТЬ:Организацию медицинской помощи потерпевшим кораблекрушение и спасенным лицам.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:с медицинским оснащением спасательных средств
Введение
Учебная программа по курсу «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками» содержит обязательные минимальные требования для дипломирования специалистов по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам и соответствует правилу VI/2, разделу А-V/2 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная Конференцией 1995 года.
Одним из важных элементов подготовки является медицинская подготовка. Каждый человек, оказавшийся на спасательном средстве должен знать, как оказать помощь пострадавшим товарищам и как грамотно применить содержание находящейся на борту медицинской аптечки.
Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание
Травма
На борту аварийного плавсредства может не оказаться заранее подготовленного набора для оказания первой помощи, и поэтому спасатели будут вынуждены пользоваться подручными средствами. Вот некоторые рекомендации, касающиеся оказания первой помощи на борту аварийного плавсредства. В первую очередь необходимо принять меры, направленные на спасение жизни пострадавшего. В отсутствие специального оборудования это делается посредством:
- остановки кровотечения непосредственным прижатием раны;
- проведения, при необходимости, искусственного дыхания по методу «рот в рот»;
- проведения непрямого массажа сердца при отсутствии пульса и остановке сердца;
- борьбы с шоком, для чего пострадавшего нужно положить так, чтобы его голова была ниже остального тела, и тепло укутать;
- привязывания сломанной конечности к здоровой части тела, если на борту нет ничего, что можно было бы использовать в качестве импровизированной шины (например, одну ногу прибинтовывают к другой, плечо - к грудной клетке, одно предплечье - к другому так, чтобы пальцы касались локтей);
- облегчения боли внимательным отношением или с помощью лекарств, если они есть.
Спасенные утопающие
Спасенные утопающие обычно быстро приходят в себя, если только они не находились в холодной воде слишком долго и у них не произошло резкого переохлаждения.
Лечение:Лечение людей, которые едва не утонули, должно состоять в немедленно проведении искусственного дыхания по методу «рот в рот» и, при необходимости, непрямого массажа сердца. Искусственное дыхание по методу «рот в рот» будет полезным и в том случае, когда пострадавший дышит с трудом. Попытки удалить воду из легких спасенного обычно оказывается бесполезными, и тратить на это время не рекомендуется. Следует помнить, однако, что утопающие обычно проглатывают большое количество воды, что приводит к растяжению желудка, а это в свою очередь затрудняет дыхание и кровообращение, и поэтому необходимо как можно быстрее освободить желудок от воды. Для этого пострадавшего кладут на бок и сильно сдавливают верхнюю часть живота. Кроме того, спасенного можно положить на колено спасателя лицом вниз так, чтобы его голова свисала, или приподнять его за живот.
6.1.3. Генерализованная гипотермия, вызванная пребыванием в холодной воде. Генерализованная гипотермия является ведущей причиной смерти людей, оказавшихся в холодной воде в результате кораблекрушения.
На холоде выработка тепла организмом автоматически усиливается для компенсации потери тепла. Однако в том случае, когда потеря тепла превышает скорость его выработки, температура тела падает и возникает гипотермия. Генерализованная гипотермия обычно имеет место у большинства лиц, извлеченных из холодной воды. Она проявляется резкой бледностью, нередко генерализованной ригидностью мышц, дрожью, нарушением сознания той или иной степени и шоком. Кроме того, смерть в результате утопления зачастую является следствием резкой слабости, вызванной гипотермией, и наступает раньше, чем могла бы наступить смерть, обусловленная одной лишь гипотермией.
Лечение:Лечение при гипотермии зависит от состояния пострадавшего. Обычно, если у пострадавшего сохранено сознание и он ориентируется в окружающей обстановке, то с него нужно снять, несмотря на сильнейшую дрожь, всю мокрую одежду и переодеть его в сухую одежду или завернуть в одеяла. Однако всегда следует помнить, что даже лица, находящиеся в сознании, сразу же после спасения могут впасть в коллапс и потерять сознание. Алкогольные напитки ни в коем случае нельзя употреблять.
В более тяжелых случаях, когда у спасенного нет дрожи, и он находится в полубессознательном или бессознательном состоянии или на первый взгляд кажется мертвым, необходимо принять незамедлительные меры, направленные на спасение жизни. В таких ситуациях руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями:
1) У человека, извлеченного из воды, сразу же проверьте дыхание. Если он не дышит, освободите дыхательные пути и немедленно приступайте к искусственному дыханию (по методу «рот в рот» или «рот в нос»).
2) Реанимационные действия нужно проводить не менее 30 мин (если нет возможности связаться с врачом и получить его указания).
3) Если спасенный дышит, но находится без сознания, придайте ему надлежащее положение, чтобы дыханию не мешали запавший язык или рвотные массы.
4) Избегайте излишних манипуляции; даже не снимайте со спасенного мокрой одежды; не делайте массажа.
5) Постарайтесь предотвратить дальнейшую потерю тепла в результате испарения или воздействия ветра. Заверните спасенного в одеяла, положите его так, чтобы голова была ниже остального тела.
Эмоциональные факторы
В идеальных условиях здоровый не раненый человек может выжить на борту аварийногоплавсредства в течение 3 дней. Нередки, однако, случаи, когда люди оставались живы больше месяца. Самым важным фактором, от которого зависит выживание людей, потерпевших кораблекрушение, является воля к жизни. Об этом убедительно говорит опыт всех кораблекрушений. Нередко потерпевшие кораблекрушение делают, казалось бы, все мыслимые ошибки, но остаются в живых только благодаря воле к жизни.
Действия и моральная стабильность потерпевших кораблекрушение зависят в первую очередь от моральной и психологической прочности, как всей группы, так и каждого отдельного человека. Группа опытных моряков, например, психологически гораздо устойчивее, чем группа шокированных происшедшим пассажиров.
С течением времени моральное состояние группы людей, ожидающих спасения на борту аварийного плавсредства, может существенно ухудшиться. Очень важно занять членов группы каким-нибудь делом. Выполнение различных поручений - уход за пострадавшими, работа с парусами, подача сигналов бедствия и т.п. что отвлекает от мрачных мыслей и помогает сохранить надежду на спасение. Те, кто находится на борту аварийныхплавсредств в одиночку, должны всеми силами экономить энергию и ресурсы. Им может казаться, что они слышат голоса или видят предметы, которых на самом деле нет. Различного рода умственные упражнения помогают предотвратить возникновение таких галлюцинаций.
Нарушения психики могут возникнуть в любое время до и после спасения.
Все лица, находящиеся на борту аварийного плавсредства, должны распознавать психические нарушения бороться с ними, но в первую очередь это должен делать капитан. Страх очень быстро передается от одного человека к другому и может узко снизить шансы на выживание в открытом море.
Для борьбы со страхом следует подбадривать пострадавших и других людей, находящихся на борту аварийного плавсредства, и давать им различные поручения, чтобы они были заняты каким-то делом. Панику необходимо пресекать в самом зародыше. Некоторых людей приходится даже связывать. Преодолеть страх помогают инъекции морфина (по 10 мг внутримышечно, при необходимости через каждые 4 ч).
Морская болезнь
Морская болезнь проявляется потерей аппетита, слабостью, головокружением, тошнотой и рвотой. Существуют эффективные лекарственные средства предупреждения этой болезни (аэрон, .
Солнечные ожоги
Солнечные ожоги - одна из основных опасностей, грозящих людям в открытом море, независимо от того, на какой широте они находятся. Тяжбе ожогов может варьироваться от первой до третьей степени и зависит от длительности пребывания на солнце и возможности укрыться от него. Вначале возникает покраснение кожи, она отекает и становится болезненной. Этому могут сопутствовать лихорадка, тошнота, рвота, понос, слабоесамосостояние и даже прострация.
Для предотвращения солнечных ожогов нужно все время быть полностью одетым, а еще лучше - находиться в тени. Следует стараться не смотреть на солнце и на его отражения от воды. Лицам, находящимся на борту аварийногоплавсредства, рекомендуется весь день носить темные очки. Помимо этих простейших мер предосторожности, все открытые части тела рекомендуется густо смазывать противоожоговым кремом.
Питье и питание
Если помощь долго не приходит, с течением времени становится все труднее удовлетворять потребность в воде и пище людей, находящихся на борту аварийного плавсредства. В таких ситуациях вода гораздо нужнее пищи. Запас продовольствия на спасательной шлюпке зачастую ограничен леденцами, которые дают организму мало энергии и в основном лишь поддерживают моральное состояние голодных людей.
На аварийных плавсредствах обычно имеется ограниченное количество питьевой воды, но на некоторых кораблях они снабжены специальными устройствами для обессоливания питьевой воды или солнечными опреснительными установками. С помощью каждого обессоливающего устройства можно получить до полулитра безопасной питьевой воды. Такая вода может иметь резкий запах и необычный цвет, но этого не следует бояться, потому что при получении в строгом соответствии с инструкциями она пригодна для питья. Производительность солнечных опреснительных установок пока весьма ограничена: в ясную погоду в районах с умеренным климатом одна такая установка дает около 4 л воды в день. Эта дистиллированная вода выглядит и пахнет лучше, чем вода, полученная путем обессоливания. Дополнительным источником воды может служить дождь.
Если есть основания считать, что помощь придет позже, чем через сутки, в первые 24 ч следует расходовать минимальное количество воды. Благодаря этому в организме находящихся на аварийном плавсредстве людей активизируются механизмы экономии воды, и в последующие дни потребность в воде снизится. У тех лиц, которые провели какое-то время в воде или наглотались морской воды, может иметь место сильная жажда, и их потребность в питье следует частично удовлетворять. По прошествии первых суток каждый человек должен потреблять пол-литра воды в сутки. В тропическом климате при наличии достаточных запасов воды ее потребление следует увеличить, чтобы компенсировать усиленную потерю, связанную с интенсивным потоотделением.
Перегрев тела
В тропических районах люди, находящиеся на борту аварийного плавсредства, могут страдать от жары. В определенных обстоятельствах усиленное потоотделение является причиной очень большой потери воды. Организм в некоторой степени приспосабливается к жаре, однако полная акклиматизация наступает лишь у немногих людей.
Обезвоживание можно предотвратить сведением физической активности к минимуму в дневное время и рациональным использованием одежды в качестве тента.
Лечение обезвоживания заключается в потреблении больших количеств воды, если это позволяют ее запасы.
Тепловой коллапс возникает в результате потери воды и солей.
Тепловые судороги представляют собой болезненные спазмы мышц конечностей, спины и живота, причиной которых является потеря солей.
У лиц, страдающих тепловыми судорогами, кожа обычно влажная и холодная, и часто наблюдается подергивание мышц.
Тепловой (солнечный) удар - состояние, требующее оказания неотложной помощи.