Наблюдение за горизонтом и подача сигналов
- Наблюдение за горизонтом и воздухом должно быть непрерывное. Продолжительность дежурства зависит от погоды и других условий. Эту обязанность должны выполнять самые крепкие и внимательные люди, обладающие хорошим зрением и слухом.
- Наблюдение должно вестись повахтенное, по возможности двумя вахтенными.
- В распоряжении наблюдателей для подачи сигналов должны находиться:
- в солнечную погоду и лунную ночь – сигнальное зеркало (гелиограф);
- в туманную погоду – звуковой сигнал, дымовые шашки;
- в ночное время – ручной фонарь, фальшфейер и ракеты.
- Пиротехнические средства сигнализации разрешается подавать только с разрешения старшего, когда есть уверенность, что они могут быть замечены появившимся судном, самолетом.
Правила пользования фальшфейерами, дымовыми шашками, ракетами и сигнальным зеркалом нанесены на корпусах этих средств. Пользоваться пиротехническими средствами нужно по ветру, за бортом шлюпки, чтобы горящие частицы не явились причиной ожога или пожара.
- На шлюпке имеется таблица спасательных сигналов.
Основные действия командира спасательной шлюпки по УПРАВЛЕНИЮ при сильном волнении моря:
- Отойти от борта аварийного судна на ¼ мили – 250-300 метров;
- Обнаружение и подъем в шлюпку находящихся в воде людей и оказание им первой медицинской помощи;
- Собрать спасательные плоты, скрепить их между собой и шлюпкой буксирными тросами (длина – 10 м.) при этом шлюпка должна быть с наветренной стороны, а плоты привязаны к шлюпки по корме носом на волну.
- Использовать плавучий якорь для уменьшения скорости дрейфа и удержания от опрокидывания при шторме и большой волны, сохранения местоположения;
Плавучий якорь имеет следующие элементы:
а) конус со стропами –
б) дректов
в) нирал
Действия по подготовке к штормовой погоде:
- Всем надеть спасательные жилеты;
- Установить плавучий якорь;
- Убрать и зафиксировать все незакрепленное оборудование;
- Удобно разместить в шлюпке всех пострадавших;
- Убедиться в надежности фиксирования всех закрытий (у частично закрытой шлюпки – тента);
- За контролем за плавучим якорем установить вахту в носу шлюпки из 2 человек;
- Наоткрытой шлюпки устанавливается РУЛЕВОЕ ВЕСЛО, а руль с румпелем убирается или фиксируется;
- Все информируются об их обязанностях;
- Поддерживать морально-психологическое состояние людей и нормальные санитарные условия в шлюпке.
Заключение
- Волны – это колебания воды, которые передаются окружающим частицам и распространяются по всем направлениям, образуя волны в идее последовательного чередования гребня и впадины.
- При сильном волнении моря само судно представляет опасность для экипажа и пассажиров, так как меняет свое положение относительно волн и испытывает действия инерционных сил, приводящих к деформации или опрокидыванию.
- Основная задача управления спасательным средством в условиях сильного волнения моря: удерживать шлюпку «носом на волну» и уменьшать ее дрейф плавучим якорем
Тема 4.4. ВЫБРОС СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК И ПЛОТОВ НА БЕРЕГОВУЮ ОТМЕЛЬ
Введение
Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.
Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.
Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.
При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны. Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.
На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже. Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.